Дело № 2-802/2014 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    гор. Звенигово 10 октября 2014 года
 

    Звениговский районный суд Республики Марий Эл в составе председательствующего судьи Юпуртышкиной С.В., при секретаре С.О.В., с участием помощника прокурора М.М.Е., от ответчика и.о. главы администрации муниципального образования «Городское поселение Звенигово» Ю.А.Н., от третьего лица по доверенности б/н от <дата> М.А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению
 

    прокурора Звениговского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Городское поселение Звенигово» о возложении обязанности оборудовать дорожными знаками и дорожной разметкой автомобильные дороги общего пользования местного значения, суд
 

У С Т А Н О В И Л:
 

    Прокурор Звениговского района в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ в защиту прав неопределенного круга лиц обратился к администрации муниципального образования «Городское поселение Звенигово» (далее администрация города) в суд с настоящим иском по тем основаниям, что по результатам проведенной проверки выявлены нарушения законодательства о безопасности дорожного движения. Ссылаясь на положения п.5 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п.1 ст.3 Федерального закона от 08.11.2007 N257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», Правила дорожного движения, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 года № 1090, ст.45 ГПК РФ, прокурор Звениговского района просил обязать администрацию муниципального образования «Городское поселение Звенигово» обязать оборудовать дорожными знаками и дорожной разметкой автомобильные дороги общего пользования местного значения в соответствии с нормативно-техническими требованиями и разработанной схемой дислокации дорожных знаков и разметки на территории городского поселения. Отсутствие дорожных знаков и дорожной разметки не позволяет обеспечить надлежащий уровень безопасности участников дорожного движения и создает предпосылки к нарушению Правил дорожного движения как со стороны водителей транспортных средств, так и со стороны пешеходов.
 

    Помощник прокурора М.М.Е. заявленные требования поддержала, объясняла согласно изложенному в исковом заявлении, просила суд возложить на администрацию муниципального образования «Городское поселение Звенигово» обязанность оборудовать недостающими дорожными знаками и дорожной разметкой автомобильные дороги общего пользования местного значения в границах муниципального образования «Городское поселение Звенигово» в срок до <дата>.
 

    Ответчик администрация города в лице и.о. главы администрации Ю.А.Н., не оспаривая факта отсутствия части предусмотренных схемой дислокации дорожных знаков, необходимости приведения части дорожных знаков в соответствие с ГОСТами исковые требования признала частично, в объеме предусмотренного бюджетом муниципального образования финансирования расходов на их приобретение и установку.
 

    Третье лицо Отдел государственной безопасности дорожного движения Отдела Министерства внутренних дел России по Звениговскому району Республики Марий Эл (далее ОГИБДД ОМВД России по Звениговскому району) в лице представителя по доверенности от <дата> М.А.А. полагал заявленные требования подлежащими удовлетворению. Ссылался на результаты совместной проверки, выявившей вышеуказанные нарушения. Принимаемые администрацией города меры явно недостаточны для обеспечения безопасности дорожного движения.
 

    Заслушав представителей сторон и третьего лица, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
 

    Как следует из материалов дела и установлено судом, автомобильные дороги общего пользования местного значения в границах муниципального образования «Городское поселение Звенигово» находится в ведении соответствующего муниципального образования. Постановлением главы администрации муниципального образования «Городское поселение Звенигово» № от <дата> утвержден перечень таких дорог.
 

    Согласно пункту 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
 

    Как следует из частей 6 и 12 статьи 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об автомобильных дорогах), дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, а содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
 

    В силу статьи 13 Закона об автомобильных дорогах к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе, осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
 

    Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации муниципальными правовыми актами (статья 17 Закона об автомобильных дорогах).
 

    В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
 

    Согласно статье 21 названного Федерального закона, мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог.
 

    Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке.
 

    Согласно п.13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров Правительства РФ от 23.10.1993 №1090 должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, обязаны содержать дороги в безопасном для движения состояния в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил, принимать меры к своевременному устранению помех для движения.
 

    Государственный стандарт Российской Федерации "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. ГОСТ Р 50597-93", утвержденный Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11 октября 1993 года N 221, устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения.
 

    Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
 

    Установленные стандартом требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов (раздел 1).
 

    Согласно пункту 4.2 ГОСТ Р 50597-93, разметку автомобильных дорог, а также улиц и дорог городов и других населенных пунктов следует наносить в соответствии с утвержденными схемами.
 

    Стандарт, в частности, устанавливает требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к техническим средствам организации дорожного движения и оборудованию дорог и улиц.
 

    Как следует из ГОСТ Р 52289-2004 "Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств", утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 15 декабря 2004 года N 120-ст, разметка дорог устанавливает режимы, порядок движения, является средством визуального ориентирования водителей и может применяться как самостоятельно, так и в сочетании с другими техническими средствами организации дорожного движения.
 

    Как установлено судом и не оспаривается сторонами в споре, в муниципальном образовании разработана и утверждена дислокация дорожных знаков и дорожной разметки.
 

    Постановлением администрации муниципального образования «Городское поселение Звенигово» от 24 марта 2009 года № 50 утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения (л.д. 25).
 

    Согласно акту проверки исполнения законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения от <дата>, проведенной прокуратурой Звениговского района совместно с представителями ОГИБДД ОМВД России по Звениговскому району, ОАО «Марий Эл Дорстрой», установлены нарушения ГОСТа Р 50597-93: дорожные знаки либо не установлены, либо находятся в ненадлежащем состоянии, согласно перечню (л.д. 6-11).
 

    Учитывая установленные по делу обстоятельства, принимая во внимание вышеуказанные требования федерального законодательства и Государственных стандартов Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что ответчиком не выполняются правила применения технических средств организации дорожного движения в виде разметки при наличии разработанной и утвержденной схемы ее дислокации, что свидетельствует о нарушении действующего законодательства о безопасности дорожного движения, законных интересов неопределенного круга лиц, в связи с чем полагает заявленные требования подлежащими удовлетворению.
 

    В соответствии со ст. 3 Закона о безопасности дорожного движения основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
 

    В силу п. 3 ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
 

    Неотчуждаемые права и свободы человека и другие нематериальные блага защищаются гражданским законодательством, если иное не вытекает из существа этих нематериальных благ (п. 2 ст. 2 ГК РФ).
 

    На основании п. 2 ст. 150 ГК РФ нематериальные блага подлежат защите в соответствии с ГК РФ и другими законами в случаях и порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и тех пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (ст. 12 ГК РФ) вытекает из существа нарушенного нематериального права и характера последствий этого нарушения.
 

    В соответствии со ст. 17 Конституции РФ в российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Ст. 18 Конституции РФ указывает, что права и свободы гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
 

    Согласно ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обязанность по ремонту и содержанию дорог, находящиеся в муниципальной казне, лежит на органе местного самоуправления.
 

    Согласно ст.ст. 34, 37, 41 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» исполнительно-распорядительным органом муниципального образования является администрация.
 

    Таким образом, на администрацию МО «Городское поселение Звенигово» возлагается обязанность по надлежащему содержанию и обслуживанию дорог местного значения в соответствии с установленными правилами, стандартами, техническими нормами и другим нормативными документами.
 

    На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
 

Р Е Ш И Л:
 

    Иск прокурора Звениговского района удовлетворить.
 

    Обязать Администрацию муниципального образования «Городское поселение «Звенигово» оборудовать недостающими дорожными знаками и дорожной разметкой автомобильные дороги общего пользования местного значения в границах муниципального образования «Городское поселение Звенигово», а именно:
 

    1.     По <адрес> (в сторону <адрес>) на кольце дорожные знаки 5.19.1; 5.19.2 заменить на новые;
 

    2.     По <адрес> - дорожные знаки 4.1.4; 8.4.1 заменить на новые;
 

    3.     По <адрес> установить дорожные знаки - 4.1.5; 8.4.1; 5.16 справа; 3.4;
 

    4.     По <адрес> (универсам «Звениговский») установить дорожные знаки 6.4 – 4 шт., 2.1 слева; 8.3.2 – 2 шт., 2.4 слева и справа; со стороны выезда на рынок 1.23; 8.2.1; 3.24;
 

    5.     По <адрес> около МОУ «Звениговская средняя общеобразовательная школа №1» установить знак 5.20 слева;
 

    6.     По <адрес> переулок установить дорожные знаки 2.4; 2.1; 6.4;8.3.2 слева;
 

    7.     По ул.<адрес> от спортивно-оздоровительного комплекса «Жемчужина» установить дорожные знаки 2.1 – 2 шт., 2.4 – 2 шт.;
 

    8.     По <адрес> от спортивно-оздоровительного комплекса «Жемчужина» установить дорожные знаки 2.1 – 2 шт., 2.4 – 2 шт.;
 

    9.     По <адрес> от спортивно-оздоровительного комплекса «Жемчужина» установить дорожный знак 2.1; знак 2.4 заменить на новый, 2.1 справа установить;
 

    10. По <адрес>, около магазина «Цветы» установить дорожные знаки 6.4; 2.1; 5.20 слева;
 

    11. По <адрес> (площадь) со стороны <адрес> установить в соответствии с требованиями закона дорожные знаки 3.4; 2.4., установить дорожные знаки 6.4; 8.3.2; 3.27 справа;
 

    12. По перекресток <адрес> и пер. Цыганова установить дорожные знаки 7.1; 2.4; 4.1.4; 8.4.1; 2.4; 4.1.5; 8.4.1; 7.1; 4.1.6; 8.4.1; 1.23., со стороны
<адрес> - дорожные знаки 4.1.4; 8.4.1;
 

    13. По <адрес>, около Звениговского районного суда установить дорожный знак 3.28.
 

    14. По <адрес>, около магазина «Магнит» установить дорожные знаки 5.16 – 2 шт., 6.4; 8.3.2; 6.4; 8.3.2;
 

    15. На пересечении <адрес> и пер. Онар установить дорожные знаки 2.1 слева; 3.27 справа; 5.16 – 2 шт.
 

    16. По <адрес>, около Автостанции установить дорожные знаки справа и слева 2.1; справа 2.4; 5.16 -2 шт. 1.11.1;
 

    17. По <адрес>, около МОУ «Звениговская средняя общеобразовательная школа № 3» установить дорожный знак 2.4; к р. Волга 1.10; 2.4; грузовой причал установить дорожные знаки 1.10; 1.21.1; 3.24; 8.2.1; 1.23; 2.4; 8.13; 1.34.1; 2.1; 8.13; 2.1; 8.13; 1.34.1; 8.13; 2.1; 8.13; 1.23; 2.1; 8.13;
 

    18. Со стороны <адрес> дорожный знак 2.4 заменить на новый;
 

    19. По <адрес> со стороны завода «Зонд» дорожные знаки 1.23 – 2 шт. заменить на новые; 8.2.1 заменить на новый;
 

    20. Около магазина «Волжанка» (района Ангары) установить дорожные знаки 6.4; 5.16 – 2 шт., 1.23; 6.4; 8.3.2;
 

    21. По <адрес>, микрорайон Ангара установить дорожные знаки 2.4; 8.13 слева, справа и слева 2.1 – 2 шт. 8.13 – 2 шт;
 

    22. На пересечении <адрес> и <адрес> справа установить дорожный знак 2.4;
 

    23. На пересечении <адрес> и <адрес> справа установить дорожные знаки 2.4; 4.1.1; 8.4.1; дорожный знак 2.1 заменить на новый; справа установить дорожные знаки 4.1.1; 8.4.1;
 

    24. На пересечении <адрес> и <адрес> установить дорожные знаки 4.1.4; 8.4.1; 4.1.5; 8.4.1; 2.4 слева; 4.1.6 справа; 8.4.1 справа; 1.23 справа 2 шт., 8.2.1;
 

    25. Около ДОСААФ установить дорожный знак 2.1 справа; 5.19.2 – 2 шт.
 

    26. По <адрес> около спортивно-оздоровительного комплекса «Жемчужина» установить дорожные знаки - 2.4 справа; 5.19.1 – 2 шт., 5.19.2 – 1 шт., 3.24 справа; 1.23 слева – 2 шт.;
 

    27. По <адрес> спуск в сторону ГУП РМЭ «Звениговское АТП» установить дорожные знаки 1.23 справа; 8.2.1; 1.23 слева; 8.2.1, слева 2.4;
 

    28. По объездной дороге на <адрес> установить дорожные знаки 5.16 – 2 шт.; 3.27 слева; 2.1 справа; 2.4 справа; 2.1 слева;
 

    29. На пересечении <адрес>, установить дорожные знаки 2.4; 3.20 справа; 2.1 слева заменить на новый;
 

    30. По <адрес> установить дорожные знаки 6.4 – 2 шт; 8.32.1; 1.10.
 

    31. По объездной дороге на <адрес> установить дорожные знаки 5.16 справа; 7.12; 6.4; 8.3.2; 6.4 справа (ДРСУ);
 

    32. Около АЗС «Лукойл» установить дорожные знаки 2.4; 3.18.2 справа; 5.24.1 справа; 2.3.2 справа, 5.23.1 слева, 7.3 заменить на новый;
 

    33. По <адрес> от ДОСААФ установить дорожные знаки 2.4; 2.1 – 2 шт., со стороны пер. Цыганова 2.4; 2.1 – 2 шт., 3.1;
 

    34. На переулке от ДОСААФ на <адрес> установить (<адрес>) дорожные знаки 2.1 – 2 шт., 2.4 – 2 шт., 8.13 – 4 шт., (<адрес>) 2.1 – 2 шт., 2.4 – 2 шт., 3.4;
 

    35. На переулке Цыганова установить (<адрес>) дорожные знаки 2.4 – 2 шт., 2.1 – 2 шт., 4.1.1 – 2 шт., 8.4.1 – 2 шт., 3.4;
 

    36. По <адрес> установить дорожные знаки 2.1 – 2 шт., 2.4 – 2 шт., 4.1.4; 4.1.5; 8.4.1 – 3 шт., 4.1.6; 3.4;
 

    37. На пересечении <адрес> и пер. Гоголя установить дорожные знаки 2.4 – 2 шт., 2.1 – 2 шт., 4.1.4; 4.1.5; 4.1.6; 8.4; 1.3 – 3 шт., 3.4;
 

    38. По <адрес> установить дорожные знаки 2.4 – 2 шт., 2.1 – 2 шт, 8.13 – 4 шт., 3.28;
 

    39.<адрес> Гоголя установить дорожный знак 2.4 справа;
 

    40. На пересечении пер Цыганова и <адрес> установить дорожные знаки 4.1.4; 4.1.5; 4.1.6; 1.23 слева, 8.4.1 – 3 шт., 1.23 слева; 8.2.1;
 

    41. Около Бульвара с <адрес> установить дорожные знаки 8.2.1 слева, 4.1.4; 4.1.5; 4.1.6; 8.4.1 – 3 шт.;
 

    42. От рынка при выезде на <адрес> установить дорожные знаки 2.4; 3.2; 2.1; 2.4; 8.13; 3.4.1; 2.1; 8.13; 2.1; 8.13; 4.5; 2.1;
 

    43. По <адрес> установить дорожные знаки 2.4; 8.13; 2.1;– необходимо обновить дорожный знак 8.13.
 

    При эксплуатации пешеходных переходов, расположенных:
 

    1.     По <адрес> у МОУ «Звениговская средняя общеобразовательная школа №1» –у дорожного знака 5.19.2 испорчена светоотражающая пленка, необходимо заменить на новый;
 

    2.     Около Звениговского лицея (бульвар)- установить дорожные знаки 5.19.2 – 2 шт.;
 

    3.     Около Аптеки № <адрес> – установить дорожные знаки 5.19.2 – 2шт.;
 

    4.     Около Автовокзала <адрес> – установить дорожные знаки 5.19.2 – 2 шт.;
 

    5.     Около магазина «Волжанка» (района Ангары) – установить дорожные знаки 5.19.2 – 2 шт.;
 

    6.     На пересечении пер. ДОСААФ и <адрес> – установить дорожные знаки 5.19.2 – 2 шт.;
 

    7.     Около спортивно-оздоровительного комплекса «Жемчужина» – установить дорожные знаки 5.19.2 – 2 шт., в срок до <дата> года.
 

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке Верховный Суд Республики Марий Эл в течение одного месяца со дня его вынесения, с подачей жалобы через Звениговский районный суд.
 

Председательствующий судья С.В. Юпуртышкина