Дело № 5-73/2014
 

    ПОСТАНОВЛЕНИЕ
 

    с. Усть-Кулом                             22 сентября 2014 года
 

    Усть-Куломский районный суд Республики Коми под председательством судьи Логиновой Г.Б.,
 

    при секретаре Коняевой Т.В.,
 

    с участием представителя юридического лица Лодыгина В.Н.,
 

    начальника территориального отдела управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей человека по Республике Коми в Усть-Куломском районе Никитиной В.Д.,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании в отношении юридического лица администрации сельского поселения «Зимстан», расположенного по юридическому адресу: <адрес>, ОГРН: №, ИНН/КПП: №,
 

    административное дело об административной ответственности за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению, то есть за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
 

установил:
 

    ДД.ММ.ГГГГ специалистами территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РК в Усть-Куломском районе проведена плановая выездная проверка в отношении администрации сельского поселения «Зимстан», в ходе которой выявлены ряд нарушений санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению, регламентированных СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников».
 

    В судебном заседании начальник территориального отдела Управления Роспотребнадзора по РК в Усть-Куломском районе Никитина В.Д. обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении, полностью поддержала. Пояснила, что юридическим лицом нарушены санитарно-эпидемиологические требования к организации водоснабжения. Федеральными законами и Уставом органа местного самоуправления предусмотрена обязанность администрации сельского поселения «Зимстан» по организации водоснабжени.
 

    Глава сельского поселения «Зимстан» - руководитель администрации Лодыгин В.Н. вину в совершении правонарушения в целом признал. Пояснил, что указанные в протоколе об административном правонарушении нарушения возникли из-за отсутствия ассигнований в бюджете по статье «Благоустройство». Обязанность органа местного самоуправления обеспечить население водоснабжением будет выполнена.
 

    Заслушав доводы сторон, исследовав письменные материалы дела и доказательства, суд приходит к следующему мнению.
 

    По результатам проверки от ДД.ММ.ГГГГ составлен акт № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому нарушены следующие положения СанПиН 2.1.4.1175-02: 1) п. 3.3.3 Колодцы в <адрес> в <адрес> не имеют крышек. Навес со щелями шахтные колодцы в <адрес>; 2) п. 3.3.4 По периметру оголовка колодцев в <адрес> в <адрес> не сделан замок из уплотненной глины или жирного суглинка, не сделана отмостка радиусом не менее 2 м. с уклоном 0,1 м; 3) п. 3.3.5 Стенка шахты пришла в негодность, гнилая, не изолирующая колодец от проникновения поверхностного стока а также верховодки (колодцы в <адрес> в <адрес>; 4) п. 5.3 Подъем воды из колодца осуществляется ведрами, шахтные колодцы в <адрес>; 5) п. 6.2. Систематическое санитарное обследование источника и прилегающей территории не проводится. Обнаружены бытовые отходы (колодцы в <адрес> колодцы в <адрес>; 6) п. 4.1 Пробы воды подземного источника нецентрализованного водоснабжения - шахтные колодцы в <адрес> в <адрес> по микробиологическим показателям не соответствует СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников».
 

    ДД.ММ.ГГГГ в отношении администрации сельского поселения «Зимстан» должностным лицом территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РК в Усть-Куломском районе Никитиной В.Д. составлен протокол № об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.5. Кодекса РФ об административных правонарушениях.
 

    Кроме того, в ходе проверки были отобраны пробы воды из подземных источников нецентрализованного водоснабжения - шахтные колодцы в <адрес>, в <адрес>.
 

    По результатам лабораторных исследований проб воды из подземных источников нецентрализованного водоснабжения - шахтные колодцы в <адрес> в <адрес> нарушены требования по микробиологическим показателям СанПин 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников», а именно обнаружены общие колиформные бактерии (НВЧ-8) (экспертное заключение № от ДД.ММ.ГГГГ).
 

    Кроме обнаружения общих колиформных бактерий, шахтные колодцы в <адрес> по санитарно-химическим показателям не соответствует СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников», по содержанию нитратов (экспертное заключение № от ДД.ММ.ГГГГ).
 

    Согласно статье 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица обязаны в соответствии с осуществляемой ими деятельностью: - выполнять требования санитарного законодательства, а также предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; - разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; - обеспечивать безопасность для здоровья человека оказываемых услуг; - осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований.
 

    В соответствии со статьей 18 Федерального закона № 52-ФЗ водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами.
 

    В силу статьи 19 Федерального закона № 52-ФЗ питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды таких систем санитарно – эпидемиологическим требованиям.
 

    На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством РФ (часть 1 статьи 39 Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.1999 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
 

    Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (часть 3 статьи 39 названного Федерального закона).
 

    Требования к содержанию нецентрализованных источников водоснабжения и к качеству воды в них установлены СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников», утв. Главным санитарным врачом Российской Федерации 17.11.2002 (введена в действие с 01.03.2003). Указанные нормы устанавливают также гигиенические требования к качеству воды, к выбору места расположения, оборудованию и содержанию водозаборных сооружений и прилегающей к ним территории. Указанные правила являются обязательными для соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами.
 

    Согласно п. 3.3.3 СанПин 2.1.4.1175-02 оголовок колодца должен иметь крышку или железобетонное перекрытие с люком, также закрываемое крышкой. Сверху оголовок прикрывают навесом или помещают в будку.
 

    Согласно п. 3.3.4 СанПин 2.1.4.1175-02 по периметру оголовка колодца должен быть сделан "замок" из хорошо промятой и тщательно уплотненной глины или жирного суглинка глубиной 2 метра и шириной 1 метр, а также отмостка из камня, кирпича, бетона или асфальта радиусом не менее 2 метров с уклоном 0,1 метра от колодца в сторону кювета (лотка). Вокруг колодца должно быть ограждение, а около колодца устраивается скамья для ведер.
 

    Пункт 3.3.5 СанПин 2.1.4.1175-02 предусматривает, что ствол (шахта) служит для прохода водоподъемных приспособлений (ведер, бадей, черпаков и т.п.), а также в ряде случаев и для размещения водоподъемных механизмов, поэтому стенки шахты должны быть плотными, хорошо изолирующими колодец от проникновения поверхностного стока, а также верховодки.
 

    Согласно п. 5.3. СанПин 2.1.4.1175-02 предусматривает, что наиболее рациональным способом водозабора из колодцев (каптажей) является подъем воды с помощью насоса, в крайнем случае с помощью общественного ведра (бадьи). Не разрешается подъем воды из колодца (каптажа) ведрами, приносимыми населением, а также вычерпывание воды из общественной бадьи приносимыми из дома ковшами.
 

    В соответствии п. 6.2 СанПин 2.1.4.1175-02 с целью обеспечения постоянства качества воды, безопасности и приемлемости водоснабжения населения контроль должен включать в себя систематическое санитарное обследование не только источника водоснабжения, оборудования и устройств, но и территории, прилегающей к водозаборным сооружениям
 

    Пункт 4.1 СанПин 2.1.4.1175-02 предусматривает, что по своему составу и свойствам вода нецентрализованного водоснабжения должна соответствовать органолептическим, химическим, микробиологическим нормативам. Так, нитратов (NO 3) мг/л должно присутствовать не более 45 мг/дм3, окисляемость перманганатная должна составлять 5-7 мг/л, общие колиформные бактерии и термотолерантные колиформные бактерии в 100 мл. должны отсутствовать.
 

    Гигиенические нормативы «Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования» разработаны в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения от 30 марта 1999 года N 52-Ф3.
 

    Настоящие Нормативы действуют на всей территории Российской Федерации и устанавливают предельные допустимые концентрации химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и бытового водопользования, распространяются на воду подземных и поверхностных водоисточников, используемых, в т.ч. для нецентрализованного водоснабжения населения. По нормативу показатель нитратов (по NO3) по нормативу не должен превышать 45 мг/дм3 (п. 869 ПДК).
 

    Статьей 6.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению.
 

    Надзорным органом в ходе проведенных проверочных мероприятий были установлены нарушения санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению. Со стороны надзорного органа мероприятия по выявлению указанных нарушений, были осуществлены в установленном законом порядке и на законных основаниях. Органом государственного надзора (контроля) нормы федерального законодательства РФ выполнены, а права юридического лица при проведении государственного контроля (надзора) не нарушены.
 

    На основании статьи 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
 

    В соответствии с пунктом 4 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, организация в границах поселения водоснабжения населения.
 

    Аналогичное положение закреплено в статье 9 Устава муниципального образования сельского поселения «Зимстан», согласно которой к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения.
 

    Администрация сельского поселения «Зимстан» является постоянно действующим исполнительно - распорядительным органом местного самоуправления, одной из основных задач деятельности которой является создание необходимых условий для жизнеобеспечения населения.
 

    В судебном заседании установлено, что на территории сельского поселения «Зимстан» указанные общественные колодцы являются общественными, доступ к ним имеет любой желающий, т.е. неограниченный круг лиц. Главой сельского поселения подтверждается, что колодцы находятся на территории земель поселения, в черте населенного пункта <адрес>, а также <адрес>.
 

    Таким образом, указанные общественные колодцы являются нецентрализованными источниками водоснабжения, использующимися для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения села и производственных объектов. Эксплуатацию указанной нецентрализованной системы водоснабжения, в силу вышеуказанных нормативных положений, обязана осуществлять администрация сельского поселения «Зимстан», на которой и лежит обязанность обеспечить соответствие качества питьевой воды таких систем санитарно – эпидемиологическим требованиям.
 

    В соответствии со статьей 2 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
 

    Вина администрации сельского поселения «Зимстан» в совершении правонарушения подтверждена материалами административного дела, в том числе протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ №, протоколами лабораторных исследований проб воды по микробиологической экспертизе, экспертными заключениями № и № по результатам санитарно-эпидемиологической оценке соответствия результатов исследований, измерений, испытаний требованиям государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
 

    При назначении административного наказания, судом учитывается характер совершенного правонарушения. Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, судом не установлено.
 

    В силу статьей 3.2. и 3.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности применяется в случае непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, и назначается судьей только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
 

    В рассматриваемом деле представлены доказательства тому, что дальнейшая эксплуатация указанных объектов, вода в которых не соответствует нормам санитарного законодательства, создает непосредственную угрозу жизни или здоровью людей. Поэтому цели административного наказания не могут быть достигнуты путем назначения наказания менее строго, чем административное приостановление деятельности.
 

    Руководствуясь статьями 23.1, 29.1 – 29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
 

постановил:
 

    Признать юридическое лицо администрацию сельского поселения «Зимстан» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
 

    Назначить юридическому лицу - администрации сельского поселения «Зимстан» административное наказание в виде административного приостановления деятельности сроком на <данные изъяты>, заключающееся во временном прекращении на указанный срок следующих объектов:
 

    - общественного колодца (источника нецентрализованного водоснабжения), расположенного <адрес>,
 

    - общественного колодца (источника нецентрализованного водоснабжения), расположенного <адрес>,
 

    - общественного колодца (источника нецентрализованного водоснабжения), расположенного <адрес>,
 

    - общественного колодца (источника нецентрализованного водоснабжения), расположенного <адрес>,
 

    - общественного колодца (источника нецентрализованного водоснабжения), расположенного <адрес>,
 

    - общественного колодца (источника нецентрализованного водоснабжения), расположенного <адрес>,
 

    - общественного колодца (источника нецентрализованного водоснабжения), расположенного <адрес>.
 

    Срок административного приостановления деятельности исчислять с момента фактического приостановления эксплуатации объектов, с ДД.ММ.ГГГГ.
 

    Срок временного запрета деятельности, примененного в соответствии с протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ, засчитать в срок административного приостановления деятельности.
 

    Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления путем подачи жалобы через Усть-Куломский районный суд.
 

 

    Судья Г.Б. Логинова