СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ СУДА ЧУКОТСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 23 декабря 2021 года Дело N 33-187/2021

Судебная коллегия по гражданским делам суда Чукотского автономного округа в составе

председательствующего Зиновьева А.С.,

судей Скляровой Е.В., Малова Д.В.

при секретаре Лысаченко Е.А.,

с участием прокурора Талаевой О.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Администрации городского округа Эгвекинот на решение Иультинского районного суда от 1 сентября 2021 года, которым постановлено:

"исковое заявление прокурора Иультинского района Чукотского автономного округа в интересах Эйгиной Н.Д. к Администрации городского округа Эгвекинот Чукотского автономного округа о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма вне очереди в связи с признанием дома аварийным, удовлетворить.

Возложить на Администрацию городского округа Эгвекинот Чукотского автономного округа, зарегистрированную в качестве юридического лица 10 декабря 2008 года, ИНН 8704004380, расположенную по адресу: Чукотский автономный округ, пгт Эгвекинот, ул. Ленина, д. 9, обязанность предоставить Эйгиной Н.Д., <дата> года рождения, уроженке с. Конергино Иультинского района Магаданской области, зарегистрированной по адресу: Чукотский автономный округ, Иультинский район, с. Конергино, ул. <адрес>, в границах с. Конергино городского округа Эгвекинот Чукотского автономного округа благоустроенное применительно к условиям населенного пункта с. Конергино жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по площади взамен занимаемого.

Решение суда о возложении обязанности подлежит исполнению непосредственно после его вступления в законную силу".

Заслушав доклад судьи Малова Д.В., судебная коллегия

установила:

прокурор Иультинского района обратился в Иультинский районный суд с исковым заявлением в интересах Эйгиной Н.Д. к Администрации городского округа Эгвекинот (далее - Администрация, ответчик) о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма вне очереди в связи с признанием дома аварийным.

В обоснование иска указал, что распоряжением главы Администрации от 19 апреля 2017 года N 154-ра дом, расположенный по адресу: Чукотский автономный округ, Иультинский район, село Конергино, улица <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу. Согласно выписке из реестра муниципального имущества городского округа Эгвекинот названный выше дом является муниципальной собственностью городского округа Эгвекинот.

По вышеуказанному адресу проживает Эйгина Н.Д., которой до настоящего времени иное жилое помещение по договору социального найма взамен признанного аварийным и подлежащим сносу, не предоставлено.

По мнению прокурора, бездействие со стороны ответчика в части непринятия мер по внеочередному переселению из аварийного жилья нарушает жилищные права Эйгиной Н.Д., а также ставит под угрозу её жизнь и здоровье.

На основании изложенного прокурор Иультинского района просит возложить на ответчика обязанность предоставить Эйгиной Н.Д. по договору социального найма вне очереди благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным требованиям, применительно к условиям населенного пункта село Конергино городского округа Эгвекинот Чукотского автономного округа, равнозначное по площади взамен занимаемого Эйгиной Н.Д. в данный момент, расположенного по адресу: Чукотский автономный округ, городской округ Эгвекинот, село Конергино, улица <адрес>, в границах с. Конергино городского округа Эгвекинот.

Определением Иультинского районного суда от 19 августа 2021 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца, привлечены Ральнито Д.В., Эйгина Е.И., Эйгина А.И., Эйгин И.И. и Эйгина В.И.

Судом первой инстанции постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.

В апелляционной жалобе ответчик Администрация городского округа Эгвекинот, ссылаясь на нарушение и неправильное применение судом первой инстанции норм материального права и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит решение отменить.

Прокурор Иультинского района направил в суд возражения на апелляционную жалобу ответчика, в которых просит оставить обжалуемое решение без изменений, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В суд апелляционной инстанции истец, ответчик, третьи лица, будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени судебного заседания, не явились, о причинах неявки не сообщили, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявляли.

Судебная коллегия, руководствуясь статьёй 167 ГПК РФ, рассмотрела дело в отсутствие неявившихся истца, ответчика и третьих лиц.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор Талаева О.И. просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.

Изучив материалы дела, оценив имеющиеся в нём доказательства, проверив решение суда в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе ответчика и возражениях относительно жалобы прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.

Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 15, 51, 57, 86 и 87 Жилищного кодекса РФ, пришёл к выводу о том, что дом, в котором проживает Эйгина Н.Д., признан аварийным и подлежащим сносу в установленном порядке, и Администрация в течение длительного периода времени (более четырех лет) свою обязанность по переселению истца не исполняла, и удовлетворил исковые требования о возложении на ответчика обязанности предоставить Эйгиной Н.Д. вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в границах села Конергино.

Судебная коллегия находит вывод суда первой инстанции о том, что дом <адрес> в селе Конергино признан аварийным и подлежащим сносу в установленном порядке, не соответствующим установленным обстоятельствам дела и основанным на неправильном применении норм материального права, а довод апелляционной жалобы ответчика о необоснованности признания судом за истцом Эйгиной Н.Д. права на внеочередное предоставление жилья взамен занимаемого - заслуживающим внимания.

В силу подпункта 8 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса РФ (здесь и далее всё законодательство в редакции, действовавшей в 2017 году) к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Как следует из материалов дела, на основании договора социального найма жилого помещения от 1 января 2015 года N 119 Эйгина Н.Д. является нанимателем жилого дома, расположенного по адресу: Чукотский автономный округ, Иультинский район, село Конергино, улица <адрес>, общей площадью 28.1 кв.м. В качестве членов семьи в договор социального найма включены Ральнито Д.В., Эйгина Е.И., Эйгина А.И., Эйгин И.И., Эйгина В.И., которые зарегистрированы в спорном жилом помещении до настоящего времени.

Согласно выписке из реестра муниципального имущества городского округа Эгвекинот жилой дом, расположенный по адресу: улица <адрес>, село Конергино, является муниципальной собственностью городского округа Эгвекинот.

Межведомственная комиссия, назначенная распоряжением Администрации от 20 января 2017 года N 7-ра, 29 марта 2017 года обследовала деревянный, одноэтажный, одноквартирный жилой дом, 1957 года постройки, расположенный по адресу: улица <адрес>, села Конергино, в ходе которого установила, что в процессе эксплуатации указанного жилого дома снизились его эксплуатационные характеристики, которые привели к снижению до недопустимого уровня надежности здания, его прочности и устойчивости. В ходе обследования выявлены нарушения: фундаменты просели, прогнили, имеется искривление горизонтальной линии стен, высота стен находится на разном уровне от поверхности земли, видна деформация по всему дому; завалинка во многих местах отошла от стены, закрепить элементы опоры завалинки к брусу фундамента невозможно, наружные стены покосились, имеются щели; конструкция наружных и внутренних стен совершенно расстроена, нарушена жесткость сруба, имеется множество трещин и значительных разрушений, штукатурка местами отвалилась, высота стен находится на разном уровне от поверхности земли; имеются опасные деформации перекрытия, в местах сопряжения балок трещины, прогиб, видны смещения балок перекрытия на несущие стены, подшивка потолка местами сгнила; полы сгнили, частично поражены грибком; оконные и дверные блоки перекошены, частично сгнили и не закрываются; полная потеря эластичности изоляции электроосвещения, неисправность проводки и приборов; оголовок печной трубы и сама печь имеют разрушения. Проведение восстановительных работ экономически нецелесообразно. По результатам обследования межведомственной комиссией составлен акт N 1, в котором рекомендовано признать дом аварийным и подлежащим сносу.

На основании вышеуказанного акта 29 марта 2017 года межведомственной комиссией составлено заключение N 1, из которого следует, что дальнейшее проживание граждан в одноквартирном жилом доме по адресу: улица <адрес>, села Конергино является угрожающим для безопасности. Деревянный дом с физическим износом более 77 % не поддается восстановлению. Межведомственной комиссией принято решение о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания, аварийным и подлежащим сносу.

Распоряжением Администрации городского округа Эгвекинот от 19 апреля 2017 года N 154-ра утверждён акт межведомственной комиссии по использованию жилищного фонда в городском округе Эгвекинот от 29 марта 2017 года N 1 многоквартирного жилого дома, 1957 года постройки, расположенного по адресу: улица <адрес>, села Конергино. Многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: Чукотский автономный округ, Иультинский район, село Конергино, улица <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу. Управлению промышленной и сельскохозяйственной политики Администрации поручено решить вопрос о переселении жильцов из данного дома в муниципальный жилищный фонд, пригодный для проживания.

Как следует из списка жителей села Конергино, Эйгина Н.Д. с составом семьи из 6 человек состоит на учёте нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, имеющих право на внеочередное получение жилого помещения, по состоянию на 1 марта 2021 года под N 5.

Согласно правовой позиции, изложенной в разделе III "Обеспечение жилищных прав нанимателя по договору социального найма жилого помещения, признанного непригодным для проживания" Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года, при рассмотрении дел по искам о выселении граждан из занимаемых жилых помещений, заявленным по основаниям, предусмотренным статьями 86, 87 ЖК РФ, необходимо проверять соблюдение установленного Положением порядка признания жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Как следует из пункта 11 статьи 12 Жилищного кодекса РФ, к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относится определение оснований и порядка признания жилых помещений непригодными для проживания.

Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса РФ определено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Основания и порядок признания жилого помещения непригодным для проживания определены Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 (далее - Положение о признании жилого помещения непригодным для проживания).

Удовлетворяя требования прокурора, суд первой инстанции в нарушение норм действующего жилищного законодательства и разъяснений Верховного Суда РФ не проверил, соответствуют ли акт от 29 марта 2017 года N 1 и заключение межведомственной комиссии от 29 марта 2017 года N 1, которыми жилой дом, занимаемый Эйгиной Н.Д., признан аварийным и подлежащим сносу, требованиям действующего законодательства, в частности, правильно ли сформирована межведомственная комиссия, включены ли в её состав все лица, указанные в пункте 7 Положения о признании жилого помещения непригодным для проживания, а также соответствует ли принятое ею решение нормам жилищного законодательства.

Так, из абзацев 1, 3 и 4 пункта 7 Положения о признании жилого помещения непригодным для проживания следует, что оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7(1) Положения о признании жилого помещения непригодным для проживания. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.

В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - органы государственного надзора (контроля), на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, а также в случае необходимости - представители органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, в установленном порядке аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.

Глава администрации Иультинского муниципального района Распоряжением от 25 апреля 2006 года N 98-рг, руководствуясь постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47, утвердил состав межведомстенной комиссии по использованию жилищного фонда в Иультинском муниципальном районе, в которую, в том числе, включил начальника территориального отдела территориального Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, начальника отделения инспекции ГПИ МЧС РФ по Иультинскому и Шмидтовскому районам, то есть представителей органов государственного надзора (контроля).

В силу частей 1, 2 и 3 статьи 1 Закона Чукотского автономного округа от 23 сентября 2015 года N 67-ОЗ "Об объединении поселений, входящих в состав Иультинского муниципального района, и организации местного самоуправления на объединенной территории" территории городского поселения Эгвекинот, городского поселения Мыс Шмидта, сельского поселения Амгуэма, сельского поселения Ванкарем, сельского поселения Конергино, сельского поселения Рыркайпий, сельского поселения Уэлькаль объединены без изменения границ общей территории Иультинского муниципального района.

В результате объединения поселений прекращаются полномочия органов местного самоуправления, муниципальных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления каждого из объединяемых поселений. Поселения утрачивают статус муниципальных образований и в состав территории Иультинского муниципального района входят территории поселков городского типа и поселков сельского типа (сел), не являющихся муниципальными образованиями.

Городское поселение, образованное путем вышеуказанного изменения состава территории Иультинского муниципального района, наделено статусом городского округа (далее - городской округ Эгвекинот).

Согласно части 2 статьи 2.1 Закона Чукотского автономного округа от 23 сентября 2015 года N 67-ОЗ в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления Иультинского муниципального района, действуют в части, не противоречащей федеральному законодательству и законодательству Чукотского автономного округа, а также муниципальным правовым актам органов местного самоуправления муниципального образования городской округ Эгвекинот.

Следовательно, распоряжение главы администрации Иультинского муниципального района от 25 апреля 2006 года N 98-рг продолжало действовать в 2017 году во вновь образованном городском округе Эгвекинот.

Распоряжением Администрации городского округа Эгвекинот от 20 января 2017 года N 7-ра состав межведомственной комиссии по использованию жилищного фонда в городском округе Эгвекинот был изменён, в состав комиссии введены шесть работников органа местного самоуправления и один представитель МУП ЖКХ "Иультинское", а представители органов государственного надзора (контроля) из состава комиссии исключены.

Поскольку в нарушение пункта 7 Положения о признании жилого помещения непригодным для проживания, в состав межведомственной комиссии, обследовавшей дом истца в марте 2017 года, не были включены представители органов государственного надзора (контроля) в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, судебная коллегия признаёт утверждённый распоряжением главы Администрации от 19 апреля 2017 года N 154-ра акт и заключение комиссии от 29 марта 2017 года не имеющими юридической силы, как вынесенные органом, не имевшим полномочий на оценку соответствия жилого помещений установленным требованиям по причине некомпетентности межведомственной комиссии из-за отсутствия в её составе специалистов, участие которых в силу закона является обязательным.

Кроме того, пунктами 5 и 6 Положения о признании жилого помещения непригодным для проживания установлено, что жилой дом - индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в нём, относится к жилым помещениям, а многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме.

Пунктом 47 Положения о признании жилого помещения непригодным для проживания определено, что по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям:

о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями;

о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания;

о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции;

о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;

об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Поскольку <адрес> села Конергино является одноквартирным жилым домом, в отношении которого пунктом 47 Положения о признании жилого помещения непригодным для проживания возможность принятия решения о признании аварийным и подлежащим сносу не предусмотрена, судебная коллегия приходит также к выводу о том, что заключение и акт межведомственной комиссии от 31 марта 2017 года, утверждённый распоряжением Администрации городского округа Эгвекинот от 19 апреля 2017 года N 154-ра, в данной части являются противоречащими жилищному законодательству.

Принимая во внимание вышеизложенное, судебная коллегия находит процедуру оценки соответствия жилого помещений, занимаемого истцом Эйгиной Н.Д. по договору социального найма, не соответствующей установленным требованиям Положения о признании жилого помещения непригодным для проживания.

Недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела и неправильное применение норм материального права привели к вынесению неправильного решения, что в силу статьи 330 ГПК РФ является основаниями для отмены решения суда в апелляционном порядке.

Учитывая, что все юридически значимые обстоятельства установлены на основании имеющихся материалов дела, с которыми стороны ознакомлены, принимая во внимание, что акт, заключение межведомственной комиссии и распоряжение Администрации городского округа Эгвекинот от 19 апреля 2017 года N 154-ра не соответствуют действующему законодательству, и в деле отсутствуют доказательства, подтверждающие, что жилое помещение в установленном порядке признано непригодным для проживания, а в соответствии с разъяснениями, данными в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 года, вопросы признания жилых помещений таковыми отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой органом местного самоуправления, судебная коллегия на основании пункта 2 статьи 328 ГПК РФ полагает необходимым принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении искового требования прокурора о возложении на Администрацию обязанности предоставить Эйгиной Н.Д. вне очереди благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным применительно к условиям населенного пункта села Конергино городского поселения Эгвекинот требованиям, равнозначное по площади, взамен занимаемого.