СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ТУЛЬСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 2 марта 2022 года Дело N 33-587/2022

Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:

председательствующего Абросимовой Ю.Ю.,

судей Петренко Р.Е., Быковой Н.В.,

при секретаре Гусевой В.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Архипова С.А. на решение Центрального районного суда г.Тулы от 8 ноября 2021 года по гражданскому делу N 2-2401/2021 по иску Архипова С.А. к Государственному учреждению - Тульское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о признании права на дополнительное питание в части расходов на страхование в связи с трудовым увечьем пожизненно (бессрочно).

Заслушав доклад судьи Абросимовой Ю.Ю., судебная коллегия

установила:

Архипов С.А. обратился в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению - Тульское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, в котором просил суд обязать ответчика производить расчет расходов на оплату дополнительного питания ежемесячно, исходя из сложившихся в Тульском регионе цен на продукты, входящих в конкретный рацион дополнительного питания N 3, с момента действия Программы реабилитации пострадавшего от 30.10.2019 пожизненно (бессрочно).

В обоснование заявленных требований истец указал на то, что в результате несчастного случая, произошедшего на производстве 11.07.1996, он признан инвалидом I группы (бессрочно) со 100% утратой трудоспособности. Передвигается с помощью инвалидной кресло-коляски. Состоит на учете в Тульском региональном отделении Фонда социального страхования как пострадавший от несчастных случаев на производстве с момента его основания - с 2000 года. Возмещение вреда Тульским региональным отделением Фонда социального страхования осуществляется на основании акта о несчастном случае на производстве, программы реабилитации пострадавшего.

В Тульское региональное отделение ФСС РФ представлена программа реабилитации пострадавшего к акту освидетельствования N 1820.26.71/2019 от 30.10.2019 и Заключение врачебной комиссии N 211 от 29.10.2019. Одной из форм и объемов по страхованию ему определена нуждаемость в дополнительном питании наряду с другими видами возмещения вреда. Медико-социальной экспертизой установлен продуктовый набор дополнительного питания N 3.

Тульское региональное отделение ФСС отказывается выполнять обязательства по страхованию данного вида обеспечения, мотивируя тем, что Федеральным законом от 07.07.2003 N 118-ФЗ внесены изменения в статью 8 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", на основании которых исключена оплата дополнительного питания.

Полагая, что актом освидетельствования N 589 от 23.10.2000 ему установлена нуждаемость в дополнительном питании с отметкой "бессрочно", данный вид обеспечения установлен до вступления в силу положений Федерального закона от 07.07.2003 N 118-ФЗ и данная нуждаемость закреплена в действующей Программе реабилитации, истец, уточнив заявленные требования в порядке ст. 39 ГПК РФ, окончательно сформулировал их следующим образом - просил суд признать за ним право на дополнительное питание в части расходов по страхованию в связи с трудовым увечьем - пожизненно (бессрочно).

В судебном заседании истец Архипов С.А. заявленные им требования с учетом уточнений поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил суд их удовлетворить.

Представитель истца Архипова С.А. по доверенности Архипова С.В. поддержала требования доверителя, просила суд их удовлетворить.

Представитель ответчика - Государственного учреждения - Тульское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по доверенности Суворова О.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных Архиповым С.А. исковых требований, просила суд в иске отказать.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Федерального казенного учреждения "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Тульской области" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен своевременно и надлежащим образом, в адресованном суду заявлении просил о рассмотрении дела в его отсутствие. Просил вынести решение по делу в соответствии с действующим законодательством.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства труда и социальной защиты Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.

Руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Решением Центрального районного суда г.Тулы от 08.11.2021 в удовлетворении исковых требований Архипова С.А. к ГУ - Тульское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о признании права на дополнительное питание в части расходов на страхование в связи с трудовым увечьем пожизненно (бессрочно) отказано.

В апелляционной жалобе Архипов С.А. ставит вопрос об отмене решения суда, полагая, что суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права и оценил представленные доказательства.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав возражения представителя ГУ - Тульское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по доверенности Суворовой О.А., поддержавшей решение суда, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение в случае инвалидности.

Конституция Российской Федерации, провозглашая человека, его права и свободы высшей ценностью (ст. 2) и гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39), одновременно относит вопросы социальной защиты к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. "ж" ч. 1 ст. 72).

Согласно Федеральному закону от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Из Преамбулы Федерального закона Российской Федерации от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" следует, что настоящий Федеральный закон определяет в Российской Федерации правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и определяет порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях.

Статьей 3 Федерального закона N 125-ФЗ установлено, что объектом обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве являются имущественные интересы физических лиц, связанные с утратой ими здоровья, профессиональной трудоспособности либо их смертью вследствие несчастного случая на производстве.

Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ право застрахованных на обеспечение по страхованию возникает со дня наступления страхового случая.

Как видно из материалов дела, Архипов С.А. признан инвалидом I группы (бессрочно) со 100 % утратой трудоспособности в результате несчастного случая, произошедшего 11.07.1996 на Закрытом акционерном обществе "Заря" по адресу: Тульская область, Киреевский район, село Дедилово. Указанные обстоятельства подтверждаются актом N 1 о несчастном случае на производстве, утвержденным Генеральным директором ЗАО "Заря" 10.01.2001, справкой ВТЭ-297 N 032662 от 23.10.2000.

Согласно справке ВТЭ-297 Архипову С.А. установлена нуждаемость в дополнительных видах помощи, среди которых под п. 8 указано дополнительное питание. Нуждаемость Архипова С.А. в возмещении расходов на дополнительное питание установлена также актом освидетельствования N 589 от 23.10.2000, программой реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания от 23.10.2000. В разделе дополнительная медицинская помощь программы реабилитации пострадавшего содержится указание на дополнительное питание с отметкой "постоянно".

Нуждаемость Архипова С.А. в дополнительном питании установлена программой реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания к акту освидетельствования N 1820.26.71/2019 от 30.10.2019, в которой указано на нуждаемость в дополнительном питании - продуктовый набор дополнительного питания N 3 для спинальных больных с нарушением функции тазовых органов (сроком на 2 года), программой реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания N 496.26.71/2021 от 15.10.2021, в которой в разделе 27 "Приобретение лекарственных препаратов для медицинского применения" указано на нуждаемость в дополнительном питании - продуктовый набор дополнительного питания N 3 (на шесть месяцев).

Обращаясь в суд с настоящим иском, истец указал, что ранее ответчик производил ему оплату дополнительного питания, однако с апреля 2004 года перестал, со ссылкой на положения п. 1 ст. 28 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ просил обязать ответчика производить расчет расходов на оплату дополнительного питания бессрочно.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции установил, что пп.3 п.1ст.8 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" была предусмотрена оплата расходов на дополнительное питание в качестве одного из видов обеспечения по страхованию.

10.07.2003 вступил в силу Федеральный закон от 07.07.2003 N 118-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", которым изменены виды дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию и условия их оплаты.

После вступления в силу Федерального закона от 07.07.2003 N 118-ФЗ оплата дополнительного питания как вид обеспечения сохранена не была.

Так, в соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 8 ФЗ от 24.07.1998 N 125-ФЗ (в редакции, действующей на дату рассмотрения дела) обеспечение по страхованию осуществляется в виде оплаты дополнительных расходов, на медицинскую помощь (первичную медико-санитарную помощь, специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь) застрахованному, осуществляемую на территории Российской Федерации непосредственно после произошедшего тяжелого несчастного случая на производстве до восстановления трудоспособности или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности; приобретение лекарственных препаратов для медицинского применения и медицинских изделий; посторонний (специальный медицинский и бытовой) уход за застрахованным, в том числе осуществляемый членами его семьи; проезд застрахованного и проезд сопровождающего его лица в случае, если сопровождение обусловлено медицинскими показаниями, для получения медицинской помощи непосредственно после произошедшего тяжелого несчастного случая на производстве до восстановления трудоспособности или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности, включая медицинскую реабилитацию, для санаторно-курортного лечения в медицинских организациях (санаторно-курортных организациях), получения транспортного средства, для заказа, примерки, получения, ремонта, замены протезов, протезно-ортопедических изделий, ортезов, технических средств реабилитации, а также по направлению страховщика для проведения освидетельствования (переосвидетельствования) федеральным учреждением медико-социальной экспертизы и проведения экспертизы связи заболевания с профессией учреждением, осуществляющим такую экспертизу; санаторно-курортное лечение в медицинских организациях (санаторно-курортных организациях), включая оплату медицинской помощи, осуществляемой в профилактических, лечебных и реабилитационных целях на основе использования природных лечебных ресурсов, в том числе в условиях пребывания в лечебно-оздоровительных местностях и на курортах, а также проживание и питание застрахованного, проживание и питание сопровождающего его лица в случае, если сопровождение обусловлено медицинскими показаниями, оплату отпуска застрахованного (сверх ежегодно оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Российской Федерации) на весь период санаторно-курортного лечения и проезда к месту санаторно-курортного лечения и обратно; изготовление и ремонт протезов, протезно-ортопедических изделий и ортезов; обеспечение техническими средствами реабилитации и их ремонт; обеспечение транспортными средствами при наличии соответствующих медицинских показаний и отсутствии противопоказаний к вождению, их текущий и капитальный ремонт и оплату расходов на горюче-смазочные материалы; профессиональное обучение и получение дополнительного профессионального образования.

Оплата дополнительных расходов, предусмотренных подпунктом 3 пункта 1 настоящей статьи, за исключением оплаты расходов на медицинскую помощь (первичную медико-санитарную помощь, специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь) застрахованному непосредственно после произошедшего тяжелого несчастного случая на производстве, производится страховщиком, если учреждением медико-социальной экспертизы установлено, что застрахованный нуждается в соответствии с программой реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания в указанных видах помощи, обеспечения или ухода. Условия, размеры и порядок оплаты таких расходов определяются Правительством Российской Федерации (п. 2 ст. 8 Закона).

Условия, размеры и порядок оплаты Фондом социального страхования Российской Федерации таких расходов определяются Положением об оплате дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2006 N 286 (далее - Положение).

В соответствии с п. 21 Постановления Правительства от 16.10.2000 N 789 "Об утверждении правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности и в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" заключение учреждения медико-социальной экспертизы о нуждаемости в медицинской, социальной и профессиональной реабилитации составляется с учетом потенциальных возможностей и способностей задавшего осуществлять профессиональную, бытовую и общественную деятельность и оформляется в виде программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания. В программе реабилитации пострадавшего определяются конкретные виды, формы, объемы необходимых реабилитационных мероприятий и сроки их проведения.

Таким образом, такой вид обеспечения страховщиком как возмещение расходов на дополнительное питание не предусмотрено действующим законодательством.

Проверяя доводы Архипова С.А., о том, что нуждаемость в дополнительных расходах на дополнительное питание были установлены ему до изменения в ФЗ, в силу чего обеспечение по страхованию не может быть ниже установленного им ранее, в связи с чем, ответчик должен продолжать производить выплаты, тем более что нуждаемость в дополнительном питании подтверждена и в настоящее время, суд первой инстанции установил следующее.

Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации производило Архипову С.А. оплату дополнительного питания до апреля 2004 года в соответствии с требованиями действовавшего на тот момент Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ, что подтверждается приказами руководителя филиала N 2 Государственного учреждения - Тульское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации: от 20.04.2001 N 5, от 07.08.2001 N 8, от 04.01.2002 N 34, от 27.02.2002 N 233, от 05.06.2002 N 1719, от 06.11.2002 N 2376, от 09.06.2003 N 531-В/03, от 02.07.2003 N 760-В/03, от 05.09.2003 N 1187-В, от 02.04.2004 N 1169-В.

Установив, что ответчик производил выплаты Архипову С.А. в соответствии с программами реабилитации, учитывая, что выплаты истцу были прекращены в связи с истечением срока действия программы реабилитации пострадавшего от 23.10.2000, предусматривающей вид обеспечения - дополнительное питание, а последующие программы реабилитации Архипова С.А. от 29.03.2004 и от 25.02.2005, от 07.02.2007, от 02.02.2009, от 11.11.2015, от 19.05.2017 не содержали указаний на нуждаемость в дополнительном питании, суд первой инстанции применительно к разъяснениям ФСС РФ, изложенным в Письме от 23.07.2003 N 02-18/05-5101, а также Конституционного Суда Российской Федерации (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 19.01.2005 N 16-О, от 19.02.2009 N 156-О-О, от 20.10.2011 N 1346-О-О, от 25.11.2010 года N 1526-О-О) пришел к правильному выводу, что на ответчика не может быть возложена обязанность по оплате дополнительного питания, поскольку оплата дополнительного питания производится только в том случае, если указанный вид страхового обеспечения был назначен застрахованному до вступления в силу ФЗ от 07.07.2003 в соответствии с программой реабилитации пострадавшего и в пределах сроков, установленных данной программой.

То обстоятельство, что в настоящее время в связи с программой реабилитации Архипов С.А. нуждается в дополнительном питании, не является основанием для возложения обязанности на органы ФСС РФ обязанности по оплате истцу данных расходов.

В соответствии с п. 1 ст. 1085 ГК РФ при причинении гражданину увечья или ином повреждении его здоровья возмещению подлежит утраченный потерпевшим заработок (доход), который он имел либо определенно мог иметь, а также дополнительно понесенные расходы, вызванные повреждением здоровья, в том числе расходы на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, подготовку к другой профессии, если установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет права на их бесплатное получение.

Согласно ст. 1072 ГК РФ юридическое лицо или гражданин, застраховавшие свою ответственность в порядке добровольного или обязательного страхования в пользу потерпевшего (статья 931, пункт 1 статьи 935), в случае, когда страховое возмещение недостаточно для того, чтобы полностью возместить причиненный вред, возмещают разницу между страховым возмещением и фактическим размером ущерба.

В связи с тем, что оплата расходов на дополнительное питание не входит в обеспечение по страхованию, обязанность по возмещению таких расходов может быть возложена на работодателя.

Судебная коллегия не усматривает оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции, которые постановлены обоснованно и мотивированно, при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, и применении норм материального права, подлежащих применению к отношениям сторон.

Существенных нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела не допущено.

Доводы апелляционной жалобы, направленные на оспаривание судебного решения, судебная коллегия не может признать состоятельными, поскольку отсутствуют правовые основания для иной оценки представленных сторонами и исследованных судом доказательств, приведенные выводы суда не противоречат материалам настоящего дела и истцом не опровергнуты, позиция истца основана на неправильном толковании норм действующего законодательства.

Правовых доводов, влекущих отмену решения, апелляционная жалоба не содержит. Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не содержится.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда г.Тулы от 8 ноября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Архипова С.А. - без удовлетворения.

Апелляционное определение в окончательном виде изготовлено 6 марта 2022 года.

Председательствующий

Судьи


Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка