Дело № 2-181/2014
 

Р Е Ш Е Н И Е
 

Именем Российской Федерации
 

    п.Яшкуль 20 октября 2014 года
 

Яшкульский районный суд Республики Калмыкия в составе:
 

председательствующего - судьи Сангаджиевой О.А.,
 

    при секретаре - Булыковой С.М.,
 

    рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Манджиевой Р.Э. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Яшкульском районе Республики Калмыкия (далее по тексту - ГУ УПФР) о включении периодов нахождения на курсах повышения квалификации и в учебных отпусках,
 

у с т а н о в и л:
 

    Манджиева Р.Э. обратилась в суд с указанным исковым заявлением, мотивируя тем, что с *** занимается педагогической деятельностью, в настоящее время работает учителем Тавн-Гашунской средней школы. Периоды работы в детском саду и школе подтверждаются записями в трудовой книжке. *** обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, однако, получила отказ. Ответчик исключил из её стажа периоды нахождения на курсах повышения квалификации и периоды учебы в высшем учебном заведении. Ссылаясь на нормы Федерального закона от *** «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Трудового кодекса РФ, просит суд обязать пенсионный орган включить в стаж для исчисления досрочной трудовой пенсии на льготных основаниях периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с 01 по ***, с 03 по ***, с 17 по ***, с 23 по ***, с 03 по ***, с 15 по ***, с 01 по ***, периоды нахождения в учебном отпуске: с 01 по ***, с 03 по ***, с 03 по ***, с 03 июня по ***, с 03 по ***, с 05 июня по ***, с 03 по ***, с 01 марта по ***, а также возложить на ответчика обязанность назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с ***.
 

    В судебном заседании Манджиева Р.Э. поддержала исковые требования.
 

    Представитель ответчика ГУ УПФР Тараева Н.А., действующая на основании доверенности, требования истицы не признала. Пояснила, что *** Манджиева Р.Э. обратилась в ГУ УПФР за назначением трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. *** ей был дан мотивированный отказ в назначении досрочной пенсии в связи с отсутствием требуемого специального стажа 25 лет. В соответствии с п.5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по ст.27 Закона включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также ежегодно оплачиваемые отпуска, включая дополнительные. Включение в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации и учебных отпусках не предусмотрено вышеуказанными Правилами. На основании изложенного, просила суд в исковых требованиях Манджиевой Р.Э. отказать.
 

    Суд, выслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, находит заявленные Манджиевой Р.Э. требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
 

    Согласно ст. 55 Конституции РФ каждому гарантировано социальное обеспечение в случаях, установленных законом.
 

    В силу ч. 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ «Об образовании» педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством РФ, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения пенсионного возраста.
 

    В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
 

    Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, *** Манджиева Р.Э. обратилась в пенсионный орган за назначением досрочной трудовой пенсии. Решением ГУ УПФ РФ в *** РК *** ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с тем, что её специальный стаж составил 24 года 01 месяц 23 дня. Согласно решению пенсионного органа из специального стажа истицы были исключены периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с 01 по ***, с 03 по ***, с 17 по ***, с 23 по ***, с 03 по ***, с 15 по ***, с 01 по ***, а также периоды нахождения в учебном отпуске: с 01 по ***, с 03 по ***, с 03 по ***, с 03 июня по ***, с 03 по ***, с 05 июня по ***, с 03 по ***, с 01 марта по ***.
 

    Действия ответчика по отказу включить в специальный стаж Манджиевой Р.Э. периоды нахождения на курсах повышения квалификации и в учебных отпусках не основаны на законе.
 

    Стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии (взамен пенсии за выслугу лет), исчисляется в соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ», утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516.
 

    В силу п. 4 Правил, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
 

    В силу ст.112 КЗоТ РФ, действовавшего в момент возникновения правоотношений, и ст. 187 Трудового Кодекса РФ при направлении работников для повышения квалификации с отрывом от производства за ними сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
 

    Согласно ст.198 КЗоТ РСФСР студентам, успешно обучающимся в заочных высших учебных заведениях на период выполнения лабораторных работ, выполнения, сдачи зачетов и экзаменов ежегодно предоставляется отпуск, за ними сохраняется заработная плата.
 

    Согласно ст.ст.167, 173 ТК РФ при направлении в служебную командировку и обучающемуся в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях высшего профессионального образования по заочной форме обучения работнику гарантируется сохранение места работы и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.
 

    Из материалов дела усматривается, что в спорные периоды истица находилась на курсах повышения квалификации и в учебных отпусках в связи с обучением в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова».
 

    Периоды нахождения на курсах повышения квалификации, в учебных отпусках являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
 

    Представителем ответчика не представлено доказательств, опровергающих факт исчислений страховых взносов с заработной платы истицы в пенсионный орган в период нахождения на курсах повышения квалификации и учебных отпусках.
 

    По смыслу закона повышение квалификации работников – это профессиональное обучение, направленное на последовательное совершенствование профессиональных знаний, навыков и умения по имеющейся профессии.
 

    Следовательно, повышение квалификации для Манджиевой Р.Э. как учителя, является её трудовой обязанностью, непосредственно связанной с осуществлением педагогической деятельности.
 

    Кроме того, согласно пояснениям истицы, в периоды её нахождения на курсах повышения квалификации и учебных отпусках за ней сохранялись место работы и средняя заработная плата, что подтверждается записями в трудовой книжке.
 

    Из изложенного следует, что периоды нахождения Манджиевой Р.Э. на курсах повышения квалификации и учебных отпусках подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
 

    Согласно ст.19 Закона о пенсиях трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии).
 

    Таким образом, суд приходит к выводу о том, что стаж работы истицы, дающий ей право на пенсию, с учетом включения спорных периодов составляет более 25 лет, следовательно Манджиевой Р.Э. должна быть назначена досрочно пенсия по старости с момента наступления данного права, которое возникает с 05 сентября 2014 года.
 

    На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст.194 - 198 ГПК РФ, суд
 

р е ш и л:
 

    Исковые требования Манджиевой Р.Э. удовлетворить.
 

    Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Яшкульском районе Республики Калмыкия включить в специальный стаж Манджиевой Р.Э. , дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности:
 

    - периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с 01 по ***, с 03 по ***, с 17 по ***, с 23 по ***, с 03 по ***, с 15 по ***, с 01 по ***;
 

    - периоды нахождения в учебных отпусках: : с 01 по ***, с 03 по ***, с 03 по ***, с 03 июня по ***, с 03 по ***, с 05 июня по ***, с 03 по ***, с 01 марта по ***.
 

    Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в Яшкульском районе Республики Калмыкия назначить Манджиевой Р.Э. с *** досрочную трудовую пенсию по старости с учетом указанных периодов на льготных основаниях в связи с педагогической деятельностью.
 

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия, в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме, через Яшкульский районный суд Республики Калмыкия.
 

    Председательствующий О.А. Сангаджиева