Дело №2-614/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Усть-Кокса 17 октября 2014 года
Усть-Коксинский районный суд Республики Алтай в составе:
председательствующего Плотниковой М.В.
при секретаре Казанцевой Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Бородачёва А.В., Добровольского С.С., Жаворонковой О.А., Мартыненко Л.В. о признании отказа сельской администрации муниципального образования Катандинского сельского поселения Усть-Коксинского района от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, обязании устранить в полном объеме допущенное нарушение прав – сменить вид разрешенного использования земельного участка,
установил:
Заявители обратились в Усть-Коксинский районный суд с заявлением о признании отказа сельской администрации муниципального образования Катандинского сельского поселения Усть-Коксинского района от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, обязании устранить в полном объеме допущенное нарушение прав – сменить вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № из состава земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием «для сельскохозяйственного производства» на вид разрешенного использования «для ведения садоводства» в индивидуальном порядке.
В обоснование требований указали, что им на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером № общей площадью <данные изъяты><данные изъяты> расположенный примерно <адрес>. Такой правовой статус земельного участка дает заявителям возможность, не меняя его целевого назначения, получить возможность заниматься выращиванием сельскохозяйственных культур и многолетних насаждений без регистрации какой-либо формы ЮЛ или ИП. Указанное повлекло необходимость привести правоустанавливающие документы в соответствие с фактическим использованием земельного участка, в связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ заявители обратились в сельскую администрацию муниципального образования Катандинского сельского поселения Усть-Коксинского района с письменными заявлениями. Решением сельской администрации муниципального образования Катандинского сельского поселения Усть-Коксинского района от ДД.ММ.ГГГГ заявителям отказано в смене вида разрешенного использования по причине, что земельный участок находится не на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и площадь участка больше допустимой площади для ведения садоводства.
В судебном заседании заявитель Бородачёв А.В., он же представитель остальных заявителей по доверенностям, настаивал на удовлетворении требований, ссылаясь на доводы, изложенные в заявлении.
Заявители Добровольский С.С., Жаворонкова О.А., Мартыненко Л.В. в судебное заседание не явились, надлежаще извещены.
Представители сельской администрации муниципального образования Катандинского сельского поселения Усть-Коксинского района Гайдамак Т.В., Сюнюшев Р.Б. возражали удовлетворению заявленных требований, ссылаясь на то, что в сельском поселении отсутствуют зоны для дачного строительства и ведения садоводства, фонд перераспределения земель отсутствует, заявители не зарегистрированы и не проживают на территории сельского поселения. Положения ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» не позволяют удовлетворить заявления Бородачёва А.В. и представляемых им граждан.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд полагает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что Бородачёву А.В., Добровольскому С.С., Жаворонковой О.А. и Мартыненко Л.В. на праве общей долевой собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером: № общей площадью <данные изъяты> расположенный <адрес>. Участок по целевому назначению относится к категории земель сельскохозяйственного назначения и имеет вид разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства (выписка из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ.).
В соответствии с ч.2 ст.36 Конституции Российской Федерации владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Согласно ст. 43 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению, если иное не установлено настоящим Кодексом, федеральными законами.
Реализуя названные права, ДД.ММ.ГГГГ заявители обратились к главе сельской администрации муниципального образования Катандинского сельского поселения Усть-Коксинского района с заявлениями о смене вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером: № «для сельскохозяйственного производства» на вид «для ведения садоводства». На указанное заявление главой сельской администрации муниципального образования Катандинского сельского поселения Усть-Коксинского района ДД.ММ.ГГГГ дан ответ, содержащий отказ в удовлетворении заявлений в смене вида разрешенного использования (л.д.13).
Согласно ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. В соответствии с указанной правовой нормой, а также в силу положений ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации защите подлежит нарушенное право.
В соответствии со ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации подразделяются на категории, одной из которых являются земли сельскохозяйственного назначения, которые используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Для каждой категории земель устанавливается разрешенное использование в соответствии с зонированием территории.
Толкование ст. 7 Земельного кодекса РФ свидетельствует о том, что возможность самостоятельного выбора разрешенного использования земельных участков поставлена законодателем в зависимость от видов использования, предусмотренных зонированием территорий. Поскольку объектом земельных отношений согласно п. 2 ст. 6 ЗК РФ является земельный участок, индивидуализированный в установленном порядке, допустимые виды разрешенного использования определяются применительно к конкретному земельному участку из категории земель сельскохозяйственного назначения.
Статья 81 (ч.2) Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства осуществляется в соответствии с Земельным кодексом, Федеральным законом «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» от 15.04.1998 № 66-ФЗ.
Федеральный закон «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» от 15.04.1998 № 66-ФЗ использует нормы других отраслей права, комплексно регулирует отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства, и устанавливает правовое положение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации, права и обязанности их членов.
В соответствии с ч.1 ст.4 федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» №66-ФЗ от 15.04.1998 г., граждане в целях реализации своих прав на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, владение, пользование и распоряжение данными земельными участками, а также в целях удовлетворения потребностей, связанных с реализацией таких прав, могут создавать садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества, садоводческие, огороднические или дачные потребительские кооперативы либо садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие партнерства.
Садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение считается созданным с момента его государственной регистрации (ч.2 ст.6 указанного ФЗ).
В силу ч.1, 2 ст. 8 федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», граждане вправе вести садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке. Граждане, ведущие садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, вправе пользоваться объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения за плату на условиях договоров, заключенных с таким объединением в письменной форме в порядке, определенном общим собранием членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
Анализ указанных норм позволяет прийти к выводу, что действующее земельное законодательство закрепляет возможность предоставления земельных участков сельскохозяйственного назначения для осуществления садоводства, огородничества и ведения дачного хозяйства только гражданам, входящим в состав соответствующего некоммерческого объединения. Выделение названных земель гражданам в индивидуальном порядке законом не предусмотрено. Граждане вправе вести садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке, но лишь на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, которое в соответствии со ст. 1 Федерального закона N 66-ФЗ учреждается гражданами на добровольных началах.
Согласно ст. 13 указанного закона потребность в земельных участках для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений определяется по месту жительства граждан органами местного самоуправления, которые ведут регистрацию и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков. Орган местного самоуправления на основании утвержденного списка граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, определяет потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках.
Порядок выбора и предоставления земельных участков гражданам для указанных выше целей определен ст. 14 названного закона. В частности, орган местного самоуправления в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки.
Таким образом, указанный Федеральный закон предусматривает предварительное проведение зонирование территорий для определения мест размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, создание соответствующих некоммерческих объединений граждан. Следующим этапом является предоставление органом местного самоуправления, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения земельных участков в собственность или на ином вещном праве (ст.ст. 12, 14 ФЗ № 66-ФЗ).
В соответствии с правилами землепользования и застройки Катандинского сельского поселения, утвержденными 17.06.2013 г. правила действуют на всей территории в границах поселения, включая населенные пункты, входящие в состав поселения (ч.1 ст.2). Статьей 29 правил землепользования и застройки Катандинского сельского поселения определены виды территориальных зон, в числе которых зоны для ведения садоводства или огородничества не определены. На основании изложенного, ссылки заявителя Бородачева А.В. на ст. 41, 42 правил землепользования и застройки, не обоснованны. Доказательств проведения зонирования территории, в границах которой расположен земельный участок, принадлежащий заявителям, и определение зоны для размещения садоводческих объединений граждан, Бородачёвым А.В. и другими заявителями суду не представлено.
Ссылки заявителя на наличие в его собственности земельных участков категории земли: земли сельскохозяйственного назначения – для ведения садоводства, на наличие такой собственности в Усть-Коксинском районе у других граждан, не имеют отношения к существу спора, относительно земельного участка с кадастровым номером № общей площадью <данные изъяты> и не служат бесспорным доказательством нарушения прав заявителей обжалуемым ответом.
На основании изложенного, ответ сельской администрации муниципального образования Катандинского сельского поселения Усть-Коксинского района от ДД.ММ.ГГГГ законный и обоснованный, потому требования заявителей удовлетворению не подлежат. Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд,
решил:
Заявление Бородачёва А.В., Добровольского С.С., Жаворонковой О.А., Мартыненко Л.В. о признании отказа сельской администрации муниципального образования Катандинского сельского поселения Усть-Коксинского района от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, обязании устранить в полном объеме допущенное нарушение прав – сменить вид разрешенного использования земельного участка, оставить без удовлетворения в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай путем подачи апелляционной жалобы через Усть-Коксинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий М.В.Плотникова
Мотивированное решение изготовлено 20.10.2014.