Дело № 2-187/1/2014
 

Р Е Ш Е Н И Е
 

именем Российской Федерации.
 

    п. Выгоничи 22 сентября 2014 года.
 

    Выгоничский районный суд Брянской области в составе:
 

    председательствующий судья Терехов А.С.,
 

    секретарь судебного заседания Пыталева О.Е.,
 

    с участием:
 

    истца помощника прокурора Выгоничского района Прохоренко Ю.С.,
 

    представителя ответчика Выгоничского районного Совета народных депутатов Лифшиц М.И.,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Выгоничского районного суда Брянской области гражданское дело по иску прокурора Выгоничского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к Выгоничскому районному Совету народных депутатов о признании ряда положений нормативного правового акта противоречащими закону,
 

У С Т А Н О В И Л:
 

    Прокуратурой Выгоничского района в ходе осуществления надзора за соответствием требованиям законов правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, проведена проверка устава МО «Выгоничский муниципальный района» (далее - Устав), принятого решением Выгоничского районного Совета народных депутатов № от <дата> года. Проверкой установлено, что ряд положений Устава противоречит требованиям действующего законодательства.
 

    В связи с выявленным нарушением действующего законодательства прокурор Выгоничского района обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к Выгоничскому районному Совету народных депутатов, в котором ставится вопрос о признании нормативного правового акта (устава) противоречащим закону, в котором просил признать противоречащими закону статью 24 и пункт 2.10 части 2 статьи 27 Устава МО «Выгоничский муниципальный район», принятого решением Выгоничского районного Совета народных депутатов № от <дата> года.
 

    В ходе подготовки дела к судебному разбирательству истец прокурор Выгоничского района уточнил ранее заявленные исковые требования, просил признать статью 24 Устава МО «Выгоничский муниципальный район» не соответствующей требованиям закона и обязать ответчика внести в данную статью соответствующие изменения.
 

    В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Выгоничского района Прохоренко Ю.С. исковые требования поддержал, суду пояснил, что статья 24 Устава МО «Выгоничский муниципальный район» не соответствует требованиям федерального законодательства, поскольку в ней перечислены не все основания досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования, а поэтому ее необходимо дополнить соответствующими пунктами. Пункт 2.10 части 2 статьи 27 Устава МО «Выгоничский муниципальный район» противоречит действующему законодательству, а поэтому его необходимо признать недействующим.
 

    Представитель ответчика Выгоничского районного Совета народных депутатов по доверенности юрист администрации Выгоничского района Лифшиц М.И. исковые требования прокурора признал, суду пояснил, что Совет неоднократно принимал необходимые меры по внесению изменений в Устав, фракция коммунистов не позволила это сделать, просил предоставить время для внесения изменений в Устав не менее 6 месяцев, поскольку в настоящий момент после прошедших выборов не сформирован новый состав Совета.
 

    Суд, заслушав объяснения явившихся сторон, обсудив признание иска ответчиком, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
 

    Согласно ст. 4 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - ФЗ №131), правовую основу местного самоуправления помимо общепризнанных принципов и норм международного права, Конституции Российской Федерации, конституционных и федеральных законов, правовых актов Российской Федерации, законов и. иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, составляют уставы муниципальных образований.
 

    Устав муниципального образования входит в систему муниципальных правовых актов (ст. 43 ФЗ №131).
 

    Частью 4 статьи 7 ФЗ №131 предусмотрено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
 

    Согласно части 6 статьи 36 ФЗ №131, полномочия главы муниципального образования прекращаются досрочно, в том числе в случае удаления в отставку в соответствии со статьей 74.1 ФЗ №131 или отзыва избирателями.
 

    Перечень оснований для досрочного прекращения полномочий, установленный ФЗ №131, является исчерпывающим. Органы местного самоуправления не вправе дополнять либо сокращать его.
 

    Положения статьи 24 Устава Выгоничского района не соответствуют данным требованиям закона, так как в ней предусмотрены не все основания досрочного прекращения полномочий главы Выгоничского района.
 

    Кроме того, статьей 24 Устава предусмотрено, что полномочия главы Выгоничского района прекращаются досрочно в случае досрочного прекращения полномочии представительного органа. Данная норма не соответствует требованиям действующего законодательства, так как указанное основание утратило силу в связи с принятием Федерального закона от 21.11.2011 N 329-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции».
 

    Пунктом 2.10 части 2 статьи 27 Устава к полномочиям Выгоничского районного Совета народных депутатов отнесено принятие решений о целях, формах, выпуске местных займов, лотерей.
 

    Между тем, данные полномочия представительного органа не предусмотрены Федеральным законом №131-ФЗ. Правом выпускать местные займы и лотереи в соответствии с действующим законодательством муниципальные образования не обладают.
 

    Таким образом, пункт 2.10 части 2 статьи 27 Устава противоречит ФЗ № 131.
 

    Вышеуказанные нормы законодательства и обстоятельства дела указывают на обоснованность исковых требований прокурора.
 

    Помимо этого, согласно ч.3 ст.173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
 

    В соответствии с ч.4 ст.198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
 

    Установленные в судебном заседании обстоятельства свидетельствуют о том, что ответчик Выгоничский районный Совет полностью признал исковые требования, с которыми обратился в суд прокурор, воспользовавшись своим правом, предусмотренным ч.1 ст.39 ГПК РФ, признание ответчиком иска в полной мере приводит к восстановлению нарушенных прав неопределенного круга лиц, в защиту интересов которых обратился в суд истец, при этом нарушение прав и законных интересов какой-либо из сторон, участвующих в деле, признание иска повлечь не может, а поэтому суд приходит к выводу принять признание иска ответчиком и вынести решение об удовлетворении заявленных исковых требований.
 

    Согласно требованиям ст. 35 ФЗ №131, принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.
 

    В соответствии со ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если эти действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
 

    Учитывая то, что ответчику для исполнения исковых требований необходимы временные и финансовые затраты, суд полагает целесообразным определить ответчику срок исполнения решения до 01.03.2015 года.
 

    В соответствии с п.9 ч.1 ст.333.36 Налогового Кодекса РФ, прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ и муниципальных образований по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются от уплаты государственной пошлины.
 

    Согласно п.1 п.п. 19 названной статьи освобождаются от уплаты государственной пошлины государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
 

    Согласно ч.4 ст.103 ГПК РФ, в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, издержки, понесенные судом, а также мировым судьей в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств соответствующего бюджета.
 

    Поскольку Выгоничский районный Совет относится к органам местного самоуправления, выступает в суде в качестве ответчика, а поэтому освобожден от уплаты государственной пошлины, то судебные расходы по уплате государственной пошлины подлежат возмещению за счет средств местного бюджета.
 

    Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
 

Р Е Ш И Л:
 

 

    Исковые требования прокурора Выгоничского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к Выгоничскому районному Совету народных депутатов удовлетворить.
 

    Признать пункт 2.10 части 2 статьи 27 Устава МО «Выгоничский муниципальный район», принятого решением Выгоничского районного Совета народных депутатов № от <дата> года, противоречащим Федеральному закону № 131-ФЗ, и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
 

    Признать статью 24 Устава МО «Выгоничский муниципальный район», принятого решением Выгоничского районного Совета народных депутатов № от <дата> года, не соответствующей требованиям статьи 74.1 Федерального закона №131-ФЗ, и обязать Выгоничский районный Совет народных депутатов в срок до 1 марта 2015 года устранить выявленные несоответствия путем внесения в статью 24 Устава МО «Выгоничский муниципальный район» соответствующих изменений или принятия Устава МО «Выгоничский муниципальный район» в новой редакции.
 

    Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Брянского областного суда в течение месяца со дня изготовления решения судом в окончательной форме. Апелляционная жалоба подается в апелляционную инстанцию через Выгоничский районный суд.
 

    Председательствующий: А.С.Терехов