№ 2 – 360/2014
 

Р Е Ш Е Н И Е
 

Именем Российской Федерации
 

    г. Звенигород Московская область              03 октября 2014 года
 

        Звенигородский городской суд Московской области в составе:
 

    председательствующего судьи                     Солодовой А.А.,
 

    с участием представителя заявителя Нуриева Г.М. оглы по доверенности Клепиковой Л.В., представителя администрации городского округа Звенигород по доверенности Шишовой Ю.А.,
 

    при секретаре судебного заседания                 Кувырковой М.И.,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Нуриева Г.М. оглы об оспаривании бездействия администрации городского округа Звенигород, обязании совершить действия по выбору земельных участков и принятию по его результатам решений,
 

у с т а н о в и л:
 

    Клепикова Л.В., действуя по доверенности в интересах Нуриева Г.М. оглы обратилась в суд с заявлением об оспаривании бездействия администрации городского округа Звенигород, обязании совершить действия по выбору земельного участка и принятию по его результатам решения.
 

    В обоснование заявления указывает, что Дата обезличена и Дата обезличена заявитель обратился в администрацию городского округа Звенигород с заявлениями в соответствии со ст.31 ЗК РФ об осуществлении выбора земельных участков: для рекреации площадью 700 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, для размещения объектов торговли площадью 1000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, 15 км автодороги «ММК<адрес>», и площадью 2000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, 15 км автодороги <адрес> Ответами № и № от Дата обезличена. на указанные обращения администрация городского округа Звенигород сообщила, что принять положительное решение по указанному вопросу не представляется возможным. При этом никаких причин невозможности осуществить выбор земельных участков в ответах не указано. Сторона заявителя считает, данные отказы администрации в рассмотрении заявлений о выборе земельных участков не соответствующими нормам действующего законодательства и нарушающими права и законные интересы Нуриева Г.М. оглы.
 

    В судебном заседании Клепикова Л.В. заявленные требования поддержала, просила признать незаконными отказы администрации городского округа Звенигород Московской области, выразившиеся в отказе в выборе земельных участков, оформленные в виде писем № от Дата обезличена и № от Дата обезличена года, обязать администрацию осуществить выбор указанных земельных участков для строительства зон рекреации, для размещения объектов торговли, согласовать материалы выбора земельных участков, утвердить схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
 

    Ознакомившись с позицией заявителя, суд находит, что требования Нуриева Г.М. оглы сводятся к признанию незаконным бездействия администрации городского округа Звенигород, выраженного в уклонении от совершения действий по обеспечению выбора земельных участков посредством определения вариантов размещения объектов и проведения процедур согласования с предполагаемым местом размещения (испрашиваемым заявителем).
 

    Представитель администрации городского округа Звенигород по доверенности Шишова Ю.А. - с заявлением не согласилась, указав, что при подаче заявлений в администрацию г/о Звенигород заявителем были нарушены положения ст. 31 ЗК РФ, а именно в них не было указано назначение объектов, предполагаемое место их размещения. При этом также указала, что заявителем при подаче заявлений в администрацию не были представлены необходимые документы.
 

    Заслушав позиции участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд, принимая во внимание, что при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, не связан основаниями и доводами заявленных требований, приходит к следующему.
 

    В силу ст.ст. 254, 255 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если они считают, что в результате решения, действия (бездействия) нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
 

    Исходя из положений ст. 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
 

    Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Дата обезличена Нуриев Г.М. оглы обратился в администрацию городского округа Звенигород с заявлением в соответствии со ст. 31 Земельного кодекса РФ об осуществлении выбора земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка, акта выбора земельного участка для зоны рекреации площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, формировании и постановке на кадастровый учет данного земельного участка. В заявлении заявитель также просит в дальнейшем предоставить ему в аренду сроком на 7 лет вышеуказанный земельный участок. Заявление зарегистрировано за № от Дата обезличена (л.д. 8).
 

    Также Дата обезличена Нуриевым Г.М. оглы подано в администрацию городского округа Звенигород заявление аналогичного содержания об осуществлении выбора земельных участков: для размещения объектов торговли площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, 15 км автодороги <адрес>», и площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, 15 км автодороги «ММК<адрес>». Данное заявление зарегистрировано за № от Дата обезличена (л.д. 13).
 

    Ответом заместителя Главы администрации Рыжовым Е.Н. от Дата обезличена за № заявителю на его заявление № 54-г от Дата обезличена с просьбой осуществить выбор земельного участка и утвердить схему расположения и акт выбора земельного участка для зоны рекреации площадью 700 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, сообщено, что принять положительное решение по данному вопросу не представляется возможным (л.д. 9).
 

    Ответ заместителя Главы администрации Рыжова Е.Н. от Дата обезличена № на заявление Нуриева Г.М. оглы № 574-г от Дата обезличена аналогичен вышеуказанному, сообщено, что принять положительное решение по вопросу осуществления выбора земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка, акта выбора земельных участков для размещения объектов торговли, площадью 1000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, 15 км автодороги <адрес>», и площадью 2000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, 15 км автодороги <адрес>», не представляется возможным (л.д. 14).
 

    Разрешая по существу возникшие правоотношения, суд исходит из следующего.
 

    В силу ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие ЗК РФ», распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством РФ.
 

    Согласно ст. 29 ЗК предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
 

    Согласно ч.1 ст.30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
 

    1) без предварительного согласования мест размещения объектов;2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
 

    Согласно ч.5 ст.30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
 

    1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
 

    2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
 

    4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
 

    В соответствии с ч.1 ст.31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
 

    В силу ч.2 ст. 31 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
 

    Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства (ч.5 ст.31 ЗК РФ).
 

    В соответствии с ч.6 ст.31 ЗК РФ орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
 

    Таким образом, выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта является одним из этапов процедуры предоставления земельного участка, и обязанность по выбору земельного участка, а именно определение вариантов размещения объекта и проведение процедур соответствующих согласований, возложена на орган местного самоуправления.
 

    При этом, если в ходе рассмотрения заявления гражданина о предоставлении земельного участка будет установлено, что испрашиваемый земельный участок не может быть предоставлен в принципе, поскольку, например, уже имеет законного правообладателя, изъят или ограничен в обороте либо в силу закона данный земельный участок не может быть использован для целей, указанных заявителем, либо орган местного самоуправления не обладает правомочием по его представлению, последний обязан сообщить об этом гражданину, одновременно отказав в проведении процедуры выбора земельного участка.
 

    Однако, администрация городского округа Звенигород, предоставляя вышеуказанные оспариваемые ответы на обращения Нуриева Г.М. оглы об осуществлении предусмотренного статьей 31 ЗК РФ этапа процедуры предоставления земельных участков, и при этом не указывая в них мотивированных причин невозможности осуществления выбора земельных участков, фактически уклонилась от исполнения обязанностей, возложенных на нее вышеуказанными положениями земельного законодательства Российской Федерации.
 

    Следовательно, со стороны органа местного самоуправления имело место неправомерное бездействие. Уклонение Администрации городского округа Звенигород Московской области от исполнения обязанности, установленной ст. 31 ЗК РФ, создает препятствия реализации права заявителя на предоставление в установленном порядке земельных участков в аренду для целей строительства.
 

    Доводы представителя администрации г/о Звенигород о том, что при подаче Нуриевым Г.М. оглы в администрацию г/о Звенигород заявлений о выборе земельных участков были нарушены положения ст. 31 ЗК РФ, а именно в них не были указаны назначения объектов, предполагаемые места их размещения, суд считает не обоснованными, поскольку как следует из текста вышеуказанных заявлений в них содержатся все необходимые сведения, предусмотренные положениями ст. 31 ЗК РФ.
 

    Довод представителя администрации г/о Звенигород о не предоставлении заявителем в орган местного самоуправления дополнительных документов противоречит требованиями ст. 31 ЗК РФ, в соответствии с которой предоставление иных документов кроме заявления не требуется.
 

    Согласно ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
 

    С учетом изложенного, суд приходит к выводу о правомерности заявленных Нуриевым Г.М. оглы требований об оспаривании бездействия администрации городского округа Звенигород, в связи с чем надлежит возложить на орган местного самоуправления обязанность исполнить заявление Нуриева Г.М. оглы и совершить действия, предусмотренные ст. 31 ЗК РФ.
 

    На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 254-258 ГПК РФ,
 

Р Е Ш И Л:
 

    Заявление Нуриева Г.М. оглы об оспаривании бездействия администрации городского округа Звенигород, обязании совершить действия по выбору земельных участков и принятию по его результатам решений - удовлетворить.
 

        Признать незаконным бездействие Администрации городского округа Звени<адрес>, выраженного в уклонении от оформления выбора испрашиваемых Нуриевым Г.М. оглы земельных участков: для рекреации площадью 700 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, для размещения объектов торговли площадью 1000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, 15 км автодороги <адрес>», и площадью 2000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, 15 км автодороги <адрес>».
 

    Обязать администрацию городского округа Звенигород в соответствии со ст. 31 ЗК РФ совершить действия по обеспечению выбора испрашиваемых Нуриевым Г.М. оглы земельных участков: для рекреации площадью 700 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, для размещения объектов торговли площадью 1000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, 15 км автодороги «ММК Можайско-Волоколамское шоссе», и площадью 2000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, 15 км автодороги <адрес> посредством размещения объектов и проведения процедур согласования с предполагаемым местом их размещения, оформить результаты выбора каждого земельного участка Актом о выборе земельного участка с приложением схемы расположения, рассмотреть вопрос о принятии решения о предварительном согласовании места размещения каждого объекта или об отказе в размещении объекта и выдать заявителю в 7-дневный срок копию решения о предварительном согласовании каждого объекта или об отказе в размещении объекта.
 

        Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Звенигородский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
 

 

    Председательствующий                         А.А. Солодова
 

Мотивированное решение изготовлено и подписано 07 октября 2014 года.