Дело № 2-355/2014

Р Е Ш Е Н И Е
 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    г. Вуктыл 20 октября 2014 года
 

    Вуктыльский городской суд Республики Коми
 

    в составе председательствующего судьи Явоненко М.Ю.,
 

    при секретаре Дроздецкой Л.П.,
 

    представителя ответчика ГУ УПФ РФ в г.Вуктыл Прокопчук К.В.,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Колесникова А. И. к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Вуктыл Республики Коми о включении в специальный трудовой стаж периода работы и службы в армии, перерасчете размера пенсии и взыскании недополученной пенсии, с учетом индексации, судебных расходов по оплате юридических услуг,
 

у с т а н о в и л:
 

    Колесников А.И. обратился в Вуктыльский городской суд с заявлением к ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Вуктыл Республики Коми с требованиями о включении в специальный трудовой стаж периода работы и службы в армии, перерасчете размера пенсии и взыскании недополученной пенсии, с учетом индексации, судебных расходов по оплате юридических услуг.
 

    В исковом заявлении истец указал, что с ДД.ММ.ГГГГ он является получателем трудовой пенсии по старости. При подсчете стажа, дающего право на пенсию, ответчиком не был включен период с работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве машиниста цементированного агрегата в Вуктыльском газопромысловом управлении объединения «Комигазпром» в льготный стаж, а также период прохождения службы в Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении, как период предшествующей трудовому стажу. В связи с исключением указанных периодов из льготного стажа, стажевый коэффициент ответчиком при назначении пенсии рассчитан как 0,69. Просит включить спорные периоды в льготный трудовой стаж, произвести перерасчет размера пенсии из расчета стажевого коэффициента 0,72 за период с ДД.ММ.ГГГГ, взыскать недополученную сумму пенсии, в связи с перерасчетом с ДД.ММ.ГГГГ, на день подачу иска составляющую <данные изъяты> рублей, а также индексацию в сумме <данные изъяты> рублей.
 

    В судебное заседание истец не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, на исковых требованиях и доводах изложенных в заявлении, настаивает.
 

    Представитель ответчика ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Вуктыл Республики Коми в судебном заседании исковые требования не признал и пояснил, что необходимая конвертация по расчету пенсии Колесникова А.И. была произведена в соответствии с действующим законодательством. Поддерживает доводы, изложенные в отзыве. Кроме того пояснила, что льготный период работы истцом не подтвержден, так как: должность в которой он состоял не соответствует наименованию должности указанный в Списке № 2, работодателем особый характер работы или условия труда, необходимые для назначения льготной пенсии и подтверждающий постоянную занятость на льготной работе – не подтвердил, в связи с чем законных оснований для удовлетворения требований истца, не имеется.
 

    Выслушав доводы представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
 

    в судебном заседании установлено, что согласно пенсионному удостоверению от ДД.ММ.ГГГГ № Колесников А.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является получателем пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.19).
 

    На момент назначения пенсии Колесников А.И. имел трудовой стаж: : страховой – <данные изъяты>, специальный стаж – <данные изъяты>.
 

    При назначении пенсии, страховая часть была рассчитана из общего трудового стажа в соответствии с Федеральным законом № 173-ФЗ от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и ст. 29 Закона РФ № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих и работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» от 19.02.1993г.
 

    В силу пункта 1 статьи 17 ФЗ № 173-ФЗ - размер трудовой пенсии определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение о назначении трудовой пенсии, и в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
 

    В соответствии с записями трудовой книжки Колесникова А.И. от ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ истец принят на работу в Вуктыльское газопромысловое управление (ВГПУ) объединения «Комигазпром», после службы в рядах Советской Армии (ВМФ) (л.д.11-12).
 

    Согласно протоколу – представления ВГПУ - ДД.ММ.ГГГГ истец был принят на должность машиниста цементировочного агрегата, с ДД.ММ.ГГГГ переведен начальником отряда военизированной охраны, с ДД.ММ.ГГГГ переведен машинистом по цементажу скважин, с ДД.ММ.ГГГГ переведен на должность моториста цементировочного агрегата с правом вождения автомобиля.
 

    Вопросы установления досрочных трудовых пенсий по старости регулирует Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и другие нормативные акты.
 

    Согласно п. 5 Постановление Минтруда РФ N 16, ПФ РФ N 19па от 27.02.2002 «Об утверждении перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с федеральными законами «О государственных трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» к заявлению гражданина, обратившегося за досрочным назначением трудовой пенсии по старости, в необходимых случаях должны быть приложены документы, подтверждающие стаж на соответствующих видах работ.
 

    Правила подсчета и порядка подтверждения страхового стажа предусмотрены статьями 11-13 Федерального закона № 173-ФЗ, а также постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 № 555 «Об утверждении правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий».
 

    Согласно п. 6. вышеназванных Правил - основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее именуется - трудовая книжка).
 

    При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
 

    Право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости предоставляется не только в зависимости от наименования профессии или должности, включенной в Списки, но и в зависимости от характера работы и условий, при которых выполнялась работа. Следовательно, при назначении трудовой пенсии по старости досрочно, необходимо документально доказать трудовой стаж на предприятиях, производствах, работах, в определенной должности или профессии, которые включены в Списки.
 

    В представленной в адрес Управления справке № 14/53 от 02.04.2003г, уточняющей особый характер работы или условия труда, необходимые для назначения льготной пенсии и подтверждающей постоянную занятость на льготной работе, спорные периоды работы не отражены работодателем истца как льготный стаж.
 

    Кроме того, в списке № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 в разделе XII «Бурение, добыча и переработка нефти, газа и газового конденсата, переработка угля и сланца» предусмотрены «мотористы цементировочных агрегатов», тогда как истец был принят в спорные периоды на должность машинистом цементировочного агрегата.
 

    В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, право на установление тождества профессий, должностей и организаций, предусмотренных статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также Списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям, имевшим ранее иные наименования, предоставлено Министерству труда и социального развития Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.
 

    При этом тождество устанавливается на основании тождественности профессиональной деятельности, осуществлявшейся в определенных должностях, учреждениях, организациях (структурных подразделениях).
 

    В виду того, что в наименование профессии, указанное в протоколе–представления за период выполнения работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не соответствуют наименованию, поименованному в "Списке № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, отсутствия документального подтверждения выполняемой работы, а также отсутствие подтверждения данного факта работодателем (при том, что согласно трудовой книжке истца, в организации существовали должности как машиниста цементировочного агрегата, так и моториста, а истец числился в должности машиниста, и моториста с правом иной деятельности,) спорные периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве машиниста цементировочного агрегата в Вуктыльском газопромысловом управлении объединения «Комигазпром» не подлежат включению в стаж работы, дающих право на льготное пенсионное обеспечение.
 

    Доводы истца о наличии у него права на льготное исчисление периода службы в Вооруженных Силах на основании части 3 статьи 10 Федерального закона от 27.05.1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" согласно которой время нахождения граждан на военной службе по призыву засчитывается в общий трудовой стаж из расчета 1 день военной службы за 2 дня работы, основаны на неправильном толковании закона.
 

    Действительно, согласно абзацу 1 пункта 3 ст. 10 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы.
 

    Однако из анализа приведенной нормы права следует, что в льготном порядке как один день военной службы за два дня работы засчитывается время нахождения граждан на военной службе по призыву при исчислении общего трудового стажа, стажа государственной службы государственного служащего, а не специального стажа при установлении досрочной трудовой пенсии по старости, так как в соответствии с действующим законодательством понятие стаж работы по специальности применяется в различных целях: для определения права на занятие определенной должности, для исчисления надбавки за выслугу лет, для присвоения квалификационных классов, категорий и т.д.
 

    Указанный Федеральный закон, вступивший в силу до введения законодателем нового правового регулирования в области пенсионного обеспечения, не определяет порядок учета службы в армии при преобразовании пенсионных прав граждан для определения размера пенсионного капитала. Предусмотренное исчисление времени нахождения граждан на военной службе по призыву из расчета один день военной службы за два дня работы согласно данной норме имеет отношение к стажу работы по специальности.
 

    Вместе с тем, в соответствии со статьями 27 и 27.1 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", основанием для досрочного назначения трудовой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда. Из чего следует, что стаж работы по специальности применительно к данному спору значения не имеет.
 

    Поскольку пенсионным законодательством, с учетом правовой позиции Конституционного Суда РФ в постановлении от 29.01.2004, позволяют признать право истца на включение службы в армии в специальный стаж, однако с учетом того, что оценка пенсионных прав, путем их конвертации в начальный пенсионный капитал на 01.01.2002 не предусматривает льготного порядка подсчета периода службы в армии, оснований для включения периода прохождения службы в Вооруженных Силах СССР с 12.05.1971 по 16.05.1974 из расчета один день службы за два дня не имеется.
 

    Ссылка истца на Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 09.07.2010 № 81-В10-4, на основании которого он основывает свои доводы о включении периода прохождения службы в ВС в специальный стаж, является неправомерной, поскольку согласно вышеизложенному, один день службы в ВС, засчитывается за два дня, в общий трудовой стаж, а не специальный.
 

    Согласно п. 5 ст. 30 Закона от 17.12.2001г. № 173 –ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» - конвертация (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал (ПК) застрахованных лиц, указанных в пункте 1 ст. 27 и подпунктах 7-13 пункта 1 ст. 28 Закона от 17.12.2001г., может осуществляться по их выбору с применением вместо общего трудового стажа (имеющегося и полного) стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного).
 

    Согласно п. 6 ст. 30 Закона от 17.12.2001 по выбору пенсионера оценка его пенсионных прав также может производиться в соответствии с пунктом 5 статьи 30 этого закона, то есть с применением стажа на соответствующих видах работ.
 

    Согласно выбранному варианту определения расчетного размера трудовой пенсии определяются и правила исчисления общего трудового стажа.
 

    Каждый из указанных пунктов предусматривает самостоятельный порядок расчета пенсии. При этом время обучения учитывается только при расчете пенсии по п. 4 ст. 30 названного Закона.
 

    При этом под стажем на соответствующих видах работ понимается суммарная продолжительность периодов работы до 01.01.2002, определенная в пункте 1 ст. 27 и подп. 7-13 пункта 1 ст. 28 Закона от 17.12.2001, с учетом которой сохраняется право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
 

    Конвертация по п. 5 ст. 30 Закона от 17.12.2011 может осуществляться по выбору застрахованных лиц (в т.ч. пенсионеров), указанных в п. 1 ст. 27 и подп. 7-13 пункта 1 статьи 28, согласно которым:
 

    1) они должны по состоянию на 01.01.2002 иметь полный стаж на соответствующих видах работ, не менее требуемой продолжительности (в рассматриваемом случае полный стаж должен составлять не менее 12 лет 6 месяцев).
 

    2) указанные лица должны иметь по состоянию на 01.01.2002 требуемый страховой стаж. В частности, требования по страховому стажу предусмотрены в подп. 1-3,5-10,14-15 п. 1 ст. 27 и в подп. 8 п. 1 ст. 28 Закона от 17.12.2001 ( в данном случае требуемый страховой стаж - 25 лет)
 

    3) конвертация с применением стажа на отдельных видах работ может осуществляться одновременно с назначением пенсии и только по достижении возраста, указанного в подпунктах 1-10, 14 и 15 п. 1 статьи 27 и подп. 7-9 и 13 п. 1 ст. 28 Закона от 17.12.2001 ( в данном случае при достижении 55 лет).
 

    В соответствии с п. 1 ст. 20 Закона от 17.12.2001г. № 173 –ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» - перерасчет размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных п. 3 настоящей статьи, производится:
 

    с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой перерасчет размера трудовой пенсии в сторону уменьшения;
 

    с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой перерасчет размера трудовой пенсии в сторону увеличения;
 

    Общий стаж работы истца для определения пенсионного капитала составил 31 год 3 месяца 24 дня (требуемый стаж – 25 лет, сверх требуемый 6 лет).
 

    Стаж работы с тяжелыми условиями труда составил 20 лет 9 месяцев 23 дня (требуемый стаж 12 лет 6 месяцев, сверх требуемый 8 лет).
 

    ДД.ММ.ГГГГ истцу была произведена оценка пенсионных прав с учетом специального стажа по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (стажевыйй коэффициент (СК) для определения расчетного размера пенсии составил <данные изъяты>
 

    Таким образом, начальный расчетный пенсионный капитал составил:
 

    <данные изъяты>
 

    Требования истца о перерасчете размера пенсии с применением специального стажа с ДД.ММ.ГГГГ является неправомерным, поскольку конвертация с применением стажа на отдельных видах работ может осуществляться одновременно с назначением пенсии и только по достижении возраста, указанного в подпунктах 1-10, 14 и 15 п. 1 статьи 27 и подп. 7-9 и 13 п. 1 ст. 28 Закона от 17.12.2001г. (в данном случае, при достижении 55 лет), тогда как к 01.01.2002 года истец не достиг возраста 55 лет, а назначение ему пенсии было с 20.05.2003г. Кроме того, заявление о перерасчете размера пенсии по специальному стажу поступило от истца 08.04.2008г.
 

    Требование истца произвести оценку пенсионных прав по специальному стажу, в порядке установленном пунктом 3 статьи 30 ФЗ № 173-ФЗ от 12.12.2001 (в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ) с 01.01.2002, необоснованно в виду того, что пунктом 3. статьи 30.3 установлено, что определение размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) при перерасчете указанного размера в случаях, предусмотренных подпунктами 4 и 6 пункта 1 настоящей статьи, производится органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, по материалам пенсионного дела, а также на основании заявления пенсионера со дня первоначального установления трудовой пенсии с учетом суммы валоризации, тогда как статья 30.1 валоризация величины расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного при оценке пенсионных прав введена в действие Федеральным законом от 24.07.2009 № 213-ФЗ, вступившего в силу 01.01.2010 и на основании которой, валоризация осуществляется не ранее, чем с 01.01.2010 года.
 

    Согласно п. 1 ст. 37 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ-размеры трудовых пенсий, установленные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, пересчитываются с 1 января 2010 года в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") (в редакции настоящего Федерального закона) и настоящим Федеральным законом.
 

    Пункт 2 вышеназванной статьи предусматривает что, в случае предоставления дополнительных документов, предусмотренных подпунктами 1 - 3 и 5 пункта 1 статьи 30.3 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона), перерасчет размера трудовой пенсии в связи с изменением величины расчетного пенсионного капитала и (или) изменением суммы валоризации в соответствии со статьями 30 - 30.2 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона) производится с 1 января 2010 года при обращении с указанными документами в органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, по 31 декабря 2010 года включительно.
 

    01.01.2010 Управлением вынесено распоряжение о перерасчете суммы размера пенсии Колесникову А.И. с учетом валоризации по специальному стажу.
 

    По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ стаж работы истца для валоризации НПК составил <данные изъяты>, следовательно, процент валоризации составил <данные изъяты> Сумма валоризации составила <данные изъяты>.
 

    Таким образом, Колесникову А.И. была произведена оценка его пенсионных прав путем их конвертации в расчетный пенсионный капитал с учетом специального стажа в соответствии с нормами Закона о трудовых пенсиях в РФ, а с ДД.ММ.ГГГГ произведена переоценка её пенсионных прав как лицу, имеющему стаж работы до 2002 года с учетом положений Федерального закона от 24 июля 2009 года N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", в связи с чем, считаем требования истца о перерасчете пенсии удовлетворению не подлежат.
 

    Таким образом, на основании изложенного, нарушений пенсионных прав Колесникова А.И. при расчете трудового стажа истца, общего, специального, исчислении размера пенсии, с учетом имеющегося трудового стажа, не установлено, в связи с чем, требования истца к ответчику удовлетворению не подлежат.
 

    На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
 

    Р Е Ш И Л:
 

 

    в удовлетворении исковых требований Колесникова А. И. к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Вуктыл Республики Коми о включении в специальный трудовой стаж периода работы и службы в армии, перерасчете размера пенсии и взыскании недополученной пенсии, с учетом индексации, судебных расходов по оплате юридических услуг – отказать.
 

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми в течение одного месяца со дня его вынесения через Вуктыльский городской суд.
 

Судья- М.Ю. Явоненко