РЕШЕНИЕ
 

    23 октября 2014г.                                                                       с. Ярково
 

    Судья Ярковского районного суда Тюменской области Сафонова Т.А..
 

    При секретаре Юмашевой Д.Г.,
 

    Рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу муниципального предприятия «Стройсервис» Ярковского муниципального района на постановление Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тюменской области в г.Тобольске, Тобольском, Вагайском, Уватском, Ярковском районах,
 

                                          У С Т А Н О В И Л:
 

    Постановлением главного государственного санитарного врача по г. Тобольску, Тобольском, Вагайском, Уватском, Ярковском районах Примаковым Е.Г. № от 02.07.2014г. юридическое лицо муниципальное предприятие «Стройсервис» Ярковского муниципального района(далее МП «Стройсервис») было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
 

    С данным постановлением МП «Стройсервис» не согласно, считает его незаконным, просит отменить, а так же восстановить срок на подачу жалобы.
 

    Представитель МП «Стройсервис» Виноградова О.К., действующая на основании доверенности(л.д.58) при рассмотрении жалобы подтвердила заявленные требования и пояснила, что 02 июля 2014г. главным государственным санитарным врачом в отношении МП «Стройсервис» было вынесено постановление о признании МП «Стройсервис» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ и наложении на МП «Стройсервис» административного штрафа в размере 100 000 руб. Согласно данному постановлению, МП «Стройсервис» признано виновным в том, что размещало твердые бытовые отходы(далее ТБО) на муниципальном полигоне, расположенном на 102 км автодороги Тюмень-Ханты-Мансийск, что является несоблюдением экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления и иными опасными веществами. МП «Стройсервис» в соответствии с договорами, заключенными с гражданами, предпринимателями, юридическими лицами, занимается сбором и транспортировкой ТБО, данная деятельность не подлежит лицензированию. Не отрицает, что МП «Стройсервис» вывозит твердые бытовые отходы на 102 км автодороги Тюмень-Ханты-Мансийск, являющийся несанкционированной свалкой. Считает, что МП «Стройсервис» действует в состоянии крайней необходимости, так как не вывоз ТБО создает реальную угрозу экологической обстановке в Ярковском районе, на территории Ярковского района нет законно действующих полигонов для размещения ТБО. По этому поводу МП «Стройсервис» неоднократно обращался в Администрацию Ярковского муниципального района с просьбой выделить полигон для сбора ТБО. Просит восстановить срок на подачу жалобы, мотивируя тем, что в постановлении от 02 июля 2014г. было указано, что оно подлежит обжалованию юридическими лицами в арбитражный суд. Исходя из этого первоначально жалоба МП «Стройсервис» на данное постановление главного государственного санитарного врача была направлена в Арбитражный суд, который вернул жалобу, указав, что жалоба подлежит рассмотрению в районном суде. Считает, что срок на подачу жалобы в районный суд был пропущен по уважительной причине.
 

    Представитель Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тюменской области в г.Тобольске, Тобольском, Вагайском, Уватском, Ярковском районах, чье постановление обжалуется, в судебное заседание не явился, уведомлен надлежаще о дате, времени и месте рассмотрения жалобы.
 

    Суд считает возможным рассмотреть жалобу в его отсутствие.
 

             В силу ч.3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
 

    Согласно ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делу об административном правонарушении являются полное, всестороннее и объективное выяснение обстоятельств каждого дела и разрешение его в соответствии с законом.
 

    В силу ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие); виновность лица в совершении административного правонарушения.
 

    Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующим выводам:
 

             Ходатайство МП «Стройсервис» о восстановлении срока на подачу жалобы подлежит удовлетворению по следующим основаниям:
 

             Как усматривается из материалов дела в постановлении № 167, вынесенным главным государственным санитарным врачом 02 июля 2014 года в отношении МП «Стройсервис», указано, что данное постановление может быть обжаловано МП «Стройсервис» в Арбитражный суд(л.д.53,54). МП «Стройсервис» своевременно направил жалобу в Арбитражный суд Тюменской области, который данную жалобу принял к своему производству(л.д. 38-39).В последствии определением от 09 сентября 2014 года производство по жалобе было прекращено в силу ч.1 ст. 27 АПК РФ, ч.2 ст. 207 АПК РФ, с указанием, что данная жалоба подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции(л.д.40-42 ).
 

              При установленных выше обстоятельствах причина пропуска МП «Стройсервис» на обжалование постановления является уважительной.
 

             Учитывая, что право МП «Стройсервис» на рассмотрение жалобы нарушено, в связи с чем срок на подачу данной жалобы подлежит восстановлению.
 

            В соответствии со ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска срока указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочным рассматривать жалобу.
 

    Статьей 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
 

    Субъектом названного административного правонарушения являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами предусмотрена административная ответственность граждан, должностных лиц и юридических лиц за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
 

    В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
 

    Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение прав человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды.
 

    Согласно ст.2 главы 1 Федерального закона от 28.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а так же муниципальными нормативными правовыми актами.
 

    В соответствии со ст.1 гл.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» отходами производства и потребления являются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий и продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а так же товары(продукция), утратившие свои потребительские свойства.
 

    В соответствии с п.3.1, 3.2 СП 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания населенных мест» обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а так же закапывать их на сельскохозяйственных полях. Твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны(усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы.
 

    Прокуратурой Ярковского района после проведения проверки, установившей, что МП «Стройсервис» в нарушение действующего законодательства, размещает ТБО на несанкционированной свалке, в отношении МП «Стройсервис» было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ(л.д.32-36).
 

    Согласно постановления № 167 от 02 июля 2014 года, вынесенного главным государственным санитарным врачом, МП «Стройсервис» в соответствии с п.2.2 Устава осуществляет деятельность по сбору и вывозу ТБО на территории Ярковского муниципального района, которые размещает на несанкционированной свалке (муниципальном полигоне), расположенном на 102 км автодороги Тюмень-Ханты-Мансийск, совершив административное правонарушение, предусмотренное ст. 8.2 КоАП РФ(л.д.53-54).
 

    Обстоятельства вывоза ТБО на официально не отведенное для этого место не оспаривается представителем МП «Стройсервис».
 

    В соответствии с ч.2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
 

    Прокурор, вынося постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении МП «Стройсервис», главный государственный санитарный врач, вынося постановление о признании МП «Стройсервис» виновным в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, исходили из того, что у МП «Стройсервис» имелась возможность для соблюдения правил и норм федеральных законов по санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, но МП «Стройсервис» не приняло меры по их соблюдению, что не соответствует действительности по следующим основаниям:
 

    В соответствии с п.1.2 Устава МП «Стройсервис» его учредителем является Администрация Ярковского муниципального района(л.д. 13-14 ).
 

    Согласно заявлений, направленных МП «Стройсервис» в Администрацию Ярковского муниципального района, в Администрацию Ярковского сельского поселения, предприятие просило организовать место для утилизации, хранения отходов производства и потребления в целях дальнейшего предоставления услуг по сбору отходов(л.д. 26-27, 28).
 

    В соответствии с п.14 ст. 15 Федерального закона от 06.1.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов являются полномочиями администрации Ярковского муниципального района.
 

    В соответствии с информацией, предоставленной Администрацией Ярковского муниципального района от 10.07.2014г., у администрации имеется только проект на строительство полигона ТБО в с. Ярково, определяются источники финансирования данных видов работ(л.д. 50-51).
 

    Согласно сведениям, представленным Администрацией Ярковского муниципального района, в настоящее время на территории района нет законно действующих полигонов для размещения ТБО, объективной возможности размещать на них отходы потребления у МП «Стройсервис» не имеется. Вывоз МП «Стройсервис» ТБО на полигон, который не имеет лицензии, вызван крайней необходимостью, поскольку не вывоз отходов создает реальную угрозу экологической обстановке в районе.
 

    При таких обстоятельствах, следует сделать вывод, что юридическое лицо МП «Стройсервис» не имела возможности для полного соблюдения организации размещения ТБО в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями, все зависящие меры по его соблюдению предпринимала, что свидетельствует об отсутствии в действиях юридического лица МП «Стройсервис» состава административного правонарушения.
 

    Ст. 2.1 КоАП РФ определено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
 

    Из установленных обстоятельств дела следует, что юридическое лицо, занимающееся сбором и транспортировкой ТБО на несанкционированную свалку, действовала в состоянии крайней необходимости.
 

    В соответствии со ст. 2.7 КоАП РФ не является правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а так же охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.
 

    Действия МП «Стройсервис» по вывозу ТБО на несанкционированную свалку, совершенные в состоянии крайней необходимости, в соответствии с ч.3 ст. 24.5 КоАП Ф являются основанием для отмены обжалуемого постановления и прекращении дела об административном правонарушении, возбужденного в отношении МП «Стройсервис» по ст. 8.2 КоАП РФ.
 

    Руководствуясьп.3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ,
 

                                                     РЕШИЛ:
 

    Жалобу муниципального предприятия «Стройсервис» удовлетворить.
 

    Отменить постановление Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тюменской области в г.Тобольске, Тобольском, Вагайском, Уватском, Ярковском районах главного государственного санитарного врача № 167 от 02 июля 2014 года, которым муниципальное предприятие «Стройсервис» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ и прекратить производство по делу за отсутствием состава административного правонарушения.
 

    Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд через Ярковский районный суд в течение 10 дней.
 

    Судья