Дело № 2-1005/2014
 

РЕШЕНИЕ
 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 

29 октября 2014 года                                г. Углегорск
 

    Углегорский городской суд Сахалинской области в составе
 

    председательствующего судьи – Менц О.П.,
 

    при секретаре – Ванифатовой А.А.,
 

    с участием истца Бахаревой О.Н., представителя ответчика ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Углегорскому району Сахалинской области Верёвка Т.А., действующей на основании своих полномочий,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Углегорского городского суда гражданское дело по иску Бахаревой О.Н. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Углегорскому району Сахалинской области о зачете периода работы в стаж для назначения трудовой пенсии по старости,
 

УСТАНОВИЛ:
 

    Бахарева О.Н. обратилась в Углегорский городской суд с исковым заявлением к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Углегорскому району Сахалинской области (далее ГУ – УПФР по Углегорскому району) о зачете периода её работы с 17.07.1979 по 15.05.1984 в Углегорской передвижной механизированной колонне №5 Углегорского строительного управления треста «Сахалиншахтострой» в стаж для назначения трудовой пенсии по старости.
 

    Свои требования истец Бахарева О.Н. обосновала тем, что обратилась в ГУ - УПФР по Углегорскому району с заявлением о назначении пенсии по старости, в ходе рассмотрения документов для назначения пенсии по старости в стаж не засчитан период трудовой деятельности с 17.07.1979 по 15.05.1984 в Углегорской передвижной механизированной колонне №5, где она работала штукатуром-маляром 3-го разряда. В настоящее время предприятие ликвидировано, документы в архив не сданы, истребовать подтверждающие документы не представляется возможным.
 

    От ответчика поступил отзыв на исковое заявление, из которого следует, что представленный Бахаревой О.Н. для назначения пенсии по старости дубликат трудовой книжки выдан 19.02.1985, тогда как первый период работы протекал с 17.07.1979 по 15.05.1984. Данный факт вызвал сомнение в своей правдивости и требует документального подтверждения, что невозможно в виду не сохранности документов. Указывает, что при утрате документов о работе и невозможности их получения вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и других причин, не по вине работника, периоды работы устанавливаются на основании показаний свидетелей, знающих этого работника по совместной работе у одного работодателя и располагающие документами о своей работе за время, в отношении которого они подтверждают работу гражданина.
 

    В судебном заседании истец Бахарева О.Н. исковое требование поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, дополнила, что, утеряв подлинник трудовой книжки, она обратилась в отдел кадров по последнему месту работы за выдачей дубликата. Дубликат трудовой книжки был оформлен инспектором отдела кадров ПМК №5 Тонких Е.И. 19.02.1985. Поскольку предприятие ликвидировано, а документы в государственный архив не были сданы, отсутствует возможность представить их в ГУ - УПФР по Углегорскому району Сахалинской области. Включение периода её работы с 17.07.1979 по 15.05.1984 в стаж необходимо для назначения трудовой пенсии.
 

    Представитель ГУ - УПФР по Углегорскому району Сахалинской области Верёвка Т.А., действующая на основании своих полномочий, не возражала против удовлетворения требования истца, поскольку в судебном заседании свидетели подтвердили, что в спорный период истец работала на предприятии.
 

    Выслушав пояснения сторон, показания свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
 

    В соответствии с п. 1 ст. 10 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 № 173-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в пенсионный фонд Российской Федерации.
 

    В силу ст. 66 Трудового Кодекса РФ, п. 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 № 555 (с последующими изменениями) трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
 

    На основании пунктов 1, 3 статьи 13 Федерального закона РФ от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. При подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух или более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух или более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
 

    В соответствии с пунктами 31, 32 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2003 № 225 (далее - Правила), лицо, утратившее трудовую книжку, обязано немедленно заявить об этом работодателю по последнему месту работы. Работодатель выдает работнику дубликат трудовой книжки не позднее 15 дней со дня подачи работником заявления.
 

    Согласно Правилам, при оформлении дубликата трудовой книжки в него вносятся сведения об общем и (или) непрерывном стаже работы работника до поступления к данному работодателю, подтвержденном соответствующими документами; сведения о работе и награждении (поощрении), которые вносились в трудовую книжку по последнему месту работы.
 

    Общий стаж работы записывается суммарно, то есть указывается общее количество лет, месяцев, дней работы без уточнения работодателя, периодов работы и должностей работника.
 

    Если документы, на основании которых вносились записи в трудовую книжку, не содержат полных сведений о работе в прошлом, в дубликат трудовой книжки вносятся только имеющиеся в этих документах сведения.
 

    Дубликат трудовой книжки оформляется в соответствии с Правилами и возвращается ее владельцу.
 

    Согласно пункту 4.1 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР от 20.06.1974 № 162 (утратила силу 10.10.2003) при увольнении рабочего или служащего все записи о работе, награждениях и поощрениях, внесенные в трудовую книжку за время работы на данном предприятии, заверяются подписью руководителя предприятия или специально уполномоченного им лица и печатью предприятия или печатью отдела кадров.
 

    В соответствии с п. 6 Правил подсчета и подтверждения трудового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 N 555, при отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
 

    Согласно п. 29 Правил при утрате документов о работе и невозможности их получения вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и других подобных причин не по вине работника периоды работы устанавливаются на основании показаний двух или более свидетелей, знающих этого работника по совместной работе у одного работодателя и располагающих документами о своей работе за время, в отношении которого они подтверждают работу гражданина.
 

    Аналогичные требования к порядку подтверждения стажа содержатся и в Положении о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР, утвержденном Приказом Министерством социального обеспечения РСФСР от 04.10.1991 № 190.
 

    Как установлено в судебном заседании Бахарева О.Н. обратилась в ГУ - УПФР по Углегорскому району за назначением трудовой пенсии по старости, ей было дано разъяснение, что период работы в Углегорской передвижной механизированной колонне №5 с 17.07.1979 по 15.05.1984 не может быть зачтен в стаж для исчисления размера пенсии, поскольку представлен дубликат трудовой книжки. Для зачета данного периода в стаж необходимо представить подтверждающие документы.
 

    Из представленного истцом дубликата трудовой книжки АТ-III №810078 следует, что Бахарева О.Н. 17.07.1979 принята на работу штукатуром- маляром в Передвижную механизированную колонну №5 Углегорского строительного управления треста «Сахалиншахтострой», о чем имеется запись №1 от 17.07.1979 (приказ №118-к от 16.07.1979), а 15.05.19884 уволена по ст. 31 КЗоТ РСФСР по уходу за ребенком дошкольного возраста, о чем имеется запись №2 от 15.05.1984 (приказ №80-к от 16.05.1984).
 

    Данные записи о работе истца заверены инспектором отдела кадров Тонких, стоит оттиск печати Углегорской передвижной механизированной колонны №5 Углегорского строительного управления треста «Сахалиншахтострой».
 

    В силу разъяснений, данных в п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и после такой регистрации.
 

    Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (пункт 3 статьи 13 Федерального закона N 173-ФЗ).
 

    Таким образом, стаж работы истца в спорный период, имевший место до регистрации работника в качестве застрахованного, факт работы Бахаревой О.Н. в Углегорской передвижной механизированной колонне №5 Углегорского строительного управления треста «Сахалиншахтострой» мог быть подтвержден представлением в территориальные органы Пенсионного фонда личного дела истца, приказов о принятии и увольнении с работы, документов о переименовании и преобразовании предприятий, бухгалтерских документов и т.п.
 

    Однако, как следует из объяснений истца и не оспаривалось представителем ответчика, указанное выше предприятие прекратило своё существование, документы, содержащие сведения о работе истца в спорный период, не поступали на хранение в архивные органы.
 

    Данные обстоятельства объективно подтверждаются сведениями МКУ «Архив Углегорского района» МО Углегорский муниципальный район за №102 от 22.01.2013, архивной справкой №4680 от 29.10.2014 ГБУ Государственный архив документов по личному составу Сахалинской области» и письменным отзывом ответчика, содержащим аналогичные сведения.
 

    Из сведений Межрайонной ИФНС России №2 по Сахалинской области от 20.10.2014 №03-07/89 следует, что в Едином государственном реестре юридических лиц сведения в отношении Углегорской передвижной механизированной колонны №5 Углегорского строительного управления треста «Сахалиншахтострой» отсутствуют.
 

    Следовательно, истец при указанных обстоятельствах вправе доказывать факт своей работы в спорный период путем свидетельских показаний лиц, работавших совместно с ним в указанный период у того же работодателя.
 

    Опрошенная в судебном заседании свидетель Фомина Н.П. пояснила, что в 1979 году после окончания училища Бахарева О.Н. прибыла на работу в Углегорское строительное управление треста «Сахалиншахтострой» Передвижная механизированная колонна №5, она и истец работали в одной бригаде, истец работала штукатуром-маляром. С 1981 года она (Фомина) переведена инспектором отдела кадров, увольнением Бахаревой О.Н. она не занималась, однако ей известно, что в феврале 1985 года Бахарева О.Н. обратилась в отдел кадров ПМК № 5 за выдачей дубликата трудовой книжки в связи с утерей подлинника. Дубликат трудовой книжки оформляла инспектор Тонких Е.И., которая внесла в него соответствующие записи на основании приказов о приеме и увольнении Бухаревой О.Н. Архив документов предприятия по кадровой работе и по бухгалтерскому учету на хранение в Государственный архив не сдавался, поскольку в результате затопления помещения, в котором находились данные документы, они пришли в негодность.
 

    Свидетель Ко Чун Ги в судебном заседании пояснила, что 12.12.1979 была принята на работу в Углегорское строительное управление треста «Сахалиншахтострой» Углегорская передвижная механизированная колонна №5, при этом Бахарева О.Н. уже работала в этой организации, впоследствии она и истец вместе работали в одной бригаде штукатурами-малярами, вплоть до увольнения истца.
 

    Указанные свидетели в подтверждение своих показаний представили подлинники трудовых книжек, которые исследовались в судебном заседании. Записи в их трудовых книжках в части названия предприятия, оттиски печатей соответствуют записи и оттиску печати в дубликате трудовой книжки Бахаревой О.Н.
 

    У суда нет оснований не доверять показаниям данных свидетелей, поскольку их показания не противоречивы, согласуются с материалами дела, логичны и последовательны. Заинтересованности свидетелей в исходе дела судом не установлено.
 

    Учитывая, что факт работы истца в спорный период в должности штукатура-маляра Углегорской передвижной механизированной колонны №5 Углегорского строительного управления треста «Сахалиншахтострой», подтвержден совокупностью собранных по делу и исследованных судом доказательств, суд признает заявленное исковое требование обоснованным и подлежащим удовлетворению.
 

    На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198, 199 ГПК РФ, суд
 

РЕШИЛ:
 

    Исковые требования Бахаревой О.Н. к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по Углегорскому району – удовлетворить.
 

    Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Углегорскому району Сахалинской области зачесть Бахаревой О.Н., ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженке <данные изъяты>, период работы с 17.07.1979 по 15.05.1984 в Углегорской передвижной механизированной колонне №5 Углегорского строительного управления треста «Сахалиншахтострой» в стаж для назначения трудовой пенсии.
 

    На решение может быть подана апелляционная жалоба в Сахалинский областной суд через Углегорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
 

    Председательствующий судья                          О.П. Менц
 

    Мотивированное решение составлено 05 ноября 2014 года.
 

    Председательствующий судья                          О.П. Менц