АРБИТРАЖНЫЙ СУД УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 26 мая 2010 года  Дело N А72-1437/2010

Арбитражный суд Ульяновской  области  в  составе  судьи М.А. Семеновой,

при ведении протокола судебного заседания секретарем С.А. Якубович,

рассмотрев в  судебном заседании дело по  заявлению

Открытого акционерного общества «Домоуправляющая компания Засвияжского района №1», г.Ульяновск,

к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области, г.Ульяновск,

о признании недействительным предписания №73 от 04.02.2010 о постоянном обеспечении выполнения требований действующего законодательства и о приведении в соответствие с требованиями действующего законодательства платежных документов, выдаваемых потребителям,

при участии представителей:

от заявителя - И.А. Кияткина, паспорт, доверенность №01-05-3325 от 26.10.2009;

от ответчика- А.Г. Каримова, паспорт, доверенность №44 от 13.10.2009;

установил:

Открытое акционерное общество «Домоуправляющая компания Засвияжского района №1» (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании недействительным предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области (далее - Роспотребнадзор) №73 от 04.02.2010.

Обращение в суд Общество мотивирует следующим.

Доначисления за теплоснабжение за 2008 год есть не что иное, как неоплата потребителями в полном объеме коммунальной ууслуги за тепло, а теплоснабжение является составной частью платы за коммунальные ууслуги. Указанное доначисление денежных средств не является корректировкой в том смысле, в котором об этом говорится в пункте 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ №307 (далее - Правила №307), поскольку оно касалось только тех потребителей, которые вследствие посезонной оплаты оплатили установленный на 2008 год тариф за теплоснабжение в неполном размере, в отличие от тех потребителей, которые круглогодично оплачивали данную услугу.

Подпункт «е» п.38 Правил №307 предусматривает возможность указания в платежном документе сведений о размере задолженности перед исполнителем за предыдущие периоды, что, по сути, и имело место (Общество выставило потребителям суммы неоплаты в полном объеме коммунальной ууслуги за тепло, т.е. речь идет не об изменении размера платы, основания которых предусмотрены подпунктом «д» п.38 Правил №307, а о долге потребителя).

Представитель ответчика с требованиями заявителя не согласен; считает  оспариваемое предписание законным и обоснованным, поскольку:

- выставленная к оплате строка «доначисление за теплоснабже­ние» в платежных документах нарушает требование к структуре платы за жилое поме­щение и коммунальные ууслуги, предусмотренные ст.154 Жилищного Кодекса Россий­ской Федерации. Плата за коммунальные ууслуги включает в себя плату за ХВС, ГВС, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление (теплоснабжение, в том числе по­ставки твердого топлива при наличии печного отопления). Указание в платежных до­кументах сведений о произведенных доначислениях, противоречит п. 38 Правил №307;

- договорами управления многоквартирным домом не предусмотрены доначисления: заявитель оказывает возмездные ууслуги (вы­полняет работы), порядок оплаты, порядок определения размера платы определен в до­говоре и является существенным условием договора;

- Общество ввело в заблуждение потребителей установлением посезонной и круглогодичной оплаты своих услуг, так как фактически взимает по итогам года со всех категорий плательщиков одинаковую плату - нарушен Закон №2300-1 от 07.02.1992 Российской Федерации «О защите прав потребителей» (далее - Закон №2300-1).

Общество на последний довод указало, что предложенная гражданам форма оплаты услуг была в устной форме на совещании в мэрии г.Ульяновска рекомендована мэром г.Ульяновска и управляющие компании вынуждены были исполнить рекомендации, однако, такая форма причиняет убытки управляющим компаниям, поэтому они по итогам года доначислили категориям граждан, принявшим посезонную форму оплаты услуг, выпавшие расходы.

Из материалов дела следует,

должностным лицом Роспотребнадзора на основании распоряжения его руководителя  №61-РП от 18.01.2010, вынесенного в рамках полномочий, была проведена внеплановая документарная проверка Общества по многочисленным жалобам потребителей  (от 28.12.2009 входящие номера 21773/пр/ж, 21774/пр/ж, 21775/пр/ж) на нарушение их прав при оказании услуг ЖКХ в связи с неправомерным произведением доначислений за теплоснабжение за 2008 год.

По результатам проверки Роспотребнадзором составлен акт №011 от 04.02.2010, в котором зафиксировано, что жильцам многоквартирных домов по адресам: г.Ульяновск, ул.Московское шоссе, дом 33; ул.Полбина, дом 59А; ул.Пушкарева, дом 44, оплачивающим ууслуги по теплоснабжению посезонно, Общество произвело доначисление в декабре 2009 года за услугу «теплоснабжение» за 2008 год, что подтверждено счетом-квитанцией за декабрь 2009 года по л/с 117083562D.

04.02.2010, на основании акта проверки №011 от 04.02.2010, заместителем руководителя Роспотребнадзора выдано  предписание №73, которым Обществу предписано:

- обеспечить выполнение требований Жилищного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 №188-ФЗ; Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением №307 Правительства РФ от 23.05.2006 - постоянно;

-  привести в соответствие с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) от 29.12.2004 №188-ФЗ; Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением №307 Правительства РФ от 23.05.2006, платежные документы, выдаваемые потребителям - до 04.03.2010.

Исследовав представленные материалы, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд считает требования заявителя подлежащими оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.

Арбитражный суд, в силу ст. 1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), осуществляет правосудие путем разрешения споров.

В соответствии с нормами статьи 4, а также главы 24 АПК РФ, суд рассматривает дела о признании незаконными решений, действий, бездействие органа, нарушающих права и законные интересы заинтересованных лиц.

Частью 1 статьи 198 АПК РФ  установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно частям 4, 5 статьи 200 АПК РФ  при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из материалов дела следует, что гражданам, оплачивающим ууслуги по теплоснабжению посезонно, Общество произвело доначисление в декабре 2009 года платы за теплоснабжение за 2008 год.

В статье 154 ЖК РФ установлена структура платы за жилое по­мещение и коммунальные ууслуги.

Плата за жилое помещение и коммунальные ууслуги для нанимателя жилого по­мещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого по­мещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя:

-  плату за пользование жилым помещением (плата за наем);

-  плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда;

-  плату за коммунальные ууслуги.

Плата за жилое помещение и коммунальные ууслуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:

1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за ууслуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

2) плату за коммунальные ууслуги.

В плату за коммунальные ууслуги  входит оплата услуг за теплоснабжение.

Пунктом 1 статьи 157 ЖК РФ определен размер платы за коммунальные ууслуги, который рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого при отсутствии приборов учета, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.

Согласно п.19 Правил №307, размер платы за коммунальные ууслуги в виде отопления жилых помещений определяется в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения № 2 к Правилам №307.

Норматив потребления в отношении отопления, согласно п. 4 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 306 (далее - Правила №306), определяется органами местного самоуправления по формуле, указанной в приложении к данным Правилам №306: норматив потребления устанавливается в Гкал на 1 кв. м площади жилых помещений дома в месяц, путем деления суммарного расхода тепловой энергии на отопление за отопительный период на общую площадь помещений и на  12 месяцев.

В соответствии с п.21, 25, 27 Правил №307 размер платы за отопление в жилом помещении многоквартирного дома 1 раз в год может быть скорректирован исполнителем в соответствии с подпунктом пункта 1 приложения № 2 к Правилам №307.

Общество,  спустя 1,5 года после окончания отопительного сезона 2008 года, пересчитало гражданам, производящим оплату услуг посезонно, плату за отопление за 2008 год, и  выставило им платежные документы, содержащие сведения о  доначислении за теплоснабжение за 2008.

Согласно ст.155 ЖК РФ наймодатель, управляющая организация обязаны информировать в письменной форме соответственно нанимателей жилых помещений  государственного  и  муниципального  жилищные  фондов  и собственников жилых помещений в многоквартирном доме об изменении размера  платы за жилое помещение и коммунальные ууслуги не позднее, чем за тридцать дней  до даты представления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата за жилое помещение и коммунальные ууслуги в ином размере, если  иной срок не установлен договором управления.

Пункт 42 Правил №307 предусматривает, что информация об изменении размера платы за коммунальные ууслуги, тарифов и нор­мативов потребления коммунальных услуг направляется исполнителем потребителю (в письменной форме) не позднее, чем за 30 дней до даты выставления платежных доку­ментов, на основании которых будет вноситься плата за коммунальные ууслуги по но­вым тарифам или нормативам (если иной срок не установлен договором).

В установленные законом сроки Общество платежные документы гражданам не предоставило. Таким образом, Общество не предоста­вило полную информацию потребителю об изменении размера платы за теплоснабже­ние. Общество оказывает возмездные ууслуги (выполняет работы), порядок оплаты, по­рядок определения размера платы определен в договоре и является существенным усло­вием договора.

В силу ст. 9 Федерального закона от 26.01.1996г. № 15-ФЗ «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» в случаях, когда одной из сторон в обязательстве является гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, ууслуги) для личных нужд, такой гражданин пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с ГК РФ, а также правами, предоставленными потребителю Законом №2300-1.

Таким образом, суд считает, что Обществом допущено нарушение прав граждан как потребителей на предоставление необходимой и достоверной информации, установленных в ст.ст. 8, 10 Закона №2300-1, нарушены права потребителей, установленные в п. 51 («а», «б», «г») Правил №307 (в соответствии с п. 4 Правил №307, коммунальные ууслуги предоставляются потребителю на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг при этом на основании п. 51 Правил №307 потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные ууслуги надлежащего качества; получать от исполнителя сведения о состоянии расчетов по оплате коммунальных услуг; получать от исполнителя информацию об объемах и качестве коммунальных услуг, условиях их предоставления, изменении размера платы за коммунальные ууслуги и порядка их оплаты).

С учетом изложенного, проанализировав перечисленные выше нормы права в совокупности с фактическими обстоятельствами дела, руководствуясь ст.71 АПК РФ, суд приходит к выводу о том, оспариваемое предписание не противоречит вышеприведенным нормам и не нарушает права и законные интересы заявителя.

Оспариваемое предписание вынесено Роспотребнадзором в рамках своих полномочий.

Учитывая изложенное, в удовлетворении требований следует отказать.

Расходы по госпошлине возложить на  заявителя.

Руководствуясь статьями 110, 200-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федера­ции, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение  в силу ст.201 АПК РФ подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в апелляционном и кассационном порядке.

Судья    М.А.Семенова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка