СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЕВОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 01 марта 2022 года Дело N 33-630/2022

Председательствующий по делу Дело N 33-630/2022

Судья Терновая Ю.В. (N дела в суде 1-й инст. 2-1179/2021)

УИД 75RS0027-01-2021-001814-64

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам <адрес>вого суда в составе:

председательствующего судьи Чайкиной Е.В.,

судей Казакевич Ю.А., Погореловой Е.А.

при секретаре Печеревиной О.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в <адрес> 01 марта 2022 года гражданское дело по исковому заявлению Шилкинского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному дошкольному образовательному учреждению Д. сад N "Пчёлка" <адрес>, комитету образования муниципального района "<адрес>" о понуждениии совершить определенные действия,

по апелляционной жалобе главы администрации муниципального района "<адрес>" Воробьева С.В.

на решение Шилкинского районного суда <адрес> от <Дата>, которым постановлено:

"Исковые требования Шилкинского межрайонного прокурора удовлетворить.

Обязать Комитет образования муниципального района "<адрес>", Администрацию муниципального района "<адрес>" обеспечить финансирование мероприятий по обязательному психиатрическому освидетельствованию работников Муниципального дошкольного образовательного учреждения Д. сад N "Пчёлка" <адрес> в течение месяца с даты вступления решения суда в законную силу.

Обязать Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Д. сад N "Пчёлка" <адрес> обеспечить прохождение работниками образовательного учреждения обязательного психиатрического освидетельствования педагогических работников в течение трех месяцев с момента финансирования.".

Заслушав доклад судьи Казакевич Ю.А., судебная коллегия

установила:

прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с настоящим иском, ссылаясь на следующие обстоятельства. В ходе проведенной прокуратурой проверки было установлено, что в М. Д. сад N "Пчёлка" <адрес> не организованы и не проведены обязательные психиатрические освидетельствования работников, в организации осуществляется лишь ежегодный медосмотр врачом-психиатром.

Указывает, что образовательные организации участвуют в процессе воспитания и обучения, то есть являются учебно-воспитательными учреждениями, поэтому их работники должны проходить соответствующее психиатрическое освидетельствование. Прохождение медицинских осмотров не тождественно прохождению психиатрических освидетельствований, поскольку порядок их прохождения отличается друг от друга и регулируется разными нормативно-правовыми актами.

На основании изложенного, прокурор просил суд обязать комитет образования администрации муниципального района "<адрес>", администрацию муниципального района "<адрес>" обеспечить финансирование мероприятий по обязательному психиатрическому освидетельствованию работников М. Д. сад N "Пчелка" <адрес> в течение месяца с даты вступления решения суда в законную силу; возложить на М. Д. сад N "Пчелка" <адрес> обязанность обеспечить прохождение работниками образовательного учреждения обязательного психиатрического освидетельствования педагогических работников в течение трех месяцев с момента финансирования (л.д. 3-6).

Судом постановлено приведенное выше решение (л.д. 28-29).

Не согласившись с постановленным по делу решением, глава администрации муниципального района "<адрес>" Воробьев С.В. подал апелляционную жалобу. Полагает, что решение вынесено с нарушением норм материального и процессуального права. Указывает, что мероприятия по прохождению психиатрического освидетельствования работников сада требуют значительных финансовых затрат, а собственных денежных средств в бюджете района нет. Бюджет является дотационным, у администрации нет возможности в дополнительном выделении денежных средств комитету образования для решения требуемых вопросов.

В соответствии со ст. 41 ГПК РФ администрация предлагает произвести замену ответчиков на надлежащее лицо - Министерство образования и науки <адрес> с учетом материально-правовых отношений.

При вынесении решения суд не учел, что финансирование мероприятий по обязательному психиатрическому освидетельствованию работников осуществляется в рамках образовательного процесса, поскольку деятельность учреждения направлена и обусловлена его реализацией, гарантия на безопасность при осуществлении образовательного процесса и входит в систему гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного образования, обеспечение которых входит в функции и компетентность Министерства образования и науки <адрес>.

На исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению финансирования мероприятий по обязательному психиатрическому освидетельствованию работников, требуются значительные финансовые затраты, которыми бюджет муниципального района не располагает. На основании изложенного, просит решение районного суда отменить, принять новое решение (л.д. 32-33).

Ответчики М. Д. сад N "Пчёлка", комитет образования муниципального района "<адрес>", администрация муниципального района "<адрес>", надлежащим образом извещенные о рассмотрении дела в апелляционном порядке, в судебное заседание представителей не направили, об отложении слушания дела не заявили. От заведующей М. Д. сад N "Пчёлка" поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Руководствуясь ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В силу ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив законность и обоснованность решения суда в обжалуемой части, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя процессуального истца Чадову Е.А., судебная коллегия приходит к следующему.

Статьей 22 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность работодателя соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.

В соответствии с абз. 13 ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований.

Абзацем 7 статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающие в условиях повышенной опасности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Согласно п.9 ч.1 ст.48 Федерального закона от <Дата> N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" педагогические работники обязаны проходить в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя.

Постановлением Правительства Российской Федерации от <Дата> N утверждены Правила прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности (далее - Правила).

Согласно п.п. 3, 5 Правил, освидетельствование работника проводится с целью определения его пригодности по состоянию психического здоровья к осуществлению отдельных видов деятельности, а также к работе в условиях повышенной опасности, предусмотренных Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденным Постановление Правительства Российской Федерации от <Дата> N "О реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании". Освидетельствование работника проводится не реже одного раза в 5 лет.

Из ст. 213 Трудового кодекса Российской Федерации, положений Правил и постановления Правительства Российской Федерации от <Дата> N "О реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" следует, что требования по прохождению обязательного психиатрического освидетельствования распространяются на всех работников Д. дошкольных учреждений.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в ходе проведенной прокуратурой <адрес> проверки исполнения М. Д. сад N "Пчёлка" федерального законодательства об охране труда выявлены нарушения, выразившиеся в отсутствии организации обязательного психиатрического освидетельствования педагогических работников, осуществляющих трудовую деятельность в указанном образовательном учреждении.

Сторонами не оспаривалось, что на момент рассмотрения заявленного спора обязательное психиатрическое освидетельствование педагогических работников в М. Д. сад N "Пчёлка" организовано не было.

Разрешая заявленный спор, суд первой инстанции, учитывая обстоятельства дела, правовые нормы, регулирующие спорные правоотношения, пришел к выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований, возложив на Комитет образования муниципального района "<адрес>", администрацию муниципального района "<адрес>" обязанность по финансированию мероприятий по обязательному психиатрическому освидетельствованию работников дошкольного учреждения в течение месяца с даты вступления решения суда в законную силу. В свою очередь на М. Д. сад N "Пчёлка" судом возложена обязанность по обеспечению прохождения работниками образовательного учреждения обязательного психиатрического освидетельствования в течение трех месяцев с момента финансирования.

Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции судебная коллегия не находит, поскольку они основаны на нормативных положениях, регулирующих спорные правоотношения, и соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

Доводы апелляционной жалобы администрации муниципального района "<адрес>", которые сводятся к несогласию с решением суда в части возложения на администрацию обязанности по финансированию образовательного учреждения денежными средствами для устранения выявленных нарушений, основанием к отмене постановленного решения не являются, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права.

К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования согласно п. 1 ч. 1 ст. 9 Федерального закона N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", как и п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от <Дата> N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", относят вопросы местного значения муниципальных районов, такие как организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.

В силу ст. 17 Федерального закона от <Дата> N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов в целях решения вопросов местного значения уполномочены, в том числе на создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

Из приведенных положений закона следует, что финансирование образовательных учреждений в части их содержания и обслуживания относится к расходным обязательствам муниципального района.

Согласно Уставу, утвержденному распоряжением Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям муниципального района "<адрес>", М. Д. сад N "Пчёлка" является бюджетным учреждением, учредителем и собственником имущества является муниципальный район "<адрес>", функции и полномочия учредителя осуществляет Управление образованием администрации муниципального района "<адрес>", Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям муниципального района "<адрес>" (п. 1.3-1.5 Устава).

В соответствии с п. 2.1, 2.3 Устава предметом деятельности учреждения является образовательная деятельность: присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования согласно Федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования. Основными видами деятельности учреждения является реализация основных общеобразовательных программ дошкольного образования, присмотр и уход за детьми.

Собственником имущества учреждения является муниципальный район "<адрес>". Имущество закреплено за учреждением на праве оперативного управления. Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов учреждения являются: средства бюджета муниципального района "<адрес>"; имущество, закрепленное за учреждением на праве оперативного управления, учредителем или приобретенное за счет средств, выделенных учредителем; имущество, приобретенное учреждением по договорам и иным основаниям за счет средств от приносящей доход деятельности; доходы, полученные от приносящей доход деятельности, разрешенной учреждением; добровольные взносы (пожертвования) организаций и граждан; иные источники в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 4 Устава).

Из ответа администрации муниципального района "<адрес>" от <Дата> следует, что финансирование М. Д. сад N "Пчёлка" на мероприятия по прохождению работниками медицинских осмотров осуществляется за счет средств муниципального района. Мероприятия по обязательному психиатрическому освидетельствованию работников, имеющих педагогическое образование, не относится к статье расходов, выделяемых на прохождение медицинских осмотров.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о возложении на администрацию муниципального района "<адрес>" обязанности по финансированию образовательного учреждения денежными средствами. <адрес> в данном случае, в силу приведенных положений закона и учредительных документов, как орган местного самоуправления и учредитель, обязана обеспечить финансирование образовательного учреждения в части мероприятий по обязательному психиатрическому освидетельствованию за счет средств муниципального района. Выполнение данной обязанности направлено на обеспечение безопасности воспитанников и работников учреждения во время образовательного процесса.

В силу приведенного, судебная коллегия отклоняет как несостоятельные доводы апелляционной жалобы в той части, что с учетом заявленных прокурором требований к участию в деле в качестве соответчика необходимо было привлечь Министерство образования <адрес>.

Иных доводов, которые имели бы правовое значение для разрешения спора и могли повлиять на оценку законности и обоснованности обжалуемого решения, апелляционная жалоба не содержит. Изложенные в апелляционной жалобе доводы не ставят под сомнение обоснованность выводов суда и не свидетельствуют о наличии предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований к отмене состоявшегося судебного постановления.

Вместе с тем, учитывая требования ст.ст. 13, 210 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации об исполнении решения суда во взаимосвязи с разъяснениями, приведенными в п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <Дата> N "О судебном решении", принимая во внимание, что резолютивная часть решения не содержит конкретного указания в отношении каких работников ответчиками необходимо исполнить обязанность, а также источник финансирования, с целью обеспечения исполнимости решения судебная коллегия полагает необходимым изменить резолютивную часть постановленного решения, дополнив ее указанием на то, что обязанность по финансированию подлежит исполнению за счет средств бюджета муниципального района "<адрес>", а также на прохождение психиатрического освидетельствования именно педагогическими работниками.

В остальной части решение суда надлежит оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Шилкинского районного суда <адрес> от <Дата> изменить.

Абзацы 2, 3 резолютивной части решения суда изложить в следующей редакции:

Обязать комитет образования муниципального района "<адрес>", администрацию муниципального района "<адрес>" профинансировать за счет средств бюджета муниципального района "<адрес>" мероприятия по обязательному психиатрическому освидетельствованию педагогических работников муниципального дошкольного образовательного учреждения Д. сад N "Пчёлка" <адрес> в течение месяца с даты вступления решения суда в законную силу.

Обязать муниципальное дошкольное образовательное учреждение Д. сад N "Пчёлка" <адрес> обеспечить прохождение педагогическими работниками образовательного учреждения обязательного психиатрического освидетельствования в течение трех месяцев с момента финансирования.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, расположенный в <адрес>, в срок, не превышающий трех месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Шилкинский районный суд <адрес>.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено <Дата>.


Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка