Дело № 2-551/2014
 

РЕШЕНИЕ
 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 

    ДД.ММ.ГГГГ                 <адрес>    
 

    Турочакский районный суд Республики Алтай в составе:
 

    председательствующего судьи Албанчиновой К.В.,
 

    при секретаре Вайзингер М.В.,
 

    с участием представителя истца Зубовой Г.И., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
 

    представителя ответчика Кащеевой О.Н., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Зубовой Е.С. к администрации МО «Турочакский район» о признании незаконным отказа во включении в список жилых помещений, подлежащих капитальному ремонту, жилого дома, пострадавшего от чрезвычайной ситуации и обязании включить жилой дом в список жилых помещений, подлежащих капитальному ремонту,
 

УСТАНОВИЛ:
 

    Зубова Е.С. обратилась в суд с иском к администрации МО «Турочакский район» о признании отказа № от ДД.ММ.ГГГГ во включении жилого дома, пострадавшего в результате чрезвычайной ситуации, в список жилых помещений, подлежащих капитальному ремонту, незаконным и обязании включить жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, в списки на капитальный ремонт жилых помещений, пострадавших вследствие чрезвычайной ситуации.
 

    В обоснование требований указано, что с июля 2011 года истец проживает в жилом доме по адресу: <адрес>, принадлежащем ей на праве собственности. Жилой дом представляет собой утепленное одноэтажное строение из бревен, пригодное для постоянного проживания в течение года. В ночь на ДД.ММ.ГГГГ в результате чрезвычайной ситуации природного характера – наводнения, вызванного выходом из берегов реки Бия, жилой дом был затоплен на высоту 40 см выше уровня пола. В результате были повреждены половые лаги, размыт общий фундамент дома и фундамент печи, развалена и унесена водой часть веранды, пострадало имущество первой необходимости. Межведомственная комиссия при администрации МО «Турочакский район» в акте обследования жилого дома № от ДД.ММ.ГГГГ, зафиксировав неудовлетворительное техническое состояние конструкций дома: сколы и трещины в фундаменте, продуваемость и растрескивание древесины стен, прогибы балок и настилов перекрытий, пришла к выводу о том, что жилой дом нуждается лишь в текущем ремонте, и что его повреждения вызваны не последствиями паводка в мае-июне 2014 года, а длительной небрежной эксплуатацией объекта. Заместитель начальника отдела архитектуры и градостроительства Синкин В.В. – член комиссий, проводивших осмотр домовладения истца, имеющий профессиональное образование и длительный опыт работы в области архитектуры, изложил свое особое мнение в акте обследования помещения № от ДД.ММ.ГГГГ о том, что ее дом нуждается в капитальном ремонте, и что состояние его конструкции усугублено именно паводком. Несмотря на это, Администрацией МО «Турочакский район» истцу отказано во включении ее жилого дома, пострадавшего в результате чрезвычайной ситуации, в список жилых помещений, подлежащих капитальному ремонту.
 

    Истец Зубова Е.С., надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, причины уважительности неявки суду не сообщила, ходатайств об отложении дела не заявила.
 

    Суд, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения участников процесса, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.
 

    Представитель истца Зубова Г.И. в судебном заседании поддержала исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, поясняла что вывод межведомственной комиссии при Администрации МО «Турочакский район» в акте обследования жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ о его небрежной эксплуатации является субъективным, так как есть свидетели того, что в доме ремонтировалась система отопления в 2012 году, и в январе 2014 был проведен косметический ремонт внутренних помещений дома. Конструкции дома до паводка находились в удовлетворительном состоянии. На данный момент требуется восстановление фундамента дома и печи, половых лаг, стен. Несмотря на очевидные факты, подтверждающие необходимость капитального ремонта жилого дома истца, пострадавшего в наводнении, Администрация Турочакского района отказала во включении жилого дома в список жилых помещений, подлежащих капитальному ремонту. Зубова Е.С. в настоящее время проживает в <адрес>, в общежитии, своего жилья у нее нет. По адресу: <адрес>, живут Масловы, которые следят за квартирой, оплату за проживание не вносят, Зубова Е.С. попросила их пожить в доме, сделать текущий ремонт, провести сварочные работы, посадить огород. Никакой договор с ними не заключался. В связи с наводнением Зубова Е.С. получила 110 000 рублей, на эти деньги покупали столбы, прожильник, немного дров, пиломатериал на опалубку дома, но этих денег им не хватило.
 

    Представитель ответчика – администрации МО «Турочакский район» Кащеева О.Н. в судебном заседании исковые требования не признала, поясняла что для того, чтобы собственник попал в списки на получение мер социальной поддержки в виде денежных средств на проведение капитального ремонта жилого помещения, он должен быть собственником данного жилого помещения, не иметь другого жилья и должен лично либо через своего представителя подать заявление о выплате денежных средств на проведение капитального ремонта в администрацию сельского поселения. От Зубовой Е.С. такое заявление не поступало. По Турочакскому сельскому поселению в список жилых помещений, нуждающихся в капитальном ремонте, попало 7 домов. В указанное количество жилой дом Зубовой Е.С. не вошел. Обследование жилого помещения Зубовой Е.С. проводилось членами межведомственной комиссии, назначенной Постановлением Главы администрации МО «Турочакский район»: Суртаевой Г.В., Менькушевой Т.П., с участием Масловых, которые указали, что живут в этом доме по договору найма. Комиссия вынесла заключение о том, что жилой дом пригоден для проживания и нуждается в проведении текущего ремонта. Дом старый, он построен, согласно техническому паспорту, в 1965 году. Члены комиссии, имеющие высшее образование, единогласно проголосовали за необходимость текущего ремонта. Синкин В.В. в обследовании жилого дома не участвовал. Комиссия выезжала на <адрес>, по заявлению о проведении обследования. В заявлении на включение жилого дома в списки на капитальный ремонт должна быть другая информация: кто собственник, сколько членов семьи, общая площадь жилого помещения, пострадавшего вследствие наводнения, и кому нужно перечислить денежные средства. Законом предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа во включении жилых помещений в списки на капитальный ремонт, в данном случае основанием явилось отсутствие решения администрации о необходимости капитального ремонта. В связи с этим полагает, что администрация МО «Турочакский район» отказала истцу законно.
 

    Выслушав представителя истца, представителя ответчика, свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
 

    В соответствии с пунктом "з" части 1 статьи 72 Конституции РФ осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
 

    Согласно пункту 1 статьи 18 ФЗ от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества, а в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Данное право основывается на гарантиях, закрепленных в статье 29 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 года № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении».
 

    В соответствии с п. п. 7, 33 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 47 от 28.01.2006, признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях на основании оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям.
 

    Основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.
 

    Согласно п. 42 и п. 45 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания. Для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения следующие документы:
 

    а) заявление о признании помещения жилым помещением или жилого помещения непригодным для проживания и (или) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
 

    б) копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
 

    в) в отношении нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением - проект реконструкции нежилого помещения;
 

    г) заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, - в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
 

    д) заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения - в случае, если в соответствии с абзацем третьим пункта 44 настоящего Положения предоставление такого заключения является необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям;е) заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания - по усмотрению заявителя.
 

    Из изложенного следует, что мера социальной поддержки в виде выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта поврежденных жилых помещений может быть предоставлена гражданам только при совокупности следующих условий: в отношении жилого помещения должно быть принято решение о признании его непригодным для проживания, гражданин должен быть собственником жилого помещения и не иметь в собственности другого жилого помещения, пригодного для проживания.
 

    Судом установлено, что Зубова Е.С. является собственником жилого дома и земельного участка по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права №, № от ДД.ММ.ГГГГ. Истец зарегистрирована по указанному адресу с ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствует отметка в паспорте серии №, выданном <адрес> на имя Зубовой Е.С.
 

    Согласно техническому паспорту жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ, составленному Турочакским производственным участком филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по Республике Алтай, жилой дом по адресу: <адрес>, построенный в 1965 году, представляет собой бревенчатое строение, состоящее из двух комнат, кухни и коридора.
 

    Распоряжением временно исполняющего обязанности Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай от 29 мая 2014 года № 315-р в Республике Алтай с 29 мая 2014 года введен режим чрезвычайной ситуации.
 

    30 мая 2014 года на экстренном заседании КЧС Турочакского района на территории МО «Турочакский район» с 09 часов 00 минут также введен режим чрезвычайной ситуации. Данное обстоятельство установлено из протокола № 8 экстренного заседания КЧС по сложившейся паводковой обстановке на территории Турочакского района в связи с продолжающимися проливными дождями от 30.05.2014 года.
 

    В соответствии с распоряжением главы Турочакского сельского поселения Турочакского района № 381 от 04.06.2014 года «Об определении зон подтопляемых территорий Турочакского сельского поселении в период паводка в мае-июне 2014 года» все участки, расположенные на четной стороне <адрес> включительно включены в зону подтопления.
 

    01 июня 2014 года комиссией муниципального образования «Турочакское сельское поселение» проведен осмотр жилого дома по <адрес>, попавшего в зону затопления, и составлен акт осмотра, из которого следует, что жилой дом был затоплен на высоту 40 см выше уровня пола, мебель, имущество находились в воде, стена веранды развалена, унесена потоком воды, унесло ограждение на длину 90 метров, сруб 4х4 м., хоз. постройки разрушены, частично унесены потоком воды, унесло кедровый лес 60 м3, был полностью затоплен земельный участок. Заключение комиссии: собственников и проживающих (зарегистрированных) по данному адресу признать пострадавшими в результате ЧС, в связи с полной утратой имущества (имущества первой необходимости). Акт подписан членами комиссии, заверен печатью Турочакской сельской администрации.
 

    Письмом председателя комиссии и.о. первого заместителя главы администрации МО «Турочакский район» Кергилова А.П. № 1949 от 11 сентября 2014 года Зубовой Е.С. было сообщено об отказе во включении указанного жилого дома в список жилых помещений, подлежащих капитальному ремонту. Основанием для отказа явилось то, что при визуальном осмотре жилого дома межведомственной комиссией при Администрации МО «Турочакский район» не были выявлены разрушения, вызванные последствием паводка от сильных ливневых дождей, прошедших в мае – июне 2014 года на Территории Турочакского района.
 

    Согласно приказу Госстроя РФ от 13.12.2000 N 285 "Об утверждении Типовой инструкции по технической эксплуатации тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения" капитальным ремонтом признается ремонт, выполняемый для восстановления технических и экономических характеристик объекта до значений, близких к проектным, с заменой или восстановлением любых составных частей.
 

    Текущим ремонтом признается ремонт, выполняемый для поддержания технических и экономических характеристик объекта в заданных пределах с заменой и (или) восстановлением отдельных быстроизнашивающихся составных частей и деталей.
 

    Согласно имеющегося в материалах дела акта обследования помещения № от 23 июня 2014 года, межведомственной комиссией, назначенной Постановлением Главы администрации МО «Турочакский район» № 311 от 10 июня 2014 года, проведено обследование жилого дома Зубовой Е.С. по адресу <адрес>, по заявлению представителя Зубовой Е.С. - Зубовой Г.И. В результате обследования комиссия, установив неудовлетворительное техническое состояние жилого дома: наличие сколов и трещин в фундаменте, продуваемость и растрескивание древесины стен, прогибы балок и настилов перекрытий, пришла к заключению, что индивидуальный жилой дом с учетом состояния его несущих и ограждающих конструкций пригоден для постоянного проживания. При визуальном осмотре жилого дома комиссией не выявлены разрушения, вызванные последствием паводка от сильных ливневых дождей, прошедших в мае-июне 2014 года на территории района. В акте также указано, что неудовлетворительное техническое состояние связано с длительной, небрежной эксплуатацией объекта и дает возможность привести жилой дом в состояние, пригодное для постоянного проживания, при условии проведения текущего ремонта. Акт подписан всеми членами комиссии, ниже подписей имеется рукописная запись: «Особое мнение: дом нуждается в капитальном ремонте, состояние конструкций усугублено паводком», удостоверенная подписью одного из членов комиссии - Синкина В.В.
 

    Данный акт истцом не оспорен, не признан недействительными, отраженные в нем сведения соответствуют обстоятельствам дела, установленным в судебном заседании, в связи с чем суд принимает Акт обследования № от 23 июня 2014 года, составленный в отношении жилого дома истца, поскольку он составлен компетентными лицами и в соответствии с действующим законодательством, оснований подвергать сомнению достоверность сведений, изложенных в них, у суда отсутствуют.
 

    Допрошенный в судебном заседании свидетель Маслов К.Н. пояснил, что он проживает по адресу: <адрес>. Во время паводка вода зашла в дом примерно на 40 см, подмыло лагу, которая держит несущую стену, были смыты постройки, пиломатериал, который был приобретен Зубовой Е.С. для ремонта дома. Подмыло тумбы, центральная лага лопнула, стены дома повело, подмыло баню. После наводнения они навели порядок и продолжают проживать в указанном доме, по просьбе собственника жилого дома Зубовой Е.С. присматривают за ним.
 

    Свидетель Синкин В.В. - начальник отдела архитектуры администрации МО «Турочакский район», в судебном заседании пояснил, что он был в составе комиссии сельской администрации по определению ущерба от наводнения, 1-3 июня 2014 года объезжал подтопленные дома по <адрес>, с ним были члены комиссии: Вялкова, Мушина. Дом был закрыт, по стенам дома было заметно подтопление на 25-40 см., дом старый, он обследовал его снаружи, вовнутрь не заходил. ДД.ММ.ГГГГ в составе межмуниципальной комиссии на обследование жилого дома Зубовой Е.С. он не выезжал. Полагает, что дом должно обследовать БТИ, должна быть составлена дефектная ведомость, он сам не уполномочен давать заключение по вопросу о необходимости капитального или текущего ремонта. С выводами комиссии он согласен, но имеет свое мнение о том, что дому необходим капитальный ремонт, поскольку дом старый и его состояние может усугубиться паводком.
 

    Оценивая показания данных свидетелей, суд считает, что они согласуются с материалами дела.
 

    Таким образом, суд считает установленным тот факт, что принадлежащий истцу жилой дом пострадал в результате чрезвычайной ситуации - наводнения, имевшего место на территории муниципального образования «Турочакский район» в мае-июне 2014 года. Представитель истца Зубова Г.И. в судебном заседании подтвердила, что Зубова Е.С. была включена в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости, ею получены денежные средства в общей сумме 110 000 рублей. Данное обстоятельство ответчиком не оспаривалось.
 

    Согласно ч.1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
 

    Между тем, доказательства того, что жилому дому истца требуется капитальный ремонт для восстановления его эксплуатационных характеристик, а также что необходимость ремонта вызвана повреждение жилого дома в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением, истцом не представлены и в материалах дела отсутствуют.
 

    Ходатайство о проведении судебной строительно-технической экспертизы с целью определения необходимости проведения капитального ремонта в отношении жилого дома истца в ходе рассмотрения дела заявлено не было.
 

    В обоснование исковых требований истцом представлены в суд фотографии, приобщенные к материалам дела, на которых запечатлены отдельные фрагменты деревянного строения, однако указанные фотографии непригодность жилого дома истца для проживания и необходимость проведения капитального ремонта не подтверждают.
 

    Согласно ч.3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
 

    С учетом изложенного суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Зубовой Е.С. о признании незаконным отказа администрации МО «Турочакский район» во включении жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, в список жилых помещений, подлежащих капитальному ремонту и возложении на ответчика обязанности включить жилой дом в указанный список.
 

    На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
 

РЕШИЛ:
 

    В удовлетворении исковых требований Зубовой Е.С. к администрации МО «Турочакский район» о признании незаконным отказа во включении жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, в список жилых помещений, подлежащих капитальному ремонту, и обязании включить жилой дом в список жилых помещений, подлежащих капитальному ремонту, отказать.
 

    Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Турочакский районный суд Республики Алтай.
 

    Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
 

    Судья К.В. Албанчинова