Дело № 12-29/2014 г.
 

Р Е Ш Е Н И Е
 

    31 октября 2014 года с. Яшалта
 

    Яшалтинский районный суд Республики Калмыкия в составе:
 

    председательствующего - судьи Змеёвой Т.Н.,
 

    при секретаре – Демьяновской О.А.,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе бюджетного учреждения Республики Калмыкия «Яшалтинская районная больница» на постановление № главного государственного инспектора отделения надзорной деятельности по Яшалтинскому району УНД ГУ МЧС России по Республике Калмыкия от 17 марта 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.ч.1,3,4 ст.20.4 КоАП РФ в отношении бюджетного учреждения Республики Калмыкия «Яшалтинская районная больница»,
 

у с т а н о в и л:
 

    постановлением № главного государственного инспектора отделения надзорной деятельности по Яшалтинскому району УНД ГУ МЧС России по Республике Калмыкия от 17 марта 2014 года бюджетное учреждение Республики Калмыкия «Яшалтинская районная больница» (далее по тексту – БУ РК «Яшалтинская РБ») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.ч.1,3,4 ст.20.4 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
 

    В поданной жалобе БУ РК «Яшалтинская РБ» просит отменить указанное постановление главного государственного инспектора отделения надзорной деятельности по Яшалтинскому району УНД ГУ МЧС России по РК и прекратить производство по делу, указывая, что данное постановление является незаконным и необоснованным, так как вынесено с нарушением действующего административного законодательства. Вины БУ РК «Яшалтинская РБ» в совершении административного правонарушения нет, поскольку мероприятия по пожарной безопасности частично не выполнены в связи с отсутствием самостоятельных источников дохода. Учредителем БУ РК «Яшалтинская РБ» является Министерство здравоохранения РК, которому неоднократно направлялись заявки о выделении денежных средств, однако финансирование по выполнению мер, направленных на устранение нарушений пожарной безопасности, не производилось.
 

    В судебном заседании представитель БУ РК «Яшалтинская РБ» Климова Т.О. поддержала доводы жалобы, пояснив, что ввиду отсутствия финансирования из Министерства здравоохранения РК для устранения нарушений требований пожарной безопасности, БУ РК «Яшалтинская РБ» не может самостоятельно устранить все выявленные нарушения, просила отменить постановление № главного государственного инспектора отделения надзорной деятельности по Яшалтинскому району УНД ГУ МЧС России по Республике Калмыкия от 17 марта 2014 года, при получении копии которого ей фактически не были разъяснены порядок и сроки его обжалования, прекратить производство по делу.
 

    Представитель Главного Управления МЧС России по Республике Калмыкия Шрамко А.В. полагал возможным принятие решения по делу на усмотрение суда.
 

    Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, суд считает, что постановление № главного государственного инспектора отделения надзорной деятельности по Яшалтинскому району УНД ГУ МЧС России по РК от 17 марта 2014 года подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении прекращению по следующим основаниям.
 

    В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
 

    Из содержания ст.26.1 КоАП РФ следует, что суд обязан исследовать все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, в том числе виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, а также причины и условия совершения такого правонарушения.
 

    Согласно п.1 ст.6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года, каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона.
 

    Из смысла указанной нормы следует, что суд при рассмотрении материалов административного дела должен соблюдать важнейшие гарантии - право на справедливое и беспристрастное судебное разбирательство, дать объективную оценку доводам, аргументам и показаниям, представленным участниками судебного разбирательства, а также обоснованно мотивировать свое решение.
 

    Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
 

    В соответствии с ч.1 ст.23.34 КоАП РФ органы, осуществляющие государственный пожарный надзор, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.4 КоАП РФ.
 

    В силу п.3 ч.2 ст.23.34 КоАП РФ рассматривать дела об административных правонарушениях и назначать административные наказания от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе главные государственные инспектора городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору, их заместители.
 

    В силу ст.2.10 КоАП РФ юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
 

    Признание юридического лица субъектом административной ответственности на уровне единого закона означает, что в случае привлечения юридического лица к административной ответственности на него распространяются в равной мере общие задачи и принципы законодательства об административных правонарушениях.
 

    В соответствии с ч.2 ст.4.4 КоАП РФ при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
 

    Согласно п.10 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 года № 313, собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
 

    В соответствии с ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 22 июля 2008г. N123-ФЗ
"Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.
 

    Согласно п. 6.2.1 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 12.2.143-2009 "Система стандартов безопасности труда. Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Требования и методы контроля", утверждённого приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 июля 2009 года N 260-ст, планы эвакуации могут быть этажными, секционными, локальными и сводными (общими). Этажные планы эвакуации разрабатывают для этажа в целом. Секционные планы эвакуации следует разрабатывать: если площадь этажа более 1000 кв.м.; при наличии на этаже нескольких обособленных эвакуационных выходов, отделенных от других частей этажа стеной, перегородкой; при наличии на этаже раздвижных, подъемно-опускных и вращающихся дверей, турникетов; при сложных (запутанных или протяженных) путях эвакуации. Вторые экземпляры этажных (секционных) планов эвакуации, относящихся к одному зданию, сооружению, транспортному средству или объекту, включают в сводный (общий) план эвакуации для здания, сооружения, транспортного средства или объекта в целом. Сводные планы эвакуации следует хранить у дежурного и выдавать по первому требованию руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации. Локальные планы эвакуации следует разрабатывать для отдельных помещений (номеров гостиниц, общежитий, больничных палат, кают пассажирских судов и т.п.). Распознаваемость и узнаваемость элементов ФЭС тем выше, чем больше их размер и частота установки. Соотношение между размерами и частотой установки элементов ФЭС должно соответствовать п.6.3.4 ГОСТ Р 12.4.026. Пунктом 6.3.4.3 Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 12.4.026-2001 "Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний" предусмотрено, что размеры световозвращающих и фотолюминесцентных знаков безопасности должны составлять не менее 125% размера нормально освещенных знаков безопасности.
 

    В соответствии с п.п.9, 36а, 36б, 42в, 42ж, 136в Правил противопожарного режима в РФ, утверждённых постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года N 390, на объекте с ночным пребыванием людей руководитель организации обеспечивает наличие инструкции о порядке действий обслуживающего персонала на случай возникновения пожара в дневное и ночное время, телефонной связи, электрических фонарей (не менее 1 фонаря на каждого дежурного), средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от токсичных продуктов горения. При эксплуатации эвакуационных путей, эвакуационных и аварийных выходов запрещается: устраивать пороги на путях эвакуации (за исключением порогов в дверных проемах), раздвижные и подъемно-опускные двери и ворота, вращающиеся двери и турникеты, а также другие устройства, препятствующие свободной эвакуации людей; загромождать эвакуационные пути и выходы (в том числе проходы, коридоры, тамбуры, галереи, лифтовые холлы, лестничные площадки, марши лестниц, двери, эвакуационные люки) различными материалами, изделиями, оборудованием, производственными отходами, мусором и другими предметами, а также блокировать двери эвакуационных выходов. Запрещается: обертывать электролампы и светильники бумагой, тканью и другими горючими материалами, а также эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника; размещать (складировать) в электрощитовых (у электрощитов), у электродвигателей и пусковой аппаратуры горючие (в том числе легковоспламеняющиеся) вещества и материалы. Запрещается устанавливать и хранить баллоны с кислородом в зданиях медицинских организаций.
 

    При рассмотрении данного дела об административном правонарушении судом установлено, что согласно постановлению № главного государственного инспектора отделения надзорной деятельности по Яшалтинскому району УНД ГУ МЧС России по Республике Калмыкия от 17 марта 2014 года БУ РК «Яшалтинская РБ» было привлечено к административной ответственности по ч.ч.1,3,4 ст.20.4 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей за правонарушения, выразившиеся в нарушении требований пожарной безопасности.
 

    Из представленного в судебное заседание дела № об административном правонарушении, предусмотренном ч.ч.1,3,4 ст. 20.4 КоАП РФ следует, что основанием для вынесения главным государственным инспектором отделения надзорной деятельности по Яшалтинскому району УНД ГУ МЧС России по РК в отношении БУ РК «Яшалтинская РБ» постановления о назначении административного наказания послужило проведение на основании распоряжения главного государственного инспектора Яшалтинского района по пожарному надзору № от 11 марта 2014 года внеплановой выездной проверки, в ходе которой были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, выразившиеся в не соответствии планов эвакуации требованиям ГОСТ 12.2.143-2009; в не обеспечении дежурного персонала электрическими фонарями на случай возникновения пожара из расчета 1 фонарь на 1 дежурного; в загромождении старой мебелью коридора из отделения скорой помощи к лестничной площадке внутрь больницы; в складировании сгораемого мусора и инвентаря в электрощитовой детского отделения; в установлении баллонов с кислородом в коридоре реанимационного отделения; в эксплуатации светильника со снятыми колпаками в реанимационном отделении; в установлении металлических решеток с дверями на навесном замке, препятствующих свободной эвакуации людей (эвакуационный выход между терапевтическим и родильным отделениями). По результатам проверки были составлены протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст.20.4, ч.3 ст.20.4, ч.4 ст.20.4 КоАП РФ.
 

    Между тем, в силу ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
 

    Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
 

    Из смысла данной нормы законодательства следует, что отсутствие у юридического лица возможности по соблюдению правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, будет означать его невиновность в совершении данного административного правонарушения.
 

    Из представленных в судебное заседание копий Устава БУ РК «Яшалтинская районная больница», листа записи Единого государственного реестра юридических лиц, свидетельства о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту нахождения серии №, свидетельств о государственной регистрации права, выданных ДД.ММ.ГГГГ, серий №, договора № о закреплении государственного имущества от ДД.ММ.ГГГГ следует, что БУ РК «Яшалтинская РБ» является юридическим лицом - некоммерческой организацией, целями деятельности которого является оказание населению первичной медико-санитарной помощи, в том числе доврачебной, врачебной и специализированной медицинской помощи, скорой медицинской помощи. Функции учредителя учреждения осуществляет Министерство здравоохранения РК. Главным врачом БУ РК «Яшалтинская РБ» неоднократно направлялись письма и обращения учредителю – Министерству здравоохранения РК об имеющихся нарушениях пожарной безопасности с ходатайствами о выделении денежных средств, подавались заявки на выделение денежных средств для выполнения мероприятий по пожарной безопасности.
 

    Ввиду отсутствия самостоятельных источников дохода у БУ РК «Яшалтинская РБ» отсутствовали необходимые денежные средства на проведение мероприятий по устранению нарушений требований пожарной безопасности, выявленных в марте 2014 года.
 

    Кроме того, часть указанных нарушений требований пожарной безопасности была устранена учреждением своими силами и за счет собственных средств.
 

    Таким образом, по смыслу закона, отсутствие у БУ РК «Яшалтинская РБ» объективной возможности для соблюдения требований пожарной безопасности и принятие учреждением всех зависящих от него мер по их соблюдению, наряду с отсутствием финансирования, свидетельствуют о невиновности юридического лица.
 

    Согласно п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
 

    При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отмене постановления главного государственного инспектора отделения надзорной деятельности по Яшалтинскому району УНД ГУ МЧС России по РК от 17 марта 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.ч.1,3,4 ст.20.4 КоАП РФ в отношении БУ РК «Яшалтинская РБ» и прекращении производства по данному делу за отсутствием состава административного правонарушения.
 

    На основании изложенного и руководствуясь п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП Российской Федерации, суд
 

п о с т а н о в и л:
 

 

    жалобу бюджетного учреждения Республики Калмыкия «Яшалтинская районная больница» удовлетворить.
 

    Постановление № главного государственного инспектора отделения надзорной деятельности по Яшалтинскому району УНД ГУ МЧС России по Республике Калмыкия от 17 марта 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.ч.1,3,4 ст.20.4 КоАП РФ о признании бюджетного учреждения Республики Калмыкия «Яшалтинская районная больница» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.ч.1,3,4 ст. 20.4 КоАП РФ и назначении ему административного наказания в виде административного штрафа в размере 150 000 (ста пятидесяти тысяч) рублей - отменить.
 

    Производство по делу № об административном правонарушении, предусмотренном ч.ч.1,3,4 ст.20.4 КоАП РФ в отношении бюджетного учреждения Республики Калмыкия «Яшалтинская районная больница» прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.
 

    Председательствующий: Змеева Т.Н.