Действующий


АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
г. Екатеринбурга

РЕШЕНИЕ

от 1 июля 2011 года Дело N А60-13052/2011


[Заявленные требования о признании не соответствующим действующему законодательству и недействующим пункт решения Думы "О приостановлении действия отдельных решений Думы Кировградского городского округа" в части распространения отношений на предшествующий период, удовлетворить]
(Извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 24 июня 2010 г

Полный текст решения изготовлен 01 июля 2011 г.

Арбитражный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Г.Н.Подгорновой, судей С.П.Воронина, Ю.К.Киселёва при ведении протокола судебного заседания секретарем А.М.Тумановой рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению

Закрытого акционерного общества "Регионгаз-инвест"

к Думе Кировградского городского округа

о признании недействующим (в части) нормативного правового акта.

В судебном заседании участвовали:

от заявителя: А.В.Кобякова, юрисконсульт, доверенность от 11.01.2011 г. N 3, паспорт; А.С.Звонарев, представитель, доверенность от 11.01.2011 г., паспорт;

от заинтересованного лица представитель не явился; доказательства надлежащего извещения заинтересованного лица о времени и месте судебного заседания в материалах дела имеются.

В материалах дела имеется письменное ходатайство заинтересованного лица о рассмотрении дела без участия его представителя.

Дело рассматривается в отсутствие представителя заинтересованного лица.

Лицу, участвующему в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.

Заявитель просит признать не соответствующим действующему законодательству и недействующим пункт 2 решения Думы Кировградского городского округа N 478 от 30.03.2011 г. "О приостановлении действия отдельных решений Думы Кировградского городского округа" в части распространения отношений на предшествующий период, а именно, на период с 22 марта 2010 года.

В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на несоответствие указанного нормативного правового акта в оспариваемой части ч. 1 ст. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), а также ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 30.12.2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", ч. 6 ст. 6 Федерального закона от 26.12.2005 г. N 184-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и некоторые законодательные акты Российской Федерации".

Заинтересованное лицо представило отзыв, требования не признало, полагая, что решение в оспариваемой части полностью соответствует нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, в том числе, п. 1 Указа Губернатора Свердловской области от 19 марта 2010 г. N 221-УГ "Об ограничении роста платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги", постановлению РЭК Свердловской области от 19.03.2010 г. N 28-ПК "О внесении изменений в постановление РЭК Свердловской области от 30.09.2009 г. N 123-ПК "Об утверждении предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельных индексов изменения размеров платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям в Свердловской области на 2010 год", постановлению РЭК Свердловской области от 22.03.2010 г. N 29-ПК "О внесении изменений в постановление РЭК Свердловской области от 30.09.2009 г. N 123-ПК "Об утверждении предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельных индексов изменения размеров платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям в Свердловской области на 2010 год".

Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения представителей заявителя, суд установил:

Думой Кировградского городского округа принято решение от 30.03.2011 года N 478 "О приостановлении отдельных решений Думы Кировградского городского округа", согласно п. 1 которого приостановлено действие решений Думы Кировградского городского округа от 26.04.2006 г. N 235 "Об утверждении Инвестиционной программы "Строительство теплоисточника 5,0 МВт в Кировградском городском округе", от 28.06.2006 г. N 255 "О внесении дополнений в решение Думы Кировградского городского округа от 26.04.2006 г. N 235 "Об утверждении Инвестиционной программы "Строительство теплоисточника 5,0 МВт в Кировградском городском округе", округа от 26.08.2009 г. N 234 "Об утверждении Инвестиционной программы "Строительство газовой котельной 9 МВт в Кировградском городском округе" и надбавки к тарифу на тепловую энергию, вырабатываемую газовой котельной ЗАО "Регионгаз-инвест" в микрорайоне N 5 г. Кировграда" до 31 декабря 2011 года.

Пунктом 2 указанного решения предусмотрено, что оно вступает в законную силу с момента опубликования и распространяется на отношения с 22 марта 2010 г.

Во исполнение п. 3 отмеченного решения оно опубликовано в общественно-политической газете "Кировградские вести" 13 апреля 2011 года в номере 15(773).

Не согласившись с пунктом 2 указанного решения в части распространения действия решения на период, предшествующий моменту опубликования, а именно на период с 22 марта 2010 года, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.

Рассмотрев заявление, суд считает его подлежащим удовлетворению, при этом исходит из следующего.

Решением Думы Кировградского городского округа от 26.04.2006 г. N 235 "Об утверждении Инвестиционной программы "Строительство теплоисточника 5,0 МВт в Кировградском городском округе" утверждена представленная ЗАО "Регионгаз-Инвест" Инвестиционная программа "Строительство теплоисточника 5,0МВт в Кировградском городском округе", решением Думы от 28.06.2006 г. N 255 в решение N 235 от 26.04.2006 г. внесены изменения, согласно которым установлена инвестиционная надбавка к тарифу на теплоэнергию, вырабатываемую теплоисточником 5,0 МВт в размере 89,43 руб/Гкал на период окупаемости проекта 8 (восемь) лет.

Решением Думы Кировградского городского округа от 26.08.2009 г. N 234 "Об утверждении Инвестиционной программы "Строительство газовой котельной 9 МВт в Кировградском городском округе" и надбавки к тарифу на тепловую энергию, вырабатываемую газовой котельной ЗАО "Регионгаз-инвест" в микрорайоне N 5 г. Кировграда" на основании обращения заявителя ему утверждена инвестиционная программа "Строительство газовой котельной 9 МВт в Кировградском городском округе", а также установлена инвестиционная надбавка к тарифу на тепловую энергию, вырабатываемую газовой котельной ЗАО "Регионгаз-инвест" в микрорайоне N 5 г. Кировграда в размере 65 руб. 29 коп. за 1Гкал без учета НДС. Срок окупаемости проекта согласно инвестиционной программе составляет 7,14 лет.

Таким образом, указанные инвестиционные надбавки к тарифам на тепловую энергию, вырабатываемую газовыми котельными, построенными и введенными в эксплуатацию на территории Кировградского городского округа ЗАО "Регионгаз-инвест", введены на период окупаемости проектов.

Согласно п. 2 ст. 15 Федерального закона от 30.12.2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" в редакции, действующей в период утверждения заявителю инвестиционных надбавок, финансирование инвестиционных программ организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере теплоснабжения, необходимых для реализации программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, осуществляется в том числе посредством установления тарифов на основе долгосрочных параметров на товары, услуги таких организаций, регулируемых надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, регулируемых тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение в порядке, аналогичном порядку, установленному статьями 10 - 12, частями 4 и 5 статьи 13 и частью 4 статьи 14 настоящего Федерального закона, в соответствии с порядком, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 3 указанной статьи надбавки, указанные в части 2 настоящей статьи, устанавливаются в дополнение к ценам (тарифам) на тепловую энергию и на услуги по передаче тепловой энергии, устанавливаемым органами государственного регулирования цен (тарифов), за исключением случаев, если тарифы устанавливаются с применением нормы доходности инвестированного капитала и финансирование инвестиционных программ осуществляется посредством установления тарифов на товары, услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров, услуг в сфере теплоснабжения.

В соответствии с п. 5 приведенной статьи в случае, если надбавки, указанные в части 2 настоящей статьи, устанавливаются в дополнение к ценам (тарифам) для организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере теплоснабжения, не реализующих свои товары (не оказывающих услуги) непосредственно потребителям тепловой энергии, данные организации предъявляют к оплате организациям коммунального комплекса - производителям товаров и услуг в сфере теплоснабжения, являющимся покупателями этих товаров и услуг, сумму с учетом размеров указанных надбавок.

В силу п. 6 указанной статьи организации коммунального комплекса - производители товаров и услуг в сфере теплоснабжения, оплачивающие приобретаемые ими товары и услуги с учетом размеров надбавок, указанных в части 2 настоящей статьи, в свою очередь предъявляют к оплате покупателям собственных товаров и услуг сумму с учетом размеров указанных надбавок.

Таким образом, исходя из положений приведенной статьи и на основании утвержденных инвестиционных программ заявитель с момента утверждения этих программ и до 13.04.2011 г. (дата вступления в силу оспариваемого решения) при расчетах за вырабатываемую и реализуемую им тепловую энергию предъявлял абоненту помимо тарифа на тепловую энергию также инвестиционные надбавки к тарифу.

Указом Губернатора Свердловской области от 19.03.2010 г. N 221-УГ "Об ограничении роста платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги" предусмотрено, что изменение размеров платы граждан, проживающих на территории Свердловской области, за жилое помещение и коммунальные услуги в 2010 г. не должно превышать 125 процентов к уровню, сложившемуся в декабре 2009 года.

Поскольку установленные постановлением РЭК Свердловской области от 30.09.2009 г. N 123-ПК "Об утверждении предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельных индексов изменения размеров платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям в Свердловской области на 2010 год" предельные индексы, в том числе, на территории муниципального образования "Кировградский городской округ" (135% по плате за жилое помещение и 126,6% по плате за коммунальные услуги), превышали установленные Указом Губернатора, постановлениями РЭК Свердловской области от 19.03.2010 г. N 28-ПК, от 22.03.2010 г. N 29-ПК в указанное постановление внесены изменения в части уменьшения предельных индексов изменения размера платы до 125%.

Кроме того, постановление N 123-ПК от 30.09.2009 г. дополнено пунктами 4-1 и 4-2 следующего содержания:

"4-1) Предложить органам местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области совместно с организациями коммунального комплекса и исполнителями коммунальных услуг, осуществляющими свою деятельность на территории муниципального образования, принять меры, направленные на оптимизацию расходов, связанных с содержанием, ремонтом жилья, а также эксплуатацией систем коммунальной инфраструктуры, обеспечивающие возмещение их за счет платежей граждан, ограниченных установленными предельными индексами, в том числе:

1) укрупнение организаций коммунального комплекса за счет их объединения и (или) передачи объектов коммунальной инфраструктуры в аренду (субаренду) наиболее эффективным организациям коммунального комплекса;

2) исключение из практики фактов предъявления потребителям коммунальных услуг нескольких тарифов на передачу коммунальных ресурсов;

3) организация в границах муниципального образования тепло-, водоснабжения, водоотведения путем заключения договоров поставки коммунальных ресурсов между потребителями и организациями коммунального комплекса только через присоединенную сеть;

4) приостановление действия надбавок к тарифам на коммунальные ресурсы за счет переноса и (или) продления сроков реализации инвестиционных программ;

5) отказ от использования платы за аренду объектов коммунальной инфраструктуры, находящейся в муниципальной собственности, на цели, не связанные с эксплуатацией арендуемого имущества;

6) отмена решений об установлении нормативов потребления коммунальных услуг, не основанных на замерах, предусмотренных законодательством.

4-2) Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области и исполнителям коммунальных услуг в рамках предельных индексов, утвержденных настоящим Постановлением, обеспечить изменение совокупных размеров платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги, не превышающее 125% к уровню, сложившемуся в декабре 2009 года.".

Как видно из приведенных пунктов, приостановление действия надбавок к тарифам на коммунальные услуги за счет переноса и (или) продления сроков реализации инвестиционных программ являлось лишь одной из предложенных

органам местного самоуправления муниципальных образований Свердловской области мер (но не единственной), направленных на приведение роста платы граждан в пределы установленных индексов.

Кроме того, постановление РЭК Свердловской области от 30.09.2009 г. N 123-ПК с учетом внесенных в него изменений, а также постановление РЭК Свердловской области от 19.03.2010 г. N 28-ПК с 01.01.2011 г. утратили силу в связи с изданием постановления РЭК Свердловской области от 01.10.2010 г. N 119-ПК. Таким образом, постановление РЭК Свердловской области от 19.03.2010 г. N 28-ПК, на нормы которого ссылается заинтересованное лицо в обоснование принятия оспариваемого решения, на момент принятия оспариваемого решения не действовало.

Между тем Дума Кировградского городского округа, руководствуясь именно отмеченными выше нормативными правовыми актами и изложенными в них рекомендациями, в целях установления платы граждан за коммунальные услуги в пределах предусмотренного Губернатором Свердловской области и РЭК Свердловской области индекса, оспариваемым решением от 30.03.2011 г. N 478 приостановила действие решений Думы об утверждении инвестиционных программ ЗАО "Регионгаз-инвест", которыми установлены инвестиционные надбавки к тарифу на тепловую энергию, вырабатываемую газовыми котельными ЗАО "Регионгаз-инвест", тем самым приостановив и применение отмеченных надбавок. Действие указанного решения согласно п. 2 распространено на отношения с 22 марта 2010 г. Таким образом, применение инвестиционных надбавок оспариваемым решением приостановлено на прошедший период, в котором эти надбавки, как указывалось выше, предъявлялись ЗАО "Регионгаз-инвест" своим абонентам и уплачивались последними.

В силу ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 30.12.2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" тарифы и надбавки устанавливаются на соответствующий период действия, могут иметь календарную разбивку и вступают в силу с даты начала указанного периода, но не ранее чем через один календарный месяц после их установления и действуют до окончания этого периода, за исключением случаев их досрочного пересмотра по основаниям, установленным статьей 14 Федерального закона.

Согласно ч. 1.1 ст. 14 отмеченного Федерального закона основаниями для досрочного пересмотра органами регулирования муниципального образования надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса являются:

1) объективное изменение условий деятельности организации коммунального комплекса, влияющее на стоимость товаров и услуг этой организации;

2) нарушение организацией коммунального комплекса утвержденной инвестиционной программы, выявленное по результатам мониторинга выполнения этой программы;

3) изменение установленных предельных индексов;

4) предписание органа регулирования субъекта Российской Федерации органу регулирования муниципального образования;

5) вступившее в законную силу решение суда.

Досрочный пересмотр тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, а также надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса производится органами регулирования в течение не более двух календарных месяцев со дня возникновения основания для досрочного пересмотра указанных тарифов и надбавок, за исключением случаев досрочного пересмотра тарифов и надбавок по основаниям, указанным в пунктах 5 и 9 части 1 и пунктах 3 и 4 части 1.1 настоящей статьи.

В силу ч. 6 ст. 6 Федерального закона от 26.12.2005 г. N 184-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и некоторые законодательные акты Российской Федерации" в случае, если увеличение размера платы граждан за коммунальные услуги превышают установленные для соответствующего муниципального образования предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, размер платы граждан за коммунальные услуги должен быть приведен в соответствие с указанными индексами в течение одного календарного месяца с даты вступления в силу решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об установлении указанных индексов.

Таким образом, предусмотрев возможность досрочного пересмотра тарифов и надбавок к тарифам при наличии оснований, законодатель установил предельные сроки, в течение которых возможен такой пересмотр.

Специальных оснований для приостановления действия тарифов и надбавок к тарифам и порядка приостановления законом не предусмотрено, поэтому очевидно, что и в этом случае следует руководствоваться положениями приведенных выше норм закона. Исходя из содержания и смысла этих норм, а также специфики регулируемых ими общественных отношений приостановить действие надбавки к тарифу на прошедший период, то есть на период, в котором эта надбавка на законном основании предъявлялась и взималась, по мнению суда, невозможно.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 15.04.2008 г. N 2162-О-О, основным принципом существования закона во времени является немедленное действие; придание обратной силы закону - исключительный тип его действия во времени, использование которого относится к прерогативе законодателя; при этом либо в тексте закона содержится специальное указание о таком действии во времени, либо в правовом акте о порядке вступления закона в силу имеется подобная норма; законодатель, реализуя свое исключительное право на придание закону обратной силы, учитывает специфику регулируемых правом общественных отношений.

Вывод суда подтверждается и п. 25 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, согласно которому решение об установлении тарифов и (или) их предельных уровней обратной силы не имеет.

Учитывая изложенное, суд полагает, что пункт 2 решения Думы Кировградского городского округа от 30.03.2011 г. N 478 "О приостановлении действия отдельных решений Думы Кировградского городского округа" в части распространения действия решения на отношения с 22 марта 2010 г. противоречит законам и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности, поэтому заявленные требования подлежат удовлетворению.

Довод заинтересованного лица об отсутствии экономической возможности для уплаты указанных инвестиционных надбавок заявителю с 22.03.2010 г. в связи с приостановлением начисления надбавок населению с указанной даты на основании решения Думы Кировградского городского округа от 31.03.2010 г. N 313 "О согласовании порядка и условий оплаты жилья и коммунальных услуг гражданами, проживающими на территории Кировградского городского округа, на 2010 год", не влияет на выводы суда по существу рассматриваемого спора, поскольку в силу ч. 4 ст. 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт. В компетенцию суда не входит проверка соответствия нормативного правового акта другому нормативному правовому акту того же уровня, а также установление целесообразности, в том числе экономической, принятия оспариваемого нормативного правового акта.

Учитывая изложенное, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. 110, ст.ст.167-170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил: