СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ТЮМЕНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 21 февраля 2022 года Дело N 33-341/2022

Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:

председательствующего судьи Пуминовой Т.Н.

судей: Малининой Л.Б., Чесноковой А.В.,

при секретаре Самороковой А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения- Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Тюменской области на решение Ишимского городского суда Тюменской области от 28 сентября 2021 года, которым постановлено:

"Иск С. удовлетворить.

Возложить обязанность на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ишиме Тюменской области (межрайонное) включить С. в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периоды работы с 01.04.1987г. по 31.12.1988г. в качестве заведующей Малаховским ФАП Викуловской районной больницы, с 01.01.1989г. по 03.01.1990г. в качестве заведующей Ново-Малаховского ФАП Викуловской районной больницы.

Возложить обязанность на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ишиме Тюменской области (межрайонное) назначить С. досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п.20, ч.1, ст.30 Федерального закона "О страховых пенсиях" N 400-ФЗ от 28.12.2013г. с 16.07.2021г.".

Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Пуминовой Т.Н., объяснения С., возражавшей против удовлетворения доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия Тюменского областного суда,

установила:

Истец С, обратилась в суд с иском к Государственному учреждению- Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Ишиме Тюменской области (межрайонному) (далее по тексту- ГУ-УПФ РФ в г. Ишиме) (с учетом уточнения требований) о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с медицинской деятельностью, периода работы с 01 апреля 1987 года по 31 декабря 1988 года в должности заведующей Малаховским ФАП Викуловской районной больницы, с 01 января 1989 года по 03 января 1990 года в должности заведующей Ново-Малаховского ФАП Викуловской районной больницы, назначении пенсии с 16 июля 2021 года.

Требования мотивированы тем, что 16 июля 2021 года С, обратилась в ГУ-УПФ РФ в г.Ишиме с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с медицинской деятельностью, представив необходимые документы. Ответчик ГУ-УПФ РФ в г.Ишиме решением от 22 июля 2021 года N 220415/21 отказал истцу в назначении пенсии, не включив в специальный стаж периоды работы с 01 апреля 1987 года по 31 декабря 1988 года в должности заведующей Малаховским ФАП Викуловской районной больницы, с 01 января 1989 года по 03 января 1990 года в должности заведующей Ново-Малаховского ФАП Викуловской районной больницы, поскольку указанные должности не указаны в Списках должностей и учреждений. Истец считала отказ в назначении пенсии незаконным, поскольку в указанные периоды она исполняла обязанности фельдшера и других специалистов среднего медицинского персонала, так как работала в ФАП одна, других штатных единиц там не было.

Истец С. в судебном заседании поддержала исковые требования.

Представитель ГУ-УПФ РФ в г.Ишиме Федюкова Т.А. в судебном заседании с иском не согласилась.

Суд постановилуказанное выше решение, с которым не согласен ответчик Государственное учреждение- Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Тюменской области (правопреемник ГУ-УПФ РФ в г.Ишиме). В апелляционной жалобе просит решение суда отменить. Считает, что необходимый специальный стаж для назначения страховой пенсии по старости досрочно в связи с осуществлением лечебной иной деятельности по охране здоровья населения истцом не выработан. Указывает, что должность заведующего ФАП отсутствует в соответствующем Списке должностей и учреждений. Отмечает также на недопустимость установления судом льготного стажа на основании показаний свидетелей.

Рассмотрев дело в пределах доводов апелляционной жалобы, как это предусмотрено частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, С. с 01 апреля 1987 года по 31 декабря 1988 года работала в должности заведующей Малаховским ФАП Викуловской районной больницы, с 01 января 1989 года по 03 января 1990 года работала в должности заведующей Ново-Малаховского ФАП Викуловской районной больницы (л.д.7-9, 56-57).

Решением от 22 июля 2021 года N 220415/21 ответчик ГУ-УПФ РФ в г.Ишиме отказал С, в досрочном назначении страховой пенсии по старости на основании пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием необходимого льготного стажа (л.д. 10-13).

При этом, в стаж на соответствующих видах работ включены периоды работы общей сложностью 21 год 11 месяцев 21 день, не включены периоды работы с 01 апреля 1987 года по 31 декабря 1988 года в должности заведующей Малаховским ФАП Викуловской районной больницы, с 01 января 1989 года по 03 января 1990 года в должности заведующей Ново-Малаховского ФАП Викуловской районной больницы.

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту- Федеральный закон N 400-ФЗ) право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста;

Стаж на соответствующих видах работ, с учетом которого застрахованные лица приобретают право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 32 Федерального закона N 400-ФЗ, представляет собой суммарную продолжительность периодов работы в определенных производствах, профессиях, должностях и учреждениях, на отдельных видах работ.

В силу части 2 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ, списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Закона N 400-ФЗ засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов согласно законодательству, действовавшему в период выполнения такой работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ).

Такие периоды могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ).

Разрешая заявленные требования суд первой инстанции пришел к выводу о том, что на должность заведующего фельдшерско-акушерского пункта в спорные периоды назначались медицинские работники, в должностные обязанности которых, входило оказание медицинской помощи населению, С, выполняла работу, связанную с медицинской деятельностью и дающую право на досрочное назначение пенсии. Кроме того, суд первой инстанции указал, что вины истца в том, что ее профессия в трудовой книжке была указана не в полном соответствии с выполняемой работой не имеется, поскольку обязанность по заполнению трудовых книжек законодателем возложена на работодателя. Поскольку работа С, по осуществлению медицинской деятельности с учетом спорных периодов составляет более 25 лет, суд посчитал, что страховая пенсия подлежит назначению истцу с момента ее обращения в пенсионный орган 16 июля 2021 года.

Указанные выводы суда первой инстанции судебная коллегия находит правильными, поскольку они соответствуют требованиям норм материального права, подлежащих применению по настоящему делу, а также материалам гражданского дела.

В спорный период работы истца действовало Постановление Совета Министров от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства".

Согласно параграфу 2 в разделе наименование учреждений и организаций указаны: медсанчасти, здравпункты, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты. В разделе наименование должностей указано: фельдшеры, медицинские сестры - все независимо от наименования должности.

В наименовании должностей, предусмотренных в Списке должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1066, указаны должности среднего медицинского персонала: заведующий фельдшерско-акушерским пунктом - акушерка (или фельдшер, или медицинская сестра), фельдшерским здравпунктом - фельдшер, медицинским пунктом - медицинская сестра (или фельдшер); фельдшер.

Согласно Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденному Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781, в специальный стаж подлежит включению работа среднего медицинского персонала в должностях: заведующий фельдшерско-акушерским пунктом - акушерка (фельдшер, медицинская сестра), фельдшерским здравпунктом - фельдшер (медицинская сестра), медицинским пунктом - медицинская сестра (фельдшер); фельдшер.

Приложением N 4 к Приказу Министерства здравоохранения СССР от 26 сентября 1978 года N 900, устанавливающим штатные нормы медицинского персонала фельдшерско-акушерских пунктов при обслуживании жителей от 700 до 900, установлена одна должность "Заведующий (фельдшер, акушерка, медицинская сестра)". Наименование должности заведующего и других должностей средних медицинских работников (акушерка, патронажная медицинская сестра) определяется органом, утверждающим штатное расписание фельдшерско-акушерского пункта.

Согласно медицинских рекомендаций "В помощь медицинскому работнику фельдшерского, фельдшерско-акушерского пункта", выпущенных Тюменским областным отделом здравоохранения Тюменской областной клинической больницы, должность заведующего фельдшерско-акушерским пунктом устанавливается по действующим типовым штата вместо должности фельдшера.

В соответствии с Положением о заведующем фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшере, на должность заведующего фельдшерско-акушерским пунктом назначается специалист окончивший среднее медицинское учебное заведение с присвоением квалификации фельдшера или фельдшера-акушерки. Заведующий фельдшерско-акушерским пунктом оказывает доврачебную медицинскую помощь населению на территории деятельности фельдшерско-акушерского пункта (л.д.14-24).

С, (до регистрации брака- Москвина) И.А. в 1984 году поступила в Тюменское базовое медицинское училище, в 1987 году окончила полный курс по специальности акушерка (л.д.77,78).

Как следует из Положения о фельдшерско-акушерском пункте, утвержденным приказом Министра здравоохранения СССР от 27 июля 1973 года N 566 и действовавшего до 21 марта 2003 года, фельдшерско-акушерский пункт является амбулаторно-поликлиническим учреждением. Из него следует, что заведующий ФАП наряду с руководством работой персонала фельдшерско-акушерского пункта оказывает доврачебную медицинскую помощь населению на территории деятельности фельдшерско-акушерского пункта.

Таким образом, нормативно-правовое регулирование деятельности ФАП не предусматривало возможности для руководителя такого учреждения заниматься исключительно руководящей деятельностью.

Кроме того, доводы истца подтверждаются представленными ею в суд апелляционной инстанции выписками из индивидуальных карт амбулаторных больных за спорный период, из содержания которых следует, что С, (Москвина) И.А. оказывала в ФАПе медицинские услуги, производила осмотр больных, назначала лекарственные препараты, ставила прививки, то есть осуществляла лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения.

Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной Приказом Минздрава РФ от 15 октября 1999 года N 377 "Об утверждении Положения об оплате труда работников здравоохранения" к медперсоналу отнесены руководители учреждений, в том числе заведующий фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшер (акушерка, медицинская сестра).

Между тем, неполное наименование должности истца в спорные периоды ее трудовой деятельности (как заведующий ФАП) не должно ограничивать право истца на пенсионное обеспечение, поскольку она фактически выполняла работу, дающую право на назначение пенсии за выслугу лет.

Доводы апелляционной жалобы, касающиеся недопустимости принятия во внимание показаний свидетелей в рамках рассмотрения дела о восстановлении пенсионных прав несостоятельны.

Показания свидетелей К. и К. приняты судом первой инстанции во внимание только в той части, в которой они поясняли о наличии штатных единиц в ФАПе в рассматриваемый период.

Разрешая заявленные требования, суд правильно определилзначимые для дела обстоятельства, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановилрешение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства, которое не подлежит отмене по доводам апелляционной жалобы.

Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия Тюменского областного суда,

определила:

Решение Ишимского городского суда Тюменской области от 28 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения- Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Тюменской области- без удовлетворения.

Мотивированное определение составлено 28 февраля 2022 года.

Председательствующий /подпись/

Судьи коллегии: /подписи/

Копия верна.

Судья


Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка