СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ СУДА ЧУКОТСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 декабря 2021 года Дело N 33-185/2021
Судебная коллегия по гражданским делам суда Чукотского автономного округа в составе
председательствующего Зиновьева А.С.,
судей Малова Д.В., Скляровой Е.В.,
при секретаре Лысаченко Е.А.,
с участием прокуроров Талаевой О.И., Таяновой Е.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Администрации городского округа Эгвекинот на решение Иультинского районного суда от 20 августа 2021 года, которым постановлено:
"исковое заявление прокурора Иультинского района Чукотского автономного округа в интересах Тымнелина И.Г., Лейты В.Н. к Администрации городского округа Эгвекинот Чукотского автономного округа о возложении обязанности предоставить благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма вне очереди в связи с признанием дома аварийным, удовлетворить.
Возложить на Администрацию городского округа Эгвекинот Чукотского автономного округа, зарегистрированную в качестве юридического лица 10 декабря 2008 года, ИНН 8704004380, расположенную по адресу: Чукотский автономный округ, п. Эгвекинот, ул. Ленина, д. 9, обязанность предоставить Тымнелину И.Г., <дата> года рождения, уроженцу <данные изъяты>, зарегистрированному по адресу: <адрес>, в границах с. Уэлькаль городского округа Эгвекинот Чукотского автономного округа благоустроенное применительно к условиям населенного пункта с. Уэлькаль жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по площади взамен занимаемого.
Возложить на Администрацию городского округа Эгвекинот Чукотского автономного округа, зарегистрированную в качестве юридического лица 10 декабря 2008 года, ИНН 8704004380, расположенную по адресу: Чукотский автономный округ, п. Эгвекинот, ул. Ленина, д. 9, обязанность предоставить Лейте В.Н., <дата> года рождения, уроженцу <данные изъяты>, зарегистрированному по адресу: <адрес>, в границах с. Уэлькаль городского округа Эгвекинот Чукотского автономного округа благоустроенное применительно к условиям населенного пункта с. Уэлькаль жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по площади взамен занимаемого.
Решение суда о возложении обязанности подлежит исполнению непосредственно после его вступления в законную силу".
Заслушав доклад судьи Скляровой Е.В., судебная коллегия
установила:
прокурор Иультинского района Чукотского автономного округа обратился в суд с иском в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) о возложении на Администрацию городского округа Эгвекинот Чукотского автономного округа (далее - Администрация ГО Эгвекинот, Администрация, ответчик) обязанности предоставить Тымнелину И.Г. и Лейте В.Н. благоустроенные жилые помещения, отвечающие установленным требованиям применительно к условиям села Уэлькаль Иультинского района, равнозначные по площади занимаемым Тымнелиным И.Г. и Лейтой В.Н., по договорам социального найма, вне очереди в связи с признанием дома, в котором проживают истцы, аварийным.
Как указано в иске, по результатам проверки соблюдения жилищного законодательства прокуратурой Иультинского района установлено, что распоряжением главы Администрации ГО Эгвекинот от 22 августа 2018 года N 257-ра многоквартирный дом N N, расположенный по адресу: <адрес>, являющийся муниципальной собственностью ГО Эгвекинот, признан аварийным и подлежащим сносу. Поскольку бездействие Администрации ГО Эгвекинот в части непринятия мер по внеочередному переселению из аварийного жилья Тымнелина И.Г. и Лейты В.Н. нарушает их жилищные права, а также ставит под угрозу их жизнь и здоровье, прокурор обратился в суд с вышеуказанным иском.
По заявленным исковым требованиям судом первой инстанции постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.
Ответчик Администрация ГО Эгвекинот подал апелляционную жалобу на решение суда, указав на его необоснованность, незаконность и необходимость отмены.
В возражениях на апелляционную жалобу и.о. прокурора Иультинского района просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявляли, истец о причинах неявки не сообщил, ответчик просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Судебная коллегия, руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
В заседании суда апелляционной инстанции прокуроры Талаева О.И., Таянова Е.К. просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив имеющиеся в нем доказательства, выслушав прокуроров Талаеву О.И., Таянову Е.К., проверив решение суда первой инстанции в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив эти доводы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Разрешая спор и принимая решение, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 15, 51, 57, 86, 87 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пришел к выводу об удовлетворении исковых требований, исходя из того, что жилой дом, в котором проживают истцы, признан аварийным и подлежащим сносу, проведение восстановительных работ экономически нецелесообразно. Признание дома аварийным и подлежащим сносу расценено судом как достаточное основание для признания проживания в таком доме опасным для жизни и здоровья истцов, для возложения по этой причине на ответчика обязанности предоставить истцам другие жилые помещения во внеочередном порядке.
Судебная коллегия находит решение суда первой инстанции не соответствующим действующему законодательству, постановленным при недоказанности обстоятельств, имеющих значение для разрешения спора, и ошибочно признанных судом установленными, довод апелляционной жалобы ответчика о необоснованности признания судом за истцами права на внеочередное предоставление жилья взамен занимаемого - заслуживающим внимания, но не по причине территориальных сложностей Иультинского района в вопросах строительства жилья, а в силу следующего.
Как следует из материалов дела, Тымнелин И.Г. на основании договора социального найма жилого помещения от 16 сентября 2013 года N 64 является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Истец Лейта В.Н. на основании договора социального найма жилого помещения от 5 ноября 2014 года N 72 является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
Согласно выписке из реестра муниципального имущества ГО Эгвекинот указанный жилой дом, 1970 года постройки, является муниципальной собственностью ГО Эгвекинот.
13 августа 2018 года межведомственная комиссия по оценке и обследованию жилых помещений муниципального жилищного фонда городского округа Эгвекинот, назначенная постановлением Администрации ГО Эгвекинот от 12 декабря 2017 года N 368-па, провела обследование жилого дома, в котором проживают истцы. По результатам обследования комиссией составлен акт N 8, согласно которому в процессе эксплуатации дома снизились его эксплуатационные характеристики, несущая способность строительных конструкций, что привело к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований. В связи с физическим износом комиссия признала жилой дом аварийным и подлежащем сносу, проведение восстановительных работ - экономически нецелесообразным.
На основании указанного акта межведомственной комиссией принято заключение от 13 августа 2018 года N 9, которым жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан непригодным для постоянного проживания, аварийным и подлежащим сносу.
Распоряжением Администрации ГО Эгвекинот от 22 августа 2018 года N 257-ра данный жилой многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу. Управлению промышленной и сельскохозяйственной политики Администрации поручено решить вопрос о переселении жильцов из данного дома в муниципальный жилищный фонд, пригодный для проживания.
Администрацией городского округа Эгвекинот истцу Тымнелину И.Г. в 2021 году предлагались жилые помещения в пгт Эгвекинот: по адресу <адрес>; <адрес>; <адрес>, от которых истец отказался в связи с желанием получить квартиру в с. Уэлькаль. Помимо этого, в материалы дела представлены заявления истцов Лейты В.Н. и Тымнелина И.Г. от 15 апреля 2019 года об отказе от переезда в <адрес>, с. Уэлькаль, без указания конкретных характеристик предлагаемого жилья и причин отказа.
Согласно части 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном этим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях ЖК РФ являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
В силу части 1 статьи 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 этой же статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в частности, гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат (часть 2 статьи 57 ЖК РФ).
По смыслу вышеприведенных положений ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным ЖК РФ основаниям нуждающимися. Внеочередное предоставление жилого помещения является исключительной мерой защиты жилищных прав в условиях, когда лицо лишено жилого помещения и не имеет возможности обеспечить им себя самостоятельно в силу имущественного положения.
Согласно разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации (Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 2 квартал 2009 года, утвержден постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 16 сентября 2009 года, и Обзор судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года) определение срока отселения физических и юридических лиц из аварийного многоквартирного дома является компетенцией органа местного самоуправления.
Само по себе решение органа местного самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных, определение срока сноса такого дома, имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном доме, других благоустроенных жилых помещений, направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище, а потому не может рассматриваться в качестве решения, нарушающего права и свободы гражданина, создающего препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод либо возлагающего на него незаконно какие-либо обязанности.
Вместе с тем, если будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома, и суд может обязать орган местного самоуправления незамедлительно предоставить гражданам другие благоустроенные жилые помещения во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 ЖК РФ, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (часть 2 статьи 15 ЖК РФ).
В силу пункта 8 части 1 статьи 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
Согласно части 4 статьи 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации; в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания.
Основания и порядок признания жилого помещения непригодным для проживания определены Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 (далее - Положение N 47).
В силу пункта 43 Положения N 47 при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в этом Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.
В соответствии с пунктом 44 Положения N 47 процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в Положении требованиям включает:
прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов;
определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в Положении N 47 требованиям;
определение состава привлекаемых экспертов, в установленном порядке аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения;
работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания;
составление комиссией заключения в порядке, предусмотренном пунктом 47 Положения N 47, по форме согласно приложению N 1;
составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом решение комиссии в части выявления оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование;
принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии;
передача по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения (третий экземпляр остается в деле, сформированном комиссией).
На основании пункта 45 Положения для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения следующие документы:
а) заявление о признании помещения жилым помещением или жилого помещения непригодным для проживания и (или) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
б) копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
в) в отношении нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением - проект реконструкции нежилого помещения;
г) заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, - в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
д) заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения - в случае, если в соответствии с абзацем третьим пункта 44 Положения N 47 предоставление такого заключения является необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в данном Положении требованиям;
е) заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания - по усмотрению заявителя.
Согласно пункту 47 Положения N 47 по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в Положении требованиям:
о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями;
о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания;
о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции;
о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В соответствии с пунктом 49 Положения N 47 на основании полученного заключения соответствующий орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем 7 пункта 7 Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Обобщая вышеприведенные правовые нормы и разъяснения Верховного Суда РФ, судебная коллегия признает, что для внеочередного обеспечения жилым помещением жильцов аварийных домов необходимо установить тот факт, что аварийный дом находится в состоянии, угрожающем безопасности жизни и здоровья жильцов, и установить этот факт следует в предусмотренном действующим законодательством порядке.