2-1192/2014
 

РЕШЕНИЕ
 

Именем Российской Федерации
 

    г. Зеленогорск                                                      13 октября 2014 года
 

    Зеленогорский городской суд в составе:
 

    председательствующего судьи Моисеенковой О.Л.,
 

    при секретаре Юнишкевич Т.В.,
 

    с участием заместителя прокурора ЗАТО г. Зеленогорска Красноярского края Шиловой М.Л.,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
 

    прокурора ЗАТО г. Зеленогорск Красноярского края, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ООО «Автогаз» о возложении на ООО «Автогаз» обязанности согласовать (утвердить) применяемый тариф (цену) на сжиженный газ, реализуемый населению городского округа для бытовых нужд с уполномоченным регулирующим органом субъекта Российской Федерации – Правительством Красноярского края, в порядке, установленном законодательством,
 

УСТАНОВИЛ:
 

    Прокурор ЗАТО г. Зеленогорск Красноярского края обратился к ООО «Автогаз» с требованием с учетом изменений возложить на администрацию ООО «Автогаз» обязанность согласовать (утвердить) применяемый тариф (цену) на сжиженный газ, реализуемый населению городского округа для бытовых нужд с уполномоченным регулирующим органом субъекта Российской Федерации – Правительством Красноярского края, в порядке, установленном законодательством.
 

    Требования мотивированы тем, что прокуратурой ЗАТО г. Зеленогорск проведена внеплановая проверка соблюдения законодательства в сфере ценообразования в ООО «Автогаз» на основании обращения в прокуратуру Красноярского края генерального директора ОАО «<адрес>газ» Коваля А.В. о нарушениях на территории городского округа законодательства о тарифном регулировании в сфере реализации населению природного сжиженного газа в баллонах, для бытовых нужд.
 

    ООО «Автогаз» является самостоятельным юридическим лицом, коммерческой организацией, создано решением учредителей Качина В.А. и Качиной В.П., зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ С ноября 2013 года по настоящее время осуществляет на территории городского округа деятельность в сфере поставок и розничной реализации с места промежуточного хранения (склада) населению сжиженного газа «пропан - бутан» в газовых баллонах для бытовых нужд. Газ в баллонах емкостью 12, 27 и 50 литров закупается <адрес> на оптовом складе ОАО «Терминалнефтегаз». Розничная реализация газа населению для бытовых нужд осуществляет на территории городского округа со склада, находящегося на АГЗС «Фрегат» по <адрес> г. Зеленогорска. Газ реализуется в заправленных баллонах, при этом пустые баллоны принимаются на обмен.
 

    Согласно справке руководителя общества, в период ноябрь - декабрь 2013 г. реализовано 3 680 литров газа. За период январь - апрель 2014 года - 6 603 литра.
 

    Установлено, что применяемые ООО «Автогаз» (поставщиком газа и субъектом регулирования) тарифы (цены) на газ, реализуемый физическим и юридическим лицам для бытовых нужд со склада АГЗС «Фрегат» по <адрес>, г. Зеленогорска, не утверждены уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. ООО «Автогаз» в лице единоличного исполнительного органа (законного представителя) не обращалось с заявлением об установлении (пересмотре) розничных цен на реализуемый газ, расчетами тарифов и подтверждающими их экономическую обоснованность документами в Правительство Красноярского края.
 

    В судебном заседании заместитель прокурора ЗАТО г. Зеленогорска Шилова М.Л. поддержала исковые требования по изложенным выше основаниям, уточнив требования в части возложения на администрацию ООО «Автогаз» обязанности согласовать применяемый тариф при продаже сжиженного газа для бытовых нужд населению с Правительством Красноярского края в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
 

    В судебном заседании представитель ответчик ООО «Автогаз» директор Качин С.В., действующий на основании Устава, трудового договора и приказа от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 26-33), и представитель ответчика Поддубный А.В., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании с иском прокурора не согласились, указывая, что населению газ для бытовых нужд ООО «Автогаз» не реализует.
 

    Согласно письменным возражениям на иск, в основу иска Прокурором положено неправильное понимание действующего Законодательства в сфере регулирования отношений по реализации природного газа. Государство, контролируя данный сегмент рынка, стремится обезопасить себя и население от необоснованного ценообразования со стороны коммерческих структур. В статье 1 Постановления Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что оптовые цены на сжиженный газ для бытовых нужд утверждаются Федеральной службой по тарифам. В статье 2, что розничные цены на сжиженный газ, реализуемый населению, а также жилищно-эксплуатационным организациям, организациям, управляющим многоквартирными домами, жилищно-строительным кооперативам и товариществам собственников жилья для бытовых нужд населения (кроме газа для арендаторов нежилых помещений в жилых домах и газа для заправки автотранспортных средств), утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Розничные цены на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд, рассчитываются в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам. В указанном постановлении нет расшифровки понятия бытовых нужд населения.
 

    Кроме Постановления указанную сферу правоотношений регулирует и Федеральный Закон от ДД.ММ.ГГГГ N 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации». В указанном законе в статье 2 раскрываются основные понятия, используемые в Законе: газоснабжение, газораспределительная система, независимая организация, поставщик, потребитель газа.
 

    Статьей 8 Закона установлено, что газораспределительная система представляет собой имущественный производственный комплекс, который состоит из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям на соответствующей территории Российской Федерации, независим от Единой системы газоснабжения и региональных систем газоснабжения и находится в собственности организации, образованной в установленных гражданским законодательством организационно-правовой форме и порядке, получившей в процессе приватизации объекты указанного комплекса в собственность либо создавшей или приобретшей их на других предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации основаниях. Организация - собственник газораспределительной системы представляет собой специализированную организацию, осуществляющую эксплуатацию и развитие на соответствующих территориях сетей газоснабжения и их объектов, а также оказывающую услуги, связанные с подачей газа потребителям и их обслуживанием. Газораспределительные системы контролируются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
 

    Кроме указанных выше Постановления и Закона существуют еще «Правила поставки газа в Российской Федерации», утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 162. Пунктом 6 Правил установлено преимущественное право на заключение договоров поставки газа имеют покупатели газа для государственных нужд, для коммунально-бытовых нужд. Кроме того, правила четко указывают, что поставка газа производится на основании договора между поставщиком и покупателем, заключаемого в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, федеральных законов, настоящих Правил и иных нормативных правовых актов. Договор поставки газа должен соответствовать требованиям параграфа 3 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации. Никто из покупателей не обращался с требованием заключить с ним договор поставки газа для коммунально-бытовых нужд.
 

    Исследуя действующее Законодательство и применяя его относительно действительности города Зеленогорска Красноярского края складывается следующая ситуация: единственная организация, обязанная согласовывать цены с Правительством Красноярского края - та, которая осуществляет поставку газа в систему газораспределения населению. Только этот газ используется для бытовых нужд. ООО «Автогаз» не осуществляло поставок газа в указанную систему газораспределения, никто из покупателей не сообщал о том, что ему газ необходим для бытовых целей (л.д. 58).
 

    Заслушав заместителя прокурора ЗАТО г. Зеленогорска, представителей ответчика, допросив свидетелей, исследовав письменные доказательства по делу, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
 

    Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться с заявлением в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц. Исковое заявление подано прокурором ЗАТО г. Зеленогорск в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, поскольку защите подлежит коллективный, а не индивидуальный интерес.
 

    Согласно положениям Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» деятельность в области газоснабжения, в том числе реализация газа в бытовых газовых баллонах, относится к регулируемым государством видам деятельности; федеральные органы исполнительной власти устанавливают принципы формирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке.
 

    Вопросы государственной ценовой политики в сфере газоснабжения рассматриваются в статьях 4, 5, 8, 16, 17, 18, 20, 21, 23 - 26 Закона о газоснабжении, соответствующая политика осуществляется на основании сформулированных в этом Законе принципов с учетом баланса частных и публичных интересов.
 

    В соответствии с подп. «Д» пункта 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 354, потребителю могут быть предоставлены коммунальные услуги по снабжению газом путем продажи бытового газа в баллонах.
 

    Из пункта 2 указанных Правил следует, что: «Исполнитель» - это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
 

    «Потребитель» - лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги
 

    «Коммунальные услуги» - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса.
 

    «Коммунальные ресурсы» - это, в том числе, бытовой газ в баллонах.
 

    Ресурсоснабжающая организация - это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов.
 

    Из приведенной терминологии следует, что любой продавец бытового газа в баллонах является одновременно и исполнителем коммунальных услуг и ресурсоснабжающей организацией.
 

    Согласно подпункту «Г» пункта 31 Правил, исполнитель обязан производить в установленном настоящими Правилами порядке расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги.
 

    При этом размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организацией в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов) (п. 38 Правил).
 

    Порядок расчета тарифов (цен) установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен на газ и сырье для его производства», согласно которому, розничные цены на газ, реализуемый населению, а также жилищно-эксплуатационным организациям, организациям, управляющим многоквартирными домами, жилищно-строительным кооперативам и товариществам собственников жилья для бытовых нужд населения (кроме газа для арендаторов нежилых помещений в жилых домах и газа для заправки автотранспортных средств), утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и рассчитываются в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам.
 

    ДД.ММ.ГГГГ Федеральной службой по тарифам утверждены Методические указания по регулированию розничных цен на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд № 129-э/2 (далее - Методические указания).
 

    Пунктом 3 Методических указаний определено, что субъектом регулирования являются организации, осуществляющие регулируемый вид деятельности и обязанные применять розничные цены, устанавливаемые в соответствии с Методическими указаниями, при реализации сжиженного газа населению для бытовых нужд.
 

    Из пункта 4 Методических указаний следует, что расчет розничных цен предусматривает их установление на уровне, обеспечивающем субъекту регулирования получение планируемого объема выручки от оказания услуг по регулируемому виду деятельности в размере, необходимом для:
 

        а)    учета в структуре регулируемых цен всех налогов и иных обязательных платежей в соответствии с законодательством Российской Федерации.
 

        б)    обеспечения получения обоснованной нормы прибыли на капитал, используемый в регулируемом виде деятельности;
 

        в)    возмещения экономически обоснованных расходов, связанных с производством, приобретением, транспортировкой, хранением, распределением и поставкой (реализацией) газа, в том числе:
 

        расходы на содержание аварийной диспетчерской службы;
 

        расходы на ремонт и освидетельствование бытовых газовых баллонов;
 

        расходы на работу и содержание газонаполнительных станций и газонаполнительных пунктов;
 

        расходы на первичное обучение и ежегодное подтверждение квалификации сотрудников организации;
 

        расходы на страхование опасных производственных объектов;
 

        расходы на содержание и пополнение обменного фонда бытовых газовых баллонов.
 

    В соответствии с пунктом 14 Методических указаний, розничные цены устанавливаются дифференцированно по следующим категориям:
 

        а)    реализация сжиженного газа в баллонах без доставки до потребителя;
 

        б)    реализация сжиженного газа в баллонах с доставкой до потребителя;
 

        в)    реализация сжиженного газа из групповых газовых резервуарных установок;
 

        г)    реализация сжиженного газа в баллонах с места промежуточного хранения (склада).
 

    Методические указания устанавливают порядок представления материалов для рассмотрения регулирующим органом вопросов об утверждении (пересмотре) розничных цен (пункты 19-23).
 

    В соответствии с пунктом 19 указаний, для утверждения (пересмотра) розничных цен субъект регулирования вместе с заявлением об установлении (пересмотре) розничных цен представляет в регулирующий орган следующие материалы:
 

        а)    расчет розничных цен с обосновывающими материалами в соответствии с Приложениями №№ к Методическим указаниям;
 

        б)    годовую бухгалтерскую отчетность субъекта регулирования за последние три года; квартальную бухгалтерскую отчетность субъекта регулирования на последнюю отчетную дату;
 

    в) постатейное обоснование изменения размера расходов, относимых на себестоимость продукции (работ, услуг), исходя из раздельного учета продукции (услуг) и расходов на ее производство по регулируемому виду деятельности;
 

        г)    обоснование необходимой прибыли по регулируемому виду деятельности;
 

        д)    планы капитальных вложений субъекта регулирования на соответствующий год по регулируемому виду деятельности в целях учета в структуре розничных цен расходов на привлечение заимствований и других источников финансирования инвестиций согласно этим планам, а также отчеты по использованию инвестиционных средств за предыдущие периоды;
 

        е)    сравнительные данные по статьям расходов по регулируемому виду деятельности и размеру балансовой прибыли за предыдущие 3 года.
 

    В свою очередь, регулирующий орган регистрирует заявление с прилагаемыми расчетными и обосновывающими материалами в день получения. При несоответствии документов установленным требованиям регулирующий орган возвращает их на доработку в 7-дневный срок со дня получения и принимает решение об установлении (изменении) цен в течение 40 рабочих дней со дня регистрации заявления об установлении (изменении) цен (пункты 21, 22 методических указаний).
 

    В силу статьи 2 Закона о газоснабжении под поставщиком (газоснабжающей организацией) понимается собственник газа или уполномоченное им лицо, осуществляющие поставки газа потребителям по договорам, а потребителем газа (абонент, субабонент газоснабжающей организации) - юридическое или физическое лицо, приобретающее газ у поставщика и использующее его в качестве топлива или сырья.
 

    Из данного анализа нормативно-правовых актов следует, что реализация населению сжиженного газа в бытовых газовых баллонах является законной только тогда, когда организация, независимо от ее организационно-правовой формы, или индивидуальный предприниматель, занимающиеся таким видом деятельности, согласовали в вышеуказанном порядке с регулирующим органом применяемые ими тарифы (цены) на газ.
 

    Органы исполнительной власти Красноярского края реализовали полномочия в сфере государственного регулирования цен (тарифов), утвердив Постановлением администрации Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ № 670-П «О государственном регулировании цен (тарифов) в крае» перечень регулируемых цен и тарифов на продукцию, товары и услуги в крае, включив в него розничные цены на сжиженный газ, реализуемый населению.
 

    ДД.ММ.ГГГГ вступило в законную силу Постановление Правительства Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ № 297-п «Об установлении предельных розничных цен на сжиженный газ, реализуемый ОАО «<адрес>газ» населению, а также жилищно-эксплуатационным организациям, организациям, управляющим многоквартирными домами, жилищно-строительным кооперативам и товариществам собственников жилья, для бытовых нужд населения (кроме газа для арендаторов нежилых помещений в жилых домах и газа для заправки автотранспортных средств), на 2-е полугодие 2014 года».
 

    Данным постановлением установлены тарифы, которые вправе применять только конкретный субъект регулирования ОАО «<адрес>газ».
 

    Судом установлено, что ООО «Автогаз» зарегистрировано как юридическое лицо, с ноября 2013 года на территории ЗАТО г. Зеленогорск Красноярского края осуществляет деятельность в сфере поставок и розничной реализации с места промежуточного хранения (склада) населению сжиженный газ «пропан-бутан» в газовых баллонах для бытовых нужд.
 

    По пояснениям директора ООО «Автогаз» Качина В.А. газ в баллонах реализуется по ценам (без учета стоимости баллона) 250 рублей - 12-литров (5,3 кг. газа), при отсутствии заглушки на сдаваемом баллоне, и 200 рублей - 12-литров если баллон сдается покупателем с заглушкой. Аналогично- 27 литров 450 рублей при отсутствии заглушки и 400 рублей с заглушкой, 50-литров – 750 рублей без заглушки, 700 рублей с заглушкой (л.д. 21). Цены устанавливаются руководителем общества.
 

    Т.о. ООО «Автогаз» осуществляет реализацию сжиженного газа в баллонах населению для бытовых нужд, предъявляя плату, рассчитанную незаконно по самостоятельно установленному тарифу (цене), что является нарушением установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.).
 

    Установленные обстоятельства подтверждаются: обращением генерального директора ОАО «<адрес>газ» в прокуратуру Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10-14); материалами проверки КУСП № от ДД.ММ.ГГГГ г., в рамках которой было проведено ОРМ «проверочная закупка» (л.д. 15-20); учредительными документами ООО «Автогаз» (л.д. 23-31); представлением прокурора ЗАТО г. Зеленогорска, вынесенному на имя директора ООО «Автогаз» Качина С.В. от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 34-36), иными материалами дела.
 

    Факт продажи населению сжиженного газа в баллонах не оспаривали представители ответчика, не соглашаясь с тем, что это газ для бытовых нужд.
 

    Так же продажа газа населению для бытовых нужд ООО «Автогаз» подтверждается показаниями свидетеля Хохлова А.А., Кислякова Ю.А., участвовавших при проведении проверочной закупки.
 

    Не опровергают факт продажи населению сжиженного газа в баллонах для бытовых нужд населению и показания свидетеля Трубникова Ю.В., пояснившего, что он работает в ООО «Автогаз» оператором. Проверочная закупка проводилась с его участием, закупщик деньги ему не передавал, второго понятого он не видел.
 

        Кроме того, доводы представителя ООО «Автогаз» Поддубного А.В., о том, что проверочная закупка проведена с нарушениями, поэтому доказательства являются недопустимыми, не могут быть приняты во внимание, поскольку согласно ст. 75 УПК РФ недопустимыми являются доказательства, полученные с нарушением требований УПК РФ, а не Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности".
 

        Кроме того, факт продажи сжиженного газа в баллонах ответчиком не оспаривался.
 

    Исковые требования прокурора ЗАТО г. Зеленогорска полагали обоснованными допрошенные в судебном заседании в качестве свидетелей начальник газового участка в Зеленогорске Лиманский А.В. и Игнатьев Е.А., работник ОАО «<адрес>газ».
 

    Доводы представителей ответчика о том, что они не продают газ для бытовых нужд населению, граждане с такими просьбами к ним не обращались, основаны на неправильном применении норм права.
 

    Конечные потребители газа используют газ для собственных нужд – бытовых (личных) или промышленных.
 

    Гражданское законодательство, действительно, не содержит определения термина «бытовой цели» и «потребительской цели». При этом любая эксплуатация гражданином сжиженного газа в баллоне, не попадающая под понятие «использование в предпринимательской деятельности», рассматривается как использование в потребительских целях.
 

    Иное должна доказывать организация, занимающаяся реализацией населению сжиженного газа в бытовых газовых баллонах.
 

    Поскольку ООО «Автогаз» при реализации населению сжиженного газа в баллонах не согласовало в установленном законом порядке с регулирующим органом применяемые ими тарифы (цены) на газ, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
 

    При рассмотрении вопроса об определении сроков согласования применяемого тарифа на сжиженный газ суд принимает во внимание, что регулирующий орган в течение 40 рабочих дней со дня регистрации заявления об установлении цен принимает решение об установлении цен, с учетом позиции прокурора Шиловой М.Л., считает возможным определить указанный срок до ДД.ММ.ГГГГ, а так же учитывая, что «Новогодние каникулы» в 2015 году продлятся с 01 по ДД.ММ.ГГГГ включительно.
 

    Согласно ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
 

    На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
 

РЕШИЛ:
 

    Возложить на ООО «Автогаз» (ОГРН №) обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ согласовать (утвердить) применяемый тариф (цену) на сжиженный газ, реализуемый населению городского округа для бытовых нужд, с уполномоченным регулирующим органом субъекта Российской Федерации – Правительством Красноярского края, в установленном законом порядке.
 

    Взыскать с ООО «Автогаз» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере <данные изъяты> руб.
 

    Решение может быть обжаловано и опротестовано в апелляционном порядке Красноярский краевой суд через Зеленогорский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
 

    Судья                                                     О.Л. Моисеенкова