СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ СМОЛЕНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 1 марта 2022 года Дело N 22-45/2022
Судебная коллегия по уголовным делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего Манаковой О.В.,
судей Степанова С.А., Мазылевской Н.В.,
при помощнике судьи Макаровой Е.В.,
с участием прокурора отдела прокуратуры Смоленской области ШермаковаВ.Е.,
осужденного Куренова Р.А.,
защитника - адвоката Лышковского А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи уголовное дело по апелляционной жалобе адвоката Салгая Р.С. в защиту интересов осужденного Куренова Р.А. на приговор <данные изъяты> от 22 декабря 2020 года.
Выслушав доклад судьи Манаковой О.В., мнение осужденного Куренова Р.А. и защитника - адвоката Лышковского А.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, мнение прокурора ШермаковаВ.Е., полагавшего приговор суда изменить, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
указанным приговором
Куренов Р.А., (дата) года рождения, уроженец ..., гражданин Российской Федерации, со средним образованием, холостой, зарегистрированный по адресу: ..., судимый:
18 марта 2015 года приговором <данные изъяты>, с учетом изменений, внесенных апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам Пензенского областного суда от 13 мая 2015 года, по ч.1 ст.30 п. "г" ч.4 ст.228.1, ч.1 ст.30 п. "г" ч. 4 ст.228.1 УК РФ, ч. 2 ст. 69 УК РФ, к 3 годам 5 месяцам лишения свободы; 15 декабря 2017 года освобожден по отбытию наказания;
осужден по ч. 3 ст.30 ч.5 ст.228.1 УК РФ к 12 годам лишения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима.
Мера пресечения в виде заключения под стражу оставлена без изменения до вступления приговора в законную силу.
Срок отбывания наказания постановлено исчислять со дня вступления приговора в законную силу.
Время задержания Куренова Р.А. в порядке ст.ст. 91, 92 УПК РФ и время содержания под стражей в соответствии с ч.3.2 ст.72 УК РФ зачтено в срок отбывания наказания с 25 июня 2020 года до вступления приговора в законную силу из расчета один день содержания под стражей за один день отбывания наказания в исправительной колонии особого режима.
Решен вопрос о вещественных доказательствах по делу
Куренов Р.А. признан виновным и осужден за покушение на незаконный сбыт наркотического средства, совершенное с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть "Интернет", группой лиц по предварительному сговору, в особо крупном размере, не доведенное до конца по независящим о т этого лица обстоятельствам.
Преступление совершено в период с мая по июнь 2020 года на территории Московской и Смоленской областей при обстоятельствах, изложенных в приговоре суда.
В апелляционной жалобе адвокат Салгай Р.С. в защиту интересов Куренова Р.А., не оспаривая выводы суда о виновности осужденного в совершении преступления и квалификацию его действий, выражает несогласие с приговором суда в части назначенного наказания, считая его несправедливым вследствие чрезмерной суровости и не соответствующим целям и задачам уголовного наказания, установленным ч. 1 ст. 6, ч. 2 ст. 43, ст. 60 УК РФ. В обоснование своей позиции указывает, что у суда имелись основания для назначения более мягкого наказания при наличии установленной совокупности обстоятельств, смягчающих наказание, а именно: явка с повинной, активное способствование расследованию и раскрытию преступления, фактическое изобличение соучастника преступления, полное признание вины, раскаяние в содеянном, поведение после задержания, удовлетворительная характеристика с места жительства, состояние здоровья, молодой возраст, беременность гражданской супруги, которая положительно его охарактеризовала. Обращает внимание, что Куренов Р.А. совершил покушение на преступление, после задержания написал явку с повинной, активно способствовал раскрытию и расследованию преступления, оказывал помощь сотрудникам полиции в изобличении иных лиц, причастных к незаконному обороту наркотических средств, способствовал своими действиями изъятию из незаконного оборота наркотического средства, которое ранее разложил по тайникам. Отмечает, что суд применил положения ч. 3 ст. 66 УК РФ, которые сократили верхний предел санкции нормы закона до 15 лет лишения свободы, однако наказание назначено близко к верхнему пределу, поэтому является чрезмерно суровым. Просит смягчить назначенное Куренову Р.А. наказание, применив положения ч. 3 ст. 68 УК РФ.
Проверив материалы уголовного дела и обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, а также в выступлениях сторон в судебном заседании, судебная коллегия находит выводы суда о виновности осужденного в совершении инкриминируемого ему преступления соответствующими фактическим обстоятельствам дела. Эти выводы в полной мере основываются на исследованных в судебном заседании и надлежащим образом проанализированных в приговоре доказательствах, отвечающих требованиям относимости, допустимости и достоверности.
Осужденный Куренов Р.А. в судебном заседании признал вину в совершении преступления, пояснив, что примерно в январе 2020 года решилзаняться сбытом наркотических средств путем организации закладок. Он устроился в интернет-магазин "<данные изъяты>", который работал на сайте "<данные изъяты>". Для работы создал на сайте учетную запись, через которую общался с куратором, от которого получал адреса с оптовыми закладками наркотических средств, после чего фасовал полученные наркотические средства в требуемых объемах, транспортировал в различные регионы Российской Федерации, организовывал тайники с наркотическими средствами и размещал на сайте интернет-магазина "<данные изъяты>" предложения об их продаже. В мае 2020 года ему были направлены координаты нахождения тайника с оптовой партией наркотического средства, а также задание на его расфасовку с указанием населенных пунктов организации тайников в Смоленской области. В г.Ярцево Смоленской области он сделал около 10 тайников с наркотиками, и примерно столько же в г.Смоленске. После чего, вернувшись по месту своего жительства в Московскую область, используя информационно-телекоммуникационную сеть Интернет, разместил на сайте интернет-магазина "<данные изъяты>" объявления о продаже наркотических средств, сокрытых им в тайниках в Смоленской области.
Виновность Куренова Р.А. в совершении инкриминируемого преступления подтверждается показаниями свидетелей - сотрудников полиции Грачунова А.А. и Смагина М.А., согласно которым в связи с поступившей информацией о том, что Куренов Р.А. занимается незаконным сбытом наркотических средств посредствам сети Интернет, последний был задержан, добровольно выдал телефон, в котором были обнаружены ссылки с координатами закладок, передал логин и пароль от учетной записи на сайте <данные изъяты>, где была обнаружена информация, связанная с незаконным оборотом наркотических средств, часть закладок была обнаружена в связи с информацией из сайта; свидетелями - понятыми ФИО1 и ФИО9 подтвердивших законность при производстве действий, связанных с выемкой информации в сети Интернет, свидетелей - сотрудников полиции Воднева А.А. и Комиссарова Н.С., проводивших мероприятия по изъятию наркотических средств из тайников, на которые указал Куренов Р.А., свидетелей - понятых ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, принимавших участие в изъятии из тайников наркотических средств.
Признавая достоверность сведений, сообщенных названными лицами, суд правильно исходил из того, что их показания, взятые в основу приговора, согласовывались с достаточной совокупностью других доказательств по делу.
Судом не установлено поводов для оговора свидетелями осужденного. Также не установлено по делу и каких-либо данных, указывающих на заинтересованность свидетелей в исходе дела, либо вызывающих сомнение в объективном отражении произошедшего.
У судебной коллегии также не имеется оснований для сомнения в достоверности приведенных в приговоре показаний свидетелей, так как они последовательны, логичны, не противоречат, а дополняют друг друга, соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются письменными доказательствами, исследованными в судебном заседании, создавая целостную картину происшедшего, в том числе протоколом личного досмотра, протоколами проверки показаний на месте, протоколами осмотра мест происшествия, протоколами осмотра изъятого наркотического средства, которое приобщалось в качестве вещественных доказательств, заключениями экспертов о виде и количестве наркотического средства, другими письменными и вещественными доказательствами, исследованными в судебном заседании и подробно приведенными в приговоре суда.
Виновность Куренова Р.А. в совершении указанного преступления при установленных приговором обстоятельствах полностью подтверждена приведенными в приговоре доказательствами, которые получены в период предварительного расследования, проверены в ходе судебного разбирательства при соблюдении требований ст. 15 УПК РФ об осуществлении судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 88 УПК РФ суд объективно и мотивированно оценил каждое доказательство с точки зрения относимости, допустимости, достоверности, собранные доказательства в совокупности с точки зрения достаточности для постановления обвинительного приговора.
Таким образом, тщательный анализ и основанная на законе оценка исследованных в судебном заседании и подробно приведенных в приговоре доказательств в их совокупности, позволили суду прийти к правильному и должным образом мотивированному выводу о квалификации действий осужденного по ч. 3 ст. 30 ч. 5 ст. 228.1 УК РФ как покушение на незаконный сбыт наркотического средства, совершенное с использованием информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть "Интернет"), группой лиц по предварительному сговору, в особо крупном размере.
Квалифицирующий признак данного состава преступления "сиспользованием информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть "Интернет")" нашел свое подтверждение в судебном заседании.
По смыслу уголовного закона виновное лицо подлежит ответственности по вышеуказанному квалифицирующему признаку в тех случаях, когда это лицо с использованием электронных или информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть "Интернет") выполняет объективную сторону состава преступления, предусмотренного ст. 228.1 УКРФ.
Суд первой инстанции верно установил, что Куренов Р.А. выполнил часть объективной стороны инкриминируемого состава преступления, совершив действия, непосредственно направленные на незаконный сбыт наркотических средств: вступил в преступный сговор с неустановленными лицами (организаторами "Интернет-магазина"), направленный на незаконный сбыт наркотических средств с использованием сети "Интернет" неопределенному кругу потребителей через администрируемый неустановленными лицами интернет-магазин по реализации наркотических средств "<данные изъяты>", функционирующий на нелегальной торговой интернет-площадке (платформе) "<данные изъяты>"; достиг с ними договоренность об условиях реализации наркотического средства и своей роли в данной преступной деятельности; выполняя взятые на себя обязательства, получил на свой сотовый телефон сведения о месте "тайника" с оптовой партией наркотического средства, которое по указанию неустановленных лиц (соучастников) расфасовал в необходимых объемах, транспортировал и разместил в сформированных им тайниках на территории г. Смоленска и г. Ярцево.
После чего, также используя информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет", самостоятельно разместил на указанном сайте объявления о продаже этих наркотических средств.
Квалификация действий Куренова Р.А. как покушение соответствует разъяснениям, содержащимся в п. 13.2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2006 года N 14 (в редакции от 16 мая 2017 года) "О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами", согласно которым в случаях, если лицо в целях осуществления умысла на незаконный сбыт наркотических средств незаконно приобретает, хранит, перевозит эти средства, тем самым совершает действия, направленные на их последующую реализацию и составляющие часть объективной стороны сбыта, однако по не зависящим от него обстоятельствам не передает указанные средства приобретателю, то такое лицо несет уголовную ответственность за покушение на незаконный сбыт этих средств, то есть по ч. 3 ст. 30 ст. 228.1 УК РФ.
Вместе с тем, судебная коллегия исключает из числа доказательств по делу - явку с повинной Куренова Р.А. от 23 июня 2020 года (т. 1 л.д. 8) в связи с тем, что данное доказательство получено с нарушением прав Куренова Р.А. на защиту, поскольку при взятии оперуполномоченным явкис повинной Куренова Р.А. от 23 июня 2020 года, в соответствии со ст.142 УПКРФ, Куренову Р.А. не были разъяснены положения ст. 51 Конституции Российской Федерации, право не свидетельствовать против самого себя, а также не разъяснено право пользоваться услугами адвоката, а также иные процессуальные права, предусмотренные ч. 1.1 ст. 144 УПК РФ.
Кроме того, судом учтены в качестве доказательств по делу в полном объеме, в том числе показания свидетелей - сотрудников полиции ГрачуноваА.А., Смагина М.А. в части информации, ставшей им известной из пояснений Куренова Р.А. о том, что он является закладчиком наркотических средств.
Между тем, по смыслу уголовно-процессуального законодательства суд не вправе допрашивать дознавателя и следователя, равно как и сотрудника, осуществляющего оперативное сопровождение дела, о содержании показаний, данных в ходе досудебного производства подозреваемым или обвиняемым, в том числе в целях восстановления содержания этих показаний, что является одной из важных гарантий права каждого не быть обязанным свидетельствовать против самого себя (ч. 1 ст. 51 Конституции РФ) (Определение Конституционного Суда РФ от 18 июля 2017 года N 1548-0).
В связи с изложенным, судебная коллегия считает необходимым приговор суда изменить, исключить показания свидетелей - сотрудников полиции Грачунова А.А., Смагина М.А. в части информации, ставшей им известной из пояснений Куренова Р.А. о том, что он является закладчиком наркотических средств.
Судебная коллегия отмечает, что исключение из числа доказательств явки с повинной осужденного, а также показаний названных свидетелей в указанной части не влияет на правильные выводы суда о виновности Куренова Р.А. в совершении преступления, за которое он осужден, учитывая достаточную совокупность иных приведенных в приговоре доказательств, на выводы о виновности осужденного Куренова Р.А. в совершении преступления и юридическую оценку его действий не влияет.
Назначая осужденному наказание, суд учел характер и степень общественной опасности совершенного им преступления, относящегося к категории особо тяжких, наличие смягчающих и отягчающего наказание обстоятельств, данные о личности осужденного, его состояние здоровья, по месту жительства и по месту отбывания наказания характеризующегося удовлетворительно, не состоящего на учетах у нарколога и психиатра, влияние назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи, а также иные значимые обстоятельства по делу.
К смягчающим наказание обстоятельствам суд верно отнес явку с повинной, активное способствование раскрытию и расследованию преступления, фактическое изобличение соучастника преступления, полное признание вины, раскаяние в содеянном, состояние здоровья, молодой возраст, а также беременность ФИО8, с которой Куренов Р.А. находится в фактических брачных отношениях.
Невозможность приведения явки с повинной осужденного в качестве доказательства по делу связана с нарушением прав осужденного на защиту при его получении, при этом факт явки осужденного с повинной установлен судом в приговоре в качестве обстоятельства, смягчающего наказание, и допущенные нарушения сотрудниками правоохранительных органов не могут повлечь исключение явки с повинной из обстоятельств, смягчающих осужденному наказание.
Обстоятельством, отягчающим наказание КуреновуР.А., суд обоснованно признал наличие в его действиях рецидива преступлений, вид которого - особо опасный - определен верно, в соответствии с п. "б" ч. 3 ст.18 УК РФ, поскольку он совершил особо тяжкое преступление, будучи ранее осужденным за особо тяжкое преступление.
Оснований для применения положений ч. 6 ст. 15 УК РФ не имеется.
Наказание назначено осужденному с применением положений ч.2 ст.68, ч. 3 ст. 66 УК РФ. При этом суд обоснованно не усмотрел оснований для применения положений ч.3 ст.68 УК РФ.
Исключительных обстоятельств, связанных с целями и мотивами преступления, ролью виновного, его поведением во время совершения преступления, и иных обстоятельств, которые бы существенно уменьшали степень общественной опасности совершенного Куреновым Р.А. преступления и являлись основанием для применения при назначении наказания положений ст. 64 УК РФ, а также ч. 3 ст. 68 УК РФ, на чем настаивает сторона защиты, судом первой инстанции не установлено. Не находит таковых оснований и судебная коллегия.
Вместе с тем, принимая во внимание, что после вынесения приговора у Куренова Р.А. родился ребенок, о чем представлены соответствующие документы, судебная коллегия считает необходимым в соответствии с п. "г" ч. 1 ст.61 УК РФ признать в качестве смягчающего обстоятельства наличие у Куренова Р.А. малолетнего ребенка, с соответствующим смягчением назначенного наказания.
Каких-либо иных обстоятельств, влияющих на вид и размер наказания, судебная коллегия не находит.
Вывод суда о возможности достижения целей наказания только в условиях изоляции Куренова Р.А. от общества, в приговоре мотивирован и является верным, соответствующим положениям п. "в" ч. 1 ст. 73 УК РФ.
Выводы суда о не назначении осужденному дополнительного наказания мотивированы.
Вид исправительного учреждения для отбывания осужденному Куренову Р.А. наказания в виде лишения свободы назначен в соответствии со ст. 58 УК РФ.
Каких-либо существенных нарушений уголовного или уголовно-процессуального закона, влекущих отмену или изменение приговора суда по другим основаниям, судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 389.13, 389.20, 389.28, 389.33 УПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Приговор <данные изъяты> от 22 декабря 2020 года в отношении Куренова Р.А. изменить.
В соответствии с п. "г" ч. 1 ст. 61 УК РФ признать в качестве обстоятельства, смягчающего наказание, наличие у Куренова Р.А. малолетнего ребенка.
Смягчить назначенное Куренову Р.А. наказание по ч. 3 ст. 30 ч. 5 ст.228.1 УК РФ до 11 (одиннадцати) лет 10 (десяти) месяцев лишения свободы.
Исключить из перечня доказательств по делу явку с повинной Куренова Р.А. от (дата) (т. 1 л.д. 8) и показания свидетелей - сотрудников полиции Грачунова А.А., Смагина М.А. в части информации, ставшей им известной из пояснений Куренова Р.А. о том, что он является закладчиком наркотических средств.
В остальной части приговор суда оставить без изменения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в порядке, установленном главой 47.1 УПК РФ, во Второй кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение 6 месяцев со дня вступления приговора в законную силу, а осужденным, содержащимся под стражей, в тот же срок со дня вручения ему копии апелляционного определения и приговора, вступившего в законную силу. В случае пропуска указанного срока или отказа в его восстановлении - путем подачи кассационной жалобы непосредственно в суд кассационной инстанции.
Осужденный вправе ходатайствовать об участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий О.В. Манакова
Судьи С.А. Степанов
Н.В. Мазылевская
Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка