Дело № 2-845/14г.
 

    Р Е Ш Е Н И Е
 

    именем Российской Федерации
 

    22 октября 2014 г. г. Зеленоградск
 

    Судья Зеленоградского районного суда Калининградской области
 

    Сайбель В.В.
 

    при секретаре Полищук Е.А.
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Зеленоградского районного суда Калининградской области
 

    гражданское дело по заявлению Косыгиной ФИО5 об оспаривании отказа администрации МО «Ковровское сельское поселение» в выдаче разрешения на строительство жилого дома
 

    установил:
 

    Косыгина Г.А. обратилась в суд с заявлением в рамках Главы 25 ГПК Российской Федерации, в котором оспаривает отказ администрации МО «Ковровское сельское поселение» в выдаче разрешения на строительство жилого дома.
 

    В обосновании своих требований указала, что является арендатором земельного участка с КН №, площадью 1500 кв.м, расположенного в <адрес>, с разрешенным использованием данного земельного участка – под личное подсобное хозяйство, категория земель – земли населенных пунктов. В феврале 2013г. заявитель получила градостроительный план земельного участка, а 09.06.2014г. обратилась за выдачей разрешения на строительство жилого дома, однако администрация поселения ей в этом отказала, ссылаясь на то, что земельный участок ей предоставлен не для целей строительства. Полагает, что данный отказ противоречит Закону «О личном подсобном хозяйстве» и просит суд обязать администрацию МО «Ковровское сельское поселение» выдать ей разрешение на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с КН №.
 

    Заявитель Косыгина Г.А. в судебном заседании требования заявления поддержала, пояснила, что отказ в выдаче разрешения на строительство ей администрацией поселения не направлялся, и был ею получен только в августе 2014г., кроме того в сентябре 2014г. она выезжала с семьей за пределы Калининградской области, в связи с чем просит восстановить ей срок для обжалования отказа администрации поселения.
 

    Представитель заинтересованного лица администрации МО «Ковровское сельское поселение» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причине неявки не сообщил.
 

    Привлеченный судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица представитель администрации МО «Зеленоградский район» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причине неявки не сообщил, возражений на заявление не представил.
 

    Выслушав пояснения заявителя, исследовав материалы дела и представленные в нем доказательства в их совокупности, и дав им оценку, суд приходит к следующему.
 

    В соответствии с ч. 1 ст. 41 Земельного кодекса Российской Федерации, лица, не являющиеся собственниками земельных участков, за исключением обладателей сервитутов, осуществляют права собственников земельных участков, установленные статьей 40 настоящего Кодекса, за исключением прав, установленных подпунктом 2 пункта 2 указанной статьи.
 

    На основании пункта 2 части 1 статьи 40 ЗК Российской Федерации, собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
 

    Как следует из материалов дела, постановлением Главы МО «Зеленоградского района» Калининградской области от ДД.ММ.ГГГГ. за № № земельный участок, площадью 1500 кв.м. с КН № был предоставлен в аренду Коновалову Б.В. сроком на пять лет для ведения личного подсобного хозяйства (л.д. 11).
 

    ДД.ММ.ГГГГ. между администрацией МО «Зеленоградский район» и Коноваловым Б.В. был заключен договор аренды земельного участка с КН №, из земель населенных пунктов, предоставленный для ведения личного подсобного хозяйства, со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ.(л.д. 6-10).
 

    ДД.ММ.ГГГГ. между Коноваловым Б.В. и Косыгиной Г.А. было заключено соглашение о переуступке прав и обязанностей по договору аренды, согласно которого все права и обязанности арендатора по вышеуказанному договору аренды перешли к Косыгиной Г.А. (л.д.14-15).
 

    Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ. заключенным между администрацией Мо «Зеленоградский район» Косыгиной Г.А. срок действия договора аренды земельного участка был установлен до ДД.ММ.ГГГГ.
 

    Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ. срок действия договора аренды был установлен до ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 23).
 

    Факт нахождения земельного участка, предоставленного Косыгиной Г.А.на землях населенного пункта подтверждается так же и кадастровой выпиской на него, из которой следует, что границы земельного участка определены на местности.
 

    ДД.ММ.ГГГГ. администрацией МО «Ковровское сельское поселение» заявителю Косыгиной Г.А. был выдан градостроительный план земельного участка с КН №, из которого следует, что земельный участок заявителя расположен в зоне СХ-3- зоне, предназначенной для сельского хозяйства, садоводства, огородничества и личного подсобного хозяйства, в которой условно- разрешенным видом использования указано на расположение индивидуальных жилых домов в 1-3 этажа с придомовыми земельным участков и дворовыми постройками(л.д. 30-32
 

    Кроме того у заявителя имеются технические условия на подключение объектов капитального строительства к сетям инженерно –технического обеспечения.
 

    09.06.2014г. Косыгина Г.А. обратилась в администрацию МО «Ковровское сельское поселение» с заявлением о выдаче ей разрешения на строительство жилого дома на земельном участке с КН №, однако 19.06.2014г. ей был подготовлен ответ, в котором содержался отказ в выдаче данного разрешения, поскольку заявителю земельный участок предоставлен для целей, не связанных со строительством.
 

    В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
 

    Согласно ч. 1 ст. 256 ГПК Российской Федерации гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
 

    Таким образом, Косыгина Г.А. была наделена правом на обращение в суд за защитой своих прав в течение трех месяцев со дня получения отказа в выдаче разрешения, однако обратилась в суд только 03.10.2014г.
 

    Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления (часть 2 статьи 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
 

    Учитывая, что заявителем подано заявление о восстановлении пропущенного срока, с указанием уважительной причины, связанной с выездом заявителя за пределы Калининградской области с 07.09.2014г по 16.09.2014г., а так же получением заявителем ответа администрации в августе 2014г., при этом доказательств обратного заинтересованным лицом не представлено, суд считает возможным восстановить заявителю срок на обжалование отказа в выдаче разрешения на строительство.
 

    Проверяя указанное заинтересованным лицом в письме об отказе в выдаче разрешения на строительство основание, суд приходит к выводу, что оно не основано на нормах действующего законодательства.
 

    В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются, в том числе, на земли населенных пунктов. Согласно ч. 2 ст. 7 ЗК Российской Федерации земли (в том числе земли населенных пунктов) используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
 

    Таким образом, Земельный кодекс Российской Федерации устанавливает принцип целевого использования земельных участков, согласно которому правовой режим земель определяется, во-первых, исходя из их принадлежности к той или иной категории и, во-вторых, в соответствии с разрешенным использованием земельного участка.
 

    Из кадастровой выписки о земельном участке с КН №, следует, что он относится полностью к категории земель населенных пунктов с разрешенным использованием -для ведения личного подсобного хозяйства.
 

    Статьей 85 ЗК Российской Федерации предусмотрено, что в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: 1) жилым; 2) общественно-деловым; 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5) рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования; 7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам.
 

    Основу правового режима таких зон определяет градостроительный регламент, обязательный для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
 

    При этом, строительство, реконструкция объектов капитального строительства, в силу ч. 2 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, осуществляются на основании разрешения на строительство, выдача которых в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 8 ГрК Российской Федерации относится к компетенции органов местного самоуправления поселений и осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 51 Кодекса.
 

    В силу части 9 статьи 51 ГрК Российской Федерации в целях строительства индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченный орган, представляя правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка и схему планировочной организации земельного участка.
 

    Согласно ч. 10 ст. 51 ГрК Российской Федерации не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в ч. ч. 7 и 9 ст. 51 ГрК Российской Федерации, документов.
 

    Как пояснила заявитель в судебном заседании, необходимый полный пакет документов ею был приложен к заявлению о выдаче разрешения на строительство.
 

    Как следует из пункта 11 статьи 51 ГрК Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство: проводят проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению; проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям; выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
 

    Таким образом, из нормы действующего законодательства следует, что основаниями для отказа в выдаче разрешения на строительство является отсутствие необходимых для выдачи разрешения документов, либо несоответствие проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка, однако таких оснований судом установлено не было.
 

    Более того и довод заинтересованного лица о том, что земельный участок предоставлен заявителю в силу ст. 34 ЗК Российской Федерации, для целей не связанных со строительством, в связи с чем, строительство на нем запрещено, не может быть принят судом во внимание, поскольку указанный в ст. 34 ЗК Российской Федерации порядок не исключает предоставление земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства.
 

    Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 07.07.2003 года N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" под личным подсобным хозяйством понимается форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.
 

    Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и(или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и(или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства (п. 2 ст. 2 Закона N 112-ФЗ).
 

    Согласно п. 1 ст. 4 Закона N 112-ФЗ для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок).
 

    При этом приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов. Полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений (п. п. 2 и 3 ст. 4 Закона N 112-ФЗ).
 

    Таким образом, земельный участок, предназначенный для ведения личного подсобного хозяйства, используется для производства сельскохозяйственной продукции. При этом возведение жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений на таком участке допускается только в его приусадебной части, которая располагается в границах населенного пункта. При предоставлении с таким видом разрешенного использования земельный участок предоставляется без выставления на торги.
 

    Кроме того, в силу п. 1 ст. 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
 

    Согласно п. 1 ст. 615 ГК Российской Федерации арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества.
 

    Как следует из договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ. за № №, в нем не содержится запрета на возведение арендатором жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.
 

    Таким образом, поскольку, находящийся в аренде у Косыгиной Г.А. земельный участок по целевому назначению относится к категории «земли населенных пунктов», то есть, предназначен для застройки и развития населенного пункта с возможностью ведения на нем личного подсобного хозяйства, следовательно, арендатор земельного участка Косыгина Г.А. в силу прямого указания ст. 4 Закона «О личном подсобном хозяйстве» вправе возводить на нем жилые и иные здания, строения и сооружения в соответствии с его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов, для чего должна получить соответствующее разрешение от органа местного самоуправления.
 

    Учитывая установленные судом обстоятельства и нормы действующего законодательства, суд приходит к выводу, что действия администрации МО «Ковровское сельское поселение» в части отказа в выдаче испрашиваемого заявителем разрешения на строительство законными признаны быть не могут, в связи с чем, требования Косыгиной Г.А. в части понуждения администрации поселения к выдаче разрешения на строительство, подлежат удовлетворению.
 

    На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 198, 258 ГПК Российской Федерации, суд
 

    Р Е Ш И Л:
 

    Требования Косыгиной Галины Александровны удовлетворить.
 

    Признать незаконными действия администрации МО «Ковровское сельское поселение» в части отказа Косыгиной ФИО5 в выдаче разрешения на строительство жилого дома.
 

    Обязать администрацию МО «Ковровское сельское поселение» выдать Косыгиной ФИО5 разрешение на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с КН №, площадью 1500 кв.м, расположенного в пос. <адрес>.
 

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через суд Зеленоградского района Калининградской области в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.
 

    Мотивированное решение изготовлено 24 октября 2014 года.
 

    Судья подпись Сайбель В.В.
 

    Копия верна:
 

    Судья Зеленоградского
 

    Районного суда Калининградской области: Сайбель В.В.