СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ МАГАДАНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 10 февраля 2022 года Дело N 33-37/2022
Судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда в составе:
председательствующего Баюры Л.Н.,
судей Бирючковой О.А., Кречетова А.А.,
при секретаре Григорьевой Ю.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Бактимировой Ю.Ю. к областному государственному автономному учреждению культуры "Магаданская областная универсальная научная библиотека имени А.С. Пушкина" о признании приказа об отстранении от работы незаконным, взыскании оплаты вынужденного прогула, компенсации морального вреда,
по апелляционным жалобам Бактимировой Ю.Ю. и областного государственного автономного учреждения культуры "Магаданская областная универсальная научная библиотека имени А.С. Пушкина" на решение Магаданского городского суда Магаданской области от 29 октября 2021 года.
Заслушав доклад судьи Магаданского областного суда Баюры Л.Н., выслушав пояснения представителя истца Чашина А.Н., представителя ответчика Зубриенко Е.Н., судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Бактимирова Ю.Ю. обратилась в суд с названным исковым заявлением, указав в его обоснование, что состоит с областным государственным автономным учреждением культуры "Магаданская областная универсальная научная библиотека имени А.С. Пушкина" (далее - ОГАУК "МОУНБ им. А.С. Пушкина") в трудовых отношениях. 20 августа 2021 года ответчиком издан приказ N 247-л/с, в соответствии с которым она отстранена от работы. Основанием для издания данного приказа явились ее отказ от вакцинации от профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), постановление главного государственного санитарного врача по Магаданской области от 23 июля 2021 года N 1, приказ министерства культуры и туризма Магаданской области от 6 августа 2021 года N 148, абзац 8 части 1 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации.
Считала данный приказ незаконным, поскольку у работодателя, по ее мнению, отсутствовали основания для ее отстранения от работы.
Приводя положения абзаца 8 части 1 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации, отмечала, что оспариваемый приказ не содержит основания отстранения от работы, предусмотренные федеральным законом или иным нормативным правовым актом федерального уровня.
Постановление главного государственного санитарного врача по Магаданской области от 23 июля 2021 года N 1 "О проведении профилактических прививок против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CоV-2, отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям" (далее - в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, постановление главного государственного санитарного врача по Магаданской области от 23 июля 2021 года N 1) также не уполномочивает работодателей отстранять работников от работы.
В результате незаконного отстранения от работы она лишена заработка, ей причинен материальный ущерб и моральный вред, который она оценивает в размере 50 000 руб. 00 коп.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, просила суд признать приказ от 20 августа 2021 года N 274-л/с незаконным, взыскать с ответчика заработную плату за время вынужденного прогула с даты отстранения от работы по дату вынесения судебного решения, компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб. 00 коп.
Решением Магаданского городского суда от 29 октября 2021 года исковые требования Бактимировой Ю.В. удовлетворены.
Приказ ответчика от 20 августа 2021 года N 247-л/с признан незаконным. С ОГАУК "МОУНБ им. А.С. Пушкина" в пользу истца взыскана заработная плата за время вынужденного прогула с 21 августа по 29 октября 2021 года в сумме 166 448 руб. 91 коп., компенсация морального вреда в размере 10 000 руб. 00 коп. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
С ОГАУК "МОУНБ им. А.С. Пушкина" в доход муниципального образования "Город Магадан" взыскана государственная пошлина в размере 5 128 руб. 98 коп.
В апелляционной жалобе истец, фактически не оспаривая принятое по делу решение, полагает, что судом при разрешении спора неверно применены нормы материального права, подлежащие применению в спорной ситуации.
По мнению истца, к спорным правоотношениям подлежали применению положения части 2 статьи 157, части 9 статьи 312.9 Трудового кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Магаданской области от 30 июля 2021 года N 587-пп "Об обеспечении проведения профилактических прививок против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CоV-2, по эпидемическим показаниям на территории Магаданской области" (далее - в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, постановление Правительства Магаданской области от 30 июля 2021 года N 587-пп).
Ответчик в апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене принятого по делу судебного акта в связи с нарушением норм материального права и принятии нового об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Ссылаясь на положения пункта 2.1 постановления государственного санитарного врача по Магаданской области от 23 июля 2021 года N 1, выражает несогласие с выводом суда о том, что дата отстранения работника от работы должна совпадать с датой, указанной в названном постановлении для вакцинации вторым компонентом вакцины.
По мнению подателя жалобы, данный пункт постановления относится к работодателям и регулирует сроки достижения ими установленных показателей вакцинации в коллективе, без ссылки на конкретных работников. Более того, при таком правовом подходе работники, вакцинированные однокомпонентной вакциной, были бы поставлены в неравное положение с теми работниками, которые вакцинировались двухкомпонентной вакциной.
Обращает внимание, что истец не просто не представила документы, а заявила отказ от вакцинации. Кроме того, истец не вакцинировалась ни на момент издания оспариваемого приказа, ни позднее, включая дату вынесения судебного решения, а также не представила документы о наличии у нее медицинских противопоказаний.
Полагает, что суд, придя к выводу о том, что ответчиком не был рассмотрен вопрос о необходимости отстранения именно истца при достигнутом в учреждении требуемом уровне вакцинации - 60 процентов от общего числа работников, тем самым допустил вмешательство в распорядительную деятельность работодателя в отсутствие предусмотренных законом оснований.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу истца ОГАУК "МОУНБ им. А.С. Пушкина" считает решение суда в обжалуемой части законным и обоснованным, не подлежащим изменению по доводам жалобы.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание не явились, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали. Руководствуясь положениями частей 3 и 4 статьи 167, статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционных жалоб и возражений, выслушав пояснения представителей истца и ответчика, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений, оценив имеющиеся в деле, а также дополнительно представленные доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации, частью 1 статьи 18 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" каждый гражданин имеет право на охрану здоровья.
Пунктом 2 части 1 статьи 2 названного Федерального закона предусмотрено, что под охраной здоровья граждан понимается система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.
Организация охраны здоровья осуществляется путем разработки и осуществления мероприятий по профилактике возникновения и распространения заболеваний, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (пункты 2, 4 части 1 статьи 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Согласно пункту 1 статьи 29 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
В силу положений статьей 10 и 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" требования санитарного законодательства, а также постановлений должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обязательны выполнению гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
В подпункте 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" указано, что главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными статьей 50 названного Федерального закона, наделяются полномочиями при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям.
Статьей 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (здесь и далее - в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) предусмотрено, что профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (пункт 1).
Решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации (пункт 2).
Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (пункт 3).
Профилактические прививки проводятся с согласия граждан. Граждане при осуществлении иммунопрофилактики имеют право на отказ от профилактических прививок. Отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями (пункты 1 и 2 статьи 5, статья 11 того же Федерального закона).
Приказом Минздрава России от 21 марта 2014 года N 125н (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) утвержден Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, в который включена прививка против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-COV-2.
В соответствии с данным Календарем обязательной вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) подлежат, в частности работники организаций сферы предоставления услуг, относящиеся к приоритету второго уровня.
Таким образом, прививка против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CоV-2, отнесена к профилактическим прививкам по эпидемическим показаниям, проводится в случаях, когда существует реальная угроза возникновения и распространения инфекционного заболевания. Решение о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственные санитарный врач Российской Федерации и главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации. Если в субъекте вынесено соответствующее постановление главного государственного санитарного врача о проведении профилактической прививки по эпидемическим показаниям работников отдельных отраслей, то вакцинация для данной категории лиц является обязательной.
На территории Магаданской области действует постановление главного государственного санитарного врача по Магаданской области от 23 июля 2021 года N 1 "О проведении профилактических прививок против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CоV-2, отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям", в соответствии с которым руководителям организаций и индивидуальным предпринимателям культурных, выставочных, просветительских мероприятий (в том числе музеев, выставочных залов, библиотек, лекций, тренингов, экскурсий) предписано обеспечить организацию проведения профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) гражданам, подлежащим обязательной вакцинации (пункт 1.1. указанного постановления), в срок до 20 августа 2021 года первым компонентом или однокомпонентной вакциной, а в срок до 15 сентября 2021 года - вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции, прошедшей государственную регистрацию в Российской Федерации, не менее 60 % от общей численности работников, сотрудников (пункт 2.1 данного постановления).
При этом в пункте 3 постановления главного государственного санитарного врача по Магаданской области от 23 июля 2021 года N 1 указано, что пункт 1 названного постановления не распространяется на лиц, имеющих противопоказания к профилактической прививке против новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Согласно уставу ОГАУК "МОУНБ им. А.С. Пушкина" относится к организациям сферы предоставления услуг в области культуры и искусства (л.д. 24), соответственно, его работники отнесены ко второму уровню приоритета по Календарю профилактических прививок по эпидемическим показаниям, а также к категории работников, подлежащих обязательной вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в соответствии с пунктом 1.1 постановления главного государственного санитарного врача по Магаданской области от 23 июля 2021 года N 1.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истец Бактимирова Ю.Ю. с 14 апреля 2014 года состоит в трудовых отношениях с ОГАУК "МОУНБ им. А.С. Пушкина" (приказ от 14 апреля 2014 года N 71-к, трудовой договор от 14 апреля 2014 года N 117), с 19 февраля 2021 года занимает должность ведущего библиотекаря абонемента отраслевой литературы (приказ от 19 февраля 2021 года N 39 л/с) (л.д.54-60, 61, 74).
2 августа 2021 года во исполнение постановления главного государственного санитарного врача по Магаданской области от 23 июля 2021 года N 1 работодателем издан приказ N 63 "Об организации проведения профилактических прививок по эпидемическим показаниям", в соответствии с которым работники учреждения проинформированы о необходимости пройти вакцинацию против коронавирусной инфекции по эпидемическим показаниям в срок до 20 августа 2021 года - первым компонентом или однокомпонентной вакциной, в срок до 15 сентября 2021 года - вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции. Также разъяснено их право на отказ от вакцинации, последствием которого является отстранение от работы на период эпидемиологического неблагополучия (или до выполнения обязательной профилактической прививки) (л.д. 75-77).
С данным приказом Бактимирова Ю.Ю. ознакомлена под роспись 5 августа 2021 года (л.д. 78).
16 августа 2021 года истец уведомлена работодателем о том, что по эпидемическим показаниям ей в срок до 20 августа 2021 года необходимо подвергнуться проведению профилактической прививки первым компонентом или однокомпонентной вакциной, а в срок до 15 сентября 2021 года - вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции, прошедшей государственную регистрацию в Российской Федерации, и предоставить информацию о прохождении вакцинации или об отказе от этой процедуры в данный срок.
Также до сведения Бактимировой Ю.Ю. доведено, что в случае отсутствия у работодателя документального подтверждения прохождения работником вакцинации к установленному сроку, отказа работника пройти вакцинацию без уважительных причин, работодатель обязан отстранить работника от работы без сохранения заработной платы на весь период эпидемиологического неблагополучия или до выполнения обязательных профилактических прививок (л.д. 84).
В тот же день Бактимирова Ю.Ю. отказалась от прохождения вакцинации в связи с наличием предполагаемых медицинских противопоказаний (л.д. 84 оборот).
Приказом ответчика от 20 августа 2021 года N 247-л/с Бактимирова Ю.Ю. отстранена от работы с 21 августа 2021 года на весь период эпидемиологического неблагополучия или до выполнения обязательных профилактических прививок по эпидемическим показаниям. Тем же приказом бухгалтерии Учреждения предписано не начислять заработную плату истцу на весь период отстранения.
Основанием для издания приказа явились: отказ Бактимировой Ю.Ю. от профилактической прививки против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), не имеющей противопоказаний для вакцинации, от 16 августа 2021 года, постановление главного государственного санитарного врача по Магаданской области от 23 июля 2021 года N 1, приказ министерства культуры и туризма Магаданской области от 6 августа 2021 года N 148 "Об организации проведения профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям в организациях, подведомственных министерству культуры и туризма Магаданской области", абзац 8 части 1 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации (л.д. 85).
С указанным приказом истец ознакомлена в день его издания.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь вышеприведенными законоположениями, верно исходил из того, что работники ОГАУК "МОУНБ им. А.С. Пушкина", в том числе Бактимирова Ю.Ю. отнесены к категории работников, подлежащих обязательной вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в соответствии с пунктом 1.1 постановления главного государственного санитарного врача по Магаданской области от 23 июля 2021 года N 1, которые могут быть отстранены работодателем от выполняемой работы на период эпидемического неблагополучия в случае их отказа от вакцинации.
При этом признавая незаконным приказ ответчика от 20 августа 2021 года N 247-л/с, суд первой инстанции со ссылкой на письмо Федеральной службы по труду и занятости от 13 июля 2021 года N 1811-ТЗ пришел к выводу, что отстранение истца от работы в связи с отказом от вакцинации могло быть не ранее 15 сентября 2021 года, то есть не ранее даты, установленной главным государственного санитарным врачом по Магаданской области для проведения профилактической прививки вторым компонентом вакцины.
Между тем судом не принято во внимание, что исходя из буквального содержания пункта 2.1 постановления главного государственного санитарного врача по Магаданской области от 23 июля 2021 года N 1, а также пункта 3 приказа ответчика от 2 августа 2021 года N 63, уведомления от 16 августа 2021 года Бактимирова Ю.Ю. обязана была в срок до 20 августа 2021 года подвергнуться проведению профилактической прививки первым компонентом или однокомпонентной вакциной, а в срок до 15 сентября 2021 года - вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции, прошедшей государственную регистрацию в Российской Федерации. Соответственно, работодатель после истечения установленного срока для обязательной профилактической прививки первым компонентом или однокомпонентной вакциной (20 августа 2021 года) обязан был рассмотреть в отношении Бактимировой Ю.Ю. вопрос о ее отстранении от работы в связи с отказом от вакцинации и непредставлением документов, свидетельствующих о наличии противопоказаний к данной прививке.
Наряду с этим судебная коллегия отмечает, что письмо Федеральной службы по труду и занятости от 13 июля 2021 года N 1811-ТЗ, в котором высказано мнение федерального органа относительно возможной даты отстранения от работы в связи с отказом работника от вакцинации, не является нормативным правовым актом, а также актом аутентичного толкования постановления главного государственного санитарного врача по Магаданской области от 23 июля 2021 года N 1, связи с чем оно учтено судом первой инстанции при разрешении настоящего спора неправомерно.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции о незаконности оспариваемого приказа по причине преждевременного отстранения истца от работы.