Дело № 2-643/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Усть-Кокса 14 октября 2014 года
Усть-Коксинский районный суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Плотниковой М.В.,
при секретаре Иродовой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Каланчина В.А., Каланчиной Е.К. к администрации МО «Усть-Коксинский район», сельской администрации Катандинского сельского поселения о возложении обязанности на администрацию МО «Усть-Коксинский район» включить их в списки граждан на получение финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости,
установил:
Истцы обратились в суд с указанным иском. В обоснование требований указали, что ДД.ММ.ГГГГ года в результате чрезвычайной ситуации, вызванной обильными дождевыми осадками и резким подъемом уровня рек на территории МО «Усть-Коксинский район», было затоплено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> в <адрес>, в котором они постоянно проживают. Наводнением подмыло фундамент (просел), смыло внутренние завалинки, перекосило слив, стулья пола просели, подполье обвалилось, затопило погреб с водяным насосом. Администрацией муниципального образования отказано во включении их в список граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи по причине того, что единовременная материальная помощь и финансовая помощь в связи с частичной утратой имущества им выплачена.
В судебном заседании истцы заявленные требования поддержали в полном объеме, пояснили, что во время наводнения они сильно пострадали, а именно пострадал погреб с насосом, фундамент и стулья пола просели, слив завалило. Иное имущество, находящееся в доме не пострадало и не утрачено. Истцы пояснили, что полной утраты имущества не наступило, лишь частичная утрата, за которую они получили по <данные изъяты>.
Представитель ответчика администрации МО «Усть-Коксинский район» Килин М.В. возражал удовлетворению иска, указывая на отсутствие оснований для выплаты истцам финансовой помощи, на отсутствие доказательств полной утраты имущества.
Представитель ответчика сельской администрации Катандинского сельского поселения в суд не явился, представил заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований – ГУ МЧС России по Республике Алтай, Министерства труда и социального развития Республики Алтай, ГОиЧС администрации МО «Усть-Коксинский район» в суд нее явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежаще.
Суд, выслушав истца, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
В соответствии с п. «з» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Статьей 18 указанного Федерального закона РФ от 21.12.1994 № 68-ФЗ предусмотрено право граждан РФ на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций. Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (ч. 2).
Пп. «л» п. 1 ст. 11 данного Федерального закона установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Распоряжением Правительства Республики Алтай от 29 мая 2014 года № 315-р «О введении в Республике Алтай режима чрезвычайной ситуации» в связи с резким ухудшением паводковой обстановки на реках Республики Алтай и в целях обеспечения безопасности жизнедеятельности населения Республики Алтай введен режим чрезвычайной ситуации на территории Республики Алтай с 29 мая 2014 года для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Республике Алтай.
В связи с возникшей угрозой затопления территории МО «Усть-Коксинский район», в целях организации и выполнения аварийно-спасательных и других неотложных работ, распоряжением главы муниципального образования «Усть-Коксинский район» № 158 от 30.05.2014 г. территориальная подсистема РС ЧС МО «Усть-Коксинский район» переведена в режим «чрезвычайной ситуации», возникшей в результате обильных дождевых осадков и резкого подъема уровня воды рек с 30.05.2014 г.
Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденными постановлением Правительства РФ № 110 от 15.02.2014 года, установлен порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера.
Согласно п.п. «г», «д» п. 2 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций, в том числе на оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека; оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тыс. рублей на человека).
В соответствии с указанным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2014 года № 110 постановлением Правительства Республики Алтай от 06.06.2014 № 161 утвержден Порядок предоставления гражданам, проживающим в населенных пунктах Республики Алтай, пострадавшим в результате наводнения в мае - июне 2014 года, единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (далее – Порядок), который определяет механизм предоставления гражданам, проживающим в населенных пунктах Республики Алтай, пострадавшим в результате наводнения, единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости в соответствии с Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 года № 110.
В целях настоящего Порядка пострадавшими в результате наводнения в мае - июне 2014 года признаются граждане, проживающие в границах зоны чрезвычайной ситуации на территории соответствующего муниципального образования в Республике Алтай, определенной органом местного самоуправления в Республике Алтай, в порядке, установленном федеральным законодательством (п. 1).Согласно пункту 2 Порядка гражданам, пострадавшим в результате наводнения в мае-июне 2014 года за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий предоставляется: единовременная материальная помощь в размере 10 тысяч рублей на человека; финансовая помощь в связи с утратой ими имущества первой необходимости (за частично утраченное имущество в размере 50 тысяч рублей на человека, за полностью утраченное имущество – 100 тысяч рублей на человека).
Граждане (их законные представители) обращаются в органы местного самоуправления в Республике Алтай с заявлением о предоставлении единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (далее - выплаты), составленным по форме, определенной в приложении № 9 к Правилам, и предъявлением документа, удостоверяющего личность (п. 3).
Орган местного самоуправления городского округа и муниципального района в Республике Алтай на основании поступивших заявлений в течение 5 рабочих дней со дня их поступления составляет списки граждан на получение выплат по формам, определенным в приложениях № 10, № 12 к Правилам (далее также - списки), и после их утверждения главой городского округа и муниципального района в Республике Алтай обеспечивает и согласовывает подписание их с руководителем Отдела Федеральной миграционной службы России по Республике Алтай, руководителем Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Алтай, и после чего в течение 3 рабочих дней направляет их в Министерство труда и социального развития Республики Алтай.
Списки по форме № 12 к Правилам составляются раздельно для граждан, утративших имущество частично, и для граждан, утративших имущество полностью.
Основанием для отказа включения гражданина в списки является отсутствие права на получение выплаты, установленного пунктом 1 настоящего Порядка (п. 4), а также материалам для подготовки документов для обоснования размера запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий
Согласно приведенным нормативным правовым актам, правом на получение финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости обладают граждане, постоянно или преимущественно проживающие в индивидуальных жилых и многоквартирных домах, включенных в границы зоны затопления (подтопления), установленные правовыми актами органов местного самоуправления,
При отсутствии у гражданина документов, подтверждающих право на получение единовременной и (или) финансовой помощи в связи с утратой им имущества первой необходимости, и в связи с отсутствием регистрации по месту жительства граждане включаются в списки на получение указанной финансовой помощи на основании принятых судебных решений.
Согласно Материалам для подготовки документов для обоснования размера запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, разработанному МЧС России, списки граждан на получение единовременной материальной помощи формируются на основании заявлений пострадавших граждан и информации, предоставляемой главе местной администрации руководителем единой дежурной диспетчерской службы муниципального образования по объектам, находящимся в зоне чрезвычайной ситуации.
К имуществу первой необходимости рекомендуется относить минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, в том числе: посуда хозяйственная (тарелки, стаканы, чашки, кастрюля, сковорода, чайник), приборы столовые и принадлежности кухонные, холодильник, телевизор, стиральная машина, электроутюг, настольная лампа, настенные часы, шкаф для одежды, шкаф для посуды, зеркало, кровать, диван, стол обеденный, стол рабочий, стулья, газовая плита (электроплита), водонагреватель или котел отопительный (переносная печь).
В судебном заседании установлено, что Постановлением администрации МО «Усть-Коксинский район» № 407/1 от 30.05.2014 года «Об определении границ зон затопления (подтопления), возникших в результате чрезвычайной ситуации на территории МО «Усть-Коксинский район», объект капитального строительства, расположенный по адресу: <адрес> в <адрес> Республики Алтай, включен в границу зоны чрезвычайной ситуации на территории МО «Усть-Коксинский район».
Согласно акту обследования утраченного имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации от ДД.ММ.ГГГГ по <адрес> в <адрес>, у истцов затопило подполье с картофелем и овощами, затопило сенов рулонах, огород, разрушена изгородь, потрескалась печь в доме. Комиссия по итогам обследования утраченного имущества пришла к выводу о включении в список на оказание единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости (л.д.13).
По результатам составления акта, истцы обратились с заявлением в администрацию МО «Усть-Коксинский район» о выплате им единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости. Из информации БУ РФ «Управление социальной поддержки населения Усть-Коксинского района» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что истцам выплачено по <данные изъяты> каждому. Данный факт подтвержден истцами в судебном заседании.
ДД.ММ.ГГГГ истцы обратились с заявлением к главе администрации МО «Усть-Коксинский район» о включении их в список на оказание финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости. Администрацией МО «Усть-Коксинский район» ДД.ММ.ГГГГ выдано уведомление об отказе во включении их в указанные списки граждан, поскольку имущество первой необходимости, согласно акту обследования домовладения, у них полностью не утрачено (л.д.12, 16).
В качестве оснований для включения истцов в список на оказание финансовой помощи в связи с полной утратой имущества истцы назвали повреждения, указанные в акте, за которые, им оказана финансовая и единовременная помощь. При этом истцы пояснили, что полностью имущество не утрачено, потому отсутствуют и доказательства полной его утраты.
Согласно положениям статей 55, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Суд не соглашается с доводами истцов и полагает заявленные требования недоказанными и необоснованными. В нарушение требований ст.56 ГПК РФ, истцами не представлено ни одного доказательства из числа поименованных в гл.6 ГПК РФ, которые могли быть признаны относимыми и допустимыми, подтверждающими законность заявленных требований и полную утрату имущества первой необходимости.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Каланчина В.А., Каланчиной Е.К. к администрации МО «Усть-Коксинский район», сельской администрации Катандинского сельского поселения о возложении обязанности на администрацию МО «Усть-Коксинский район» включить их в списки граждан на получение финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости, оставить без удовлетворения в полном объеме.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Алтай путем подачи апелляционной жалобы через Усть-Коксинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий М.В.Плотникова