Дело № 2-576/2014
 

РЕШЕНИЕ
 

Именем Российской Федерации
 

(заочное)
 

    с. Усть-Кан                             15 октября 2014 г.
 

    Усть-Канский районный суд Республики Алтай в составе:
 

    председательствующего судьи Бордюшевой Э.П.,
 

    при секретаре Урматовой М.Ю.,
 

    с участием заместителя прокурора Усть-Канского района Ефремовой Н.Н.,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Усть-Канского района в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью (данные изьяты) о признании незаконным бездействия, обязании разработать, утвердить проект санитарно-защитной зоны, и согласовать его с Главным государственным санитарным врачом по Республике Алтай, организовать осуществление производственного контроля в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания продукции и работ при эксплуатации пилорамы,
 

установил:
 

    Прокурор Усть-Канского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью (данные изьяты) о признании незаконным бездействия, обязании разработать, утвердить проект санитарно-защитной зоны, и согласовать его с Главным государственным санитарным врачом по Республике Алтай, организовать осуществление производственного контроля в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания продукции и работ при эксплуатации пилорамы, расположенной по адресу: <адрес>.
 

    Свои требования прокурор мотивировал тем, что прокуратурой района проведена проверка исполнения требований Природоохранного законодательства и санитарно-эпидемиологического благополучия населения в отношении ООО (данные изьяты) в ходе которой установлено, что ООО (данные изьяты) нормы законодательства исполняет ненадлежащим образом: образует отходы в виде древесной коры, обтирочного материала, загрязненного маслами, смета с территории, отнесенные IV класса опасности, а также иные виды отходов; не осуществляется производственный контроль в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания продукции и работ; отсутствует проект окончательных санитарно-защитных зон, выполненных на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров.
 

    В судебном заседании заместитель прокурора поддержал исковые требования в полном объеме.
 

    Представитель ответчика директор ООО (данные изьяты) ФИО3 в судебном заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
 

    Суд вынес определение о рассмотрении дела в порядке заочного производства.
 

    Суд, выслушав заместителя прокурора, исследовав материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
 

    В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
 

    Статьей 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что граждане имеют право, в частности, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
 

    В силу ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
 

    В соответствии со ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.
 

    Субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны представлять сведения о лицах, ответственных за проведение производственного экологического контроля, об организации экологических служб на объектах хозяйственной и иной деятельности, а также результаты производственного экологического контроля в соответствующий орган государственного надзора (ч. 2 ст. 67).
 

    В соответствии со ст. 32 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг.
 

    Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном техническими регламентами или применяемыми до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов санитарными правилами, а также стандартами безопасности труда, если иное не предусмотрено федеральным законом.
 

    Лица, осуществляющие производственный контроль, несут ответственность за своевременность, полноту и достоверность его осуществления.
 

    Согласно п. 1.5 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в том числе: разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении и реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
 

    В ходе проверки установлено, что ООО (данные изьяты) при эксплуатации пилорамы расположенной по <адрес> в нарушение ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 32 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также Санитарных правил - СП 1.1.1058-01, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13.07.2001 № 18, не осуществляет производственный контроль в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания продукции и работ.
 

    Кроме того, согласно ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
 

    Пунктом 3 ст. 44 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено создание в целях охраны окружающей среды городских и сельских поселений санитарно-защитных зон.
 

    Проверкой установлено, что ООО (данные изьяты) образует отходы в виде древесной коры, обтирочного материала, загрязненного маслами, смета с территории, отнесённые Федеральным классификационным каталогом отходов (утвержден приказом Министерства природных ресурсов России от 02.12.2002 № 786) к отходам IV класса опасности, а также иные виды отходов. При этом у предприятия в нарушение СанПиН 2.2.1/2.1.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» отсутствует проект окончательных санитарно-защитных зон, выполненных на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров. Санитарно-эпидемиологические заключения на них не получены, что подтверждается актом проверки от ******* и объяснением директора ООО (данные изьяты)
 

    Между тем, согласно п. 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии со ст. 20 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, разрабатывается проект обоснования размера санитарно-защитной зоны.
 

    Требования СанПиН 2.2.1/2.1.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых и действующих промышленных объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека (п. 1.2 указанных СанПиН).
 

    Проектирование санитарно-защитных зон осуществляется последовательно на всех этапах разработки всех видов градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и/или группы промышленных объектов и производств. В проекте санитарно-защитной зоны должны быть определены: размер и границы санитарно-защитной зоны; мероприятия по защите населения от воздействия выбросов вредных химических веществ в атмосферный воздух и физического воздействия; функциональное зонирование территории санитарно-защитной зоны и режим ее использования (п.п. 2.2, 3.1 и 3.10 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1.1200-03).
 

    Данные нарушения создают реальную угрозу ухудшения состояния окружающей среды и санитарно-эпидемиологической обстановки, а также заболевания населения, чем нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и среду обитания, предусмотренные ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
 

    Не осуществление производственного контроля в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания продукции и работ, не соблюдение санитарно-эпидемиологических требований в части не разработки проекта санитарно-защитной зоны может привести к негативным последствиям для атмосферного воздуха и населения. Тем самым нарушаются интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также права граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст.ст. 42, 58 Конституции РФ и гарантированные государством.
 

    В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная деятельность должна осуществляться на основании принципов:
 

    допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований в области охраны окружающей среды;
 

    запрещения хозяйственной или иной деятельности, последствия воздействия которой не предсказуемы для окружающей среды и могут привести к истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.
 

    С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что ненадлежащее выполнение обществом с ограниченной ответственностью «(данные изьяты) возложенных законом обязанностей подрывает санитарно-эпидемиологическую обстановку на территории муниципального образования, негативно влияет на состояние природной среды и граждан.
 

    На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
 

решил:
 

    Признать бездействие Общества с ограниченной ответственностью (данные изьяты) по несоблюдению санитарно-эпидемиологического законодательства незаконным.
 

    Обязать Общество с ограниченной ответственностью (данные изьяты) разработать проект санитарно-защитной зоны предприятия и утвердить его в установленном порядке в органах Роспотребнадзора в течении 3-месячного срока.
 

    Обязать Общество с ограниченной ответственностью (данные изьяты) совершить действия для получения в установленном законом порядке согласования с Главным государственным санитарным врачом по Республике Алтай представленного проекта организации санитарно-защитной зоны.
 

    Обязать Общество с ограниченной ответственностью (данные изьяты) организовать осуществление производственного контроля в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания продукции и работ при эксплуатации пилорамы, расположенной по адресу: <адрес> Республики Алтай.
 

    Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
 

    Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Алтай через Усть-Канский районный суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
 

    Судья                                    Э.П. Бордюшева