БРЯНСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД
РЕШЕНИЕ
от 29 декабря 2021 года Дело N 2а-2479/2021
Брянский районный суд Брянской области в составе
председательствующего судьи Копыловой О.В.,
при секретаре судебного заседания Никишонкове С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Брянского района Брянской области в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к Добрунской сельской администрации Брянского района Брянской области о признании бездействия незаконным и о возложении обязанности по постановке на государственный кадастровый учет автомобильной дороги общего пользования местного значения с последующей регистрацией права собственности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Брянского района Брянской области обратился в суд с административным иском в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к Добрунской сельской администрации Брянского района Брянской области о признании незаконным бездействия по не постановке на государственный кадастровый учет сооружения дорожного транспорта, автомобильной дороги общего пользования местного значения, расположенной по адресу: Брянская область, Брянский район, д.Добрунь, ул. Цветочная, не регистрации права собственности на указанный объект, и возложении обязанности по постановке на государственный кадастровый учет с последующей регистрацией права собственности указанного сооружения дорожного транспорта. В обоснование заявленных требований истец ссылался на то, что прокуратурой Брянского района Брянской области проведена проверка исполнения законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, в ходе которой установлено, что на территории д.Добрунь Брянского района Брянской области располагается автомобильная дорога ул. Цветочная, протяженностью 1,893 км, с бетонным и щебеночным покрытием, на которое право собственности надлежащим образом в установленном законом порядке не оформлено, несмотря на включение указанного имущества постановлением Добрунской сельской администрации в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах Добрунского сельского поселения. В связи с тем, что отсутствие государственной регистрации права собственности на указанную автомобильную дорогу создает препятствия в осуществлении государственного контроля за ее техническим состоянием и не позволяет в полной мере предусматривать и расходовать денежные средства на ее содержание, прокурор просил суд признать незаконным бездействие МУ "Добрунская сельская администрация Брянского района Брянской области" по не постановке на государственный кадастровый учет сооружения дорожного транспорта, автомобильной дороги общего пользования местного значения, расположенной по адресу: д.Добрунь Брянского района Брянской области, располагается автомобильная дорога ул. Цветочная, не регистрации права собственности на указанный объект, возложить обязанность по постановке на государственный кадастровый учет с последующей регистрацией права собственности вышеуказанное сооружение дорожного транспорта.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, суд в соответствии со ст.150 КАС РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц. От представителя заинтересованного лица Управления Росреестра по Брянкой области имеется отзыв, в котором он оставляет решение вопроса на усмотрение суда и просит рассмотреть исковое заявление без участия их представителя.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства осуществляются путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Безопасность дорожного движения - это состояние, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе посредством установления полномочий и ответственности органов местного самоуправления, регулирования деятельности на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве (статьи 1, 4, 5 Федерального закона от 10.12.1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения").
В силу ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Как следует из части 1 статьи 37 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее по тексту - ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации") местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
При этом исходя из системного толкования положений п.5 ч.1, ч.3, ч.4 статьи 14 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельского поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, относится к иным вопросам местного значения, предусмотренным частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенным к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, и на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.
Таким образом, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельского поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них являются вопросами местного значения муниципальных районов.
При этом в соответствии с абз.2 ч.4 ст.15 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с БюджетнымкодексомРоссийской Федерации.
Частью 1 ст.3 ФЗ Федерального закона от 08.11.2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ") закреплено, что автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
В соответствии с ч.ч.1,8 ст.6 данного Федерального закона автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.
Согласно ч.9 ст.5 вышеназванного Федерального закона автомобильными дорогами общего пользования местного значения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Под дорожной деятельностью, согласно статье 3 ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ" понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. При этом содержание и ремонт автомобильных дорог является разновидностью дорожной деятельности, осуществление которой в отношении автомобильных дорог местного значения относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Как следует из материалов дела, прокуратурой Брянского района Брянской области проведена проверка исполнения законодательства в сфере безопасности дорожного движения в части принятия в муниципальную собственность улично-дорожной сети, расположенной в границах населенных пунктов Добрунского сельского поселения Брянского района Брянской области.
Установлено, что на территории Добрунского сельского поселения Брянского района Брянской области расположена автомобильная дорога по ул. Цветочная, протяженностью 1,893 км, с бетонным и щебеночным покрытием.
Постановлением Добрунской сельской администрации Брянского района Брянской области N 346 от 30.12.2019 года утвержден Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах Добрунского сельского поселения, в который включена автомобильная дорога, протяженностью 1,893 км, расположенная по адресу: Брянская область, Брянский район, д. Добрунь, ул. Цветочная.
В силу п.3 ч.1, ч.3 ст.14 ФЗ"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, относится к вопросам местного значения сельского поселения.
Согласно ч.5 ст.51 вышеназванного Федерального закона, органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минэкономразвития РФ от 30.08.2011 года N 424 утвержден Порядок ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, согласно которому реестр состоит из 3 разделов. В раздел 1 включаются сведения о муниципальном недвижимом имуществе, в том числе кадастровый номер муниципального недвижимого имущества.
Статьей 10 ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ" предусмотрено формирование и ведение Единого государственного реестра автомобильных дорог, в который вносятся сведения об автомобильных дорогах, предоставленные собственниками данных дорог.
Как указано в приказе Минтранса России от 20.05.2009 года N 80 (в редакции 18.01.2017 года) N 80 "О Едином государственном реестре автомобильных дорог" в реестр, в том числе, вносятся сведения о собственнике автомобильной дороги, которые должны содержать вид и основные реквизиты правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов, на основании которых возникло вещное право на автомобильную дорогу. Реквизиты должны содержать наименование документа, его серию и номер, дату выдачи и название государственного органа (организации), выдавшего документ.
Регистрация права собственности на автомобильные дороги Добрунского сельского поселения не проводилась, в настоящее время проведена инвентаризация дорог. Планируется проведения межевания земельных участков под автомобильными дорогами с дальнейшей постановкой на кадастровый учет, о чем Добрунской сельской администрацией Брянского района Брянской области сообщено в письме прокурору Брянского района Брянской области.
При таких обстоятельствах заявленные прокурором Брянского района Брянской области требования об обязании Добрунской сельской администрации Брянского района Брянской области поставить на государственный кадастровый учет с последующей регистрацией права собственности сооружение дорожного транспорта - автомобильную дорогу, протяженностью 1,893 км, с бетонным и щебеночным покрытием, расположенную по адресу: Брянская область, Брянский район, д.Добрунь, ул. Цветочная, подлежат удовлетворению.
В силу ст.187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
Принимая во внимание, что принятие мер к постановке на государственный кадастровый учет и последующей регистрации права собственности вышеуказанного сооружения дорожного транспорта требует длительного времени и финансовых затрат, суд считает целесообразным установить срок исполнения решения суда до 31 июля 2023 года, которого, по мнению суда, достаточно для исполнения заявленных требований.
Руководствуясь ст.ст.177-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск прокурора Брянского района Брянской области о признании бездействия незаконным и о возложении обязанности по постановке на государственный кадастровый учет автомобильной дороги общего пользования местного значения с последующей регистрацией права собственности - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Добрунской сельской администрации Брянского района Брянской области, выразившееся в непринятии мер по постановке на государственный кадастровый учет и оформлению права собственности на сооружение дорожного транспорта, расположенное по адресу: Брянская область, Брянский район, д.Добрунь, ул. Цветочная, автомобильная дорога общего пользования местного значения, протяженностью 1,893 км.
Обязать Добрунскую сельскую администрацию Брянского района Брянской области поставить на государственный кадастровый учет и зарегистрировать право собственности на сооружение дорожного транспорта, расположенное по адресу: Брянская область, Брянский район, д.Добрунь, ул. Цветочная, автомобильная дорога общего пользования местного значения, протяженностью 1,893 км, в срок до 31 июля 2023 года.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Брянский районный суд Брянской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий О.В. Копылова
Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка