Дело № 2-286/2014
 

    Р Е Ш Е Н И Е
 

Именем Российской Федерации

 

    г.Западная Двина 08 октября 2014 года
 

    Западнодвинский районный суд Тверской области в составе:
 

    председательствующего судьи Павлова Э.Ю.,
 

    с участием заместителя прокурора Западнодвинского района Тверской области Клименченко В.С.,
 

    представителя ответчика ООО «ХХ» Лозгачевой Н.В., действующей на основании доверенности,
 

    при секретаре Кутилкиной А.Г.,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Западнодвинского района Тверской области в защиту прав неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «ХХ» об обязании получить лицензию на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов,
 

УСТАНОВИЛ:
 

    Прокурор Западнодвинского района Тверской области, действуя в защиту прав неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ООО «ХХ» об обязании в течении трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, получить лицензию на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов.
 

    В иске указано, что прокуратурой Западнодвинского района Тверской области проведена проверка исполнения законодательства о промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов, о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Установлено, что ООО «ХХ» зарегистрировано по адресу:ХХ, на территории ХХ района ХХ области имеет свой филиал, расположенный по адресу: ХХ (номер дома отсутствует). 26.10.2009 г. между Шатровой С.Л. и ООО «ХХ» заключен договор аренды №ХХ, согласно которому ООО «ХХ» приняло во временное пользование за плату имущество, именуемое нефтебазой, расположенное по адресу: ХХ (договор пролонгирован), для осуществления коммерческой деятельности в соответствии с конструктивными и эксплуатационными данными (хранение нефтепродуктов различных видов). Помимо этого, ООО «ХХ» эксплуатирует площадку установки ЛФ-17 по адресу:ХХ. Согласно свидетельству о регистрации №ХХ от 10.06.2014 г., выданному Центральным управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и автономному надзору, площадка установки ЛФ-17 по адресу:ХХ, и площадка нефтебазы, расположенная по адресу:ХХ, являются опасными производственными объектами III класса опасности, эксплуатируемые ООО «ХХ». Вместе с тем, в нарушение требований законодательства в области промышленной безопасности ООО «ХХ» осуществляет производственную деятельность по эксплуатации опасных производственных объектов без специального разрешения (лицензии) на право эксплуатации взрывопожароопасных, химически опасных производственных объектов. Факт отсутствия у ООО «ХХ» лицензии на эксплуатацию установки ЛФ-17 по адресу:ХХ, и площадки нефтебазы, расположенной по адресу:ХХ, подтверждается информацией от 11.09.2014 г. за подписью директора Дмитриева Г.Н. Рассматриваемые объекты, эксплуатируемые ООО «ХХ», отнесены к опасным производственным объектам. В случае ее несоответствия установленным требованиям и нормативам к эксплуатации возникает угроза возникновения аварии, что в свою очередь ставит под угрозу жизнь и здоровье не только потребителей оказываемых услуг, но и неопределенного круга лиц. В соответствии с п.3.12 Устава ООО «ХХ» филиалы Общества осуществляют деятельность от имени Общества. Просит суд обязать ООО «ХХ» в течении трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, получить лицензию на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I,II,III классов опасности, а именно, площадки установки ЛФ-17 по адресу:ХХ, и площадки нефтебазы, расположенной по адресу:ХХ.
 

    В судебном заседании заместитель прокурора Клименченко В.С. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
 

    Представитель ответчика ООО «ХХ» Лозгачева Н.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования прокурора признала в полном объеме. Правовые последствия признания иска ей разъяснены и понятны.
 

    Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Центральное Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о месте и времени судебного заседания извещено надлежащим образом, до рассмотрения дела по существу от представителя Аркуша Ю.А. поступило письменное ходатайство о рассмотрении дела без его участия, кроме этого, письменные пояснения о том, что Центральное Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору поддерживает требования прокурора в части обязания ООО «ХХ» получения лицензии. Согласно свидетельству о регистрации опасных производственных объектов ХХ от 10.06.2014 (выдано при перерегистрации объекта взамен свидетельства ХХ от 15.03.2011) ООО «ХХ» является организацией, эксплуатирующей следующие опасные производственные объекты: площадка установки ЛФ-17 (III класс опасности, подлежащий лицензированию); площадка нефтебазы (III класс опасности, подлежащий лицензированию). 02.11.2011 г. ООО «ХХ» обратилось в Центральное управление Ростехнадзора с заявлением о предоставлении лицензии. В процессе внеплановой выездной проверки выявлены нарушения требований Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», а именно: несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям, в связи с чем принято решение об отказе в предоставлении лицензии (приказ №ХХ от 16.12.2011). 16.12.2011 г. ООО «ХХ» повторно обратилось в Центральное управление Ростехнадзора с заявлением о предоставлении лицензии. 30.01.2012 г. в Центральное управление Ростехнадзора поступило обращение об отзыве заявления о предоставлении лицензии от 16.12.2011 г. На основании обращения ООО «ХХ» от 30.01.2012 г. об отзыве заявления исполнение государственной функции по лицензированию приостановлено, документы возвращены заявителю (исх. №ХХ от 30.01.2012). Вопрос об установлении срока для получения лицензии оставили на усмотрение суда. В соответствии с п.1 ст.14 Федерального закона от 04.05.2011 г. №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензирующий орган осуществляет проверку полноты и достоверности содержащихся в указанных заявлении и документах сведений, в том числе проверку соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям и принимает решение о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении в срок, не превышающий сорока пяти рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов в полном объеме. С момента отзыва заявления (30.01.2012 г.) до настоящего времени (01.10.2014 г.) ООО «ХХ» не обращалось в Центральное управление Ростехнадзора г.ХХ с заявлением о предоставлении лицензии.
 

    При таких обстоятельствах, с учетом мнения сторон, суд считает возможным рассмотреть дело без участия представителя третьего лица Центрального Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
 

    Выслушав заместителя прокурора Клименченко В.С., представителя ответчика ООО «ХХ» Лозгачеву Н.В., исследовав представленные материалы дела, суд приходит к следующему.
 

    Согласно ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
 

    В ходе судебного разбирательства установлено, что в ООО «ХХ» зарегистрировано в ЕГРЮЛ за основным государственным регистрационным номером ХХ 09.09.2003 г.
 

    Согласно представленного Устава ООО «ХХ» ответчик осуществляет следующие виды деятельности: розничная торговля моторным топливом; производство нефтепродуктов; техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств; розничная торговля автомобильными деталями, узлами и принадлежностями; оптовая торговля моторным топливом, включая авиационный бензин; деятельность ресторанов и кафе; хранение и складирование нефти и продуктов ее переработки; покупка и продажа собственного недвижимого имущества; покупка и продажа земельных участков; сдача внаем собственного недвижимого имущества; аренда прочих машин и оборудования, не включенных в другие группировки; предоставление прочих персональных услуг; производство и реализация товаров народного потребления и продукции производственно-технического назначения, в т.ч. через собственную торговую сеть; выполнение торгово-закупочных, торговых, посреднических, бартерных и иных операций; открытие коммерческо-комиссионых магазинов и других торговых предприятий; товарно-посреднические услуги по продвижению товаров на экспорт и проведение импортных закупок, инновационная деятельность; оказание всех видов консультационных услуг, связанных с коммерческой и валютно-финансовой деятельностью клиентов, в том числе представление их интересов как в российских, так и в иностранных органах и фирмах; оказание посреднических торговых, информационных и бытовых услуг; производство и реализация строительных материалов, в т.ч. домостроительных материалов; проектирование, строительство, ремонт, эксплуатация любых объектов гражданского, промышленного и технического назначения; строительно-монтажные, эксплуатационные, проектные работы, изготовление столярных изделий и мебели; оформление интерьеров жилых и производственных помещений; и др.
 

    В соответствии со ст.2 Федерального закона от 21.07.1997 N116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее Закон N 116-ФЗ) опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону. Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Опасные производственные объекты в зависимости от уровня потенциальной опасности аварий на них для жизненно важных интересов личности и общества подразделяются в соответствии с критериями, указанными в приложении 2 к настоящему Федеральному закону, на четыре класса опасности: Iкласс опасности - опасные производственные объекты чрезвычайно высокой опасности; IIкласс опасности - опасные производственные объекты высокой опасности; класс опасности - опасные производственные объекты средней опасности; класс опасности - опасные производственные объекты низкой опасности.
 

    Частью 1 статьи 6 Закона N 116-ФЗ установлено, что к видам деятельности в области промышленной безопасности относятся проектирование, строительство, эксплуатация, расширение, реконструкция, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта; изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; проведение экспертизы промышленной безопасности; подготовка и переподготовка работников опасного производственного объекта в необразовательных учреждениях. Отдельные виды деятельности в области промышленной безопасности подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
 

    В соответствии с ч.1 ст.9 Закона N116-03, организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; обеспечивать безопасность опытного применения технических устройств на опасном производственном объекте в соответствии с пунктом 3 статьи 7 настоящего Федерального закона; иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации; допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе; обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности; иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты, устанавливающие требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности; обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями; предотвращать проникновение на опасный производственный объект посторонних лиц; обеспечивать выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ; осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, оказывать содействие государственным органам в расследовании причин аварии; принимать меры по защите жизни и здоровья работников в случае аварии на опасном производственном объекте.
 

    Согласно ч.1 ст.2 Федерального закона от 04.05.2011 г. №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается.
 

    В соответствии с п.12 ч.1ст.12 указанного Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ лицензированию подлежит такой вид деятельности как эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.
 

    Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством РФ (п.1 ч.1 ст.9 Федерального закона от 21.07.1997 г. №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
 

    В соответствии с п.2 Постановления Правительства РФ от 10.06.2013 г. №492 «О лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III классов опасности» лицензируемый вид деятельности включает в себя выполнение работ на объектах по перечню согласно Приложению.
 

    В Приложении к Положению о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов определено, что в перечень выполняемых работ на взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектах I, II, III классов опасности относится использование воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых, токсичных, высокотоксичных веществ и веществ, представляющих опасность для окружающей среды, на объектах.
 

    Промышленная безопасность опасных производственных объектов - состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий (ст.1 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ).
 

    В соответствии с п.1 ст.7 Закона РФ от 07.02.1992 г. «О защите прав потребителей» потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения транспортировки, и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.
 

    Согласно копии свидетельства о регистрации А05-11280 от 10.06.2014 г., выданного Центральным управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, эксплуатирующая организация: Общество с ограниченной ответственностью «Тверская топливная компания», расположена по адресу: Тверская область, г.Ржев, Осташковское шоссе. Опасные производственные объекты: площадка установки ЛФ-17, регистрационный номер А05-11280-0002, дата регистрации – 23.08.2007 г., класс опасности III, и площадка нефтебазы, регистрационный номер А05-11280-0007, дата регистрации – 23.04.2010 г., класс опасности III, эксплуатируемые указанной организацией, зарегистрированы в государственном реестре опасных производственных объектов, в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 г. №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
 

    Материалами дела подтверждено, что 26.10.2009 г. между Шатровой С.Л. и ООО «ХХ» заключен договор аренды №ХХ, согласно которому ООО «ХХ» приняло во временное владение и пользование за плату земельный участок площадью ХХ кв.м., кадастровый номер ХХ, по адресу:ХХ, располагающий на себе: площадку нефтебазы, участок транспортирования нефтепродуктов; а также следующее недвижимое имущество: здание производственного блока, общей площадью ХХ кв.м., кадастровый номер ХХ; здание проходной общей площадью ХХ кв.м., с кадастровым номером ХХ; здание прирельсового склада площадью ХХ кв.м., с кадастровым номером ХХ. В целом передаваемое по настоящему Договору от Арендодателя к Арендатору в пользование имущество, как объект именуется нефтебазой. Имущество предоставляется для осуществления коммерческой деятельности в соответствии с конструктивными и эксплуатационными данными объекта (хранение нефтепродуктов различных видов).
 

    Из письма директора ООО «ХХ» Дмитриева Г.Н. от 11.09.2014 г., адресованного прокуратуре Западнодвинского района Тверской области, усматривается, что ООО «ХХ» эксплуатирует два опасных производственных объекта: площадку установки ЛФ-17, расположенную по адресу:ХХ, и площадку нефтебазы, расположенную по адресу:ХХ. В настоящее время организацией для получения лицензии на осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов выполнены следующие требования, предусмотренные законодательством РФ: произведена перерегистрация опасных производственных объектов 10.06.2014 г., разработаны проекты технического перевооружения склада нефтепродуктов с установкой ЛФ-17 и нефтебазы, получены заключения экспертизы промышленной безопасности на проекты технического перевооружения, а также заключения экспертизы резервуаров и трубопроводов нефтебазы и установки ЛФ-17. ООО «ХХ» в настоящий момент оформляет пакет документов в Центральное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору с целью получения лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов. В связи с отсутствием лицензии производственная деятельность объектов прекращена. Объекты эксплуатируются в режиме неполной хозяйственной деятельности (водоснабжение, отопление, уборка территории, охрана).
 

    Таким образом, в судебном заседании установлено, что ООО «ХХ» осуществляет производственную деятельность по эксплуатации опасных производственных объектов без специального разрешения (лицензии) на право эксплуатации взрывопожароопасных, химически опасных производственных объектов (отсутствует лицензия на эксплуатацию установки ЛФ-17 по адресу: ХХ и площадки нефтебазы, расположенной по адресу:ХХ.
 

    С учетом изложенного признание иска представителем ответчика ООО «ХХ» Лозгачевой Н.В., не противоречит вышеуказанным требованиям гражданского законодательства и не нарушает права и законные интересы других лиц, в связи с чем, суд принимает данное признание иска.
 

    Представителю ответчика ООО «ХХ» Лозгачевой Н.В. разъяснены последствия признания иска, в соответствии с которыми при признании ответчиком иска и принятии его судом, принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
 

    В соответствии со ст.173 ГПК РФ принятое судом признание иска ответчиком является достаточным основанием для удовлетворения исковых требований в полном объеме.
 

    Таким образом, принимая во внимание вышеизложенное, оценивая в совокупности все собранные по делу доказательства, суд находит исковые требования прокурора законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению в полном объеме.
 

    Согласно подп.9 п.1 ст.333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции освобождаются прокуроры, обратившиеся по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
 

    Как следует из материалов дела, прокурор обратился в суд в порядке ст.45 ГПК РФ в защиту интересов неопределенного круга лиц.
 

    В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
 

    Требования прокурора по делу удовлетворены, ответчик ООО «Тверская топливная компания» от уплаты судебных расходов не освобождено.
 

    Согласно п.3 ч.1 ст.333.19 НК РФ по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, государственная пошлина при подаче искового заявления неимущественного характера для физических лиц составляет 200 руб.
 

    При определении размера государственной пошлины, подлежащей взысканию с ответчика в доход бюджета, необходимо учитывать размер государственной пошлины, которую должно было уплатить лицо, в интересах которого прокурором предъявлен иск.
 

    Прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга граждан, поэтому размер государственной пошлины, подлежащей взысканию с ООО «Тверская топливная компания» по результатам рассмотрения дела, составляет 200 руб.
 

    На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 39 ГПК РФ,
 

РЕШИЛ:
 

    Иск прокурора Западнодвинского района Тверской области в защиту прав неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «ХХ» об обязании получить лицензию на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов, удовлетворить.
 

    Обязать Общество с ограниченной ответственностью «ХХ» в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, получить лицензию на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III классов опасности, а именно, площадки ЛФ-17, расположенной по адресу:ХХ, и площадки нефтебазы, расположенной по адресу:ХХ.
 

    Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «ХХ» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 200 (двести) руб. 00 коп.
 

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Западнодвинский районный суд Тверской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
 

    Судья Э.Ю.Павлов
 

    Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 13 октября 2014 года.
 

    Судья Павлов Э.Ю.