РЕШЕНИЕ
 

Именем Российской Федерации
 

    31 октября 2014 года                              г.Заречный
 

    Зареченский городской суд Пензенской области в составе:
 

    председательствующего судьи Каштановой И.В.,
 

    при секретаре Темарцевой А.О.,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ларионова А.А. о возложении обязанности на ФССП Российской Федерации дать ответ на обращение от (Дата),
 

у с т а н о в и л:
 

    Ларионов А.А. обратился в суд с заявлением о возложении обязанности на ФССП России дать ответ на свое обращение от (Дата), направленное в адрес ФССП РФ в (Дата) час и оставленное на сайте ФССП РФ в (Дата) того же дня. Полагал, что нарушен закон 59-ФЗ, нарушено право на получение ответа на обращение.
 

    В судебном заседании Ларионов А.А. свое заявление поддержал, просил удовлетворить, ссылаясь на доводы заявления.
 

    Представитель заинтересованного лица – УФССП России Х.А.В., действующая на основании доверенностей от (Дата) и (Дата), возражала против доводов заявителя. Просила в удовлетворении заявления Ларионова А.А. отказать, поскольку обращение последнего (Дата) на официальный сайт УФССП РФ и на электронный адрес ФССП России не поступало. Кроме того, заявителем пропущен срок для обжалования действия (бездействия) должностных лиц ФССП России.
 

        Представитель заинтересованного лица представила суду письменный отзыв на заявление Ларионова А.А., в котором указала подробные основания несогласия с доводами заявителя. Так, из отзыва следует, п. 6.1 Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов, утвержденной Приказом ФССП России от (Дата) (Номер) (ред. от (Дата)), в ФССП России рассматриваются индивидуальные и коллективные предложения, заявления и жалобы граждан по вопросам компетенции Службы, поступающие в письменной форме, форме устного обращения к должностному лицу Службы во время личного приема граждан или посредством электросвязи (телеграммы, факсограммы, сообщения электронной почты, а также обращения в форме электронных документов) рассмотрению по установленным указанными правовыми нормами правилам подлежат только поступившие в ФССП России обращения. Согласно п. 14.2 Регламента Федеральной службы судебных приставов, утвержденного Приказом ФССП России от (Дата) (Номер) (ред. от (Дата)), в ФССП России рассматриваются обращения граждан, а также ходатайства в их поддержку по вопросам сферы деятельности ФССП России, порядка исполнения государственных функций, поступающие в письменной форме, в форме электронных сообщений или в форме устного личного обращения к должностному лицу во время приёма граждан. Пунктом 14.11 Регламента установлено, что для приёма обращений граждан в форме электронных сообщений (Интернет- обращений) применяется специализированное программное обеспечение, предусматривающее заполнение заявителем реквизитов, необходимых для работы с обращениями и для письменного ответа, и, в случае не заполнения указанных реквизитов, информирующее заявителя о невозможности принять его обращение. Адрес электронной почты автора и электронная цифровая подпись являются дополнительной информацией. Таким образом, для реализации права на приём и рассмотрение обращения, направленного в форме электронного сообщения, граждане и организации обязаны составить это обращение в форме, соответствующей применяемому во исполнение п.14.11 Регламента специализированному программному обеспечению. На официальном сайте ФССП России (Данные изъяты), который создан на основании приказа ФССП России от (Дата) (Номер) «Об организации обеспечения эксплуатации официального интернет - сайта Федеральной службы судебных приставов», и находится в открытом доступе, имеется раздел «Интернет - приёмная», где размещена специальная форма обращения, которая подлежит заполнению с целью реализации права на обращение в форме электронного документа; одновременно на сайте дано разъяснение о порядке направления обращения в форме электронного документа. Пунктом 8 данного порядка предусмотрено, что обращения в форме электронного документа, направленные в ФССП России без соблюдения определенной ФССП России формы электронного обращения к рассмотрению не принимаются. В подтверждение направления обращения в ФССП России в форме электронного документа заявитель указал, что направил упомянутое обращение с принадлежащего ему адреса электронной почты на электронный адрес (Данные изъяты) и (Данные изъяты). Между тем, направив жалобу по электронному адресу (Данные изъяты), заявитель нарушил порядок направления обращения в ФССП России, предусмотренный пунктом 14.11 Регламента, приказом ФССП России от (Дата) (Номер) «Об организации обеспечения эксплуатации официального интернет-сайта Федеральной службы судебных приставов». Из изложенного следует, что заявителю не предоставлено право определять порядок направления в ФССП России обращений в форме электронного документа. То обстоятельство, что при направлении обращения, датированного (Дата) года, порядок оформления обращения форме электронного документа, установленный регламентом заявителем Ларионовым А.А. не выполнен, свидетельствует о том, что указанное обращение не подлежало принятию и рассмотрению ФССП России.
 

    Одновременно в отзыве заинтересованным лицом указано, что ссылка заявителя на направление своего обращения по электронному адресу (Данные изъяты) подтверждения в ходе организованной ФССП России проверки подтверждения не нашла, так как было установлено, что за период с (Дата) по (Дата) обращение заявителя на регистрацию не поступало. Из всего вышеизложенного, представитель заинтересованного лица делает вывод, что в действиях (бездействии) ФССП России отсутствуют нарушения Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и прав заявителя.
 

    Также в письменном отзыве заинтересованного лица, на что также ссылалась его представитель в ходе судебного разбирательства, имеется ссылка на пропуск заявителем 10-дневного срока для обжалования действий (бездействия) должностных лиц ФССП России, поскольку о не получении ответа на свое обращение от (Дата) заявитель должен был узнать (Дата) и в установленный ФЗ-122 законом 10-дневный срок вправе был обратиться в суд с заявлением об обжаловании бездействия ФССП России. Заявление подано (Дата) по истечении установленного законом срока, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления.
 

    Изучив материалы дела, заслушав представителя заинтересованного лица - ФССП России, суд приходит к выводу, что заявление Ларионова А.А. не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
 

    В соответствии со ст.441 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) постановления судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены взыскателем, должником или лицами, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием). Заявление об оспаривании постановлений должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) подается в суд, в районе деятельности которого исполняет свои обязанности указанное должностное лицо в десятидневный срок со дня вынесения постановления, совершения действий либо со дня, когда взыскателю, должнику или лицам, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием), стало известно о нарушении их прав и интересов.
 

    В силу положений ч.3 ст.441 ГПК РФ заявление об оспаривании постановлений должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) рассматривается в порядке, предусмотренном главами 23 и 25 ГПК РФ, с изъятиями и дополнениями, предусмотренными ст. 441 ГПК РФ.
 

    В силу ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
 

    По ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
 

    По смыслу данной нормы процессуального права, для признания нормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконным, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие нормативного правового акта, действия (бездействия), решения закону и нарушение актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
 

    При этом, исходя из положений ст.ст. 247, 249, а также 56 ГПК РФ обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействий) возлагается на органы и лиц, которые их приняли или совершили, а обязанность по доказыванию того, какие права и свободы нарушены этими решениями, действиями ( бездействиями), соответственно возлагается на лицо, которое их обжалует.
 

    При этом, как указано в п. 28 данного Постановления Пленума ВС РФ, исходя из положений ст.258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
 

    Согласно ст. 33 Конституции РФ граждане имеют право обращаться лично, либо направлять индивидуальные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
 

    Аналогичные положения закреплены в Федеральном законе №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее Закона №59-ФЗ).
 

    В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона № 59-ФЗ граждане имеют право обращаться лично в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам.
 

    В силу части 1 статьи 8 Закона № 59-ФЗ гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
 

    В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» обращение гражданина – это направленные в государственный орган или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.
 

    Согласно ст. 12 Закона № 59- ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
 

    В соответствии с ч.3 ст. 7 Закона № 59- ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, подлежит рассмотрению в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. В обращении гражданин в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, и почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме. Гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме либо направить указанные документы и материалы или их копии в письменной форме.
 

    Приказом ФССП России (Номер) от (Дата) утверждена Инструкция по делопроизводству в ФССП России (далее Инструкция), пункт 6.1 которой предусматривает, что в Службе рассматриваются индивидуальные и коллективные предложения, заявления и жалобы граждан (далее - обращения) по вопросам компетенции Службы, поступающие в письменной форме, форме устного обращения к должностному лицу Службы во время личного приема граждан или посредством электросвязи (телеграммы, факсограммы, сообщения электронной почты, а также обращения в форме электронных документов).
 

    Пункт 6.2 Инструкции гласит, что Обращение (за исключением заявления о преступлении, поданного непосредственно должностному лицу Службы, уполномоченному принимать указанное заявление) подлежит обязательной централизованной регистрации отделом писем и приема граждан УДП (подразделением документационного обеспечения аппарата управления, структурного подразделения территориального органа) Службы в течение трех дней с момента поступления в Службу путем создания и сохранения в СЭД соответствующей ЭРК. Факт регистрации обращения, поступившего на бумажном носителе, подтверждается нанесением на лицевой стороне первого листа штрихкода или проставлением регистрационного штампа Службы в порядке, предусмотренном подразделом 4.4 Инструкции. В оттиске штампа указываются дата получения обращения и его регистрационный номер в СЭД. Реквизит «Регистрационный номер» поступивших обращений граждан формируется в порядке, предусмотренном в пп. 4.4.7 Инструкции.
 

    На поступившее в Службу обращение заполняется электронная статистическая карточка обращения (далее - статистическая карточка), являющаяся неотъемлемой частью его электронной регистрационной карточки. Допускается ведение статистической карточки на бумажном носителе.
 

    На каждое обращение, рассматриваемое в порядке, установленном Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», поступившее впервые, отделом писем и приема граждан УДП (подразделением документационного обеспечения аппарата управления, структурного подразделения территориального органа) Службы заводится отдельный том соответствующего номенклатурного дела (далее - производство), в который подшиваются все документы, поступившие на бумажном носителе (печатные формы электронных документов на бумажном носителе), относящиеся к рассмотрению данного обращения, и все последующие обращения этого автора в хронологическом порядке. На обложке производства указывается регистрационный номер обращения и код подразделения, в которое оно направлено для рассмотрения.
 

    В соответствии с п. 6.11 Инструкции, обращение, поступившее в Службу в электронном виде, подлежит регистрации и направлению на рассмотрение в порядке, установленном подразделом 4.11 Инструкции.
 

    Ответ на обращение, поступившее в центральный аппарат, территориальные органы или должностным лицам Службы в форме электронного документа, направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, или по почтовому адресу, указанному в обращении.
 

    Из заявления Ларионова А.А. следует, что (Дата) он направил в адрес ФССП РФ на электронный адрес (Данные изъяты) и на сайт (Данные изъяты) в (Данные изъяты) и (Данные изъяты) заявление о высылке его обращения от (Дата). В подтверждение факта направления обращения заявителем представлены копии распечаток с его электронной почты.
 

    При этом, из представленных Ларионовым А.А. копий с электронной почты не усматривается, что заявление от (Дата) им было направлено и доставлено адресату - ФССП России. Это следует и из ссылок по сайту представленных Ларионовым А.А. распечаток, которые не содержат ни регистрационный номер входящего обращения, ни подтверждают факт, дату и время его принятия. Иных доказательств, подтверждающих факт отправки и доставки электронного обращения адресату заявителем не представлено.
 

    Это же следует из ответа ФССП России на заявление Ларионова А.А., из которого следует, что указанное заявление (обращение) Ларионова А.А. от (Дата) на электронный адрес и сайт (интернет-приемную ФССП России) не поступало. Данные обстоятельства подтверждаются письмом отдела делопроизводства УФССП России, распечаткой с сайта ФССП России и электронной почты за период с (Дата) по (Дата), что подтверждает доводы представителя заинтересованного лица о не поступлении обращения Ларионова А.А. от (Дата). ни на сайт, ни на электронный адрес ФССП России.
 

    Кроме того, суд соглашается с доводами заинтересованного лица о пропуске Ларионовым А.А. срока для обжалования бездействия должностных лиц ФССП России.
 

    В соответствии со ст. 122 Федерального Закона «Об исполнительном производстве» жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действия, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействий).
 

    Как указано в п. 24 Постановления Пленума ВС РФ №2 от 10.02.2009г. «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», исходя из положений ч.1 ст. 4 и ч.1 ст. 256 ГПК РФ, срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе.
 

    При установлении факта пропуска срока без уважительных причин указанного срока суд, исходя из положений ч.6 ст. 152, ч.4 ст. 198 и ч.2 ст. 256 ГПК РФ отказывает в удовлетворении заявления в предварительном судебном заседании или в судебном заседании, указав в мотивировочной части решения только на установление судом данного обстоятельства.
 

    То есть, в соответствии с данными разъяснениями Постановления Пленума суду, при рассмотрении дела в порядке главы 25 ГПК РФ, необходимо выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и, каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица.
 

    Согласно п. 1 ст. 12 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
 

    Следовательно, о неполучении ответа на обращение от (Дата) из ФССП России Ларионову А.А. должно было стать известно через месяц после подачи обращения.
 

    Как было отмечено выше, срок для обжалования бездействий судебного пристава-исполнителя, в силу ст. 122 ФЗ «Об исполнительном производстве» составляет 10 дней с момента установления факта его бездействия.
 

    То есть в соответствии с законом, срок для обжалования бездействия должностного лица должен исчисляться со следующего дня, когда лицу стало известно о нарушении его прав.
 

    В Зареченский городской суд с настоящим заявлением Ларионов А.А. обратился только (Дата), то есть с пропуском указанного срока на обжалование бездействия должностных лиц ФССП России.
 

    Ходатайства о восстановлении срока на обжалование в заявлении Ларионова А.А. не содержится и в суде не заявлено.
 

    Заинтересованное лицо в своем отзыве ссылается на пропуск заявителем срока для обжалования его действий (бездействий) в порядке главы 25 ГПК РФ.
 

    Из выше сказанного следует, что заявление Ларионова А.А. в отношении УФССП России не подлежит удовлетворению, как по причине пропуска им срока для обжалования бездействия должностных лиц ФССП России, так и по причине отсутствия доказательств направления обращение (Дата) в адрес заинтересованного лица и по причине отсутствия нарушения прав заявителя заинтересованным лицом.
 

    Таким образом, принимая во внимание, что нарушений требований законодательства, влекущих признание бездействия должностных лиц ФССП России незаконным, повлекшим нарушение прав и интересов заявителя не выявлено, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявления Ларионова А.А.
 

    Руководствуясь ст. ст. 12, 193-199, 254, 256 ГПК РФ, суд
 

Р е ш и л :
 

    В удовлетворении заявления Ларионова А.А. о возложении обязанности на ФССП Российской Федерации дать ответ на обращение от (Дата) – отказать.
 

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения, через Зареченский городской суд Пензенской области.
 

    Мотивированное решение изготовлено 05.11.2014.
 

    Судья И.В. Каштанова