Дело № 2-342/2014
 

РЕШЕНИЕ
 

Именем Российской Федерации
 

    Усть-Куломский районный суд Республики Коми в составе
 

    председательствующего судьи О.В. Барбуца,
 

    при секретаре О.А. Плескач,
 

    с участием прокурора А.Ф. Садреева,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Усть-Кулом 24 сентября 2014 года гражданское дело по исковому заявлению прокурора Усть-Куломского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «Усть-Кулом» о возложении обязанности обеспечить стационарное электрическое освещение улиц,
 

установил:
 

    Прокурор Усть-Куломского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации сельского поселения «Усть-Кулом» о возложении обязанности обеспечить стационарным электрическим освещением улицы Советская, Ленина, Гагарина, Строителей в границах сельского поселения «Усть-Кулом» в соответствии с требованиями пунктов 4.6.1.4, 4.6.1.13, 4.6.1.15, 4.6.1.16 ГОСТа Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», пункта 7.44 СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение», ГОСТа Р 50597-93 «Требования к техническим средствам организации дорожного движения и оборудованию дорог и улиц».
 

    В судебном заседании помощник прокурора Садреев А.Ф. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, указанным в иске.
 

    Представитель ответчика в судебном заседании не участвовал, о дате и месте рассмотрения дела был извещен надлежаще, возражений по иску не представил.
 

    Заслушав прокурора, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
 

    Статьями 7, 41 Конституции Российской Федерации гражданам гарантируется право на охрану здоровья.
 

    В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к основным принципам обеспечения безопасности дорожного движения относятся приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
 

    Согласно статье 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности относится к полномочиям органов местного самоуправления поселения.
 

    Названная норма корреспондируется с положениями пунктами 5, 19 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в силу которых к вопросам местного значения поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них; организация благоустройства территории поселения, включая освещение улиц (с учетом положений части 5 статьи 4 Федерального закона от 27.05.2014 № 136-ФЗ).
 

    Аналогичные положения закреплены в Уставе сельского поселения «Усть- Кулом».
 

    В силу статьи 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
 

    ДД.ММ.ГГГГ ОГИБДД ОМВД России по Усть-Куломскому району проведена проверка освещенности улично-дорожной сети в темное время суток в границах сельского поселения «Усть-Кулом», по результатам которой выявлены нарушения требований действующих стандартов и норм.
 

    Так, в соответствии с пунктом 4.6.1.1 ГОСТа Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» стационарное электрическое освещение предусматривается на участках дорог и улиц, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м, по (4); на подходах к железнодорожным переездам на расстоянии не менее 250 метров; на внеуличных пешеходных переходах; на автобусных остановках, пешеходных переходах, велосипедных дорожках, на участках концентрации дорожно-транспортных происшествий в темное время суток, у расположенных вблизи от дороги клубов, кинотеатров и других мест сосредоточения пешеходов в населенных пунктах, где нет уличного освещения, при расстоянии до мест возможного подключения к распределительным сетям не более 500 метров.
 

    Согласно пунктам 4.6.1.4., 4.6.1.8 ГОСТа Р 52766-2007 максимальная горизонтальная освещенность покрытия проезжей части улиц районного значения должна составлять 10 лк (под светильником). При этом на пешеходных переходах в одном уровне норма освещения должна быть повышена не менее чем в 1,3 раза по сравнению с нормой освещения проезжей части, т.е. должна составлять 30 лк.
 

    Пунктом 4.6.1.13 ГОСТа Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» установлено требование о включении наружных осветительных установок в вечерние сумерки при естественной освещенности менее 20 лк, а отключения - в утренние сумерки при естественной освещенности более 10 лк.
 

    В темное время суток при интенсивности движения пешеходов менее 40 чел./час и транспортных средств в обоих направлениях менее 50 единиц/час допускается снижение уровня наружного освещения путем отключения 50% светильников или при помощи регулятора светового потока (п. 4.6.1.15 ГОСТа). Пунктом 4.6.1.16 ГОСТа Р 52766-2007 установлена недопустимость отключения наружного освещения или снижения освещенности поверхности проезжей части в местах пешеходных переходов, расположенных в населенных пунктах, за исключением случаев аварийного нарушения электроснабжения.
 

    В силу требований пунктов 2.5., 2.8. СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги» стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах следует предусматривать на участках в пределах населенных пунктов. Не допускается отключение подряд двух светильников, а также расположенных вблизи пешеходного перехода, остановки общественного транспорта.
 

    На основании пункта 7.44 СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение» в ночное время допускается предусматривать снижение уровня наружного освещения городских улиц, дорог и площадей при нормируемой средней освещенности 4 лк, или средней яркости 0,4 кд/м2 и более путем включения не более половины светильников, исключая при этом выключения двух подряд расположенных, или с помощью регулятора светового потока разрядных ламп высокого давления до уровня не ниже 50 % номинального без отключения светильников. Допускается с целью получения дополнительной экономии электроэнергии в вечернее и утреннее темное время суток снижать регулятором уровень освещения: на 30 % при уменьшении интенсивности движения до 1/3 максимальной величины; на 50 % при уменьшении интенсивности до 1/5 максимальной величины. На улицах и дорогах при нормируемых величинах средней яркости 0,3 кд/м2 или средней освещенности 4 лк и менее, на пешеходных мостиках, автостоянках, пешеходных аллеях и дорогах, внутренних, служебно-хозяйственных и пожарных проездах, а также на улицах и дорогах сельских поселений частичное или полное отключение освещения в ночное время не допускается.
 

    Проведенной проверкой установлено, что в нарушение вышеуказанных норм в границах сельского поселения «Усть-Кулом» отсутствуют наружные осветительные установки (светильники уличного освещения) на улицах Советская, Ленина, Гагарина, Строителей.
 

    Между тем, отсутствие уличного освещения нарушает права граждан на личную безопасность в вечернее и ночное время суток, создает реальную угрозу безопасности дорожного движения на территории поселения, сохранения жизни, здоровья и имущества населения.
 

    В соответствии с пунктом 2 статьи 18 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.
 

    Пунктом 4 статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
 

    Реализация основных мероприятий по созданию необходимых условий для жизнеобеспечения территории поселения, управлению муниципальной собственностью и финансовыми средствами, обеспечению соблюдения законности, прав и свобод граждан возложена на исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, наделенный полномочиями по решению в том числе вопросов местного значения (статья 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3).
 

    Полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в силу части 1 статьи 37 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также Устава наделена администрации сельского поселения «Усть-Кулом».
 

    Учитывая вышеизложенное, суд считает исковые требования прокурора законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
 

    Руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
 

решил:
 

    Исковые требования прокурора Усть-Куломского района удовлетворить.
 

    Обязать администрацию сельского поселения «Усть-Кулом» обеспечить стационарным электрическим освещением улицы Советская, Ленина, Гагарина, Строителей в границах сельского поселения «Усть-Кулом» в соответствии с требованиями пунктов 4.6.1.4, 4.6.1.13, 4.6.1.15, 4.6.1.16 ГОСТа Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», пункта 7.44 СНиП д23-05-95 «Естественное и искусственное освещение», ГОСТа Р 50597-93 «Требования к техническим средствам организации дорожного движения и оборудованию дорог и улиц».
 

    Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный Суд Республики Коми через районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
 

    Председательствующий
 

    Мотивированное решение изготовлено 01 октября 2014 года.