РЕШЕНИЕ
 

Именем Российской Федерации
 

    15 октября 2014 года                              город Усть-Илимск Иркутской области
 

    Усть-Илимский городской суд Иркутской области:
 

    в составе председательствующего судьи Третьякова М.С.,
 

    при секретаре судебного заседания Сосонко Е.С.,
 

    с участием:
 

    заявителя Фот Д.Г.,
 

    представителя заинтересованного лица Администрации г. Усть-Илимска Бараускайте О.В., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ с полным объемом процессуальных прав сроком по ДД.ММ.ГГГГ
 

    представителя заинтересованного лица Департамента недвижимости Администрации г. Усть-Илимска Бараускайте О.В., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ с полным объемом процессуальных прав сроком по ДД.ММ.ГГГГ
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3149/2014 по заявлению Фот Д.Г. о признании незаконным отказа Департамента недвижимости администрации города Усть-Илимска,
 

УСТАНОВИЛ:
 

    В обоснование заявленных требований Фот Д.Г. указал, что ДД.ММ.ГГГГ обратился в Администрацию с заявлением о сформировании и предоставлении в аренду земельного участка площадью ** кв.м., имеющего местоположение: , напротив жилого , для строительства магазина со складскими помещениями. ДД.ММ.ГГГГначальником Департамента недвижимости Администрации был дан ответ №, согласно которому ему отказали по причине того, что вопрос о формировании земельного участка и организации аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка может быть рассмотрен после разработки и утверждения документации по планировке территории (проекта планировки, проекта межевания), на котором расположен испрашиваемый земельный участок. Также указывает, что ДД.ММ.ГГГГ обратился в Администрацию с заявлением о сформировании и предоставлении в аренду земельного участка площадью ** кв.м., имеющего местоположение: , в районе , здание *, для строительства офиса. ДД.ММ.ГГГГначальником Департамента недвижимости Администрации был дан ответ №, согласно которому ему отказали по причине того, что вопрос о формировании земельного участка и организации аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка может быть рассмотрен после разработки и утверждения документации по планировке территории (проекта планировки, проекта межевания), на котором расположен испрашиваемый земельный участок. ДД.ММ.ГГГГгод Фот Д.Г. подавал заявление в Администрацию в котором просил принять решение о планировке указанных территорий. Согласно ответа данные земельные участки не могут являться объектами разработки документации по планировке территории, поскольку не являются самостоятельным (обособленным) элементом планировочной структуры. Таким образом, считает, что ответы начальника Департамента недвижимости Администрации полностью противоречат более раннему ответу № от ДД.ММ.ГГГГгода. Просил суд признать незаконными отказ Департамента недвижимости Администрации № от ДД.ММ.ГГГГгода, № от ДД.ММ.ГГГГгода.
 

    Согласно письменным возражениям Администрации представитель Администрации Бараускайте О.В. в удовлетворении заявления просила отказать, указав, что Администрация оспариваемые решения не принимала, а, следовательно, требования заявлены к ненадлежащему заинтересованному лицу.
 

              Согласно письменным возражениям Департамента недвижимости Администрации , представитель Бараускайте О.В. в удовлетворении заявления просила отказать, указав, что в соответствии с требованиями Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта после проведения работ по формированию земельного участка. Земельный участок сформирован если проведены работы по определению и установлению на местности его границ с определением координат характерных точек и осуществлен его государственный кадастровый учет. Законодатель не определил сроков для проведения процедуры предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта. Испрашиваемые земельные участки расположены в территориальной зоне Ж-1 «Зона многоэтажной высокоплотной застройки» ( напротив жилого ) и территориальной зоне О-1 «Зона общественного, делового и коммерческого назначения» (, в районе здания *), что указано в оспариваемых решениях. В соответствии с решением Городской Думы от 27.10.2010г. № 18/101, с изменениями, внесенными решением Городской Думы от 28.11.2012г. № 47/322, предоставление земельных участков для строительства осуществляется Департаментом недвижимости Администрации в соответствии с Порядком управления и распоряжения земельными участками на территории муниципального образования . При этом предоставление земельных участков в зоне многоэтажной высокоплотной застройки (Ж-1), зоне общественного, делового и коммерческого назначения (О-1) осуществляется путем продажи права на заключение договора аренды земельного участка исключительно на торгах в случае строительства объектов капитального строительства (возведении временных объектов). Таким образом, предоставление испрашиваемых участков может быть осуществлено исключительно на торгах (статья 38 ЗК РФ), порядок проведения которых не предусматривает подачу гражданином заявления о предоставлении земельного участка. Работы по формированию земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства, осуществляются в рамках разработки проекта межевания и проекта планировки территории в соответствии с подпунктом 4 пункта 5 статьи 43, пунктом 9 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
 

    В соответствии с пунктами 5, 7, 8 статьи 46 ГрК РФ проекты планировки территории и проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях. В целях соблюдения нрава человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории проводятся с участием граждан, проживающих на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта ее планировки и проекта межевания, правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на указанной территории, лиц, законные интересы которых могут быть нарушены в связи с реализацией таких проектов. При проведении публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории всем заинтересованным лицам должны быть обеспечены равные возможности для выражения своего мнения.
 

    Согласно пункту 10 статьи 45 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативов градостроительного проектирования, градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий вновь выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.
 

    Пункт 8 статьи 45 ГрК РФ предусматривает подготовку документации по планировке территории как органами местного самоуправления самостоятельно либо на основании государственного или муниципального контракта, так и физическими и юридическими лицами за счет их средств.
 

    Реализация данного права физическими и юридическими лицами не поставлена законодателем в зависимость от наличия или отсутствия у заинтересованного лица вещных прав на объекты недвижимости. При реализации юридическими и физическими лицами закрепленного пунктом 8 статьи 45 ГрК РФ права подготовки проекта планировки территории за свой счет не имеет значения ни заключение контракта на изготовление такого проекта за счет средств бюджета, ни наличие обращений иных лиц, намеренных самостоятельно изготовить такой проект за счет собственных средств.
 

    Изготовление собственного проекта планировки территории заинтересованным лицом за свой счет направлено, в том числе и на реализацию права участия в публичных слушаниях по рассмотрению проекта планировки территории (статья 46 ГрК РФ). Отсутствие финансирования на проведение работ по подготовке документации по планировке территории установлено решением от ДД.ММ.ГГГГ по делу №. Считает, что законные основания для предоставления несформированных испрашиваемых земельных участков у Департамента недвижимости Администрации отсутствовали.
 

    В судебном заседании заявитель Фот Д.Г. поддержал доводы заявления по основаниям, изложенным в нем. Кроме того, указывает, что администрацией было вынесено постановление №от ДД.ММ.ГГГГгода, согласно которому в подпрограмму «Архитектура, градостроительство, управление земельными участками, находящимися в муниципальной собственности муниципального образования и государственная собственность на которые не разграничена на 2012-2016 годы» внесены изменения. Согласно указанным изменениям должна быть произведена корректировка проектов планировки и проектов межевания в 2014 году микрорайона 12. Таким образом, указывает, что проекты планировки и проекты межевания микрорайона № 12, на территории которого он испрашивает земельный участок уже существует, следовательно отказ Департамента недвижимости, основанный на необходимости проведения планировки и межевания территории являются незаконными.
 

    Представитель Администрации , Департамента недвижимости Бараускайте О.В. в удовлетворении заявления просила отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях по делу.
 

    Выслушав пояснения сторон, исследовав письменные доказательства по делу, суд находит заявление Фот Д.Г. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
 

    Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2011 г. N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством РФ об автомобильных дорогах и дорожной деятельности.
 

    В силу п. 2 ст. 22 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, за исключением указанных в п. 4 ст. 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
 

    Земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 24 настоящего Кодекса (ст. 28 ЗК РФ).
 

    В силу ст. 608 ГК РФ право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.
 

    Исходя из содержания изложенным правовых норм, основанием для проведения аукциона является заявление гражданина о предоставлении права аренды на земельный участок.
 

    В силу статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту ЗК РФ) предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
 

    1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
 

    2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
 

    Органы местного самоуправления вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
 

    Предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 настоящей статьи.
 

    В силу статьи 38 ЗК РФ предметом торгов (конкурсов, аукционов) может быть сформированный в соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 30 настоящего Кодекса земельный участок с установленными границами или право на заключение договора аренды такого земельного участка.
 

    Положениями части 4 статьи 30 ЗК РФ определено, что предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
 

    1) проведение работ по формированию земельного участка:
 

    выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка;
 

    определение разрешенного использования земельного участка;
 

    определение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение (технологическое присоединение) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - плата за подключение (технологическое присоединение));
 

    принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
 

    публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
 

    2) утратил силу. - Федеральный закон от 13.05.2008 N 66-ФЗ;
 

    3) проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка;
 

    4) подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
 

    Таким образом, образуемый земельный участок сформирован, если проведены работы по определению и установлению на местности его границ с определением координат характерных точек и осуществлен его государственный кадастровый учет.
 

    В соответствии с решением Городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ№ №, с изменениями, внесенными решением Городской Думы пятого созыва №от ДД.ММ.ГГГГгода, предоставление земельных участков для строительства осуществляется Департаментом недвижимости Администрации в соответствии с Порядком управления и распоряжения земельными участками на территории муниципального образования . При этом предоставление земельного участка в зоне многоэтажной высокоплотной застройки осуществляется путем продажи права на заключение договора аренды земельного участка исключительно на торгах в случае строительства объектов капитального строительства (возведении временных объектов).
 

    Судом установлено, что Фот Д.Г. ДД.ММ.ГГГГ обратился в Администрацию с заявлением о сформировании и предоставлении в аренду земельного участка площадью ** кв.м. для строительства магазина со складскими помещениями по адресу (ориентировочное положение) , напротив .
 

    Земельный участок, о предоставлении которого просил Фот Д.Г., находится в территориальной зоне многоэтажной высокоплотной застройки, зона Ж-1, что следует из карты градостроительного зонирования , являющейся приложением к Правилам землепользования и застройки , утвержденным решением Городской думы от ДД.ММ.ГГГГ№(в редакции решения от ДД.ММ.ГГГГ№).
 

    Согласно ответа Департамента недвижимости администрации от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об отсутствии оснований для предоставления земельного участка в аренду для строительства (повторно)», вопрос о формировании земельного участка и организации аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка может быть рассмотрен только после разработки и утверждения документации по планировке территории (проекта планировки, проекта межевания), на которой расположен земельный участок площадью ** кв.м., имеющий местоположение: , напротив . В связи с чем у Департамента недвижимости отсутствуют основания для предоставления в аренду для строительства несформированного земельного участка.
 

    Также в судебном заседании установлено, что Фот Д.Г. ДД.ММ.ГГГГ обратился в Администрацию с заявлением о сформировании и предоставлении в аренду земельного участка площадью ** кв.м. для строительства офиса по адресу (ориентировочное положение) , в районе , зд. *.
 

    Земельный участок, о предоставлении которого просил Фот Д.Г., находится в территориальной зоне О-1 «Зона общественного, делового и коммерческого назначения», что следует из карты градостроительного зонирования , являющейся приложением к Правилам землепользования и застройки , утвержденным решением Городской думы от ДД.ММ.ГГГГ№(в редакции решения от ДД.ММ.ГГГГ№).
 

    Согласно ответа Департамента недвижимости администрации от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об отсутствии оснований для предоставления земельного участка в аренду для строительства», вопрос о формировании земельного участка и организации аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка может быть рассмотрен только после разработки и утверждения документации по планировке территории (проекта планировки, проекта межевания), на которой расположен земельный участок площадью ** кв.м., имеющий местоположение: , в районе , здание . В связи с чем у Департамента недвижимости отсутствуют основания для предоставления в аренду для строительства несформированного земельного участка.
 

    Как следует из текста заявления Фот Д.Г. оспаривает указанные ответы, указывая на их противоречия ответу Департамента недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ№, согласно которому земельные участки, указанные в приложенных схемах, расположенные по , напротив , и в районе , здание *, не могут являться объектами разработки документации по планировке территории, поскольку не являются самостоятельным (обособленным) элементом планировочной структуры.
 

    Кроме того, указывает, что администрацией было вынесено постановление №от ДД.ММ.ГГГГгода, согласно которому в подпрограмму «Архитектура, градостроительство, управление земельными участками, находящимися в муниципальной собственности муниципального образования и государственная собственность на которые не разграничена на 2012-2016 годы» внесены изменения. Согласно указанным изменениям должна быть произведена корректировка проектов планировки и проектов межевания в 2014 году микрорайона 12. Таким образом, указывает, что проекты планировки и проекты межевания микрорайона № 12, на территории которого он испрашивает земельный участок уже существует, следовательно отказ Департамента недвижимости, основанный на необходимости проведения планировки и межевания территории являются незаконными.
 

    В соответствии с ч. 10 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", если в соответствии с федеральным законом образование земельных участков должно осуществляться с учетом проекта межевания территории, проекта межевания земельного участка или земельных участков или иного предусмотренного федеральным законом документа, местоположение границ данных земельных участков определяется с учетом такого документа.
 

    На основании ст. 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности, в том числе относятся: подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений; утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования поселений документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
 

    Согласно ч. 1 ст. 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации документами территориального планирования муниципальных образований являются схемы территориального планирования муниципальных районов; генеральные планы поселений; генеральные планы городских округов.
 

    В соответствии со ст. 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации реализация генерального плана поселения осуществляется, в том числе путем подготовки документации по планировке территории.
 

    В силу ч. 2 ст. 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории, предусмотренной данным Кодексом, осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий.
 

    Статьей 43 Градостроительного кодекса предусмотрено, что подготовка проектов межевания застроенных территорий осуществляется в составе проектов планировки территорий или в виде отдельного документа в целях установления границ застроенных земельных участков и границ незастроенных земельных участков.
 

    Между тем, как следует из пояснений представителя заинтересованного лица, испрашиваемые земельные участки находятся в составе элемента планировочной структуры (квартала, микрорайона) и соответственно для решения вопроса о формировании земельного участка необходимо провести работы по планировке указанных элементов планировочной структуры, поскольку в имеющихся документах территориального развития (генеральный план), использование испрашиваемых земельных участков под какую то определенную застройку не устанавливалось или имело абсолютно иную цель, как например зона Ж-1, предусматривала застройку территории многоэтажными домами, но в силу отсутствия финансирования и изменения ситуации в развитии города, освоение данной территории в соответствии с запланированными целями не производится, в связи с чем земельные участки фактически не сформированы. Соответственно предоставление земельных участков для строительства, изначально не запланированных объектов, требует проведение соответствующих действий по планированию территории с соблюдение требований Градостроительного кодекса РФ и Земельного кодекса РФ.
 

    Доводы заявителя о том, что проекты планировки и проекты межевания территорий на которых находятся испрашиваемые им земельные участки существуют, в связи с чем проведение планировки и межевания не требуется, не нашли своего подтверждения в судебном заседании. Ссылка на постановление администрации №от ДД.ММ.ГГГГне свидетельствует о том, что указанная корректировка проектов планирования и межевания была произведена и она соответствует тому виду использования земельного участка, в целях которых заявитель просит предоставить ему земельные участки.
 

    Таким образом, суд пришел к выводу, что оспариваемые заявителем ответы, в которых указано на отсутствие оснований для предоставления в аренду несформированных земельных участков, не могут быть признаны незаконными, поскольку формирование земельного участка, определение границ данного земельного участка и проверка возможности его предоставления подлежит осуществлению в рамках мероприятий по планировке территории, регулируемых земельным и градостроительным законодательством, находящихся в компетенции органов местного самоуправления поселения и не ограниченных какими-либо предельными сроками.
 

    На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
 

РЕШИЛ:
 

    В удовлетворении заявления Фот Д.Г. о признании незаконным отказа Департамента недвижимости администрации отказать в полном объеме.
 

    Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Усть-Илимский городской в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
 

    Судья: подпись     Третьяков М.С.
 

    .
 

    .
 

    .