СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ТУЛЬСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 2 марта 2022 года Дело N 33-784/2022

Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:

председательствующего Абросимовой Ю.Ю.,

судей Петренко Р.Е., Быковой Н.В.,

при секретаре Гусевой В.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ГУ-ОПФ РФ по Тульской области на решение Узловского городского суда Тульской области от 21 октября 2021 года по делу N 2-1247/2021 по иску Шемякина к Государственному учреждению - отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Тульской области о признании права на снижение пенсионного возраста.

Заслушав доклад судьи Абросимовой Ю.Ю., судебная коллегия

установила:

Шемякин В.А. обратился в суд с иском к ГУ-УПФ РФ в г.Узловая Тульской области (межрайонное) о признании права на снижение пенсионного возраста.

В обоснование требований указал, что 09.08.2021 обращался к ответчику за назначением пенсии по старости со снижением пенсионного возраста в соответствии с п.5 ч.1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" с учетом норм Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Решением 19.08.2021 ГУ-УПФ РФ в г.Узловая Тульской области (межрайонное) ему в этом было отказано в связи с не достижением возраста выхода на пенсию. С отказом не согласен, поскольку продолжительность его специального стажа по п.5 ч. 1 ст. 30 Федерального Закона 400-ФЗ "О страховых пенсиях" составляет 16 лет 10 месяцев 15 дней, что дает ему право на снижение пенсионного возраста на 5 лет, кроме того, период проживания (работы) в зоне с правом на отселение составляет 6 лет 6 месяцев 20 дней, что дает ему право на снижение пенсионного возраста на 2 года, а период проживания (работы) в зоне с льготным социально-экономическим статусом 27 лет 7 месяцев 8 дней дает ему право на снижение пенсионного возраста на 3 года. Указанные обстоятельства в совокупности дают ему право на досрочную пенсию по старости со снижением пенсионного возраста на 10 лет.

Просил признать за ним право на досрочную пенсию по старости со снижением пенсионного возраста, обязав ответчика назначить и выплачивать ему пенсию по старости с 14.08.2021.

Определением Узловского городского суда Тульской области от 07.10.2021 произведена замена ответчика на ГУ-ОПФ РФ по Тульской области.

В судебном заседании истец Шемякин В.А. исковые требования поддержал, просил удовлетворить.

Представитель ответчика ГУ-ОПФ РФ по Тульской области по доверенности Татаринова Н.В. возражала против удовлетворения исковых требований, полагая, что правовых оснований для снижения пенсионного возраста и назначения пенсии на момент обращения.

Суд решил: исковые требования Шемякина В.А. удовлетворить.

Обязать ГУ-ОПФ РФ по Тульской области назначить Шемякину В.А. пенсию по старости со снижением общеустановленного пенсионного возраста на основании ст.ст.33, 34 Закона РФ N 1244-1 от 15.05.1991 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и со снижением пенсии оного возраста на основании Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 14.08.2021.

Взыскать с ГУ-ОПФ РФ по Тульской области в пользу Шемякина В.А. судебные расходы по оплате госпошлины в размере 300 рублей.

В апелляционной жалобе ГУ-ОПФ РФ по Тульской области ставит вопрос об отмене решения суда, полагая, что суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права и оценил представленные доказательства.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, с учетом положений ст.327.1 ГПК РФ, и возражения на нее, выслушав объяснения представителя ГУ-ОПФ РФ по Тульской области ГУ-ОПФ РФ по Тульской области по доверенности Старцева Д.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу ст.8 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 N 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону). По состоянию на 31.12.2018 право на страховую пенсию по старости имели мужчины, достигшие возраста 60 лет.

Данный возраст, считающийся общеустановленным пенсионным возрастом, может быть снижен при наличии какой-либо льготы на назначение досрочной пенсии.

В соответствии с положениями ст.10 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" от 15.12.2001 N 166-ФЗ гражданам, указанным в пп.3, 5 - 10 п.1 настоящей статьи, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом "О страховых пенсиях", в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

Общие условия пенсионного обеспечения граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС установлены в ст.28.1 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 15.05.1991.

Согласно с абз.2 указанной выше ст.28.1 гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного ст.8 ФЗ от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" по состоянию на 31.12.2018, в порядке, предусмотренном ст.ст.30 - 37 настоящего Закона. При этом гражданам из числа лиц, указанных в ч. 1.1 ст.8 ФЗ "О страховых пенсиях", пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного приложением 5 к ФЗ "О страховых пенсиях".

Границы зон радиоактивного загрязнения и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет (ст.7 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1).

Перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержден Распоряжением Правительства РФ от 28.12.1991 N 237-р и в дальнейшем Постановлением Правительства РФ от 18.12.1997 N 1582.

В силу ч.1 ст.13, к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся, в том числе, граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение (пункт 7) и граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (пункт 8).

Таким образом, назначение пенсии по старости вышеуказанным гражданам зависит от статуса лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС, продолжительности проживания в прошлое и настоящее время на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению.

Статьи 33 и 34 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" предусматривают, что гражданам, указанным в пункте 7 части первой статьи 13, пенсия по старости назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности; гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13, уменьшение возраста выхода на пенсию предусмотрено на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

Исходя из примечания к ст.ст. 32-35 названного Закона РФ, установленная ими первоначальная величина снижения пенсионного возраста предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством РФ об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

В соответствии с п.5 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" досрочная страховая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.

Как видно из материалов дела, Шемякин В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, 09.08.2021 обратился к ответчику за назначением пенсии по старости со снижением пенсионного возраста в соответствии с п.5 ч.1 ст.30 ФЗ "О страховых пенсиях" с учетом норм Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Решением 19.08.2021 ГУ-УПФ РФ в г.Узловая Тульской области (межрайонное) ему в этом было отказано в связи с не достижением возраста выхода на пенсию.

Разъяснено, что право на пенсионное обеспечение с учетом норм ст.ст. 33 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и п.5 ст. 1 ст. 30 Федерального Закона 400-ФЗ "О страховых пенсиях" заявитель приобретет в 53 года, с учетом норм ст.34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и п.5 ст.1 ст.30 Федерального Закона 400-ФЗ "О страховых пенсиях" заявитель приобретет в 52 года.

При этом, наличие специального стажа и право истца на досрочную страховую пенсию по старости на основании п.5 ч.1 ст.30 ФЗ "О страховых пенсиях" со снижением пенсионного возраста на 5 лет ответчик признал.

Не согласившись с отказом пенсионного органа, Шемякин В.А. обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии у истца права на льготу по суммарному снижению пенсионного возраста в соответствии с нормами Закона от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда первой инстанции.

Как следует из материалов дела и установлено судом, истец одновременно относится к двум категориям, определенным в ст.13 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", к гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с правом на отселение (п.7) и гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (п.8).

Период проживания Шемякина В.А. на территории зоны проживания с правом на отселение составляет 6 лет 6 месяцев 20 дней, что дает ему право на снижение пенсионного возраста на 2 года.

Период проживания на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом составляет 27 лет 7 месяцев 8 дней, что дает ему право на снижение пенсионного возраста на 3 года.

Таким образом, в силу положений ст. ст. 33, 34 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" N 1244-1 от 15.05.1991 Шемякин В.А. имеет право на снижение пенсионного возраста в общей сложности на 5 лет. Учитывая наличие специального стажа и право истца на досрочную страховую пенсию по старости на основании п.5 ч.1 ст.30 ФЗ "О страховых пенсиях" со снижением пенсионного возраста на 5 лет, которое признал ответчик, указанные обстоятельства в совокупности дают истцу право на досрочную пенсию по старости со снижением пенсионного возраста на 10 лет.

Согласно ч.1 ст.22 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Учитывая, что истец имеет право на снижение пенсионного возраста за проживание (работу) в различных зонах радиоактивного загрязнения, а также то, что право выхода на пенсию Шемякин В.А. приобрел по достижении возраста 50 лет, но с заявлением о назначении пенсии по старости к ответчику обратился 09.08.2021, суд первой инстанции правильно указал, что пенсия по старости должна быть ему назначена с 09.08.2021, с чем соглашается судебная коллегия.

Доводы ответчика относительно того, что Законом N 1244-1 от 15.05.1991 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" не предусмотрено суммирование льгот по уменьшению возраста выхода на пенсию в соответствии со ст.ст.30 - 37 указанного Закона, то есть одновременное снижение возраста за проживание на территории зоны проживания с правом на отселение и за проживание на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом не обоснованы, поскольку вред, причиненный в связи с проживанием в различных зонах радиоактивного загрязнения, возмещается в адекватном размере.

Кроме того, согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации N 403-О от 11.07.2006, положения ст.ст.33 и 34 во взаимосвязи с пунктами 7 и 8 ч.1 ст.13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и п.2 ст. 10 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего нормативно-правового регулирования не лишают граждан права на назначение пенсии по старости с учетом периодов проживания в каждой зоне радиоактивного загрязнения - независимо от места проживания на момент обращения за назначением пенсии.

Доводы апелляционной жалобы, направленные на оспаривание судебного решения, судебная коллегия не может признать состоятельными, поскольку отсутствуют правовые основания для иной оценки представленных сторонами и исследованных судом доказательств, приведенные выводы суда не противоречат материалам настоящего дела и истцом не опровергнуты, позиция истца основана на неправильном толковании норм действующего законодательства.

Правовых доводов, влекущих отмену решения, апелляционная жалоба не содержит. Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не содержится.

С учетом приведенных обстоятельств решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований его отмены не имеется.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Узловского городского суда Тульской области от 21 октября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ-ОПФ РФ по Тульской области - без удовлетворения.

Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 6 марта 2022 года.

Председательствующий

Судьи


Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка