Дело №2-884/2014
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 октября 2014 года гор. Углегорск
Углегорский городской суд Сахалинской области
В составе: председательствующего судьи – Калашниковой Ю.С.,
при секретаре – Никитиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО13 ФИО14 администрации Углегорского муниципального района о возложении обязанности включить в список высвобожденных работников ОАО «Угольная компания Сахалинуголь» филиалы на получение социальных выплат за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, согласно стажу работы в организациях угольной промышленности, на состав семьи из двух человек,
У С Т А Н О В И Л:
01.09.2014 ФИО15 обратился в Углегорский городской суд с иском к администрации Углегорского муниципального района Сахалинской области о возложении обязанности включить в список высвобожденных работников ОАО «Угольная компания Сахалинуголь» филиалы на получение социальных выплат за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, согласно стажу работы в организациях угольной промышленности, на состав семьи из двух человек.
В обоснование иска в заявлении указал, что 23.06.1998 был уволен с ЦЭММ АООТ «Сахалинуголь» в связи с ликвидацией предприятия по п.1 ст.33 КЗОТ РФ. На момент увольнения его стаж работы в организациях угольной промышленности составлял более 10 лет. Наряду с другими работниками в период ликвидации предприятия подавал заявление на предоставление жилищной субсидии в ликвидационную комиссию предприятия. При обращении в Государственный исторический архив Сахалинской области получил ответ, что он значится под № 18 в журнале регистрации заявлений на переселение 2-го этапа по Углегорскому району (шахта «Ударновская», шахта «Углегорская», энергоуправление, ЦЭММ, МНУ, ПТУ, ШШСУ) за 2001 год. До августа 2014 по вопросу предоставления жилищной субсидии для приобретения жилья не обращался, так как был уверен, что состоит в списке очередников.
Третьими лицами в исковом заявлении указаны Министерство энергетики Российской Федерации, Государственное учреждение «Соцуголь», Пак Сун Ок.
В судебном заседании ФИО16 исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнил, что заявление на включение в списки на переселение в связи с ликвидацией предприятия он писал в 1998 году и был включен в списки на состав семьи из четырех человек. Впоследствии он повторно писал заявление о включении в списки на переселение в связи с ликвидацией предприятия в 2001 году. До августа 2014 года не знал об исключении из списка очередников на получение жилищной субсидии, узнал об этом из ответа администрации Углегорского муниципального района.
Представитель истца Шамин С.В. исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика Филатов А.Н., действующий на основании доверенности от 08.01.2014, полагал необходимым отказать в удовлетворении заявленных требований истца. Поддержал заявленное представителем третьего лица Министерство энергетики РФ ходатайство о пропуске истцом срока исковой давности.
Третье лицо ФИО17 исковыми требованиями истца согласна. Дополнила, что собирала документы истцу для его обращения с заявлением в ликвидационную комиссию.
Третье лицо на стороне ответчика, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора – ФГБУ «Соцуголь», в судебное заседание не явилось, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом. В возражениях на исковое заявление, поступивших в суд 25.09.2014, указывает, что Правилами предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 № 428 (в редакции постановления от 01.10.2008 № 734), определено, что предоставление межбюджетных трансфертов осуществляется Министерством энергетики РФ, которое назначено главным распорядителем средств федерального бюджета на эти цели. Не возражает против рассмотрения дела в отсутствие своего представителя.
Третье лицо на стороне ответчика, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора – Министерство энергетики РФ в судебное заседание не явилось, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом. Согласно отзыва, поступившего в Углегорский городской суд 02.10.2014, при ликвидации организаций угольной промышленности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях списки высвобожденных работников, претендовавших на предоставление жилищных субсидий для приобретения жилья, формировались соответствующими ликвидационными комиссиями на основе поданных гражданами заявлений. Указанные списки утверждались администрациями шахтерских городов и поселков, и после их согласования с распорядителем средств использовались в практической работе по переселению. Данные о включении ФИО18 в списки высвобожденных работников ЦЭММ АООТ «Сахалинуголь», претендовавших на переселение в связи с его закрытием, отсутствуют. Списки высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности Сахалинской области были уточнены на 1 января 2006 года, в уточненных списках ФИО19 отсутствует. Полагают о пропуске истцом без уважительных причин срока исковой давности, поскольку ФИО20 должен был узнать об отсутствии в списках на переселение в 1998 году на момент ликвидации предприятия. Ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
С учетом мнения сторон и положений ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, допросив свидетелей и исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующему.
Постановлением Правительства РФ от 03 декабря 1997 года № 1523 «О государственном финансировании мероприятий по реструктуризации угольной промышленности», действовавшим до 01 января 2005 года предусматривалось, что приоритетными направлениями реструктуризации угольной промышленности является финансирование мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, в том числе мероприятий по социальной защите трудящихся.
Приложением к данному постановлению был предусмотрен Перечень таких мероприятий, финансируемых за счет средств государственной поддержки, пунктом 4 которого закреплена реализация программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, предусмотрено содействие переселению граждан из неперспективных шахтерских городов и поселков с предоставлением помощи непосредственно переселяемым гражданам.
Количество и списочный состав переселяемых граждан подлежали ежегодному определению при формировании программ местного развития органами местного самоуправления шахтерского города (поселка, района) совместно с наблюдательными советами, администрациями и профсоюзными органами организаций угольной промышленности, передавшими в установленном порядке после их упорядочения списки очередников органам местного самоуправления, в увязке с объемами финансирования на указанные цели (п.п.6,7 Положения о содействии переселению из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей из неперспективных шахтерских городов и поселков с предоставлением помощи непосредственно переселяемым гражданам, утвержденного постановлением президиума Межведомственной комиссии по социально-экономическим проблемам угледобывающих регионов от 15 ноября 1999 года № 8).
В соответствии с Положением о формировании и реализации программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, финансируемых за счет средств государственной поддержки угольной отрасли, утвержденным Приказом Минтопэнерго РФ N 185 от 19.06.2002 г., программы местного развития реализуются в шахтерских городах и поселках при ликвидации, в том числе вспомогательных организаций угольной отрасли, и направлены на обеспечение занятости высвобожденных работников отрасли, а также других жителей этих населенных пунктов.
Право на предоставление мер социальной поддержки в виде безвозмездной субсидии на получение жилья по новому месту жительства за счет средств государственной поддержки угольной отрасли и на включение в список на переселение имеют высвобожденные работники ликвидируемых организаций угольной отрасли, в том числе вспомогательных, имеющие стаж работы в угольной отрасли не менее 10 календарных лет.
По смыслу норм приведенных выше правовых актов и статьи 23 Федерального закона от 20 июня 1996 года № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» право на получение жилого помещения по новому месту жительства за счет бюджетных средств имеет заявительный характер и связано с необходимостью обратиться в уполномоченный орган (ликвидационную комиссию предприятия) с заявлением о предоставлении жилья по новому месту жительства.
В силу пунктов 10.5.3, 10.5.4, 10.5.10, 10.5.11 Положения о формировании и реализации программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, финансируемых за счет средств государственной поддержки угольной отрасли, утвержденного Приказом Минэнерго от 19 июня 2002 года N 185, предоставление финансовой помощи (далее - безвозмездная субсидия) из средств господдержки угольной промышленности непосредственно переселяемым гражданам осуществляется при их переселении изнеперспективных шахтерских городов и поселков, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, Кизеловском угольном бассейне (Пермская область), а также из других угольных регионов, по которым Правительством Российской Федерации по предложениям Минэнерго России приняты соответствующие решения и в которых при реструктуризации отрасли осуществляется ликвидация шахт, разрезов и других организаций угольной отрасли с массовым высвобождением их работников.
Безвозмездная субсидия предоставляется на основе действующего законодательства Российской Федерации высвобожденным работникам шахт и разрезов, подразделений ВГСЧ, геологических и других организаций угольной промышленности в связи с ликвидацией или сокращением численности и штата, работникам ликвидируемых угледобывающих компаний, шахтостроительных и вспомогательных организаций (по решениям МВК), а также социально не защищенным категориям граждан из числа бывших работников угольной промышленности.
Численность и списочный состав переселяемых граждан определяются ежегодно организациями угольной промышленности и профсоюзными органами в соответствии с доведенными на эти цели лимитами бюджетных обязательств, утверждаются органами местного самоуправления шахтерского города (поселка) и согласовываются Минэнерго России.
Безвозмездная жилищная субсидия предоставляется органом местного самоуправления шахтерского города (поселка) гражданину, внесенному в утвержденные и согласованные списки.
Таким образом, исходя из приведенных правовых норм обязанность по ведению списков переселяемых граждан, из числа высвобожденных в связи с ликвидацией шахт, имеющих стаж работы в угольной промышленности не менее 10 лет, возлагалась на организации угольной промышленности и профсоюзные органы; указанные списки после их упорядочения подлежали передаче в установленном порядке органам местного самоуправления.
В судебном заседании установлено и не оспаривается ответчиком, что ФИО21 уволен 23.06.1998 из ЦЭММ акционерного общества открытого типа «Сахалинуголь» на основании п.1 ст.33 КЗОТ РФ в связи с ликвидацией предприятия.На момент увольнения истец имел стаж работы на предприятиях угольной промышленности Сахалинской области значительно превышающий 10 лет, что давало ему право претендовать на включение в списки работников на получение жилищных субсидий за счет средств, выделяемых из федерального бюджета, составлением которых занималась ликвидационная комиссия ОАО «Сахалинуголь».
До 01.01.2003 формированием и корректировкой списков бывших работников ликвидированных организаций угольной промышленности занималась ликвидационная комиссия ОАО «Угольная компания «Сахалинуголь».
При завершении работы ликвидационной комиссии списки граждан, подлежащих переселению в связи с ликвидацией организаций, а также списки социально незащищенных категорий граждан из числа бывших работников угольной промышленности были переданы в администрацию Углегорского района по акту передачи от января 2003 года.
Как следует из архивной справки Государственного исторического архива Сахалинской области от 07.08.2014 в документах архивного фонда производственного объединения «Сахалинуголь-ОАО «Сахалинуголь» имеются:
Журнал регистрации заявлений на переселение 2-го этапа по Углегорскому (шахта «Ударновская», шахта «Углегорская», Энергоуправление, ЦЭММ, МНУ, ПТУ, ШШСУ, Шахтерская автобаза) за 2001 года, где имеется перечень заявлений по ЦЭММ, в котором ФИО22, дата подачи заявления 26.09.2001 значится под № 18.
Из пояснений допрошенных в судебном заседании свидетелей ФИО23 следует, что в 1998 года в момент проведения ликвидационных мероприятий они совместно с истцом писали заявления в ликвидационную комиссию предприятия на предоставление жилищных субсидий, были включены в списки, которые вывешивались на обозрение работников. Впоследствии, никого из включенных в списки работников, не извещали о времени и причине исключения из списков. Они в настоящее время получили социальную выплату, а истец нет. Заявления собирала свидетель ФИО38, в 1998 году она носила фамилию Савинова, которая являлась на тот момент работником отдела кадров. Она же формировала списки, которые впоследствии были подписаны председателем ликвидационной комиссии и утверждены представителем Сахалинуголь.
Допрошенные в судебном заседании свидетели ФИО24 показали, что были уволены с Шахтерского ЦЭММ в связи с ликвидацией предприятия. Оба свидетеля обращались с письменным заявлением в ликвидационную комиссию и были включены в списки на переселение в связи с ликвидацией предприятия. Утверждают, что в указанных списках состоял в том числе и истец ФИО25 на состав семьи из четырех человек с намерением выезжать в г.Южно-Сахалинск либо Хабаровск. С письменными заявлениями они обращались в ликвидационную комиссии в 2001 году.
Суд признает показания указанных свидетелей допустимыми доказательствами по делу по тем основаниям, что они логичны и последовательны, не противоречат другим доказательствам, исследованным в судебном заседании, какой-либо заинтересованности в исходе дела допрошенных свидетелей, судом не установлено.
Исследованные в судебном заседании доказательства, суд принимает как доказательства, свидетельствующие о наличии у ФИО26 претендовать на включение в список на получение социальной выплаты.
Рассматривая как доказательство доводов истца об обращении в ликвидационную комиссию с заявлением журнал регистрации заявлений на переселение 2-го этапа по Углегорскому району (шахта «Ударновская», шахта «Углегорская», Энергоуправление, ЦЭММ, МНУ, ПТУ, ШШСУ за 2001 год), согласно которому дата регистрации заявления истца указана 26.09.2001 года, суд учитывает его как установленный факт регистрации заявления истца о включении в списки на переселение в связи с ликвидацией предприятия в ликвидационной комиссии.
Кроме того, в материалах дела имеется протокол заседания ликвидационной комиссии ОАО «Сахалинуголь» по рассмотрению заявлений бывших работников ликвидируемого ОАО «Угольная компания Сахалинуголь» - филиал Шахтерские ЦЭММ на включение в списки очередников II-этапа переселения. Данный протокол не содержит даты, подписи лиц, рассматривавших заявления и лица, ведущего данный протокол. При указанных обстоятельствах суд не усматривает его допустимости как доказательства по делу.
Вместе с тем, из указанного протокола следует, что 16 заявлений бывших работников Шахтерского ЦЭММ, среди которых указаны ФИО27 приняты к рассмотрению и установлена очередность II-этапа переселения бывших работников ликвидируемого ОАО «Угольная компания Сахалинуголь» - филиал Шахтерские ЦЭММ.
Однако, из показаний свидетелей ФИО28 следует, что они никаких заявлений в 2001 году не подавали, а были включены в списки на получение жилищной субсидии в связи с ликвидацией предприятия совместно с истцом в 1998 году, когда эти списки были вывешены в здании организации.
Суд также учитывает тот факт, что истец и свидетель ФИО30 обращались с письменным заявлением в ликвидационную комиссию в 2001 году, что соответствует сведениям, отраженным в Журнале регистрации заявлений на переселение 2-го этапа по Углегорскому району. Свидетель ФИО29 был восстановлен в списках на переселение в связи с ликвидацией предприятия по судебному решению.
Суд не принимает в качестве доказательства доводов истца список ветеранов угольной отрасли по Шахтерским электромеханическим мастерским – филиале ОАО «Сахалинуголь» на предоставление жилой площади в других районах России по состоянию на 01.03.1998, где ФИО31 значиться под № 42 в составе семьи 4 человека.
Этот список составлен в соответствии с «Положением об учете и предоставлении жилой площади ветеранам угольной отрасли для переселения из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в другие районы России», согласованным в 1994 году председателем РФ независимого профсоюза работников угольной промышленности РФ и утвержденным в марте 1994 года генеральным директором компании Росуголь» в целях реализации Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», на что прямо указано в преамбуле Положения, то есть в связи с иными правоотношениями.
В силу п.1 ст. 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими законную силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых до 1 января 2005 года возникло право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых настоящим Федеральным законом нормах, настоящий Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Исследовав представленные доказательства в совокупности, учитывая, что на момент увольнения по ликвидации предприятия угольной промышленности Син КапДю обладал правом на получение жилищной субсидии, поскольку имел необходимый стаж работы на предприятиях угольной промышленности, своевременно обратился в ликвидационную комиссию предприятия с заявлением о включении в списки на получение жилищной субсидии однако не был включен, суд приходит к выводу о том, что истец имеет право на получение социальных выплат и подлежит включению в список высвобожденных работников ОАО «Угольная компания Сахалинуголь» филиалы на получение социальных выплат за счет средств, выделяемых из федерального бюджета на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков согласно стажу работы на предприятиях угольной промышленности.
Разрешая требование о количественном составе семьи истца, подлежащем включению в список на получение социальных выплат, суд исходит из следующего.
Согласно пункту 10.5.12 Положения о формировании и реализации программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, финансируемых за счет средств государственной поддержки угольной отрасли, утвержденного приказом Министерства энергетики РФ от 19 июня 2002 года № 185, к членам семьи получателя безвозмездной субсидии относятся его супруг(а), их дети и родители. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица могут быть признаны членами семьи получателя жилищной субсидии, если они проживают совместно с ним и ведут общее хозяйство.
Из свидетельства о заключении брака серии № № №, выданного 29 августа 1985 года, между <данные изъяты> зарегистрирован брак 07.01.1978 года, фамилия жены указана ФИО32.
Согласно справке, выданной Администрацией Шахтерского городского поселения 08.10.2014 ФИО34 действительно проживает в г.Шахтерске, ул.ДД.ММ.ГГГГ д.ДД.ММ.ГГГГ совместно с женой ФИО33.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении иска в части состава семьи 2 человека, подлежащего включению в список на получение социальных выплат, в полном объеме.
Рассматривая довод представителя третьего лица – Министерства энергетики Российской Федерации, изложенный в отзыве о пропуске истцом срока исковой давности для обращения с требованиями в суд, суд приходит к следующему.
Согласно ст.200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или ложно было узнать о нарушении своего права.
Согласно положениям статей 195, 196, 199 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности устанавливается в три года. Требование о защите права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности. Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
В соответствии со статьей 191, пунктом 1 статьи 192 ГК РФ, течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало. Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года.
В судебном заседании установлено, что истец ФИО35 при написании заявления и его подачи в ликвидационную комиссию предприятия знал о своем включении в списки на переселение в 1998 году. С указанного периода времени истец ожидал своей очереди, установленной указанным списком.
Как следует из заявления, адресованного в адрес администрации Углегорского муниципального района от 15.08.2014, и ответе на данное заявление, истец узнал о нарушении своего права в августе 2014 года.
При указанных обстоятельствах суд не усматривает пропуска срока исковой давности при обращении истца в суд с исковыми требованиями.
В соответствии со ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении суда срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая, что корректировка списков очередников на получение жилищных субсидий производится Наблюдательным Советом Углегорского района Сахалинской области, суд считает, что решение суда подлежит исполнению в течение месяца со дня его вступления в законную силу.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые ФИО36 администрации Углегорского муниципального района – удовлетворить.
Обязать администрацию Углегорского муниципального района ФИО37 в список высвобожденных работников ликвидируемого ОАО «Угольная компания Сахалинуголь» филиалы на получение социальных выплат за счет средств, выделяемых из федерального бюджета на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, согласно стажу работы в угольной отрасли, в количественном составе семьи из двух человек, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Сахалинский областной суд через Углегорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 05ноября 2014 года.
Председательствующий судья Ю.С. Калашникова