Р Е Ш Е Н И Е
 

Именем Российской Федерации
 

    Пос.Волоконовка «21» октября 2014 года
 

    Волоконовский районный суд Белгородской области в составе:
 

    Председательствующего судьи Панкова С.Е.
 

    При секретаре Романченко Е.В.
 

    С участием истицы Лесняк А.Б., ее представителя адвоката Зайцева Е.А., представителей ответчика по доверенности Степовой Г.К., Коваленко О.Н.
 

    Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лесняк <данные изъяты> к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Волоконовском районе о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости.
 

УСТАНОВИЛ:
 

    Лесняк А.Б., считая, что имеет стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, обратилась в пенсионный фонд с вопросом о разъяснении порядка зачета периодов работы дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
 

    УПФРФ в Волоконовском районе Лесняк А.Б. было разъяснено, что в специальный трудовой стаж Лесняк А.Б. не может быть включены периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работа в должности <данные изъяты>, <данные изъяты> отдела социальной помощи, территориального центра социального обслуживания населения, Волоконовского отдела социальной защиты населения и работа в должности <данные изъяты>
 

    Дело инициировано иском Лесняк А.Б., которая просит признать за ней право на включение спорных периодов работы, дающих право на досрочное назначение пенсии, признав за ней право на пенсию с ДД.ММ.ГГГГ года.
 

    В судебном заседании истица Лесняк А.Б. и ее представитель адвокат Зайцев Е.А. заявленные требования уточнили, просив исключить из стажа период работы: в отделе <данные изъяты> территориальном центре с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., и в отделе <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., признав право на досрочную пенсию с ДД.ММ.ГГГГ года.
 

    Представители ответчика УПФ РФ в Волоконовском районе Степовая Г.К. и Коваленко О.Н. просили в иске отказать, поскольку, <данные изъяты>, отдела социальной помощи, территориальный центра социального обслуживания населения, <данные изъяты>, <данные изъяты> где работала истица, не являются медицинскими учреждениями.
 

    В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основание своих требований и возражения, если иное не предусмотрено федеральным законом.
 

    Исследовав в ходе судебного разбирательства обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, суд признает исковые требования Лесняк А.Б. обоснованными.
 

    Ст.39 Конституции РФ каждому гарантирует социальное обеспечение в случаях, установленных законом.
 

    Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Согласно ст.55 Конституции РФ права и свободы гражданина могут быть ограничены лишь федеральным законом и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, а так же других обстоятельств (ст.19 Конституции РФ).
 

    Правоотношения сторон регулируются Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», введенным в действие с 01.01.2002 года, устанавливающим основания возникновения и порядок реализации прав граждан РФ на трудовые пенсии.
 

    Ст.27 Закона от 17.12.2001 года №173-ФЗ предусматривает условия, определяющие право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения
 

    Досрочная трудовая пенсия по старости предоставляется исходя из презумпции утраты профессиональной трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста из-за длительных эмоциональных, психических нагрузок на соответствующих работах в определенных учреждениях, то есть, выведена из-под действия общих правил и носит льготный характер по сравнению с другими видами обеспечения.
 

    Установлено, что Лесняк А.Б. в спорные периоды времени, а именно - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в должности <данные изъяты> - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в должности медсестры старшей медсестры Дома интерната для престарелых и инвалидов, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>. Истица оказывала больным неотложную медицинскую помощь, занималась их лечением, проводила профилактические медицинские мероприятия и т.д. Она фактически выполняла работу медицинской сестры, т.е. занималась лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
 

    Работая медицинской сестрой, в <данные изъяты> осуществляла систематическое наблюдение за состоянием здоровья у престарелых граждан, оказывала необходимую медицинскую помощь, оказывала им неотложную медицинскую помощь, занималась их лечением. Данные обстоятельства подтверждаются должностными инструкциям от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ г.
 

    Лесняк А.Б. в период работы в качестве <данные изъяты> и <данные изъяты> регулярно проходила аттестацию, по результатам которой, ей Управлением здравоохранения Белгородской области выдавалось удостоверение, подтверждающее её право работать по специальности «сестринское дело» и присваивалась (или подтверждалась) соответствующая квалификационная категория, о чем свидетельствует представленная истицей копии свидетельств о прохождении специализации и повышения квалификации, сертификатов и удостоверений.
 

    Должностные обязанности старшей медсестры были закреплены в должностной инструкции.
 

    В соответствии со ст.ст. 1,2,29,30 и 31 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» оценка пенсионных прав граждан (в том числе, и права на пенсионное обеспечение, права на обращение за назначением пенсии и предоставлении денежного обеспечения за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации) по состоянию на 01 января 2002 года производится на основании Федерального закона (то есть действующего пенсионного законодательства Российской Федерации). Изменение условий и норм установления, а также порядка выплаты трудовых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в Федеральный закон. При этом применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, который установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу Федерального закона.
 

    На основании ст. 7, п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального Закона № 173-ФЗ «О трудовых
пенсиях в Российской Федерации Согласно ст.ст.7,27 п.1 подп.2 Федерального Закона «О
трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости
имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного
статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим лицам, осуществлявшим
лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях
здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не
менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в
городах, независимо от их возраста.
 

    Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия, предусмотренная п.1 ст. 27 ФЗ, правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
 

    Правительством Российской Федерации принято Постановление от 29 октября 2002 года № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», где в разделе «Наименование учреждений» не предусмотрены организации, имеющие наименование «дом престарелых колхозников».
 

    Наименование данного учреждения отсутствует и в разделе «Наименование учреждений» Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066 Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья
 

    В соответствии с пунктом 3 статьи 28 Федерального Закона списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии подпунктами 7-13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Данная статья устанавливает общие критерии социально - полезной деятельности (медицинской), которая особо поощряется государством, и в связи с этим даёт право на назначение пенсии на льготных условиях. Однако указанная норма не свидетельствует о том, что установленные Правительством Российской Федерации перечни являются исчерпывающими по своему содержанию.
 

    С учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 06 марта 2003 года № 107-0 суд при рассмотрении дела принимает во внимание, что из содержания пункта 2 статьи 27 Федерального закона не вытекает, что Правительство Российской Федерации наделяется правом по своему усмотрению регулировать пенсионные отношения работников, занятых на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, устанавливать их пенсионные права, вводить какие-либо не предусмотренные законом ограничения права на пенсионное обеспечение за работу в тяжелых условиях. При осуществлении названных полномочий Правительство Российской Федерации не только связано законодательными нормами, устанавливающими основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии, в том числе, регламентирующими порядок сохранения и преобразования ранее приобретенных прав в сфере пенсионного обеспечения, но и обязано учитывать предписания статьи 15 (часть 1) Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Положение пункта 2 статьи 27 Федерального Закона не препятствует суду при разрешении конкретного дела, если он придет к выводу о нарушении конституционных прав и свобод граждан актом Правительства Российской Федерации, определявшим какие именно списки производств, работ, профессий и должностей, занятость в которых дает право на пенсию по старости на льготных условиях должны применяться при досрочном назначении трудовой пенсии, предусмотренной п.п. 20 п.1 ст.27 ФЗ, а также несоответствии предписания такого акта нормам федерального закона,- принять решение на основе Конституции Российской Федерации и Федерального закона.
 

    Таким образом, как закон, так и подзаконные акты, регулирующие пенсионное законодательство, связывают право на досрочное назначение пенсии по старости на льготных условиях в первую очередь с характером выполняемой работы, то есть, с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья, а не с формальным наименованием должности или учреждения, в котором выполнялась указанная работа.
 

    Согласно ст. 13 Федерального закона, ст. 66 Трудового кодекса Российской Федерации, Правилам подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года №555, Перечню документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденных Постановлением Минтруда Российской Федерации от 27 февраля 2002 года № 16, трудовой и страховой стаж до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» устанавливается по документам, выдаваемым в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Основным документом, подтверждающим стаж работы, является трудовая книжка.
 

    В трудовой книжке Лесняк А.Б. имеются следующие записи: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работа в должности <данные изъяты> - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работа в должности <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работа в должности <данные изъяты>
 

    В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации № 377 от 15.10.1999г. «Об утверждении Положения об оплате труда работников здравоохранения» (п. 6.2.1.2), в стаж работы засчитывается время непрерывной работы на любых должностях в учреждениях здравоохранения независимо от ведомственной подчиненности, социальной защиты населения и Госсанэпиднадзора.
 

    На основании п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации за № 516 от 11 июля 2002 года «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации.
 

    Таким образом, судом установлено, что истица Лесняк А.Б. имеет среднее специальное медицинское образование по специальности – медицинская сестра. Работая в спорные периоды в <данные изъяты> и <данные изъяты> в должности медицинской сестры, старшей медицинской сестры, фактически выполняла функции медицинского работника, что предусмотрено Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения, дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР №464 от 06.09.1991г., действовавшим в спорный период, а так же Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденным Постановлением Правительства РФ №1066 от 22.09.1999 г., действовавшим и применявшимся до 29.10.2002 года.
 

    При указанных обстоятельствах суд находит исковые требования истцы законными и обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
 

    На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 56,192-198 ГПК РФ суд,
 

РЕШИЛ:
 

    Исковые требования Лесняк <данные изъяты> к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в Волоконовском районе Белгородской области о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с длительной лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения - признать обоснованными.
 

    Обязать Управление пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в Волоконовском районе Белгородской области включить в трудовой стаж Лесняк <данные изъяты> для назначения ей досрочной трудовой пенсии периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>
 

    Признать за Лесняк <данные изъяты> право на досрочную пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
 

    Решение может быть обжаловано в Белгородский областной суд в течение месяца со дня принятия решения путем подачи апелляционной жалобы через Волоконовский районный суд.
 

    Судья С.Е. Панков
 

    Мотивированный текст решения суда изготовлен 21 октября 2014 года
 

    Судья С.Е. Панков