АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
г. Екатеринбурга
РЕШЕНИЕ
от 13 июля 2011 года Дело N А60-18046/2011
[Решением суда исковые требования о признании незаконными действий ответчика по принятию решения об отказе в государственной регистрации юридического лица удовлетворить]
(Извлечение)
Резолютивная часть решения объявлена 12 июля 2011 года.
Полный текст решения изготовлен 13 июля 2011 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Г.Г.Лихачевой при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания В.С.Каленюк рассмотрел в предварительном судебном заседании дело
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Свердловское региональное энергомонтажное управление"(далее - заявитель, общество, ИНН 6670028027, ОГРН 1036603511482)
к инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Екатеринбурга (далее - заинтересованное лицо, инспекция, ИНН 6660010006, ОГРН 1046603571508)
о признании действий налогового органа незаконными,
при участии в судебном заседании;
от заявителя: Е.А.Солонкина, представитель по доверенности N12 от 18.08.2010, предъявлен паспорт; С.Ю.Полякова, представитель по доверенности N15 от 18.08.2010, предъявлен паспорт;
от заинтересованного лица: А.Р.Лобунец, специалист по доверенности N03-12/14 от 03.09.2010, предъявлено сл.удостоверение.
Уведомление лиц, участвующих в деле подтверждается следующими документами:
заявитель - уведомление от 14.06.2011 о вручении определения суда;
заинтересованное лицо - уведомление от 14.06.2011 о вручении определения суда.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий инспекции по принятию решения от 30.03.2011 об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 N129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" необходимых для государственной регистрации документов, которым заявителю отказано во внесении в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о прекращении деятельности общества в связи с его ликвидацией по решению единственного участника, полагая, что указанные действия налогового органа противоречат ст. 21, 23 Федерального закона от 08.08.2001 N129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N129-ФЗ).
Заинтересованное лицо представило отзыв, требования заявителя не признало. Считает, что действия налогового органа являются законными и обоснованными, поскольку последний не правомочен получать сведения из территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации, необходимые для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица.
В ходе заседания заинтересованным лицом заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела отзыва и приложенных к нему документов, которое судом удовлетворено.
Иных заявлений и ходатайств не последовало.
Поскольку присутствующие в заседании суда представители сторон не возражают против рассмотрения дела по существу в настоящем судебном заседании, суд, руководствуясь ч. 4 ст. 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о достаточности имеющихся в деле доказательств и, соответственно, о готовности дела к рассмотрению по существу в первой инстанции. Учитывая изложенное, суд предварительное судебное заседание завершил и открыл судебное заседание по рассмотрению настоящего дела в суде первой инстанции.
Рассмотрев материалы дела, суд установил:
Как следует из материалов дела, 02.09.2010 единственным участником общества принято решение N2 о ликвидации общества, утверждены порядок и сроки ликвидации юридического лица, ликвидатором назначен И.Г.Гайтеров, о чем в Вестнике государственной регистрации N36 (292) от 10.09.2010 опубликовано сообщение.
Решением единственного участника от 23.03.2011 утвержден ликвидационный баланс общества и в налоговую инспекцию 23.03.2011 обществом направлено заявление формы Р16001 о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией. Согласно сведениям, указанным в расписке о получении документов, составленной сотрудником налогового органа, указанное выше заявление инспекцией получено 23.03.2011 и зарегистрировано под N3527.
30.03.2011 решением инспекции обществу отказано в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией на основании непредставления последним сведений из территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации (подп. "г" п. 1 ст. 21 Закона N129-ФЗ).
Полагая, что действия инспекции по принятию указанного решения незаконны и не обоснованы, общество обратилось в суд с настоящим иском.
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, суд решил, что требования общества подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 21 Закона N129-ФЗ (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг") для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации;
б) ликвидационный баланс;
в) документ об уплате государственной пошлины;
г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6, пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений". Указанный документ представляется в регистрирующий орган соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.
В силу п. 4 ст. 9 Закона N129-ФЗ регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных названным Федеральным законом.
При этом согласно п. 4.1 ст. 9 Закона N12-ФЗ регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных данным Законом.
В соответствии с п. 1 ст. 23 Закона N12-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления необходимых для государственной регистрации документов и представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган, а также в случаях, предусмотренных п. 2 ст. 20 или п. 4 ст. 22.1 названного Закона.
Иных правовых оснований для отказа в государственной регистрации Законом N129-ФЗ не предусмотрено.
Суд, изучив пакет документов, направленных ликвидатором общества в налоговую инспекцию вместе с заявлением о государственной регистрации общества в связи с его ликвидацией, установил, что при обращении в налоговый орган за регистрацией в связи с ликвидацией, общество предоставило все необходимые документы, и предусмотренные Законом N129-ФЗ основания для отказа обществу в удовлетворении поданного им заявления у инспекции отсутствовали.
При таких обстоятельствах, требования общества подлежат удовлетворению, а действия инспекции по принятию решения от 30.03.20111 - признанию незаконными.
Довод налогового органа, изложенный как в спорном решении, так и в отзыве на иск, о непредставлении обществом вместе с заявлением документа, подтверждающего представление сведений в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, судом отклонен, поскольку редакция подп. "г" п. 1 ст. 21 Закона N129-ФЗ, действовавшая в период возникновения спорных правоотношений, не предусматривала самостоятельного представления юридическими лицами указанного документа.
Из содержания подп. "г" п. 1 ст. 21 Закона N129-ФЗ усматривается, что названные документы направляются в регистрирующий орган соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, поэтому требование инспекции по их представлению заявителем необоснованно.
Доказательств обращения инспекции в органы Пенсионного фонда Российской Федерации за получением данного документа в материалах дела отсутствуют и заинтересованным лицом в нарушение ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суду не представило.
Вместе с тем, суд отмечает, что заявитель представил суду копию Уведомления Плательщика страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию в связи с принятием решения о ликвидации, направленное ООО "Свердловское региональное энергомонтажное управление" УПФР по Кировскому району г.Екатеринбурга с отметкой о его получении органом Пенсионного Фонда -03.09.2010 вх.N2791.
Ссылка инспекции на отсутствие утвержденного Правительством Российской Федерации порядка представления органом Пенсионного фонда в регистрирующий орган в электронной форме документов о сдаче юридическими лицами определенных пенсионным законодательством сведений, судом во внимание не принята, поскольку отсутствие данного порядка не может возлагать на юридических лиц дополнительных обязанностей, кроме тех, которые установлены Законом N129-ФЗ.
Госпошлина за рассмотрение спора в сумме 2000 руб., уплаченная обществом по платежному поручению N7 от 07.06.2011, подлежит взысканию с заинтересованного лица в пользу заявителя в порядке ст. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
Госпошлина в размере 2000 руб. возвращается обществу из федерального бюджета как излишне уплаченная.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. Заявленные требования общества с ограниченной ответственностью "Свердловское региональное энергомонтажное управление" (ИНН 6670028027, ОГРН 1036603511482)удовлетворить.
Признать незаконными действия инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Екатеринбурга, выразившиеся в принятии решения от 30.03.2011 об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 N129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" необходимых для государственной регистрации документов.
Обязать инспекцию Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Екатеринбурга устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Свердловское региональное энергомонтажное управление" (ИНН 6670028027, ОГРН 1036603511482).
2. В порядке распределения судебных расходов взыскать с инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Екатеринбурга (ИНН 6660010006, ОГРН 1046603571508) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Свердловское региональное энергомонтажное управление" (ИНН 6670028027, ОГРН 1036603511482) 2000 руб. в возмещение расходов по уплате госпошлины по иску.
3. Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Свердловское региональное энергомонтажное управление" (ИНН 6670028027, ОГРН 1036603511482) из федерального бюджета 2000 руб., уплаченной по платежному поручению N7 от 07.06.2011, подлинник которого остается в материалах дела.
4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья Г.Г.Лихачева