АРБИТРАЖНЫЙ СУД УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 10 августа 2011 года  Дело N А72-4640/2011

Резолютивная часть решения объявлена 08.08.2011г.

В полном объеме решение изготовлено  10.08.2011г.

Судья Арбитражного суда Ульяновской области Ю.А.Каданцев,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Т.В. Павловой,

рассматривает в судебном заседании дело по заявлению

открытого акционерного общества «Домоуправляющая компания Ленинского района» (ОГРН 1067325057161, ИНН 7325064546), г. Ульяновск,

к Государственной жилищной инспекции по Ульяновской области, г. Ульяновск,

об оспаривании постановления от 19.05.2011г. № 532/11,

при участии в заседании:

от  заявителя - не явились, уведомлены;

от ответчика - Аваргина И.А., доверенность от 17.05.2011г.,

установил:

ОАО «Домоуправляющая компания Ленинского района» обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции по Ульяновской области об оспаривании постановления от 19.05.2011г. № 532/11.

Заявитель считает, что оспариваемое постановление вынесено необоснованно и незаконно и подлежит отмене, так как административным органом не принято во внимание, что управляющая организация по договору подряда передала, а подрядная организация на основании данного договора с управляющей организацией добровольно приняла на себя обязанность по выполнению за плату комплекса работ по содержанию и технической эксплуатации жилищного фонда. В данном случае объективная сторона административного правонарушения в действиях управляющей компании отсутствует, так как совершено действие в рамках закона и договора по передаче прав и обязанностей. В случае нарушения правил эксплуатации жилфонда есть все основания привлечь к административной ответственности подрядную организацию.

Ответчик считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению, а постановление - законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзыве.

Из материалов дела усматривается, что ОАО «Домоуправляющая компания Ленинского района» зарегистрировано 27.09.2006г. Инспекцией Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Ульяновска (свидетельство о государственной регистрации юридического лица серия 73 № 00174464, ОГРН 1067325057161).

По договору управления многоквартирным домом от 01.09.2010г., заключенному с собственниками жилых помещений в жилом доме по адресу: г. Ульяновск, ул. Средний Венец, 17 (л.д. 38-47), ОАО «Домоуправляющая компания Ленинского района» приняло на себя обязательства, в том числе по обеспечению (лично или силами третьих лиц) предоставления услуги по содержанию и выполнению работ по текущему ремонту многоквартирного дома. В соответствии с приложением № 2 к договору в перечень работ, связанных с ремонтом общего имущества многоквартирного дома, сторонами договора включены ремонт отдельных участков кровли, ремонт и замена отдельных участков рулонных покрытий, ремонт примыканий гидроизоляции к парапету и выступающим конструкциям.

На основании распоряжения № 000651/Г-783 от 29.04.2011г. должностным лицом Государственной жилищной инспекции Ульяновской области проведена  внеплановая проверка (в связи с обращением гражданина Карташева А.В. - л.д. 48) с целью проверки фактов нарушения прав потребителей по вопросу ненадлежащего содержания кровли (протечка) над квартирой № 57 и подъездом по месту расположения указанной квартиры дома № 17 по ул. Средний Венец г. Ульяновска.

В ходе проверки выявлены следы протечек в кв. № 57 на кухне на потолке и стенах желтые пятна и разводы, на лестничной клетке по месту расположения кв. № 57 мокрые пятна из-за нарушения герметичности примыкания кровельного покрытия к ДВК, что является нарушением абз. 1,2,3 п. 4.6.1.1, п. 4.6.1.2. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утверждённых Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003г. № 170.

Результаты проверки оформлены актом № Г-783 от 04.05.2011г., протоколом № Г-783 от 05.05.2011г. об административном правонарушении, Обществу выдано предписание № Г-783 от 04.05.2011г. об устранении выявленных нарушений в установленные сроки.

19.05.2011г. оспариваемым постановлением № 532/11 Общество привлечено к административной ответственности по ст.7.22 КоАП РФ в виде административного штрафа в сумме 40.000 руб.

За защитой нарушенных прав и интересов ОАО «Домоуправляющая компания Ленинского района» обратилось в арбитражный суд.

Заслушав объяснения представителя ответчика, исследовав и оценив предс­тавленные доказательства, суд пришел к  выводу, что материалами дела подтверждается нарушение заявителем Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России № 170 от 27.09.2003г.

Указанные Правила определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью: обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности; проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий; обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.

В силу статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Управляющая организация за плату обязана оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов, предоставлять коммунальные услуги собственникам и пользующимся помещениями в этом доме лицам (статья 162 ЖК РФ).

Требования к эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации определены в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003г. №170 (далее - Правила).

Пунктом 4.6.1.1 Правил установлено, что организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить:

исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода; защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли или инженерного оборудования; воздухообмен и температурно-влажностный режим, препятствующие конденсатообразованию и переохлаждению чердачных перекрытий и покрытий; обеспечение проектной высоты вентиляционных устройств; чистоту чердачных помещений и освещенность; достаточность и соответствие нормативным требованиям теплоизоляции всех трубопроводов и стояков; усиление тепловой изоляции следует выполнять эффективными теплоизоляционными материалами; исправность в местах сопряжения водоприемных воронок с кровлей, отсутствие засорения и обледенения воронок, протекания стыков водосточного стояка и конденсационного увлажнения теплоизоляции стояка; выполнение технических осмотров и профилактических работ в установленные сроки.

В соответствии с пунктом 4.6.1.2 Правил, следует устранять, не допуская дальнейшего развития, деформации в кровельных несущих конструкциях: деревянных (нарушения соединений между элементами, разрушение гидроизоляции мауэрлатов, загнивание и прогиб стропильных ног, обрешетки и др. элементов); железобетонных (разрушение защитного слоя бетона, коррозия арматуры, прогибы и трещины, выбоины в плитах и др.); в кровлях из листовой стали (ослабление гребней и фальцев, пробоины и свищи, коррозия, разрушение окрасочного или защитного слоя); в кровлях из асбестоцементных плиток, листов черепицы и других штучных материалов (повреждения и смещения отдельных элементов, недостаточный напуск друг на друга и ослабление крепления элементов кровель к обрешетке); в кровлях из рулонных материалов (отслоение от основания, разрывы и пробоины, местные просадки, расслоение в швах и между полотнищами, вздутия, растрескивание покровного и защитного слоев); мастичных (отслоение, разрушение мастичного слоя).

В силу абзаца 2 пункта 4.6.1.28 Правил не допускается увлажнение конструкций от протечек кровли или инженерного оборудования.

В силу подпункта «в» пункта 5.8.3. Правил, организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечивать: устранение утечек, протечек, закупорок, засоров, дефектов при осадочных деформациях частей здания или при некачественном монтаже санитарно-технических систем и их запорно-регулирующей арматуры, срывов гидравлических затворов, гидравлических ударов (при проникновении воздуха в трубопроводы), заусенцев в местах соединения труб, дефектов в гидравлических затворах санитарных приборов и негерметичности стыков соединений в системах канализации, обмерзания оголовков канализационных вытяжек и т.д. в установленные сроки.

Приложением № 2 к Правилам установлены предельные сроки устранения неисправностей при выполнении внепланового (непредвиденного) текущего ремонта отдельных частей жилых домов и их оборудования, в частности: протечки в отдельных местах кровли должны устраняться в течение одних суток; неисправности аварийного порядка трубопроводов и их сопряжений должны устраняться немедленно.

Несоблюдение вышеперечисленных требований лицами, ответственными за надлежащее содержание жилых домов и (или) жилых помещений, образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ.

В соответствии со ст.7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений влечет наложение административного штрафа на юридических лиц  от сорока тысяч  до пятидесяти тысяч рублей.

В силу п.6 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При этом суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (ч.7 ст.210 АПК РФ).

В соответствии с ч.4 ст. 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

В силу ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Заявителю вменено нарушение абз. 1,2,3 п. 4.6.1.1, п. 4.6.1.2. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утверждённых Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003г. № 170.

Объектом данного правонарушения является предусмотренные Жилищным кодексом Российской Федерации, иными нормативными актами, не противоречащими Жилищному кодексу Российской Федерации правила содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений, а именно, содержание и ремонт многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г.Ульяновск, ул.Средний Венец, д. 17.

Факт наличия следов протечки на потолке и стенах кухни кв. №57, а также на лестничной клетке по месту расположения квартиры № 57 по указанному адресу, доказан бесспорно, подтвержден материалами дела, зафиксирован в акте проверки от 04.05.2011г., постановлении об административном правонарушении от 19.05.2011г. № 532/11.

Объективную сторон у составляет противоправное бездействие, выражающееся в нарушении правил содержания и ремонта многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г.Ульяновск, ул.Средний Венец, д. 17.

В соответствии с п.1 ст.161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006г. №491 (далее - Правила №491).

В соответствии с п.10 указанных Правил общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома.

В ходе проверки, проведенной 04.05.2011г. специалистом Государственной жилищной инспекцией Ульяновской области было выявлено нарушение правил содержания и ремонта жилого многоквартирного дома № 17 по ул.Средний Венец, 17 г.Ульяновска, а именно наличие следов протечек в кв. № 57 на кухне на потолке и стенах желтые пятна и разводы, на лестничной клетке по месту расположения кв. № 57 мокрые пятна из-за нарушения герметичности примыкания кровельного покрытия к ДВК.

Требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда закреплены в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003г. №170.

01.08.2010г. между заявителем и ООО «ЖЭУ-2» заключен договор подряда № 201-ДК/Л, в соответствии с которым ООО «ЖЭУ-2» принимает на себя обязательства по выполнению работ по содержанию, обслуживанию и текущему ремонту мест общего пользования жилых домов жилищного фонда, находящихся у ОАО «Домоуправляющая компания Ленинского района» в управлении согласно договору на управление многоквартирным домом с собственниками помещений в пределах стоимости цены договора.

В соответствии с договором от 01.09.2010г. ОАО «Домоуправляющая компания Ленинского района» приняло полномочия по управлению многоквартирным домом по адресу: г.Ульяновск, Средний Венец, 17, в целях обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставление коммунальных услуг собственникам и иным гражданам в многоквартирном доме.

Таким образом, из положений вышеуказанных норм с учетом положений п.п. 12, 16 Правил № 491, а также исходя из положений указанного договора, следует, что обязанность по обеспечению надлежащего содержания и ремонту общего имущества многоквартирного дома, а именно, по надлежащему содержанию, техническому обслуживанию и ремонту крыши возложены на заявителя как на управляющую компанию.

Субъектом данного правонарушения является лицо, на которое возложены функции по содержанию и ремонту жилого дома и (или) жилых помещений. Данные функции возложены на ОАО «Домоуправляющая компания Ленинского района».

Субъективную сторону рассматриваемого административного правонарушения составляет наличие установленного факта непринятия всех зависящих от юридического лица мер по соблюдению правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, при наличии возможности для их соблюдения.

В силу ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Как усматривается из актов осеннего осмотра здания от 21.07.2010г. и весеннего осмотра здания от 25.03.2011г., кровля жилого дома нуждалась в ремонте (л.д. 37, 51). Таким образом, заявитель знал о необходимости ремонта кровли и имел возможность для соблюдения установленных правил и норм, но не принял действенных мер в разумные сроки для устранения недостатков.

Вина заявителя во вменяемом административном правонарушении бесспорно доказана материалами дела.

Обстоятельства, на которые сослался ответчик, подтверждены доказательствами, имеющимися в материалах дела, оснований считать совершенное правонарушение малозначительным суд не усматривает.

Процессуальных нарушений, которые могли бы в силу п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ повлечь отмену оспариваемого постановления, судом не установлено.

Учитывая изложенное, требования заявителя не подлежат удовлетворению.

Согласно ч.4 ст.208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, поэтому расходы по госпошлине в деле отсутствуют. О наличии иных судебных расходов участвующими в деле лицами не заявлено.

Руководствуясь статьями 110, 207, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федера­ции, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований заявителя отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Решение арбитражного суда может быть обжаловано в установленном порядке.

Судья  Ю.А.Каданцев

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка