Дело № 2-801/2014 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    гор. Звенигово 10 октября 2014 года
 

    Звениговский районный суд Республики Марий Эл в составе председательствующего судьи Юпуртышкиной С.В., при секретаре Ф.В.Г., с участием помощника прокурора М.М.Е., представителя ответчика и.о. главы администрации Илюшкиной В.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению
 

    прокурора Звениговского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Кокшамарское сельское поселение» о возложении обязанности поставить на учет бесхозяйные объекты электроснабжения,
 

У С Т А Н О В И Л:
 

    Прокурор Звениговского района обратился в интересах неопределенного круга лиц в суд с иском к администрации муниципального образования «Кокшамарское сельское поселение» (далее администрация поселения, ответчик), в котором просил обязать администрацию поселения как исполнительно-распорядительный орган муниципального образования «Кокшамарское сельское поселение» поставить на учет бесхозяйные объекты электроснабжения: ВЛ (высоковольтная линия)-0,4 кВ, от КТП № 227 протяженностью 0, 6 км, расположенную в дер. Уржумка; ВЛ – 0,4 кВ от КТП № 211, протяженностью 0,2 км, расположенную в <адрес>; ВЛ-10 кВ Ф-1013 ПС «Кокшайск», отпайка на <адрес>, протяженностью 2,3 км, расположенную в <адрес>, в срок до <дата>.
 

    В обоснование иска указал, что при проведении проверки соблюдения законодательства в сфере электроэнергетики установлено, что на территории муниципального образования «Кокшамарское сельское поселение» имеются бесхозяйные недвижимые объекты (бесхозяйные объекты электроснабжения), которые являются объектами коммунальной инфраструктуры, постановка которых по состоянию на <дата> на учет в регистрирующем органе как бесхозяйного имущества не осуществлена. Упомянутые объекты, от функционирования которых зависит электроснабжение населения, проживающего в населенных пунктах <адрес> и <адрес> ни у одной организации на учете не стоят и являются бесхозяйными.
 

    На основании положений ст. ст. 14, 50 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также ст. 225 ГК РФ, по данным фактам в адрес главы администрации поселения <дата> прокуратурой Звениговского района вносилось представление об устранении нарушений закона с требованием о принятии мер по постановке в установленном законом порядке бесхозяйного имущества на учет.
 

    Однако каких-либо мер по исполнению требований вышеуказанного законодательства во исполнение представления администрацией поселения предпринято не было.
 

    В судебном заседании помощник прокурора Звениговского района М.М.Е. требования к органу местного самоуправления поддержала с учетом их уточнения, объясняла согласно изложенному в исковом заявлении.
 

    Администрация муниципального образования «Кокшамарское сельское поселение» в лице исполняющей обязанности главы администрации поселения И.В.И. требования признала, представила суду соответствующее заявление. Объясняла, что действительно в границах поселения имеются объекты электроснабжения, ранее принадлежавшие Е.В.П. и Мариинско-Посадскому мехлесхозу, которые ими фактически заброшены. Технические и кадастровые паспорта на эти объекты не изготовлены ввиду отсутствия денежных средств в бюджете муниципального образования, отсутствуют также межевые планы на земельные участки под объектами электроснабжения.
 

    Третье лицо Управление Росреестра по Республике Марий Эл для участия в деле представителя не направило, письменного отзыва на исковое заявление не представило.
 

    Привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица ОАО «МРСК Центра и Приволжья» филиал «Мариэнерго» ходатайствовало о рассмотрении дела без участия своего представителя, в письменном отзыве на исковое заявление указывало, что действительно линии электропередачи, указанные в исковом заявлении, имеют неопределенный правовой статус, согласно актам разграничения эксплуатационной ответственности электрических сетей № от <дата>, № от <дата>, № от <дата>, составленным ОАО «МРСК Центра и Приволжья» и Администрацией муниципального образования «Кокшамарское сельское поселение», спорные линии электропередачи находятся в границах эксплуатационной ответственности администрации.
 

    Суд счел возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежаще извещенных о времени и месте проведения судебного заседания, по правилам ст. ст. 113, 167 ГПК РФ.
 

    Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив материалы гражданского дела, оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ суд приходит к следующему.
 

    Судом установлено и не оспаривается сторонами, что на территории муниципального образования «Кокшамарское сельское поселение» имеются объекты электроэнергетики, собственник которых не определен (л.д. 3).
 

    В соответствии со ст. 131 Гражданского кодекса РФ (далее ГК РФ) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
 

    Согласно ч. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
 

    В соответствии со ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Ст. 18 Конституции РФ указывает, что права и свободы гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
 

    Согласно ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
 

    В соответствии с пп. 4 п. 6 ст. 14 Федерального закона N 261-ФЗ от 23 ноября 2009 года "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны включать мероприятия по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества.
 

    В соответствии с пп. 4, 7 ч. 1 ст. 15 указанного Федерального закона к вопросам местного значения муниципального района относятся: организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством РФ; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района.
 

    Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжение населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
 

    Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 N 580 утверждено Положение о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, где также в п. 5 предусмотрено, что принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.
 

    К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества.
 

    На основании вышеперечисленных правовых норм, прокурором Звениговского района в адрес ответчика было внесено представление от <дата> об устранении нарушений закона с требованием о принятии мер по постановке бесхозяйного имущества на учет.
 

    Между тем на дату разрешения спора представление прокурора по устранению выявленных нарушений законодательства в сфере энергоснабжения администрацией муниципального образования "Кокшамарское сельское поселение" не исполнено в полном объеме. Из сообщения от <дата> № Звениговского отдела Управления Росреестра по Республике Марий Эл следует, что администрация поселения с заявлениями о постановке на учет в качестве бесхозяйных объектов либо регистрации права муниципальной собственности объектов электроснабжения не обращалась. Таким образом, принятые органом местного самоуправления меры не обеспечили постановку объектов электроэнергетики в качестве бесхозяйных.
 

    Целью постановки на учет имущества как бесхозяйного является признание на него в дальнейшем права муниципальной собственности.
 

    Судом принимается во внимание, что отсутствие лица, ответственного за содержание и эксплуатацию объектов электроэнергетики, может в дальнейшем привести к отсутствию должного контроля за состоянием и нормальной работой этих объектов. Орган местного самоуправления не только вправе, но и обязан принимать меры по учету бесхозяйного имущества с целью предотвращения угрозы причинения вреда правам и законным интересам населения.
 

    Ответчиком представлено заявление о признании исковых требований прокурора Звениговского района.
 

    Суд не усматривает оснований для непринятия признания иска.
 

    При таких обстоятельствах, когда непринятие мер по постановке на учет объектов может привести к перебоям электроснабжения населения, проживающего в <адрес> и <адрес>, в целях предотвращения состояния длительной заброшенности объектов, суд находит требования прокурора подлежащими удовлетворению.
 

    Заявленный прокурором срок устранения выявленных нарушений суд считает необходимым и достаточным как для изыскания денежных средств для изготовления технической и иной необходимой документации на объекты электроснабжения, собственник которых не установлен, так и проведения мероприятий, связанных с постановкой этих объектов в регистрирующем органе на учет как бесхозяйных.
 

    На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
 

Р Е Ш И Л:
 

    Иск прокурора Звениговского района удовлетворить.
 

    Возложить на администрацию муниципального образования «Кокшамарское сельское поселение» (ИНН 1203005888, ОГРН 1061225000022) в срок до <дата> обязанность поставить на учет бесхозяйные объекты электроснабжения: ВЛ (высоковольтная линия)-0,4 кВ от КТП № 227, протяженностью 0, 6 км, расположенную в дер. Уржумка; ВЛ – 0,4 кВ от КТП № 211, протяженностью 0,2 км, расположенную в <адрес>; ВЛ-10 кВ Ф-1013 ПС «Кокшайск», отпайка на <адрес>, протяженностью 2,3 км, расположенную в <адрес>.
 

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке Верховный Суд Республики Марий Эл в течение одного месяца со дня его вынесения, с подачей жалобы через Звениговский районный суд.
 

Председательствующий судья С.В. Юпуртышкина