Дело № 2-938/2014 г.
 

    Р Е Ш Е Н И Е
 

    Именем Российской Федерации
 

    24 октября 2014 года поселок Залегощь
 

    Залегощенский районный суд Орловской области в составе: председательствующего – федерального судьи Рожко О.В.,
 

    при секретаре Рожковой Н.Г,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гречухина Ю.В. к Государственному Учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> о перерасчете трудовой пенсии,
 

У С Т А Н О В И Л:
 

    Гречухин Ю.В. обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, в обоснование которого указывается, что истец является получателем пенсии с ДД.ММ.ГГГГ года, однако расчет его пенсии произведен без учета службы в Вооруженных Силах ФИО4 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
 

    Ссылаясь на п. 109 Положения «О порядке назначения и выплаты пенсии», утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 № 590, истец просит суд обязать Государственное Учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> (далее по тексту УПФ РФ в <адрес>) пересчитать его пенсию с учетом его службы в Вооруженных силах ФИО4, увеличив стажевой коэффициент на <данные изъяты>, в соответствии с положениями Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее по тексту Федеральный закон № 173-ФЗ).
 

    В судебном заседании представитель истца Гречухин О.В., действуя от имени и в интересах истца (его родного брата) на основании нотариально-удостоверенной доверенности (л.д. 43), ранее заявленные исковые требования уточнил и просил суд: обязать ответчика включить истцу период прохождения службы в Вооруженных силах ФИО4 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в стаж на соответствующих видах работ, предусмотренных Списком № 1, дающий право в назначении пенсии в соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001, и произвести перерасчет пенсии истцу в соответствии с требованиями указанного закона с учетом стажевого коэффициента <данные изъяты>% по специальному стажу (увеличив его на <данные изъяты>%), начиная с <данные изъяты>.
 

    В обоснование заявленных требований представитель истца сослался на доводы иска и Постановление Конституционного суда от 29.01.2004 № 2-П со ссылкой на постановление от 24.05.2001 № 8-П и Определение от 05.11.2002 № 320-О,полагая, чтодвухгодичный период прохождения истцом воинской службы следует исчислять в льготном исчислении как 4 года (из расчета 1 год службы за 2 года стажа). То обстоятельство, что истец проходил службу в армии <данные изъяты> не может являться основанием к тому, чтобы истцу не засчитывать год службы в армии, поскольку действовавший в то время закон устанавливал период прохождения воинской службы 2 года.
 

    Истец Гречухин Ю.В. полностью поддержал уточненные в судебном заседании исковые требования и в обоснование заявленных требований полагался на объяснения своего представителя.
 

    Представитель ответчика Миронова М.Н., действуя от имени и в интересах УПФ РФ в <адрес> на основании доверенности (л.д. 45), исковые требования не признала и, сославшись на доводы представленных суду возражений на исковое заявление (л.д. 47-48), считала, что заявленные требования не являются обоснованными и не подлежат удовлетворению.
 

    При этом представитель ответчика Миронова М.Н. пояснила суду, что служба в армии зачтена истцу в общий стаж работы. Нормы, как ранее действовавшего, так и настоящего пенсионного законодательства трактуются истцом и его представителем неправильно. Если при расчете размера пенсии применить ранее действовавшее пенсионное законодательство, и зачесть период службы истцом в армии как 1 год службы за 2 года стажа, размер пенсии Гречухина Ю.В. значительно уменьшится.Кроме того, период прохождения истцом службы в армии составил не полных два года (<данные изъяты>), в связи с чем, заявляя настоящие требования, в льготном исчислении истец может учитывать только 1 год службы за 2 года стажа.
 

    Выслушав мнение сторон, изучив материалы гражданского дела и представленное суду выплатное дело, заведенное Пенсионным фондом в отношении Гречухина Ю.В., суд приходит к следующим выводам.
 

    В судебном заседании установлено, что Гречухин Ю.В. является получателем пенсии с <данные изъяты>, которая начислена ему на основании подпункта 1 п.1 ст. 27 Федерального Закона 173-ФЗ.
 

    Из пенсионного дела истца следует, что общий стаж работы Ю.В. на момент назначения пенсии составил <данные изъяты> дней, из которых льготный стаж (<данные изъяты>) - <данные изъяты>.
 

    Льготный стаж Гречухина Ю.В. исчислен в соответствии со Списком № 1 Производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях,утверждённый Постановлением Кабинета Министров СССР № 10 от 26 января 1991 года.
 

    Пенсия Гречухину Ю.В. начислена с учетом стажевого коэффициента <данные изъяты>
 

    Согласно сведениям военного билета, выданного на имя истца, Гречухин Ю.В. был призван на военную службу ДД.ММ.ГГГГ и уволен в запас <данные изъяты>(период прохождения службы составил (<данные изъяты>военную службу истец проходил в <данные изъяты>.
 

    Из таблицы трудовой деятельности истца и результатов расчета стажа следует, что при определении права на пенсию период его службы в составе Вооруженных Сил СССР зачтен Гречухину Ю.В. в общий трудовой стаж.
 

    Конвертация пенсионных прав истца произведена ответчиком в соответствии с п. 3 ст. 30 Федеральный закон № 173-ФЗ.
 

    ДД.ММ.ГГГГ Гречухин Ю.В. обратился в УПФ РФ в <адрес> с письменным заявлением, в котором просил произвести перерасчет пенсии (л.д. 6).
 

    В нарушение требований Федерального закона от 02.05.2006 № 59 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» своевременно,в том числе и до даты подачи иска в суд, Гречухин Ю.В. письменного ответа от Пенсионного органа не получил, в связи с чем реализовал свое право на обращение в суд в целях разрешения спора.
 

    По смыслу искового заявления следует, что включение службы по призыву в составе Вооруженных сил ФИО4 в специальный стаж истца необходимо ему для определения стажевого коэффициента, то есть для его увеличения, исходя из специального стажа с учетом спорного периода.
 

    До 01.01.2002 действовал Федеральный Закон № 340-1 от 20.11.1990 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», и анализ норм указанного Закона позволяет суду сделать вывод о том, что закон не предполагал включения службы по призыву в составе Вооруженных Сил ФИО4 в специальный стаж как работу с вредными условиями труда для назначения пенсии на основании п. «а» ст. 12 указанного Закона.
 

    Истцу назначена пенсия в период действия Федерального Закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который вступил в силу с 01.01.2002.
 

    В соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 27 указанного закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.
 

    Пункт 1 ст. 30 указанного закона предусматривает, что в связи с введением в действие настоящего Федерального закона при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01 января 2002 года путем их конвертации (преобразования).
 

    В силу п. 10 ст. 30 настоящего Закона в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под стажем на соответствующих видах работ понимается суммарная продолжительность периодов работы до 01 января 2002 года, определенная в п. 1 ст. 27 настоящего Федерального закона.
 

    На дату назначения истцу Гречухину Ю.В. пенсии действовали Список № Производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утверждённый Постановлением Кабинета Министров СССР № 10 от 26 января 1991 года, которыми не предусмотрены периоды службы в составе Вооруженных Сил ФИО4.
 

    Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
 

    Указанные Правила также не содержат положений, предусматривающих включение периодов службы в составе Вооруженных Сил ФИО4 в специальный стаж работы с вредными условиями труда по Списку №1, для оценки пенсионных прав.
 

    В соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 11 Федерального Закона № 173-ФЗ в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст. 10 настоящего Федерального закона, засчитываются периоды прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно - исправительной системы, и их семей».
 

    Порядок определения стажа урегулирован Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 № 555.
 

    Согласно п. 2 указанных Правил периоды прохождения военной службы в составе Вооруженных Сил ФИО4 включаются в страховой стаж.
 

    Следовательно, действующее пенсионное законодательство также как и Федеральный Закон 340-1 от 20.11.1990 не содержит норм, предусматривающих включение в специальный стаж по подпункту 1 п. 1 ст. 27 Федерального Закона № 173-ФЗ периодов службы по призыву в вооруженных силах ФИО4 в целях определения размера трудовой пенсии.
 

    В тоже время п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии»разъясняет, чтопри разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью или частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественной полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14 июля 1956 года «О государственных пенсиях», Закон СССР от 15 мая 1990 года «О пенсионном обеспечении граждан в СССР», Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).
 

    В период прохождения истцом воинской службы (с <данные изъяты>) действовало Постановление Совета Министров СССР от 03.08.1972 № 590 «Об утверждении Положения опорядке назначения и выплаты государственных пенсий», подпункт «л» п. 109 которого предусматривал, что при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда, периоды, указанные в подпунктах "к" и "л" данного Постановления, в том числе и период службы в составе Вооруженных Сил СССР, приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
 

    Исходя из правовой позиции, изложенной в Определениях Конституционного Суда РФ от 05.11.2002 № 320-0 и от 06.03.2003 № 107-0, и изданных на их основе Разъяснений Министерства Труда России от 17.10.2003 № 4, утвержденных Постановлением Министерства Труда России № 70 от 17.10.2003 (зарегистрировано в Минюсте России 27.11.2003 № 5284) следует, что основным условием применения ранее действующего порядка исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ является - полная выработка гражданином (независимо от его возраста) до дня отмены соответствующего закона или иного нормативного правового акта необходимого общего трудового стажа и (или) специального трудового стажа, дававших право на пенсию по старости или за выслугу лет. В тех случаях, когда на день отмены закона или соответствующего нормативного правого акта гражданин не выработал необходимой продолжительности общего трудового стажа и (или) специального трудового стажа, дававших право на пенсию по старости или за выслугу лет, исчисление страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ производится в соответствии с законодательством, действующим на день установления трудовой пенсии по старости, в том числе досрочно назначаемой.
 

    Правомерность указанной позиции подтверждена Конституционным Судом РФ в Пстановлении № 2-П от 29.01.2004, который прямо ссылается на Разъяснение № 4.
 

    Таким образом, совокупность установленных в судебном заседании обстоятельств в части основания и возникновения права на получение пенсии истцом, которая сторонами не оспаривались, а также анализ приведенных выше норм законодательства, регулирующего пенсионные правоотношения, подтверждает, что уточненные исковые требования Гречухина Ю.В. являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
 

    Разрешая иск по существу, суд также учитывает требованияп. 3 ст. 10 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», согласно которому время нахождения граждан на военной службе по призыву засчитывается в их общий трудовой стаж из расчета один день военной службы за два дня работы.
 

    Время прохождения военной службы военнослужащими на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет, если указанные должности включены в соответствующие перечни, утвержденные Правительством Российской Федерации.
 

    Указанная норма применяется судом лишь в части определения права на пенсию, поскольку её положения не регулируют размеры назначаемых пенсий, а сохраняют за гражданами, проходившими военную службу по призыву или контракту ряд льгот и преимуществ, приобретенных за время службы при назначении пенсии.
 

    Поскольку при назначении пенсии Гречухину Ю.В. Пенсионным фондом установлен стажевой коэффициент <данные изъяты> то с учетом увеличения его стажа на <данные изъяты> Гречухину Ю.В. с <данные изъяты> (с даты назначения пенсии) следует установить стажевой коэффициент <данные изъяты> по специальному стажу.
 

    В соответствии с п. 2 ст. 23 Федерального Закона № 173-ФЗ трудовая пенсия (её часть) не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без каких-либо сроков.
 

    Доводы представителя ответчика Мироновой М.Н. о том, что период прохождения истцом службы в армии составил не полных два года, в связи с чем в льготном исчислении может быть учтен только 1 год службы за 2 года стажа, суд считает несостоятельными, поскольку п. «а» ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и воинской службе» определено, что срок военной службы для военнослужащих, не имеющих воинского звания офицера и призванных на военную службу до 01 января 2007 года, за исключением военнослужащих, указанных в подпункте "в" настоящего пункта, устанавливается 24 месяца.
 

    На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
 

Р Е Ш И Л:
 

 

    Уточненные исковые требования Гречухина Ю.В. к Государственному Учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> о перерасчете трудовой пенсии удовлетворить.
 

    Обязать Государственное Учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> включить Гречухину Ю.В. период прохождения службы в Вооруженных силах ФИО13 с <данные изъяты> в стаж на соответствующих видах работ по Списку № 1, дающий право в назначении пенсии в соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
 

    Обязать Государственное Учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> произвести перерасчет пенсии Гречухину Ю.В. в соответствии с требованиями Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с учетом стажевого коэффициента 0,62% по специальному стажу, начиная с 03.01.2009.
 

    Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Орловского областного суда через Залегощенский районный суд в течение месяца со дня вынесения по делу мотивированного решения, которое составлено 28.10.2014.
 

    Председательствующий Рожко О.В.