Дело № 2-648/2014
 

РЕШЕНИЕ
 

Именем Российской Федерации
 

    с. Усть-Кокса                       15 октября 2014 года
 

    Усть-Коксинский районный суд Республики Алтай в составе:
 

    председательствующего судьи Плотниковой М.В.,
 

    при секретаре Иродовой Н.Н.,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Блинова П.Н. к администрации МО «Усть-Коксинский район», сельской администрации Катандинского сельского поселения о признании пострадавшим от чрезвычайной ситуации, обязании администрацию МО «Усть-Коксинский район» включить жилой дом в границы зоны чрезвычайной ситуации и в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации – паводкового наводнения,
 

    установил:
 

    Блинов П.Н. обратился в суд с указанным иском. В обоснование требований указал, что в ДД.ММ.ГГГГ года в результате чрезвычайной ситуации, вызванной обильными дождевыми осадками и резким подъемом уровня рек на территории МО «Усть-Коксинский район», затоплено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> в <адрес>, в котором он постоянно проживает. Затоплен подпол с картофелем, погреб. Администрацией муниципального образования отказано во включении в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи по причине того, что дом не включен в границы зоны чрезвычайной ситуации.
 

    В судебном заседании истец поддержал заявленные требования в полном объеме, пояснил, что в конце мая 2014 г. в результате разлития речной воды затопило земельный участок – речная вода разливалась и текла по участку, в подполе появилась вода. Дом расположен в 150 м от реки. В доме воды не было, имущество первой необходимости не утрачено. Ранее он не обратился в сельскую администрацию в связи с тем, что находился на горе.
 

    Представитель ответчика администрации МО «Усть-Коксинский район» Килин М.В. оставил разрешение спора на усмотрение суда, пояснил, что жилой дом истца не включен в зону чрезвычайной ситуации, потому истец не включен в списки пострадавших.
 

    Представитель ответчика сельской администрации Катандинского сельского поселения Каланчина О.Н. просила удовлетворить заявленные требования, пояснила, что дом истца расположен вблизи реки, во время наводнения в огород разливалась вода с реки, члены комиссии в июне 2014 г. несколько раз приходили к нему с целью составления акта, т.к. он пострадал от наводнения, однако, истец отсутствовал, потому акт составлен поздно.
 

    Представитель третьего лица Круглов В.С. не возражал включить жилой дом истца в границы зоны чрезвычайной ситуации и удовлетворить требования в полном объеме.
 

    Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований – ГУ МЧС России по Республике Алтай, Министерства труда и социального развития Республики Алтай в суд не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежаще.
 

    Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, допросив свидетеля, оценив представленные доказательства, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
 

    В соответствии с п. "з" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
 

    Статьей 18 Федерального закона РФ от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" предусмотрено право граждан РФ на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций. Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 18).
 

    Подпунктом "л" п. 1 ст. 11 данного Федерального закона установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определения случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
 

    Распоряжением Правительства Республики Алтай от 29 мая 2014 года № 315-р «О введении в Республике Алтай режима чрезвычайной ситуации» в связи с резким ухудшением паводковой обстановки на реках Республики Алтай и в целях обеспечения безопасности жизнедеятельности населения Республики Алтай введен режим чрезвычайной ситуации на территории Республики Алтай с 29 мая 2014 года для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Республике Алтай.
 

    В связи с возникшей угрозой затопления территории МО «Усть-Коксинский район», в целях организации и выполнения аварийно-спасательных и других неотложных работ, распоряжением главы муниципального образования «Усть-Коксинский район» №158 от 30.05.2014 г. территориальная подсистема РС ЧС МО «Усть-Коксинский район» переведена в режим «чрезвычайной ситуации», возникшей в результате обильных дождевых осадков и резкого подъема уровня воды рек с 30.05.2014 г.
 

        В соответствии с Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 110 от 15.02.2014 года, установлен Порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера.
 

    Согласно п.п. «г», «д» ч. 2 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций.
 

    Согласно пункту 2 Порядка предоставления гражданам, проживающим в населенных пунктах Республики Алтай, пострадавшим в результате наводнения в мае-июне 2014 года, единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости, утвержденному постановлением Правительства Республики Алтай от 06.06.2014 г. № 161 гражданам, пострадавшим в результате наводнения в мае-июне 2014 года за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий предоставляется: единовременная материальная помощь в размере 10 тысяч рублей на человека; финансовая помощь в связи с утратой ими имущества первой необходимости (за частично утраченное имущество в размере 50 тысяч рублей на человека, за полностью утраченное имущество – 100 тысяч рублей на человека). Орган местного самоуправления городского округа и муниципального района в Республике Алтай на основании поступивших заявлений в течение пяти рабочих дней со дня их поступления составляет списки граждан на получение выплат по формам, определенным в приложении №10, №12 к Правилам и после их утверждения главой городского округа и муниципального района в Республике Алтай обеспечивает и согласовывает подписание их с руководителями Отдела Федеральной миграционной службы России по Республике Алтай, руководителем Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Алтай, и после чего в течение 3 рабочих дней направляет их в Министерство труда и социального развития Республики Алтай.
 

    Основанием для отказа включения гражданина в списки является отсутствие права на получение выплаты, установленного пунктом 1 настоящего Порядка (п. 4).
 

    Согласно приведенным нормативным правовым актам, правом на получение единовременной материальной помощи обладают граждане, проживающие в индивидуальных жилых и многоквартирных домах, включенных в границы зоны затопления (подтопления), установленные правовыми актами органов местного самоуправления.
 

    При отсутствии у гражданина документов, подтверждающих право на получение единовременной и (или) финансовой помощи в связи с утратой им имущества первой необходимости, и в связи с отсутствием регистрации по месту жительства граждане включаются в списки на получение указанной финансовой помощи на основании принятых судебных решений.
 

    Согласно Материалам для подготовки документов для обоснования размера запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, разработанному МЧС России списки граждан на получение единовременной материальной помощи формируются на основании заявлений пострадавших граждан и информации, предоставляемой главе местной администрации руководителем единой дежурной диспетчерской службы муниципального образования по объектам, находящимся в зоне чрезвычайной ситуации.
 

    К имуществу первой необходимости рекомендуется относить минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, в том числе: посуда хозяйственная (тарелки, стаканы, чашки, кастрюля, сковорода, чайник), приборы столовые и принадлежности кухонные, холодильник, телевизор, стиральная машина, электроутюг, настольная лампа, настенные часы, шкаф для одежды, шкаф для посуды, зеркало, кровать, диван, стол обеденный, стол рабочий, стулья, газовая плита (электроплита), водонагреватель или котел отопительный (переносная печь).
 

    Постановлением администрации МО «Усть-Коксинский район» № 407/1 от 30.05.2014 года «Об определении границ зон затопления (подтопления), возникших в результате чрезвычайной ситуации на территории МО «Усть-Коксинский район», объект капитального строительства, расположенный по адресу: <адрес> в <адрес>, не включен в границу зоны чрезвычайной ситуации на территории МО «Усть-Коксинский район».
 

    ДД.ММ.ГГГГ истец обратился с заявлением к главе администрации МО «Усть-Коксинский район» о включении его в список на оказание единовременной материальной помощи. Согласно акту обследования утраченного имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации от ДД.ММ.ГГГГ года, на момент обследования признаков подтопления не обнаружено. Администрацией МО «Усть-Коксинский район» истцу выдано уведомление об отказе во включении в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации, поскольку жилой дом не включен в границу зоны чрезвычайной ситуации.
 

    Вместе с тем, в судебном заседании установлен факт, что дом, расположенный по адресу: <адрес> в <адрес> пострадал от чрезвычайной ситуации – наводнения, а именно факт, что земельный участок истца был затоплен в результате наводнения подтвержден в судебном заседании представителем сельского поселения, потому, не включение указанного жилого дома в зону чрезвычайной ситуации не является основаниям для отказа в признании истцов пострадавшими и включении в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи.
 

    Согласно п. 7 ч. 1 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района.
 

    При таких обстоятельствах, суд находит, что муниципальным образованием «Усть-Коксинский район» истцу незаконно отказано во включении в списки на возмещение материальных затрат произошедших вследствие чрезвычайной ситуации и признании пострадавшим.
 

    Учитывая вышеизложенное, требования истца о признании пострадавшим от чрезвычайной ситуации в мае-июне 2014 г., возложении обязанности на администрацию МО «Усть-Коксинский район» включить в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации – паводкового наводнения законны и обоснованны и подлежат удовлетворению.
 

    В соответствии с ч.1 ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
 

    Истцом в судебном заседании заявлено ходатайство об обращении решения суда к немедленному исполнению, поскольку замедление его исполнения может привести к нарушению их прав на получение компенсационных выплат за ущерб, причиненный в результате паводка. В связи с повреждением имущества истцам необходимо незамедлительно получить денежные средства для его восстановления.
 

    Учитывая обстоятельства дела, суд полагает возможным ходатайство удовлетворить и обратить настоящее решение суда к немедленному исполнению.
 

    На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
 

    решил:
 

    Исковые требования Блинова П.Н. к администрации МО «Усть-Коксинский район», сельской администрации Катандинского сельского поселения о признании пострадавшим от чрезвычайной ситуации, обязании администрацию МО «Усть-Коксинский район» включить жилой дом в границы зоны чрезвычайной ситуации и в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации – паводкового наводнения, удовлетворить в полном объеме.
 

    Признать Блинова П.Н. пострадавшим от чрезвычайной ситуации.
 

    Возложить на администрацию МО «Усть-Коксинский район» обязанность включить жилой дом по адресу: <адрес> в границы зоны чрезвычайной ситуации, возникшей на территории муниципального образования «Усть-Коксинский район» Республики Алтай.
 

    Возложить на администрацию МО «Усть-Коксинский район» обязанность включить Блинова П.Н. в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи.
 

    Решение суда обратить немедленному исполнению.
 

    Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Алтай путем подачи апелляционной жалобы через Усть-Коксинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.     
 

        Председательствующий                     М.В.Плотникова