Мотивированное решение изготовлено 22 октября 2014 года
 

Дело № 2-1897/2014
 

РЕШЕНИЕ
 

Именем Российской Федерации
 

    г. Верхняя Пышма                                 17 октября 2014 года
 

    Верхнепышминский городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи М.П. Вершининой,
 

    при секретаре Бажуковой А.С.,
 

    с участием: представителя истца Чирковой К.А., представителя ответчика Черемных Е.В.,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бугаева Дмитрия Петровича к администрации городского округа Верхняя Пышма о признании незаконными действий и бездействий органа местного самоуправления, возложении обязанности,
 

установил:
 

    Бугаев Д.П. обратился в суд с исковым заявлением (с учетом уточнений – л.д. 41) к администрации ГО Верхняя Пышма о признании незаконными действий администрации, выраженных в принятии решения о предоставлении заинтересованным лицам на торгах земельного участка с кадастровым номером № площадью № из категории земель населенных пунктов с разрешенным использованием для ведения личного подсобного хозяйства, местоположение: <адрес> <адрес>; признании незаконным бездействия администрации, выраженное в том, что ей не совершены действия, предусмотренные положением о порядке действий администрации городского округа Верхняя Пышма по предоставлению гражданам садовых, огородных и дачных земельных участков, земельных участков под дачное подсобное хозяйство и индивидуальное жилищное строительство, утвержденным Решением Думы городского округа Верхняя Пышма от ДД.ММ.ГГГГ № 9/2, а именно: не принято постановление о предоставлении ФИО1 в аренду под личное подсобное хозяйство земельного участка с кадастровым номером № из категории земель населенных пунктов с разрешенным использованием для ведения личного подсобного хозяйства, местоположение: <адрес>, район <адрес>; возложении обязанности на администрацию совершить действия, предусмотренные положением по предоставлению о порядке действий администрации городского округа Верхняя Пышма по предоставлению гражданам садовых, огородных и дачных земельных участков, земельных участков под дачное подсобное хозяйство и индивидуальное жилищное строительство, утвержденным Решением Думы городского округа Верхняя Пышма от 27.08.2009 № 9/2, а именно принять постановление о предоставлении Бугаеву Д.П. в аренду под личное подсобное хозяйство земельного участка с кадастровым номером № из категории земель населенных пунктов с разрешенным использованием для ведения личного подсобного хозяйства, местоположение: <адрес>, и заключить с Бугаевым Д.П. договор аренды указанного земельного участка.
 

        В обоснование иска указал, что 18.03.2013 им было подано в администрацию ГО Верхняя Пышма заявление о предоставлении земельного участка в аренду для ведения личного подсобного хозяйства. К заявлению были приложены копии кадастровой выписки о земельном участке, уведомления об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений и схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории. В заявлении были определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Согласно части 4 Земельного кодекса Российской Федерации и в соответствии с пунктами 5.7-5.10 Положения состоялось заседание земельно-инвентаризационной комиссии городского округа Верхняя Пышма, на котором принято решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду, утверждена схема расположения земельного участка, на основании утвержденной схемы истцом было обеспечено выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, земельный участок поставлен на кадастровый учет. 03.03.2014 им направлено заявление о заключение договора аренды земельного участка. Однако, 08.04.2014 администрацией ГО Верхняя Пышма в газете «Муниципальный вестник» № 18 (178) опубликовано извещение о предоставлении земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства. 16.06.2014 получен ответ на направленное 03.03.2014 заявление о заключении договора аренды, содержащий сообщение о том, что в связи с поступлением заявления от лиц, заинтересованных в предоставлении им земельного участка, предоставление земельного участка в аренду будет осуществлено на торгах. Считает, что действия администрации по публикации извещения о предоставлении земельного участка и принятию решения о предоставлении земельного участка на торгах являются незаконными, поскольку Положением не предусмотрена публикация извещения о предоставлении земельного участка. Процедура публикации указанного извещения и в случае подачи заявлений заинтересованными в предоставлении земельного участка лицами объявление о предоставлении земельного участка на торгах предусмотрена Федеральным законом от 24.07.2002 № 201-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Нормы указанного закона не применимы при предоставлении спорного земельного участка, поскольку испрашиваемый земельный участок относится к землям населенных пунктов (л.д. 7-10). Кроме того, проведение торгов после выполнения в отношении земельного участка кадастровых работ и осуществления государственного кадастрового учета за счет истца, создает угрозу нарушения его имущественных прав, нарушая принцип равенства участников данных правоотношений (л.д. 46-49).
 

    Представитель истца Чиркова К.А., действующая на основании доверенности от 23.07.2014 (л.д. 11), в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в иске.
 

    Представитель ответчика администрации городского округа Верхняя Пышма Черемных Е.В., действующая на основании доверенности от 19.11.2013 (л.д. 34) в судебном заседании с требованиями истца не согласилась, представила отзыв на иск (л.д. 42-44).
 

    Истец, третье лицо Хусаенов И.Р. в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, доказательств уважительности причин неявки не представили, истец в деле участвует через представителя.
 

    Суд, с учетом мнения представителей истца и ответчика, находит возможным, рассмотреть дело при данной явке, в отсутствие истца и третьего лица.
 

    Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
 

    В судебном заседании установлено, что 18.03.2013 Бугаев Д.П. обратился в администрацию ГО Верхняя Пышма заявлением о предоставлении ему земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства (площадью около №.), расположенного по адресу: Россия, <адрес>, в аренду за плату (л.д. 20).
 

    Постановлением администрации городского округа Верхняя Пышма от 16.08.2013 № 1909 утверждена схема земельного участка на кадастровом плане территории учетный номер 1716 от 02.08.2013 площадью № (категория земель – земли населенных пунктов) по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>, с видом разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства (л.д. 22).
 

    Вместе с тем, утверждение схемы не влечет за собой возникновения права собственности либо владения заявителя на земельный участок, а является лишь одним из правоустанавливающих документов, определяющим категорию земельного участка, образованного из земель, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для дальнейшего использования по целевому назначению земель.
 

    Истцом получен кадастровый паспорт на участок (л.д. 24-25).
 

    03.03.2014 в орган местного самоуправления от истца поступило заявление о заключении с ним договора аренды на земельный участок (л.д. 26), по итогам рассмотрения которого 08.04.2014 администрацией ГО Верхняя Пышма опубликовано информационное сообщение в газете «Муниципальный вестник» о планируемом предоставлении земельных участков (л.д. 27).
 

    Со дня опубликования в газете «Муниципальный вестник» информации о вышеуказанном земельном участке до истечения месяца в адрес администрации городского округа поступило заявление от лица, также претендующего на данный участок (л.д. 45). В связи с этим согласно статье 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации в настоящее время формируются документы на данный участок для проведения аукциона по продаже права.
 

    Согласно статьям 30, 38 Земельного кодекса Российской Федерации проведение торгов (конкурсов, аукционов) осуществляется по продаже права на заключение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, предоставляемого для строительства.
 

    Порядок предоставления земельных участков в аренду для целей, не связанных со строительством, регламентирован статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
 

    В соответствии с положениями указанной статьи органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
 

    принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
 

    уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
 

    обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
 

    Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
 

    В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
 

    Орган местного самоуправления на основании указанного заявления с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанного заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».
 

    Орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
 

    Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения.
 

    Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 25.11.2010 № 1549-О-О отметил, что данные нормы направлены на обеспечение справедливого баланса между интересами всех лиц, желающих приобрести в собственность или аренду земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
 

    Опубликование сообщения о передаваемых в аренду земельных участках в средствах массовой информации является обязательной процедурой, по итогам которой орган местного самоуправления определяет дальнейший порядок предоставления земельного участка, в том числе при поступлении двух и более заявок, с проведением торгов.
 

    Анализируя содержание указанных законоположений, суд приходит к выводу о том, что порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, в рассматриваемом случае был соблюден. Нарушений закона не усматривается.
 

    Вместе с тем, «Положение о порядке действий Администрации городского округа Верхняя Пышма по предоставлению гражданам садовых, огородных и дачных земельных участков, земельных участков под личное подсобное хозяйство и индивидуальное жилищное строительство», утвержденное Решением Думы городского округа Верхняя Пышма от 27.08.2009 № 9/12 не содержит указания на необходимость заблаговременной публикации такой информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), что не соответствует абзацу 4 пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса во взаимосвязи с общими принципами.
 

    Доводы истца о понесенных расходах по проведению межевания участка также не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку требований о возмещении в соответствии со статьей 16 Гражданского кодекса Российской Федерации муниципальным образованием убытков, причиненных гражданину в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта органа местного самоуправления, истцом при рассмотрении дела не заявлялось.
 

    На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
 

    решил:
 

    исковые требования Бугаева Дмитрия Петровича к администрации городского округа Верхняя Пышма о признании незаконными действий и бездействий органа местного самоуправления, возложении обязанности, оставить без удовлетворения.
 

    Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд путем подачи апелляционный жалобы через Верхнепышминский городской суд Свердловской области в течение месяца с момента вынесения решения в окончательном виде.
 

    Судья                                          М.П. Вершинина