РЕШЕНИЕ
«21» октября 2014 года г. Самара
Волжский районный суд Самарской области в составе судьи Панарина С.В.,
с участием:
представителя заявителя ГБУЗ Самарской области «Волжская ЦРБ» - Р.О.А.,
представителя заинтересованного лица ОНД м.р. Волжский УНД ГУ МЧС России по Самарской области - Ш.И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ГБУЗ Самарской области «Волжская ЦРБ» на постановление и.о. начальника ОНД муниципального района Волжский УНД Главного управления МЧС России по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1, ч.4 ст.20.4 Кодекса РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания ГБУЗ Самарской области «Волжская ЦРБ» признано виновным в том, что совершило административное правонарушение, предусмотренное ст. 20.4 ч.1 КоАП РФ, нарушило (допустило нарушение требований пожарной безопасности, установленные ФЗ от 21.12.1994 г., № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»; ФЗ от 22.07.08 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; приказом МЧС России от 12.12.07 № 645 «Об утверждении Норм пожарной безопасности. «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций»; Правилами противопожарного режима в РФ от 25.04.12 № 390; СНиП 2.07.01-89* Строительные нормы и правила «Градостроительство. Планировка зданий и застройка городских и сельских поселений»; СниП 2.04.02-84* Строительные нормы и правила «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения»; СНиП 23-05-95* «Естественное и искусственное освещение»; СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений»; ГОСТ 25772-83 «Ограждение лестниц, балконов и крыш стальные. Общие технические условия»; СП 52.13330.2011 «Свод правил. Естественное и искусственное оснащение»; СП 8.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности»
Оно же признано виновным в том, что совершило административное правонарушение, предусмотренное ст.20.4 ч.4 КоАП РФ, нарушило (допустило нарушение) требований пожарной безопасности, установленные ФЗ от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»; ФЗ от 22.07.08 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; приказом МЧС России от 12.12.07 № 645 «Об утверждении Норм пожарной безопасности. «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций»; Правилами противопожарного режима в РФ от 25.04.12 № 390; СНиП 2.07.01-89* Строительные нормы и правила «Градостроительство. Планировка зданий и застройка городских и сельских поселений»; СНиП 23-05-95* «Естественное и искусственное освещение»; СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений»; ГОСТ 25772-83 «Ограждение лестниц, балконов и крыш стальные. Общие технические условия»; СП 52.13330.2011 «Свод правил. Естественное и искусственное оснащение»; НПБ 104-03 «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях»; СП 3.13.130.2009 «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности»; СП 5.13130.2009 «свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования»; НП 110-03 «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией».
В постановлении указан перечень выявленных нарушений по строениям и сооружениям на территориях данного учреждения (всего 133 нарушений требований пожарной безопасности).
Главный врач ГБУЗ Самарской области «Волжская ЦРБ» К.А.К. подал жалобу на данное постановление, считая его незаконным,
Решением Волжского районного суда Самарской области от 07.07.2014 г. жалоба ГБУЗ Самарской <адрес> «Волжская ЦРБ» оставлена без удовлетворения.
Решением Самарского областного суда от 18.09.2014 г. решение Волжского районного суда Самарской области от 07.07.2014 г. отменено, материал направлен на новое рассмотрение.
Представитель ГБУЗ Самарской области «Волжская ЦРБ» Р.О.А. в судебном заседании доводы жалобы поддержал.
Представитель заинтересованного лица – ОНД м.р. Волжский УНД ГУ МЧС России по Самарской области Ш.И.А. в судебном заседании просил оставить жалобу без удовлетворения, пояснил, что считает вынесенное постановление законным и обоснованным.
Заслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии с ч.4 ст.20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей
Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций
государства. Правила, нормативы, стандарты и требования пожарной безопасности
являются обязательными для применения и исполнения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, предприятиями, учреждениями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, должностными лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами.
В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69 ФЗ "О пожарной безопасности" нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов по пожарной безопасности.
Основные положения технического регулирования в области пожарной
безопасности и общие требования пожарной безопасности к объектам защиты
(продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения, установлены Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности". В соответствии с ч. 1 ст. 151 названного Федерального закона со дня вступления в силу этого Федерального закона до дня вступления в силу соответствующих технических реrламентов требования к объектам защиты (продукции), процессам производства, эксплуатации, хранения,
транспортирования, реализации и утилизации (вывода из эксплуатации), установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, не противоречащей требованиям настоящего Федерального закона.
Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 года N 313 утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), которые устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц,' государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. .
Пунктом 3 ППБ О 1-03 установлено, что наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
Таким образом, СНиП 21-01-97*, СНИП 23-05-95* и СНиП 2.07.01-89* включены в систему технического регулирования, их применение обеспечивает соблюдение
требований Федерального закона N!! 123-ФЗ к объекту технического регулирования.
Для привлечения лица к административной ответственности по ст. 20.4 Кодекса РФ об АП административный орган обязан доказать факт нарушения обязательных требований пожарной безопасности при эксплуатации объекта защиты, выразившийся в нарушении требований технических регламентов пожарной безопасности либо правил противопожарного режима, установить лицо, виновного в нарушении требований пожарной безопасности, доказать вину лица, привлекаемого к ответственности.
В соответствии с ч.1 ст. 2.1 Кодекса РФ об АП административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с ч.1 ст. 1.5 Кодекса РФ об АП лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Ст. 26.1 Кодекса РФ об АП предусмотрено, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.
В соответствии со СТ.38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года
N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований
пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут:
собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или
распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в
установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции. Указанные лица за
нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в
области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной,
административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим
законодательством.
ГБУЗ Самарской области «Волжская ЦРБ» является юридическим лицом,
самостоятельно осуществляющим Финансово-хозяйственную деятельность, имеет
самостоятельный баланс, лицевой счет, имущество на праве оперативного управления, а также внебюджетные средства. Учреждение находится в собственности Самарской области и осуществляет свою деятельность за счет средств бюджета.
В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
При этом, ни КоАП РФ, ни Закон о пожарной безопасности не устанавливают
четких критериев для разделения ответственности собственника имущества и лиц,
уполномоченных владеть, распоряжаться или пользоваться имуществом.
Используемые заявителем здания закреплены собственником - субъектом
федерации, на праве оперативного управления за учреждением. Поскольку закрепление имущества носит целевой характер в соответствии с Уставом учреждения, что связано и с обеспечением безопасности находящихся в помещениях людей, предоставляемое собственником для этих целей здание должно отвечать в том числе и всем установленным законом требованиям пожарной безопасности. Если переданное здание не отвечает требованиям пожарной безопасности, собственник, на котором в силу ст. 210 ГК РФ лежит бремя содержания имущества, обязан предпринять меры по при ведению здания в соответствие с требованиями пожарной безопасности, либо обеспечить финансирование учреждения в целях обеспечения исполнения таких требований силами учреждения.
Следовательно отсутствие финансирования со стороны собственника имущества учреждения, установленных действующими требованиями технических регламентов пожарной безопасности к переданному учреждению помещению свидетельствует об отсутствии вины Учреждения в совершении административного правонарушения, поскольку не доказана финансовая возможность соблюдения им требований технических регламентов. Отсутствие вины влечет отсутствие состава административного правонарушения.
Кроме того, целью административного наказания, согласно ст. 3.1 Кодекса РФ об АП, является предупреждение совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Наложение на бюджетное учреждение здравоохранения штрафа за нарушение требований пожарной безопасности повлечет изъятие у него целевых бюджетных средств, закрепленных за ним собственником – субъектом федерации, с дальнейшим зачислением их в тот же бюджет. Применение административного наказания в виде штрафа в данном случае приведет к негативным последствиям в виде недостаточности целевых денежных средств для финансирования деятельности в сфере здравоохранения, и никак не соответствует принципу предупреждения совершения новых правонарушений.
При указанных выше обстоятельствах суд считает, что постановление и.о. начальника ОНД муниципального района Волжский УНД Главного управления МЧС России по Самарской области об ответственности за административное правонарушение № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ГБУЗ Самарской области «Волжская ЦРБ», а производство по делу- прекращению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л :
Постановление и.о. начальника ОНД муниципального района Волжский УНД Главного управления МЧС России по Самарской области А.Д.В. № от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1, ч.4 ст.20.4 Кодекса РФ в отношении ГБУЗ Самарской области «Волжская ЦРБ» отменить, производство по делу прекратить, удовлетворив жалобу ГБУЗ Самарской области «Волжская ЦРБ».
В соответствии со ст.30.9,31.1. п. 3 Кодекса РФ об АП настоящее решение вступает в законную силу немедленно и в дальнейшем возможен пересмотр указанного решения в порядке, предусмотренном ст.30.12 Кодекса РФ об АП.
Судья: С.В. Панарин