РЕШЕНИЕ
 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 

    <адрес>     ДД.ММ.ГГГГ
 

    Турочакский районный суд Республики Алтай в составе: председательствующего Куюковой А.А., при секретаре Калининой О.В., с участием истцов Чибиековой Н.С., Чибиекова Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Чибиековой Н.С., Чибиекова Д.А. к Администрации МО «Турочакский район» о признании отказа № 2076 от 22 сентября 2014 года незаконным и обязании включить в списки граждан на получение единовременной материальной помощи в связи с чрезвычайной ситуацией,
 

УСТАНОВИЛ:
 

    Чибиекова Н.С., Чибиеков Д.А. обратились в суд с вышеуказанным иском к Администрации МО «Турочакский район» мотивируя тем, что проживают с ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>. Жилой дом представляет собой утепленное строение из кедрового леса, пригоден для постоянного круглогодичного проживания. ДД.ММ.ГГГГ в результате чрезвычайной ситуации природного характера - наводнения, вызванного выходом из берегов рек Пыжа, Чуря истцам был причинен материальный ущерб. Водой были смыты все посадки овощей, затоплены надворные постройки.
 

    В судебном заседании истцы Чибиекова Н.С., Чибиеков Д.А. поддержали исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, пояснили, что постоянно проживают по адресу <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ. Во время наводнения находились по месту проживания, комиссия Артыбашского сельского поселения 3 раза приезжала, осматривали домовладения, на земельном участке стояла вода 30 см., водой смыты все посадки, плодородный слой почвы, в доме воды не было, имущество в сохранности, и в связи с угрозой жизни их безопасности МЧС Турочакского района эвакуировала их в <адрес>.
 

    Ответчик Администрация МО «Турочакский район» в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, сведения об уважительных причинах неявки ответчика у суда отсутствуют.
 

    Суд, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения участников процесса, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика – Администрации МО «Турочакский район».
 

    Выслушав истцов, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
 

    В соответствии с пунктом "з" части 1 статьи 72 Конституции РФ осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
 

    Согласно пункту 1 статьи 18 ФЗ от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества, а в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Данное право основывается на гарантиях, закрепленных в статье 29 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 года № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении».
 

    Порядок, условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам РФ в соответствии с пунктом 1 статьи 18 названного Федерального закона, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
 

    Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2014 года № 110 «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее по тексту Правила), которые определяют порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее - резервный фонд) на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера (далее чрезвычайные ситуации), а также на осуществление компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями.
 

    Подпункты «г», «д» пункта 2 указанных Правил предусматривают, что бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральными органами исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека, оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество в размере 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество- 100 тыс. рублей на человека).
 

    Согласно пункта 11 указанных Правил для обоснования размеров запрашиваемых бюджетных ассигнований по мероприятиям, предусмотренным подпунктами «г», «д» пункта 2 настоящих Правил подготавливаются Список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи, согласно приложению №10, Список граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости, согласно приложению № 12.
 

    Согласно положений правил и указанным приложениям к этим правилам, в Списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации и граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с утратой ими имущества (имущества первой необходимости) в результате чрезвычайной ситуации и граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с утратой ими имущества (имущества первой необходимости) в результате чрезвычайной ситуации, включаются граждане, проживающие (зарегистрированные) по месту чрезвычайной ситуации.
 

    Распоряжением временно исполняющего обязанности Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай от 29 мая 2014 года № 315-р в Республике Алтай с 29 мая 2014 года введен режим чрезвычайной ситуации.
 

    Из постановления Правительства Республики Алтай от 06.06.2014 года №161 «Об утверждении Порядка предоставления гражданам, проживающим в населенных пунктах Республики Алтай, пострадавшим в результате наводнения, в мае- июне 2014 года, единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости» (в ред. от 23.06.2014 года № 177) следует, что пострадавшими в результате наводнения признаются граждане, проживающие в границах зоны чрезвычайной ситуации на территории соответствующего муниципального образования в Республике Алтай, определенной органом местного самоуправления в Республике Алтай в порядке, установленном федеральным законодательством.
 

    Из содержания вышеуказанных правовых положений в их взаимосвязи следует, что для признания за гражданином права на получение финансовой помощи необходима совокупность двух условий: гражданину должен быть причинен ущерб в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в результате крупномасштабного наводнения, а также гражданин должен постоянно проживать в населенном пункте, оказавшемся в зоне чрезвычайной ситуации.
 

    Из материалов дела следует, что 30 мая 2014 года на экстренном заседании КЧС Турочакского района было решено ввести на территории МО «Турочакский район» с 09 часов 00 минут 30 мая 2014 года режим «Чрезвычайная ситуация». 04 июня 2014 года на экстренном заседании КЧС Турочакского района решением комиссии на территории района с 04 июня 2014 года снят режим «Чрезвычайная ситуация».
 

    Данные обстоятельства установлены из протокола № 8 экстренного заседания КЧС по сложившейся паводковой обстановке на территории Турочакского района в связи с продолжающимися проливными дождями от 30.05.2014 года, протокола № 17 экстренного заседания КЧС по сложившейся паводковой обстановке на территории Турочакского района в связи с продолжающимися проливными дождями от 04.06.2014 года.
 

    Распоряжением № 123 главы Артыбашского сельского поселения от 02 июня 2014 года «О создании комиссии по оценке ущерба от чрезвычайной ситуации» на территории сельского поселения создана и утверждена комиссия по оценке материального ущерба, причиненного вследствие паводка, произошедшего в мае-июне 2014 года. Распоряжение вступило в силу с момента его принятия.
 

    Распоряжением главы администрации Артыбашского сельского поселения № 215 от 06.06.2014 года определены границы зоны подтопления территории Артыбашского сельского поселения Республики Алтай. Согласно данному распоряжению, в зону подтопления включено домовладение по адресу: <адрес>.
 

    Из Распоряжения «Об утверждении схемы расположения земельного участка <адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ главы Артыбашского сельской администрации следует, что Чибиекову Д.А. дано использование земельного участка из земель государственной собственности, расположенного по адресу: <адрес>, примерной общей площадью 2629 кв.м. для ведения личного подсобного хозяйства.
 

    Из пояснений истцов установлено, что на данном земельном участке ими построены жилой дом и надворные постройки, документы на стадии оформления.
 

    03 июня 2014 года комиссией муниципального образования «Артыбашское сельское поселение» проведено обследование земельного участка Чибиековых по адресу: <адрес> и составлен акт обследования, из которого следует, что смыло 20 соток плодородного слоя почвы, посадки картофеля, овощей, были подтоплены все хозяйственные постройки, находящиеся на земельном участке. Указанный акт подписан членами комиссии и утвержден главой администрации Артыбашского сельского поселения Семухиным А.Ю.
 

    Сведения, отраженные в акте, ответчиками не оспариваются.
 

    При обращении в администрацию МО «Турочакский район» Чибиековой Н.С. о включении в списки на оказание единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации в мае-июне 2014 года ей и членам ее семьи было отказано в связи с тем, что их адрес места жительства не попадает в границы зоны подтопления.
 

    Факт того, что домовладение истцов пострадало в результате чрезвычайной ситуации, имевшей место на территории МО «Артыбашское сельское поселение» в мае-июне 2014 года, суд считает доказанной, исходя из пояснений истцов и Распоряжения главы Артыбашской сельской администрации № 215 от 06.06.2014 года..
 

    Однако в данном споре юридически значимыми обстоятельствами являются не только установление факта причинения вреда жилому помещению в результате паводка (наводнения), а также факта постоянного проживания в зоне подтопления.
 

    В соответствии со ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает, местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.
 

    Согласно статье 1 Закона РФ от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" каждый гражданин России имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
 

    Из копии паспортов граждан РФ следует, что Чибиекова Н.С. и Чибиеков Д.А. зарегистрированы <адрес>.
 

    Из представленных истцами справок сельской администрации Артыбашского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ следуют, что Чибиекова Н.С. и Чибиеков Д.А. зарегистрированы <адрес>, а фактически проживают с ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>.
 

    Данные факты подтверждаются также пояснениями истцов и Актом обследования частного жилого помещения, поврежденного в результате весеннего паводка от ДД.ММ.ГГГГ года.
 

    С учетом установленных в судебном заседании обстоятельств, свидетельствующих о том, что истцы Чибиекова Н.С. и Чибиеков Д.А. фактически проживают по адресу: <адрес>, вошедшему в зону подтопления, и их домовладение пострадало от наводнения, суд считает, что истцы являются лицами, пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации – паводка, имевшего место в конце мая - начале июня 2014 года на территории Республики Алтай, в частности муниципального образования «Артыбашское сельское поселение» Турочакского района Республики Алтай и признает за ними право на включение в списки пострадавших от чрезвычайной ситуации на получение единовременной материальной помощи.
 

    Часть 1 ст. 212 ГПК РФ предусматривает право суда по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.
 

    Истцами заявлено требование об обращении решения к немедленному исполнению в связи с тем, что они необоснованно не включены в список пострадавших на получение необходимой помощи, что в свою очередь влечет нарушение прав истцов на получение финансовой помощи от государства.
 

    Ввиду высокой социальной значимости рассматриваемого дела, в целях восстановления прав, свобод и интересов истцов, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, учитывая сокращенные сроки формирования Списков граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи, в результате чрезвычайной ситуации, руководствуясь положениями ст. 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд полагает настоящее решение суда обратить к немедленному исполнению.
 

    На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
 

РЕШИЛ:
 

    Исковые требования Чибиековой Н.С., Чибиекова Д.А. к Администрации МО «Турочакский район» о признании отказа № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и обязании включить в списки граждан на получение единовременной материальной помощи в связи с чрезвычайной ситуацией удовлетворить.
 

    Признать отказ администрации МО «Турочакский район» Республики Алтай № 2076 от 22 сентября 2014 года о не включении Чибиекову Н.С, Чибиекова Д.А. в списки граждан, пострадавших от чрезвычайной ситуации, на получение единовременной материальной помощи незаконным.
 

    Обязать Администрацию МО «Турочакский район» включить Чибиекову Н.С, Чибиекова Д.А. в списки граждан, пострадавших от чрезвычайной ситуации, на получение единовременной материальной помощи.
 

    Решение суда в части возложения обязанности на администрацию МО «Турочакский район» включить Чибиекову Н.С, Чибиекова Д.А. в списки граждан, пострадавших от чрезвычайной ситуации, на получение единовременной материальной помощи, обратить к немедленному исполнению.
 

    Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение 30 дней со дня его принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Турочакский районный суд.
 

    Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
 

    Судья А.А. Куюкова