дело № 2 - 452/2014
 

РЕШЕНИЕ
 

именем Российской Федерации
 

    село Кослан 20 октября 2014 года
 

    Удорский районный суд Республики Коми в составе
 

    председательствующего судьи Фищева Д.А.,
 

    при секретаре Мовзер И.А.,
 

    с участием:
 

    представителя истца территориального отдела в Усть-Вымском районе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми ФИО3,
 

    представителей ответчика ОАО «Коми тепловая компания» ФИО4, ФИО5,
 

    представителей третьих лиц администрации МР «Удорский» ФИО2, ГП «Усогорск» ФИО6, ГП «Междуреченск» ФИО7,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску территориального отдела в Усть-Вымском районе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Коми тепловая компания» о признании действий по оказанию потребителям п.г.т. Усогорск, п.г.т. Междуреченск коммунальной услуги холодного водоснабжения ненадлежащего качества незаконными, обязании прекратить указанные действия, обязании обеспечить водоподготовку питьевой воды в соответствии с санитарными нормами и правилами, обязании довести судебное решение по делу до сведения потребителей,
 

установил:
 

    Территориальный отдел в Усть-Вымском районе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми (далее Роспотребнадзора) обратился в суд с и иском, в обоснование которого указал, что ОАО «Коми тепловая компания» в лице Удорского филиала осуществляет холодное и горячее водоснабжение потребителей п.г.т. Усогорск, п.г.т. Междуреченск Удорского района Республики Коми. Проверками деятельности ответчика установлено, что забор водных ресурсов на указанные цели ресурсоснабжающая организация производит из поверхностных источников водоснабжения, при этом не обеспечивает соответствие физико-химических и органолептических характеристик поставляемой потребителям питьевой воды требованиям санитарно – эпидемиологического законодательства по цветности, мутности, содержанию железа, окисляемости перманганатной. Тем самым нарушаются права неопределенного круга лиц на получение коммунальных услуг надлежащего качества и охрану здоровья граждан. Ссылаясь на данные обстоятельства, с учетом изменения заявленных требований, истец просил суд признать действия ОАО «Коми тепловая компания» по оказанию потребителям п.г.т. Усогорск, п.г.т. Междуреченск коммунальной услуги холодного водоснабжения ненадлежащего качества незаконными, обязать ресурсоснабжающую организацию прекратить указанные действия, обязать ответчика обеспечить водоподготовку питьевой воды в соответствии с санитарными нормами и правилами и довести судебное решение по делу до сведения потребителей через средства массовой информации.
 

    В судебном заседании представитель истца ФИО3, действующий по доверенности, требования иска полностью поддержал.
 

    Представители ответчика ОАО «Коми тепловая компания» (далее ОАО «КТК») ФИО4, ФИО5 иск признали частично. Согласились с требованиями о признании незаконными действий ресурсоснабжающей компании по оказанию коммунальной услуги холодного водоснабжения ненадлежащего качества, обязании ответчика обеспечить водоподготовку питьевой воды в соответствии с требованиями санитарно – эпидемиологического законодательства и довести судебное решение до сведения потребителей. При этом возражали против удовлетворения требования иска о прекращении деятельности Удорского филиала ОАО «КТК» по предоставлению потребителям п.г.т. Усогорск, п.г.т. Междуреченск несоответствующего санитарным нормам по физико-химическим и органолептическим показателям холодного водоснабжения. Суду пояснили, что в полученном из муниципальной собственности в собственность ресурсоснабжающей компании технологическом комплексе водоснабжения указанных выше населенных пунктов системы физико-химической очистки (коагуляции) воды находились в непригодном для эксплуатации состоянии. Для их восстановления требуется разработка и утверждение соответствующих проектов, выделение финансирования, закупка, монтаж и ввод в эксплуатацию необходимого оборудования и, соответственно, значительный срок. В то же время поставляемая потребителям питьевая вода по микробиологическим, паразитологическим и радиологическим показателям полностью отвечает требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства и не создает угрозу здоровью граждан. С учетом данного обстоятельства в условиях зимнего сезона и при отсутствии альтернативных источников водоснабжения прекращение деятельности ответчика по холодному водоснабжению потребителей существенно ухудшит санитарно – эпидемиологическую обстановку в данных населенных пунктах.
 

    Представители третьих лиц администрации МР «Удорский» ФИО2, администрации ГП «Усогорск» ФИО6, администрации ГП «Междуреченск» ФИО7 согласились с доводами представителей ответчика, выразили общее аналогичное отношение к иску.
 

    Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему.
 

    Согласно пунктам 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
 

    Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
 

    По смыслу статей 11, 29, 32 этого же Закона юридические лица обязаны в соответствии с осуществляемой ими деятельностью выполнять требования санитарного законодательства, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, осуществлять производственный контроль, который включает в себя, в том числе, проведение лабораторных исследований и испытаний, соблюдение санитарных правил и выполнение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг.
 

    Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26.09.2001 № 24 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы № 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения».
 

    Пунктами 1.3, 2.5, 3.1, 3.2 указанных правил установлено, что санитарные правила предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с проектированием, строительством, эксплуатацией систем водоснабжения и обеспечением населения питьевой водой, а также для органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
 

    При возникновении на объектах и сооружениях системы водоснабжения аварийных ситуаций или технических нарушений, которые приводят или могут привести к ухудшению качества питьевой воды и условий водоснабжения населения, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, обязаны немедленно принять меры по их устранению и информировать об этом центр Госсанэпиднадзора.
 

    Питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства (запах, вкус, цвет, мутность).
 

    Качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети.
 

    Окисляемость перманганатная не должна превышать 5,0 мг/л, содержание железа не должно превышать 0,3 мг/л, цветность воды должна составлять 20 градусов, мутность по каолину - 1,5 мг/л. (пункты 3.4.3, 3.5 данных СанПиН 2.1.4.1074-01)
 

    Безопасность питьевой воды в эпидемическом отношении определяется ее соответствием нормативам по микробиологическим и паразитологическим показателям, представленным в таблице 1 (пункты 3.3 СанПиН 2.1.4.1074-01).
 

    Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009 № 20 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.1.4.2496-09. «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения».
 

    Согласно пункту 1.2 данных Правил настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением систем централизованного горячего водоснабжения.
 

    Из пунктов 2.2, 2.4, 3.1.10 указанных Правил следует, что горячая вода, поступающая к потребителю, должна отвечать требованиям технических регламентов, санитарных правил и нормативов, определяющих ее безопасность.
 

    В соответствии с положениями статьи 4 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (оказать услугу), качество которой соответствует договору, если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (услуге, продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (оказать услугу), соответствующий этим требованиям.
 

    Согласно подпункту «а» пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
 

    Орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей. При удовлетворении такого иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда (статья 46 Закона РФ «О защите прав потребителей»).
 

    Как видно из материалов дела, коммунальные услуги холодного и горячего водоснабжения потребителям п.г.т. Усогорск, п.г.т. Междуреченск оказывает Удорский филиал ОАО «КТК», при этом качество холодного водоснабжения не соответствует требованиям СанПиН № 2.1.4.1074-01, в воде обнаружено превышение показателей железа, цветности, мутности, окисляемости перманганатной.
 

    Предоставление потребителям коммунальной услуги холодного водоснабжения ненадлежащего качества подтверждено: актами проверки государственного органа (надзора) юридического лица от ДД.ММ.ГГГГ № №, ДД.ММ.ГГГГ № №, ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. №); экспертными заключениями от ДД.ММ.ГГГГ № №, ДД.ММ.ГГГГ № №, ДД.ММ.ГГГГ № Филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес> в <адрес>» (л.д. №); постановлениями о привлечении ОАО «КТК» к административной ответственности по статье 6.5 КоАП РФ от ДД.ММ.ГГГГ № №, ДД.ММ.ГГГГ № №, ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. №), и не оспаривалось стороной ответчика в судебном заседании.
 

    Таким образом, суд признает доказанным предоставление ответчиком коммунальной услуги холодного водоснабжения потребителям п.г.т. Усогорск, п.г.т. Междуреченск ненадлежащего качества, что противоречит приведенным выше нормам действующего законодательства. Следовательно, ответчик обязан обеспечить водоподготовку питьевой воды в соответствии с санитарными нормами и правилами.
 

    Вместе с тем, судебным разбирательством по делу установлено, что необходимое технологическое оборудование для водоподготовки и снабжения питьевой водой указанных выше поселков городского типа в соответствии с требованиями санитарно – гигиенических норм и правил по физико-химическим и органолептическим показателям у Удорского филиала ОАО «КТК» отсутствует. Кроме поверхностных источников воды (рек), иных источников питьевого водоснабжения (скважин и т.п.) в данных населенных пунктах не имеется.
 

    Соответственно, удовлетворение требования иска об обязании Удорского филиала ОАО «КТК» прекратить предоставление коммунальной услуги ненадлежащего качества фактически повлечет прекращение централизованного холодного питьевого водоснабжения двух поселков городского типа с общим населением свыше 8000 человек, социально – производственной инфраструктурой и социально значимыми объектами (лечебными, образовательными, административными учреждениями).
 

    Учитывая данные обстоятельства, принимая во внимание, что нарушений требований СанПиН № 2.1.4.1074-01 по микробиологическим, паразитологическим и радиологическим показателям в поставляемой Удорским филиалом ОАО «КТК» потребителям указанных выше населенных пунктов питьевой воде органами Роспотребнадзора не выявлено, удовлетворение указанного выше требование иска противоречит общественным интересам.
 

    В силу положений статьи 1065 Гражданского кодекса РФ суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам.
 

    Оценив все обстоятельства по делу, суд пришел к выводу, что иск территориального отдела в Усть-Вымском районе Управления Роспотребнадзора по Республике Коми является законным, обоснованным и подлежит удовлетворению в части.
 

    Согласно статье 103 ГПК РФ взысканию с ответчика в местный бюджет МР «Удорский» подлежит государственная пошлина, от уплаты которой истец при подаче иска освобожден, в размере <данные изъяты> рублей.
 

    Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ,
 

решил:
 

    Иск территориального отдела в Усть-Вымском районе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми удовлетворить в части.
 

    Признать действия ОАО «Коми тепловая компания» по оказанию потребителям п.г.т. Усогорск, п.г.т. Междуреченск коммунальной услуги холодного водоснабжения ненадлежащего качества незаконными.
 

    Обязать ОАО «Коми тепловая компания» обеспечить водоподготовку из поверхностных источников хозяйственно – питьевого водоснабжения п.г.т. Усогорск, п.г.т. Междуреченск с целью доведения качества питьевой воды в соответствие с нормативными значениями по цветности, мутности, окисляемости бихроматной, содержанию железа, установленными пунктами 3.4.3, 3.5 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения».
 

    Требование иска об обязании ОАО «Коми тепловая компания» прекратить противоправные действия по оказанию потребителем п.г.т. Усогорск, п.г.т. Междуреченск коммунальной услуги холодного водоснабжения ненадлежащего качества оставить без удовлетворения.
 

    Взыскать с ОАО «Коми тепловая компания» в пользу местного бюджета МР «Удорский» государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.
 

    Обязать ОАО «Коми тепловая компания» довести решение суда через средства массовой информации до сведения потребителей п.г.т. Усогорск, п.г.т. Междуреченск в течение 15 дней со дня вступления судебного решения в законную силу.
 

    Составление мотивированного решения отложить до 15 часов 25 октября 2014 года
 

    На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, с подачей жалобы через Удорский районный суд.
 

Судья -                             Д.А. Фищев
 

    Мотивированное решение составлено к 15 часам 25 октября 2014 года
 

Судья -                             Д.А. Фищев