Гр.дело № 2- 1047\2014
 

                            Р Е Ш Е Н И Е                                    Именем Российской Федерации
 

    22 сентября 2014 года Верхнесалдинский городской суд Свердловской области
 

    в составе председательствующего судьи Тороповой Н.Н.,
 

    при секретаре Груздевой Н.В.,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зуевой Л.Д. к Комитету по управлению имуществом Верхнесалдинского городского округа о признании права собственности на гаражный бокс в порядке наследования,
 

    У С Т А Н О В И Л :
 

        Истец Зуева Л.Д. обратилась в суд с иском о признании за ней права собственности на гаражный бокс № в <адрес>. В обоснование заявленных требований указала, что указанный гараж в (дата) году ее муж ЗАВ купил у Т. Договор купли-продажи не составлялся, были лишь внесены изменения в Карточку учета строений и сооружений в БТИ г. Верхняя Салда. С указанного времени их семья открыто и непрерывно пользуется данным гаражом. Т. умер (дата) года, его наследником является супруга ТИН, которая у нотариуса приняла наследство. Ее муж ЗАВ умер (дата) года, наследниками по закону после его смерти являются она и дети : ЗАА, Р. Она в установленный законом срок приняла наследство, а дети отказались от наследства. Она получила свидетельство о праве на наследство по закону на долю квартиры, жилого дома и мотоцикла. Гараж не был включен в наследственную массу, поскольку муж при жизни не зарегистрировал на него право собственности.
 

    В судебном заседании истец Зуева Л.Д. поддержал заявленный иск по изложенным в заявлении основаниям.
 

    Представитель ответчика- Комитета по управлению имуществом Верхнесалдинского городского округа в суд не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
 

    Третье лицо- ТИН суду пояснила, что ее муж Т. при жизни продал свой гараж мужу истца, договор купли-продажи в письменной форме не составлялся. Она претензий на данный гараж не имеет и не возражает против удовлетворения иска. Подтверждает, что с (дата) года они данным гаражом не пользуются в связи с его продажей, с указанного времени гаражом пользовалась семья истицы.
 

    Третье лицо ЗАА не возражает против удовлетворения иска своей матери.
 

    Третье лицо Р. в суд не явилась, направила заявление с просьбой о рассмотрении дела в ее отсутствие, не возражает против удовлетворения иска матери.
 

         Заслушав объяснения истца, третьих лиц, исследовав все доказательства по делу в их совокупности, суд находит исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
 

    Из материалов дела следует, что решением исполкома Верхнесалдинского городского Совета народных депутатов № 203 от 03 мая 1978 года гаражно-строительному кооперативу отведен земельный участок площадью 850 кв.м. в районе поселка М.Сибиряк для строительства 43 гаражей. В списках членов кооператива под номером № значится Т.
 

    В соответствии с разрешением № от (дата) Отделом архитектуры и градостроительства В-Салдинского горисполкома Т. выдано разрешение на постройку гаража.
 

    Судом установлено, что в (дата) году Т. было осуществлено строительство указанного гаража, что следует из Карточки учета строений БТИ, из которой усматривается, что (дата) гараж был поставлен на учет в БТИ за Т.
 

    Гараж представлял из себя оконченный строительством объект, что подтверждается планом и экспликацией к плану строения, описанием конструктивных элементов строения. Гараж выстроен с соблюдением строительных норм и правил, ограничений по землепользованию не имеется, самовольной постройкой он не является, в соответствии с генеральным планом сносу не подлежит, что подтверждается карточкой технической инвентаризации о постановке гаража на учет. Прежний адрес гаража- <адрес> №.
 

    До 1991 года капитальные гаражи законодательством не относились к объектам недвижимости, и не требовалось их правовой регистрации. Положение изменилось после принятия Закона РСФСР «О собственности в РСФСР» от 24.12.1990, введенного в действие с 1 января 1991 года. Согласно ст.7 Закона гражданин приобретал право собственности на созданные им вещи, момент возникновения права собственности в таких случаях определялось регистрацией недвижимости в установленном законом порядке. Таким образом, Т., построивший гараж на собственные средства своими силами до введения в действие Закона РСФСР «О собственности в РСФСР», то есть в (дата) году, в установленном законом порядке, приобрел на него право собственности.
 

    Как следует из материалов дела, (дата) данный гараж Т. продал ЗАВ, о чем свидетельствует наличие в материалах БТИ заявления, составленного Т., в котором он просит разрешения продать свой гараж ЗАВ в карточке БТИ произведено изменение в графе : «владелец», фамилия Т. изменена на ЗАВ
 

    Как следует из материалов дела (членская книжка), пояснений истца, 3 лица, ЗАВ с указанного времени пользовался данным гаражом, нес расходы по его содержанию.
 

    Как установлено судом, Т. умер (дата) года. При жизни продавца регистрация перехода права собственности на гаражный бокс произведена не была.
 

    В соответствии с пп.1 п. 1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
 

    Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества (п. 2 ст. 218 Гражданского кодека Российской Федерации). Договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение (п. 1 ст 432 Гражданского кодекса Российской Федерации).
 

    В силу ст. 554 Гражданского кодекса Российской Федерации в договоре продажи недвижимости должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить недвижимое имущество, подлежащее передаче покупателю по договору, в том числе данные, определяющие расположение недвижимости на соответствующем земельном участке либо в составе другого недвижимого имущества. При отсутствии этих данных в договоре условие о недвижимом имуществе, подлежащем передаче, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным. Согласно п. 1 ст. 555 Гражданского кодекса Российской Федерации договор продажи недвижимости должен предусматривать цену этого имущества. При отсутствии в договоре согласованного сторонами в письменной форме условия о цене недвижимости договор о ее продаже считается незаключенным. При этом правила определения цены, предусмотренные п. 3 статьи 424 настоящего Кодекса, не применяются. Пунктом 1 статьи 551 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что переход к покупателю права собственности на недвижимое имущество по договору продажи недвижимости подлежит государственной регистрации. Отсутствие государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество к покупателю не является основанием для признания недействительным договора продажи недвижимости, заключенного между этим покупателем и продавцом. После передачи владения недвижимым имуществом покупателю, но до государственной регистрации права собственности покупатель является законным владельцем этого имущества и имеет право на защиту своего владения на основании статьи 305 Гражданского кодекса Российской Федерации. В то же время покупатель не вправе распоряжаться полученным им во владение имуществом, поскольку право собственности на это имущество до момента государственной регистрации сохраняется за продавцом. В силу п. 3 ст. 551 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случае, когда одна из сторон уклоняется от государственной регистрации перехода права собственности на недвижимость, суд вправе по требованию другой стороны, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, также по требованию судебного пристава-исполнителя вынести решение о государственной регистрации перехода права собственности. По смыслу названной нормы, суд может принять решение о государственной регистрации перехода права собственности не только в случае виновного уклонения одной из сторон от ее регистрации, но и в случае невозможности этой стороной совершить определенные действия, направленные на регистрацию сделки и перехода права собственности к приобретателю, по независящим от воли данной стороны причинам. К обстоятельствам, повлекшим невозможность регистрации перехода права собственности, относится смерть продавца.
 

    Материалами дела установлено, что между Т. и З. достигнуто соглашение по всем существенным условиям сделки купли-продажи спорного гаражного бокса. Обязательства по сделке сторонами исполнены: денежные средства уплачены покупателем продавцу в полном объеме; гаражный бокс передан во владение покупателя. Претензий друг к другу по сделке стороны не имели.
 

    Государственная регистрация перехода права собственности на спорный объект недвижимости к истцу не состоялась по причине смерти продавца. При этом, положениями Федерального закона от 21.07.19997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" не ограничен срок подачи гражданами заявлений на регистрацию сделок и перехода права собственности.
 

    Согласно п. 2 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом. В состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности (ст. 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации).
 

    Наследник Т. по закону первой очереди- ТИН не оспаривала факт продажи ее супругом гаража, о правах на наследственное имущество нотариусу не заявляла.
 

    В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 62 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 22 от 29.04.2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", на основании ст. 58, 1110 и 1112 Гражданского кодекса РФ обязанности продавца по договору купли-продажи переходят к его универсальным правопреемникам. Поэтому покупатель недвижимого имущества вправе обратиться с иском о государственной регистрации перехода права собственности (ст. 551 Кодекса) к наследникам или иным универсальным правопреемникам продавца. Покупатель недвижимого имущества, которому было передано владение во исполнение договора купли-продажи, вправе обратиться за регистрацией перехода права собственности. Рассматривая такое требование покупателя, суд проверяет исполнение продавцом обязанности по передаче и исполнение покупателем обязанности по оплате. Если единственным препятствием для регистрации перехода права собственности к покупателю является отсутствие продавца, суд удовлетворяет соответствующее требование покупателя.
 

    Согласно положениям ст. 433 Гражданского кодекса Российской Федерации договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта. Если в соответствии с законом для заключения договора необходима также передача имущества, договор считается заключенным с момента передачи соответствующего имущества (ст. 224 Кодекса). Договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом. Таким образом, в случаях, если законом предусмотрена государственная регистрация сделок, правовые последствия сделки наступают после ее регистрации (п. 1 ст. 164 Кодекса). Неисполнение требования о государственной регистрации сделки влечет ее недействительность в случаях, прямо установленных законом, либо ее незаключенность в иных случаях. Между тем, гражданское законодательство не содержит требований к обязательной государственной регистрации договора купли-продажи такого вида недвижимого имущества как гаражный бокс, в связи с чем оснований сделать вывод о незаключенности сделки как не прошедшей государственную регистрацию не могут быть сделаны судом. Покупатель по договору купли-продажи недвижимого имущества, при исполнении всех условий договора сторонами, вправе обратиться с требованием о государственной регистрации перехода права собственности на это имущество к наследнику продавца в случае смерти последнего. Такие требования подлежат удовлетворению, если нет иных препятствий для регистрации права собственности покупателя на недвижимое имущество.
 

    Учитывая, что материалами дела установлен факт исполнения сторонами договора купли-продажи, который был заключен с соблюдением всех существенных условий, расчет по договору произведен полностью, имущество передано от продавца к покупателю, единственным препятствием к регистрации перехода права собственности на имущество к покупателю (истцу) явилась смерть продавца, суд полагает, что ЗАВ приобрел право собственности на гараж.
 

    Согласно копии свидетельства о смерти, ЗАВ умер (дата) года. Наследники умершего по закону первой очереди- его супруга и сын обратились к нотариусу: супруга (истец)- с заявлением о принятии наследства, сын - с заявлением об отказе от причитающейся доли в праве на наследство. Дочь Р. направила суду заявление, в котором указала, что претензий по иску не имеет.
 

    В соответствии со ст. ст. 1110- 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации при наследовании имущество умершего переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент. Наследование осуществляется по завещанию и по закону. В состав наследства входят принадлежащие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. Согласно ст. ст. 1114, 1115 Гражданского кодекса Российской Федерации днем открытия наследства является день смерти гражданина, местом открытия наследства является последнее место жительства наследодателя. В соответствии со ст. 1142 Гражданского кодекса Российской Федерации наследниками по закону первой очереди являются дети наследодателя. В силу ст. ст. 1152 - 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации для приобретения наследства наследник должен в течение шести месяцев со дня открытия наследства его принять путем подачи по месту открытия наследства нотариусу заявления о принятии наследства либо путем совершения действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства.
 

    Как установлено судом, наследник по закону первой очереди Зуева Л.Д. в установленном ст. ст. 1153, 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации порядке и сроки приняла наследство, подав нотариусу по месту открытия наследства в течение шести месяцев со дня открытия наследства заявление о принятии наследства, что подтверждается копией наследственного дела. Однако, в выдаче свидетельства о праве на наследство по закону ей было отказано ввиду отсутствия правоустанавливающих документов на имя наследодателя.
 

    С учетом изложенного, учитывая, что ЗАВ при жизни приобрел право собственности на гаражный бокс, за истицей следует признать право собственности на спорный гараж в порядке наследования.
 

    На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
 

                            Р Е Ш И Л :
 

        Признать за Зуевой Л.Д. право собственности на гаражный бокс №, расположенный <адрес>
 

        Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение 1 месяца со дня его принятия через Верхнесалдинский городской суд.
 

        Судья             Торопова Н.Н.
 

    Решение выполнено в совещательной комнате.