дело №2-614/14
 

РЕШЕНИЕ
 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 

    г. Унеча «22» октября 2014 года
 

    Унечский районный суд Брянской области в составе:
 

    судьи Унечского районного суда Балыко А.Н.
 

    при секретаре судебного заседания Сухоруковой Е.Е.,
 

    с участием представителя администрации Унечского района Левдик А.В., судебного пристава-исполнителя Унечского РО СП УФССП по Брянской области Офицеровой Н.В.,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Унечского районного суда Брянской области гражданское дело по исковому заявлению администрации Унечского района Брянской области к Унечскому районному отделу судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Брянской области об освобождении от взыскания исполнительного сбора,
 

    УСТАНОВИЛ:
 

    И.о. главы администрации Унечского района Брянской области ФИО6 обратился в Унечский районный суд с исковым заявлением к Унечскому районному отделу судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Брянской области / далее по тексту Унечский РО УФССП по Брянской области/, указывая в нем, что судебным приставом-исполнителем Унечского РО УФССП по Брянской области Офицеровой Н.В. ДД.ММ.ГГГГ было возбуждено исполнительное производство и установлен срок для добровольного исполнения требования, содержащегося в исполнительном документе. Однако, исполнить данные требования в установленный в постановлении срок не представилось возможным, по причинам не зависящим от администрации Унечского района. В этой связи, судебным приставом-исполнителем Офицеровой Н.В. ДД.ММ.ГГГГ было вынесено постановление о взыскании с администрации исполнительного сбора в размере <данные изъяты> рублей. Представитель истца просит суд признать постановление судебного пристава –исполнителя Офицеровой Н.В. от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительного сбора в размере <данные изъяты> рублей незаконным, по доводам указанным в поданном иске.
 

    В настоящем судебном заседании представитель истца Левдик А.В., действующая на основании доверенности, уточнила заявленные требования и просила суд в силу действующего законодательства освободить администрацию Унечского муниципального района от взыскания исполнительного сбора, так как вины администрации Унечского муниципального района по неисполнению исполнительного документа не имеется, подробно обосновав свои доводы в судебном заседании.
 

    Выслушав объяснения представителя истца Левдик А.В., судебного пристава – исполнителя Офицеровой Н.В., изучив гражданское дело, суд пришел к следующим выводам.
 

    В соответствии со ст. 2 Федерального закона «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
 

    В силу п. 12 ст. 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства.
 

    Из представленных суду документов следует, что Унечским районным отделом судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Брянской области на основании исполнительного документа – исполнительного листа серии ВС № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Унечским районным судом Брянской области по гражданскому делу № №, по которому решением суда (решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ) на администрацию Унечского района возложена обязанность предоставить ФИО7 ДД.ММ.ГГГГ благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилищного помещения в административно-территориальных границах Унечского района по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма установленных в городе Унеча за счет денежных средств выделенных на данные цели, было ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство №№.
 

    В постановлении о возбуждении исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ должнику – администрации Унечского муниципального района был установлен срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе – 05 (пять) дней с момента получения должником копии настоящего постановления. Кроме того, должник предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, а также в случае непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 7% от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительный сбор с должника-гражданина или должника-индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации – пятидесяти тысяч рублей.
 

    Установлено, что постановление о возбуждении исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ было получено администрацией Унечского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ года, отсюда следует, что срок для добровольного исполнения указанных выше требований истекает ДД.ММ.ГГГГ года.
 

    Вынесенное судебным приставом-исполнителем постановление о возбуждении исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ никто не оспаривал и не оспаривает в настоящем судебном заседании.
 

    В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, установленного для добровольного исполнения исполнительного документа, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
 

    Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации (ч.3 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).
 

    В данном случае, должник по исполнительному производству – администрация Унечского муниципального района Брянской области в установленный для добровольного исполнения срок требования исполнительного документа не исполнил, не представив при этом судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
 

    В этой связи, судебным приставом-исполнителем Унечского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Брянской области Офицеровой Н.В. было на законном основании вынесено постановление от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с администрации Унечского района исполнительского сбора в размере <данные изъяты> рублей.
 

    С утверждением представителя администрации Унечского муниципального района о том, что администрация Унечского муниципального района уведомила своевременно судебного пристава-исполнителя об уважительных причинах неисполнение исполнительного документа и указала, что готовится заявление в суд об отсрочке исполнения указанного судебного акта, суд не может согласиться, поскольку из представленного суду письменного уведомления от ДД.ММ.ГГГГ следует, что администрация Унечского района действительно указывает причины неисполнения исполнительного документа и указала, что администрацией Унечского района готовится заявление в суд об отсрочке исполнения указанного судебного акта, однако никаких ходатайств об отложении исполнительных действий или о приостановлении исполнительного производства, судебному приставу-исполнителю не поступало, а более того установлено, что и заявление администрации Унечского муниципального района об отсрочке исполнения решения суда от ДД.ММ.ГГГГ поступило в Унечский районный суд лишь ДД.ММ.ГГГГ года, что и никем не оспаривается.
 

    В настоящем судебном заседании представитель администрации Унечского района Левдик А.В. по существу не оспаривает законность принятого судебным приставом-исполнителем постановления о взыскании исполнительного сбора от ДД.ММ.ГГГГ года, а просит суд освободить должника – администрацию Унечского района Брянской области от взыскания исполнительного сбора в размере <данные изъяты> рублей, поскольку администрацией Унечского района были приняты все соответствующие меры к исполнению требований исполнительного документа, вины администрации в неисполнении исполнительного документа не имеется, а более того Унечским районным судом вынесено решение об отсрочки исполнения решения суда.
 

    По убеждению суда, заявленные эти требования представителя администрации Унечского района подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.
 

    На основании ч. 7 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
 

    Как следует из ст.401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
 

    По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков исполнения требований исполнительного документа.
 

    Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30 июля 2001 года N 13-П указал, что закрепляя нормы, направленные на обеспечение своевременного исполнения судебных и иных актов, федеральный законодатель вправе предусмотреть и санкции - в том числе штрафного характера - за их нарушение. Однако такого рода санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения. По смыслу статьи 81 Федерального закона "Об исполнительном производстве" во взаимосвязи с его статьями 1, 7, 9, 44, 45, 77, 84, 85 и 87, предусмотренная в данной статье сумма, исчисляемая в размере семи процентов от взыскиваемых по исполнительному документу денежных средств, относится, по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера является не правовосстановительной санкцией, т.е. санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично - правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния. Взыскание с должника исполнительского сбора на основании пункта 1 статиьи 81 Федерального закона "Об исполнительном производстве" производится, если исполнительный документ в установленный срок не исполнен им без уважительных причин. Из этого следует, что при наличии уважительных причин должник не может быть подвергнут взысканию. Однако в названном Федеральном законе не указывается, какие именно причины являются уважительными или, наоборот, неуважительными. Оспариваемое положение пункта 1 статьи 81 не содержит четких, точных и ясных критериев, формально определенных оснований ответственности и условий, при которых взыскание как мера ответственности за нарушение сроков исполнения исполнительного документа может быть наложено. Формальная неопределенность, расплывчатость данной нормы создает возможность ее произвольного толкования и применения, что ведет к нарушению общеправовых принципов юридической ответственности и равенства, произвольному ограничению конституционного права собственности и нарушению гарантий государственной, в том числе судебной, защиты прав и свобод, и в этой связи противоречит Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 35 (часть 3), 45 (часть 1), 46 (части 1 и 2), 55 (часть 3). Между тем учетом особенностей публично - правовой ответственности за предусмотренное в пункте 1 статьи 81 Федерального закона "Об исполнительном производстве" нарушение условий и порядка исполнительного производства, - направленного, в конечном счете, на принудительное исполнение исполнительного документа, в котором содержатся требования судебных актов и актов других органов о взыскании соответствующих денежных средств, - правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний пункта 1 статьи 81 Федерального закона "Об исполнительном производстве". Соответствующая правовая позиция о вине и порядке ее доказывания выражена Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлениях от 25 января 2001 года по делу о проверке конституционности положения пункта 2 статьи 1070 ГК Российской Федерации и от 27 апреля 2001 года по делу о проверке ряда положений Таможенного кодекса Российской Федерации.
 

    В данном случае установлено, что администрация Унечского муниципального района предпринимала все зависящие от неё меры по исполнению решения суда от ДД.ММ.ГГГГ, которое вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ и по которому на администрацию Унечского района была возложена обязанность предоставить ФИО7 ДД.ММ.ГГГГ благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилищного помещения в административно-территориальных границах Унечского района по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма установленных в городе Унеча за счет денежных средств выделенных на данные цели, при этом суд учитывает то, что исполнение решения суда возможно только за счет перечисленных из бюджета средств на вышеуказанные цели, так как бюджетом муниципального образования не предусмотрены расходные обязательства по обеспечению указанной категории лиц жилыми помещениями.
 

    Так, в январе 2014г в целях реализации государственных полномочий, переданных администрации Унечского района в соответствии с Законом Брянской области от 01.12.2011г. № 124-3 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Брянской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа» на 2014г. был составлен план-график закупок, в который вошло приобретение жилых помещений для детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей.
 

    Администрацией района в соответствии с планом-графиком закупок была разработана документация для проведения торгов по размещению муниципальных заказов для муниципальных нужд Унечского района на приобретение в собственность муниципального образования «Унечский муниципальный район» жилых помещений для обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из расчета поступившей к указанному времени суммы субвенции из бюджета Брянской области. Комиссией по размещению муниципальных заказов администрации района в соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» были размещены муниципальные заказы и документация на приобретение в муниципальную собственность жилых помещений лицам из числа детей-сирот.
 

    ДД.ММ.ГГГГ была подготовлена документация об открытом аукционе в электронной форме «Приобретение в собственность муниципального образования «Унечский муниципальный район» жилого помещения в черте муниципального образования «Унечский муниципальный район» <данные изъяты>
 

    В соответствии с письмами КРУ от ДД.ММ.ГГГГ № администрации Унечского района отказано в согласовании возможности заключения муниципальных контрактов (7 квартир) с единственным поставщиком.
 

    ДД.ММ.ГГГГ была подготовлена документация об аукционе в электронной форме «Приобретение в собственность муниципального образования «Унечский муниципальный район» жилого помещения в черте муниципального образования «Унечский муниципальный район» у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных: некоммерческих организаций» на одну квартиру. На дату окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников аукциона (ДД.ММ.ГГГГ) не было подано ни одной заявки. По этой причине аукцион был признан несостоявшимся.
 

    Во исполнении положений Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» ДД.ММ.ГГГГ была подготовлена документация о проведении запроса предложений на право заключения муниципального контракта «Приобретение в собственность муниципального образования «Унечский муниципальный район» жилого помещения в черте муниципального образования «Унечский муниципальный район» в рамках реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей- сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций» на одну квартиру. По окончании срока подачи заявок (до 10-00 час. ДД.ММ.ГГГГ) была подана одна заявка. По этой причине запрос предложений та же признан несостоявшимся.
 

    ДД.ММ.ГГГГ за № подготовлено обращение в финансовое управление администрации района - в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок для муниципальных нужд, для согласования возможности заключения муниципального контракта с единственным поставщиком.
 

    В соответствии с письмом финансового управления администрации Унечского района от ДД.ММ.ГГГГ № администрации Унечского района отказано в согласовании возможности заключения муниципального контракта (1 квартира) с единственным поставщиком.
 

    В результате сложилась ситуация при которой администрация неоднократно пыталась приобрести жилые помещения в собственность Унечского района в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», но торги признавались несостоявшимися и контрольные органы отказывали в заключении муниципальных контрактов.
 

    В настоящее время подготовлена и ДД.ММ.ГГГГ размещена документация для проведения торгов по размещению муниципальных заказов для муниципальных нужд Унечского района на приобретение в собственность муниципального образования «Унечский муниципальный район» жилых помещений для обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: документация об аукционе в электронной форме «Приобретение в собственность муниципального образования «Унечский муниципальный район» жилого помещения в черте муниципального образования «Унечский муниципальный район» у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций» на 2 (две) квартиры; документация об аукционе в электронной форме «Приобретение в собственность муниципального образования «Унечский муниципальный район» жилого помещения в черте муниципального образования «Унечский муниципальный район» на 4 (четыре) квартиры.
 

    Указанные причины, подтверждены документально, в связи, с чем суд принимает их в качестве доказательств, свидетельствующих об отсутствии вины должника в неисполнении решения суда в установленный судебным приставом-исполнителем срок.
 

    Также в судебном заседании установлено, что по определению Унечского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ администрации Унечского района предоставлена отсрочка исполнения решения Унечского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ на срок до ДД.ММ.ГГГГ. Данное определение суда вступило в законную силу.
 

    Таким образом, учитывая все вышеуказанные обстоятельства, в том числе и обстоятельства при которых не было исполнено решение суда в предоставленный срок для добровольного исполнения, принимая во внимание отсутствие установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства, суд и пришел к выводу об освобождении администрации Унечского района от взыскания исполнительского сбора, назначенного по постановлению судебного пристава-исполнителя Унечского РО УФССП по Брянской области Офицеровой Н.В. от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительного сбора в размере <данные изъяты> рублей.
 

    На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
 

РЕШИЛ:
 

    Заявленные исковые требования администрации Унечского района Брянской области удовлетворить.
 

    Освободить администрацию Унечского района Брянской области от взыскании исполнительного сбора в размере <данные изъяты> рублей, назначенного по постановлению судебного пристава-исполнителя Унечского РО УФССП по Брянской области Офицеровой Н.В. от ДД.ММ.ГГГГ вынесенного в рамках исполнительного производства №№ от ДД.ММ.ГГГГ года.
 

    Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Унечский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
 

    Судья Унечского районного суда А.Н. Балыко
 

    Решение суда не вступило в законную силу.