СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ СУДА ЧУКОТСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 3 марта 2022 года Дело N 33-18/2022

Судебная коллегия по гражданским делам суда Чукотского автономного округа в составе

председательствующего судьи Зиновьева А.С.,

судей Гребенщиковой Е.В., Скляровой Е.В.,

при секретаре Калугиной О.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца муниципального предприятия жилищно-коммунального хозяйства Билибинского муниципального района на решение Билибинского районного суда от 25 октября 2021 года, которым постановлено:

"Исковые требования муниципального предприятия жилищно-коммунального хозяйства Билибинского муниципального района к Каровай Л. Т. удовлетворить частично.

Взыскать с Каровай Л. Т. в пользу муниципального предприятия жилищно-коммунального хозяйства Билибинского муниципального района:

- задолженность по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги за период с 1 марта 2019 года по 31 марта 2021 года в размере 53 711 рублей 96 копеек;

- понесенные истцом судебные расходы по оплате госпошлины за подачу искового заявления в суд в размере 1 418 руб. 10 коп.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать".

Заслушав доклад судьи Скляровой Е.В., судебная коллегия

установила:

Муниципальное предприятие жилищно-коммунального хозяйства Билибинского муниципального района (далее - МП ЖКХ БМР, истец) обратилось в суд с иском к Каровай Л.Т. о взыскании задолженности по оплате за жилье и жилищно-коммунальные услуги.

В обоснование иска указано, что ответчик является нанимателем квартиры N, расположенной в доме <адрес>. В нарушение статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и пункта 6 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года N 354, Каровай Л.Т. в период с 1 марта 2019 года по 31 марта 2021 года оплату за содержание и ремонт жилья и жилищно-коммунальные услуги не производила, в результате чего образовалась задолженность в размере 187 438 рублей 86 копеек, которую истец просил взыскать с ответчика.

Определением судьи от 24 сентября 2021 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечены члены семьи Каровай Л.Т., проживающие с ней, - сын Витченко М.В., <дата> года рождения, и дочь Каровай А.В., <дата> года рождения.

Судом первой инстанции постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.

В апелляционной жалобе истец МП ЖКХ БМР, считая решение Билибинского районного суда от 25 октября 2021 года незаконным в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, просит его отменить и вынести новое решение.

Истец, ответчик и третьи лица, будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени рассмотрения дела, в суд апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении судебного разбирательства по делу ходатайств не заявляли.

Судебная коллегия, руководствуясь частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), рассмотрела гражданское дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, оценив доказательства, имеющиеся в деле, проверив решение суда первой инстанции в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Удовлетворяя частично исковые требования МП ЖКХ БМР, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 153, 155, 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), исходил из того, что ответчик, являясь нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, обязан своевременно и в полном объеме вносить плату за содержание жилого помещения и коммунальные услуги, а МП ЖКХ БМР, являясь управляющей организацией, оказывающей услуги и выполняющей работы по содержанию и ремонту общего имущества, предоставляющей коммунальные услуги в указанном доме, вправе получать плату за оказанные услуги. Проверив расчет, произведенный истцом, суд первой инстанции счел его неверным и снизил размер задолженности на сумму 13 126 рублей 90 копеек, признав неправомерным взимание с нанимателя жилого помещения платы за холодную и горячую воду с учетом повышающего коэффициента "1,5" из-за отсутствия в квартире приборов индивидуального учета потребления воды и указав, что установка счетчиков является обязанностью собственника жилых помещений.

Кроме того, руководствуясь положениями статьи 319.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и разъяснениями, содержащимися в пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 года N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", суд первой инстанции снизил размер задолженности за период с 1 марта 2019 года по 31 марта 2021 года на сумму платежей, внесенных ответчиком в спорном периоде, в размере 120 600 рублей.

Судебная коллегия признает выводы суда первой инстанции о наличии у ответчика задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги за период с 1 марта 2019 года по 31 марта 2021 года, о частичном погашении этой задолженности ответчиком, о необходимости уменьшения указанной в иске суммы задолженности Каровай Л.Т. соответствующими установленным по делу фактическим обстоятельствам и действующему законодательству. Вместе с тем произведенный судом первой инстанции расчет суммы, подлежащей взысканию с Каровай Л.Т., коллегия находит частично неверным, в том числе по отдельным доводам апелляционной жалобы МП ЖКХ БМР.

Как следует из материалов дела, Каровай Л.Т. является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, на основании договора социального найма от 24 ноября 2014 года N, заключенного между ней и истцом (<данные изъяты>). Вместе с ней в данном жилом помещении зарегистрированы и проживают совершеннолетние члены семьи: сын Витченко М.В. и дочь Каровай А.В.

Согласно договорам от 29 декабря 2018 года Л5/501/01-19, от 23 декабря 2019 года Л5/501/01-20 об управлении многоквартирными домами, заключенным между истцом и Администрацией муниципального образования Билибинский муниципальный район, МП ЖКХ БМР является организаций, управляющей многоквартирным домом N, расположенным в <адрес> (<данные изъяты>).

В соответствии с пунктами 2.1, 2.2, 3.1.1, 3.1.2, 3.1.3 вышеуказанных договоров управляющая компания МП ЖКХ БМР обязуется осуществлять управление общим имуществом многоквартирного дома с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания в нем граждан, надлежащего содержания общего имущества дома, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества дома, предоставлять коммунальные услуги в необходимых объемах и надлежащего качества, принимать плату за оказанные услуги.

На основании части 1 статьи 153 ЖК РФ граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Частью 1 статьи 157 ЖК РФ установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в том числе в помещениях, которые не имеют приборов учета, с учетом повышающих коэффициентов к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

В соответствии с частью 4 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 января 2011 года собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу данного закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы (в том числе временных объектов), за исключением объектов, указанных в частях 3, 5 и 6 указанной статьи, обязаны были завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

В силу пункта 81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354 (далее - Правила N 354), оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена не входит в обязанности нанимателя жилого помещения. Эта обязанность в соответствии с пунктом 81 Правил N 354 в редакции постановления Правительства РФ от 26 декабря 2016 года N 1498 была возложена на собственников жилого или нежилого помещения, с 1 июля 2020 года в соответствии с пунктом 81 (1) Правил N 354 в редакции постановления Правительства РФ от 29 июня 2020 года N 950 - на собственников и на гарантирующих поставщиков в части приборов учета электроэнергии.

Принимая во внимание вышеприведенные правовые нормы, коллегия находит правильным вывод суда первой инстанции о неправомерности применения повышающего коэффициента при расчете задолженности Каровай Л.Т. по оплате коммунальных услуг в виде горячего и холодного водоснабжения в связи с отсутствием в ее квартире соответствующих приборов учета, поскольку ответчик не является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> представленного ей на условиях договора социального найма.

Судебная коллегия отклоняет довод апелляционной жалобы истца об отсутствии у суда первой инстанции оснований для перерасчета суммы задолженности без применения повышающего коэффициента "1,5" по той причине, что такой перерасчет произведен истцом самостоятельно в мае 2021 года на сумму 19462 рублей 94 копеек и отражен в платежной квитанции за май 2021 года.

Как следует из искового заявления МП ЖКХ БМР, истцом заявлена к взысканию с Каровай Л.Т. задолженность по оплате за содержание и ремонт жилья и коммунальные услуги за период с 1 марта 2019 года по 31 марта 2021 года, расчет суммы задолженности за данный период произведен истцом с применением повышающего коэффициента "1,5" к платежам за холодное и горячее водоснабжение.

Иск подан в суд в сентябре 2021 года, то есть после перерасчета, однако никаких сведений о перерасчете иск не содержит, в прилагаемом к иску расчете платы за холодное и горячее водоснабжение применен коэффициент "1,5", истец своим правом на уточнение исковых требований, изменение их размера или отказ от части требований в ходе рассмотрения дела не воспользовался.

Суд первой инстанции принял решение по заявленным истцом требованиям, что соответствует части 3 статьи 196 ГПК РФ.

Более того, факт самостоятельного перерасчета истцом суммы задолженности, вопреки позиции истца, не свидетельствует о том, что суд первой инстанции в нарушение действующего законодательства должен был применить в расчете коэффициент, который применению не подлежал, и использовать такой расчет при вынесении решения по делу.

Как следствие, судебная коллегия находит правильным и последующий вывод суда первой инстанции о необходимости снижения на 13 126 рублей 90 копеек указанного в иске размера задолженности Каровай Л.Т. за счет исключения повышающего коэффициента "1,5" из расчета платы за горячее и холодное водоснабжение.

Коллегия не принимает во внимание довод истца о том, что, перечислив в решении все внесенные ответчиком в спорном периоде платежи и указав их суммарный размер, суд допустил ошибку, выразившуюся в том, что общая сумма всех перечисленных судом в решении платежей не равна 120 600 рублей, как счел суд первой инстанции. Такое несоответствие действительно имеет место, однако оно возникло в результате описки и арифметической ошибки суда при указании в решении размера отдельных платежей.

Так, платеж за март 2019 года в решении указан в размере 8 000 рублей, согласно же кассовому чеку эта сумма составила 100 рублей; размер платежа за май 2019 года, указанный в решении суда как (далее - дословно) "1 500 рублей (7 500+3000)", следовало указывать как 10 500, а не 1 500 рублей. Однако описка и арифметическая ошибка суда не привели к неправильному определению общей суммы внесенных платежей, поскольку размер этой суммы подтвержден кассовыми чеками, представленными ответчиком, и согласно чекам действительно составляет 120 600 рублей (<данные изъяты>).

Кроме того, в силу части 2 статьи 200 ГПК РФ данные описка и арифметическая ошибка могут быть устранены Билибинским районным судом, в том числе по заявлению истца в случае обращения с таковым.

Вместе с тем довод апелляционной жалобы о необоснованном уменьшении указанной в иске задолженности на 120 600 рублей коллегия находит частично заслуживающим внимания.

В силу статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

На основании пункта 1 статьи 319.1 ГК РФ в случае, если исполненного должником недостаточно для погашения всех однородных обязательств должника перед кредитором, исполненное засчитывается в счет обязательства, указанного должником при исполнении или без промедления после исполнения.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 23 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2017 года N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", денежные средства, внесенные на основании платежного документа, содержащего указание на расчетный период, засчитываются в счет оплаты жилого помещения и коммунальных услуг за период, указанный в этом платежном документе.

Если платежный документ не содержит данных о расчетном периоде, денежные средства, внесенные на основании данного платежного документа, засчитываются в счет оплаты жилого помещения и коммунальных услуг за период, указанный гражданином (статья 319.1 ГК РФ).

В случае, когда наниматель (собственник) не указал, в счет какого расчетного периода им осуществлено исполнение, исполненное засчитывается за периоды, по которым срок исковой давности не истек (часть 1 статьи 7 ЖК РФ и пункт 3 статьи 199, пункт 3 статьи 319.1 ГК РФ).

Из материалов дела видно, что в представленных ответчиком в суд первой инстанции квитанциях МП ЖКХ БМР указаны расчетные периоды для оплаты (<данные изъяты>).

С учетом данного обстоятельства, приведенных выше правовых норм и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, вопреки доводу апелляционной жалобы об обратном, коллегия находит, что денежные средства, внесенные Каровай Л.Т. по таким квитанциям, правильно признаны судом первой инстанции подлежащими зачету как в счет оплаты за указанный в квитанциях период, так и в счет общей суммы задолженности за спорный период.

Ссылка истца в апелляционной жалобе на имеющееся в квитанциях МП ЖКХ БМР примечание о том, что (далее дословно) "полученные от плательщика денежные средства за ЖКУ в первую очередь направляются на погашение задолженности за предыдущие расчетные периоды", судебной коллегией отклоняется как не соответствующая положениям статьи 319.1 ГК РФ, не предусматривающей никаких исключений из установленного в ней правила, в том числе связанных с наличием в платежных документах предупреждений вышеуказанного содержания, противоречащих данной норме ГК РФ.

Вместе с тем, как следует из представленных ответчиком кассовых чеков и пояснений Каровай Л.Т. в заседании суда первой инстанции, при внесении платежей по квитанциям МП ЖКХ БМР, содержащим сведения о расчетном периоде, имели место случаи, когда Каровай Л.Т. вносила платежи в большей сумме, чем были указаны в квитанциях.

Так, за содержание жилого помещения, коммунальные услуги и наем жилого помещения в суммах, превышающих начисленные платежи, Каровай Л.Т. внесла (начисления указаны без коэффициента "1,5"):

- по квитанции за апрель 2019 года на сумму 6519 рублей 78 копеек - 7 000 рублей, переплата - 480 рублей 22 копейки (<данные изъяты>);

- по квитанции к счету N 19817 от 6 июня 2019 года за май 2019 года на сумму 6 887 рублей 70 копеек - 7 500 рублей, переплата - 612 рублей 30 копеек (<данные изъяты>);

- по квитанции за июнь 2019 года на сумму 7 150 рублей 50 копеек - 8 000 рублей, переплата - 849 рублей 50 копеек (<данные изъяты>);

- по квитанции за сентябрь 2019 года на сумму 6 881 рублей 72 копейки - 10 000 рублей, переплата - 3 118 рублей 28 копеек (<данные изъяты>);

- по квитанции за декабрь 2019 года на сумму 6 381 рубль 07 копеек - 8 000 рублей, переплата - 1 618 рублей 93 копейки (<данные изъяты>);

- по квитанции за январь 2020 года на сумму 6 502 рубля 82 копейки - 7 500 рублей, переплата - 997 рублей 18 копеек (<данные изъяты>);

- по квитанции также за январь 2020 года на сумму 7 135 рублей 51 копейка - 8 000 рублей, переплата - 864 рубля 49 копеек (<данные изъяты>);

- по квитанции за февраль 2020 года на сумму 6 971 рубль 36 копеек - 8 500 рублей, переплата - 1 528 рублей 64 копейки (<данные изъяты>);

- по квитанции за март 2020 года на сумму 7 095 рублей 05 копеек - 8 000 рублей, переплата - 904 рубля 95 копеек (<данные изъяты>);

- по квитанции за декабрь 2020 года на сумму 6 633 рубля 64 копейки - 8 000 рублей, переплата 1 366 рублей 36 копеек (<данные изъяты>);

- по квитанции за март 2021 года от 12 марта 2021 года на сумму 6 731 рубль 39 копеек - 8 500 рублей, переплата - 1 768 рублей 61 копейка (<данные изъяты>);

- по квитанции за март 2021 года от 7 апреля 2021 года на сумму 7 849 рублей 99 копеек - 8 500 рублей, переплата 650 рублей 01 копейка (<данные изъяты>).

Таким образом, Каровай Л.Т. сверх начисленных сумм за апрель, май, июнь, сентябрь, декабрь 2019 года, январь, февраль, март, декабрь 2020 года, март 2021 года уплачено 14 759 рублей 47 копеек.

Согласно представленной в суд апелляционной инстанции выписке из финансово-лицевого счета Каровай Л.Т., помимо спорной задолженности, ответчик имела задолженность по оплате коммунальных услуг за период с февраля 2018 года по март 2019 года в сумме 128 500 рублей (<данные изъяты>).