Дело № 2-522/2014
 

РЕШЕНИЕ
 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 

    ДД.ММ.ГГГГ                <адрес>
 

    Турочакский районный суд Республики Алтай в составе: председательствующего Куюковой А.А., при секретаре Белозеровой И.Г., с участием заявителя Бокарева Н.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Бокарева Н.Ф. о признании отказа МО «Турочакское сельское поселение» Турочакского района № 481 от 27.06.2014 года незаконным и обязании администрацию МО «Турочакский район» Республики Алтай включить в списки граждан на оказание единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества,
 

УСТАНОВИЛ:
 

    Бокарев Н.Ф. обратился в суд с вышеуказанным заявлением, мотивируя требования тем, что ему на праве собственности принадлежит жилой дом и земельный участок, находящиеся по адресу: <адрес>. Его дом вошел в границы зоны чрезвычайной ситуации, при обращении в сельскую администрацию Турочакского сельского поселения ему было отказано в связи с тем, что его регистрация не совпадает с адресом подтопления. В связи со стихийным бедствием ему причинен ущерб. В этой связи заявитель просит признать отказ сельской администрации Турочакского сельского поселения незаконным и обязать администрацию МО «Турочакское сельское поселение» включить в списки граждан на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи за полностью утраченное имущество.
 

    ДД.ММ.ГГГГ заявителем подано заявление об уточнении требований, в котором в качестве заинтересованного лица им указана администрация МО «Турочакский район» и окончательно заявитель просил признать отказ администрации МО «Турочакское сельское поселение» № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и обязать администрацию МО «Турочакский район» включить его в списки граждан на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи за полностью утраченное имущество.
 

    В силу ст.39 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.
 

        Заявитель Бокарев Н.Ф. в судебном заседании поддержал уточненные требования, пояснил, что имеет в <адрес> в собственности жилой дом, который попал в зону подтопления. В свободное время от работы он на выходные дни, в период отпуска приезжает в <адрес> отдохнуть. В результате наводнения ему причинен крупный ущерб, находящиеся в доме имущество было полностью утрачено. Считает, что он как собственник должен быть признан пострадавшим в результате наводнения и включен в список на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи за полностью утраченное имущество, независимо от места проживания и регистрации.
 

    Представитель администрации МО «Турочакское сельское поселение» просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
 

    Администрация МО «Турочакский район», надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, в суд представителя не направила, и не просила о рассмотрении дела без ее участия.
 

    Суд, с учетом мнения сторон, на основании ч. 3 и ч.5 ст. 167 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей администрации МО «Турочакский район», МО «Турочакское сельское поселение».
 

    Участвовавшая в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ представитель администрации МО «Турочакский район» Кащеева О.Н., действующая на основании доверенности заявленные требования не признала, пояснила, что заявитель постоянно не проживает на территории Турочакского сельского поселения, поэтому не имеет права быть включенным в списки на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи за полностью утраченное имущество.
 

    Выслушав заявителя, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
 

    В соответствии с пунктом "з" части 1 статьи 72 Конституции РФ осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
 

    Согласно пункту 1 статьи 18 ФЗ от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право: на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций; на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций.
 

        Согласно п. 1 ст. 18 ФЗ от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества, а в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Данное право основывается на гарантиях, закрепленных в статье 29 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 года № 3-фкз «О чрезвычайном положении».
 

    Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам РФ в соответствии с пунктом 1 статьи 18 названного Федерального закона, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
 

        Постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 года № 110 «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее по тексту Правила), которые определяют порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее – резервный фонд) на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера (далее чрезвычайные ситуации), а также на осуществление компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями.
 

    Подпункты «г», «д» пункта 2 указанных Правил предусматривают, что бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральными органами исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека, оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество в размере 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество- 100 тыс. рублей на человека).
 

        Согласно пункта 11 указанных Правил для обоснования размеров запрашиваемых бюджетных ассигнований по мероприятиям, предусмотренным подпунктами «г», «д» пункта 2 настоящих Правил подготавливаются Список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи, согласно приложению №10, Список граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости, согласно приложению № 12.
 

    Согласно положений правил и указанным приложениям к этим правилам, в Списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации и граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с утратой ими имущества (имущества первой необходимости) в результате чрезвычайной ситуации и граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с утратой ими имущества (имущества первой необходимости) в результате чрезвычайной ситуации, включаются граждане, проживающие (зарегистрированные) по месту чрезвычайной ситуации.
 

        Распоряжением временно исполняющего обязанности Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай от 29 мая 2014 года № 315-р в Республике Алтай с 29 мая 2014 года введен режим чрезвычайной ситуации.
 

        Из постановления Правительства Республики Алтай от 06.06.2014 года № 161 «Об утверждении Порядка предоставления гражданам, проживающим в населенных пунктах Республики Алтай, пострадавшим в результате наводнения в мае- июне 2014 года, единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости» (в ред. от 23.06.2014 года № 177) следует, что пострадавшими в результате наводнения признаются граждане, проживающие в границах зоны чрезвычайной ситуации на территории соответствующего муниципального образования в Республике Алтай, определенной органом местного самоуправления в Республике Алтай в порядке, установленном федеральным законодательством. Гражданам, пострадавшим в результате наводнения в мае – июне 2014 года за счет средств резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий предоставляется единовременная материальная помощь в размере 10 тысяч рублей на человека.
 

    Из содержания вышеуказанных правовых положений в их взаимосвязи следует, что для признания за гражданином права на получение единовременной материальной и финансовой помощи необходима совокупность двух условий: гражданину должен быть причинен ущерб в результате крупномасштабного наводнения, а также гражданин должен постоянно проживать в населенном пункте, оказавшемся в зоне чрезвычайной ситуации.
 

    Из материалов дела следует, что 30 мая 2014 года на экстренном заседании КЧС Турочакского района было решено ввести на территории МО «Турочакский район» с 09 часов 00 минут 30 мая 2014 года режим «Чрезвычайная ситуация». 04 июня 2014 года на экстренном заседании КЧС Турочакского района решением комиссии на территории района снят режим «Чрезвычайная ситуация».
 

    Данные обстоятельства установлены из протокола № 8 экстренного заседания КЧС по сложившейся паводковой обстановке на территории Турочакского района в связи с продолжающимися проливными дождями от 30.05.2014 года, протокола № 17 экстренного заседания КЧС по сложившейся паводковой обстановке на территории Турочакского района в связи с продолжающимися проливными дождями от 04.06.2014 года.
 

    Во исполнении решения комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций МО «Турочакское сельское поселение» № 14/2 от 02.06.2014 года главой Турочакского сельского поселения Турочакского района издано Распоряжение за № 381 от 04.06.2014 года «Об определении зон подтопляемых территорий Турочакского сельского поселении в период паводка в мае-июне 2014 года», которым все участки с № по № по <адрес> включены в зону подтопления.
 

    Судом установлено, что Бокарев Н.Ф. является собственником жилого дома и земельного участка, находящиеся по адресу: <адрес>. Жилой дом имеет общую площадь 30,4 кв.м., в том числе жилой 18,5 кв.м. Земельный участок, площадью 1124 кв.м., назначение: земли поселений, с кадастровым номером №.
 

    Данные обстоятельства установлены из свидетельств о государственной регистрации права серии № от ДД.ММ.ГГГГ, и пояснений заявителя.
 

    В результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории <адрес> Республики Алтай в мае-июне 2014 года жилой дом и земельный участок Бокарева Н.Ф. включены в зону затопления.
 

    Согласно акта обследования частного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ Турочакского сельского поселения, в результате ЧС наводнения, произошедшего в мае-июне 2014 года, составленного комиссионно, по адресу <адрес> жилой дом пострадавшего Бокарева Н.Ф. был затоплен выше уровня пола на 100 см., повреждена мебель, бытовая техника, отделка в доме, потоком воды свалило беседку, унесены пиломатериал 2 м3, ограждение длиной 50 м., снесен туалет.
 

    Заключение комиссии: имущество первой необходимости утрачено полностью.
 

    При обращении в администрацию сельского поселения «Турочакское сельское поселение» с заявлением о возмещении материальных затрат в связи с тем, что его дом пострадал в зоне чрезвычайной ситуации произошедшей в мае-июне 2014 года на территории Турочакского сельского поселения района Республики Алтай, извещением главы Турочакского сельского поселения исх. № 481 от 27.06.2014 года Бокареву Н.Ф. было отказано во включении в список на возмещение материальных затрат, произошедших вследствие чрезвычайной ситуации, так как на момент подтопления его регистрация не совпадает с адресом подтопления (л.д.3).
 

    Заявитель считает, что администрация МО «Турочакский район» должна включить список на получение необходимой помощи, поскольку он все свободное время от работы проживает по указанному адресу, его земельный участок включен в зону подтопления, в результате наводнения им нанесен реальный ущерб.
 

    Однако, по мнению суда данные доводы являются несостоятельными по следующим основаниям.
 

    В соответствии со ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает, местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.
 

    Согласно статье 1 Закона РФ от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" каждый гражданин России имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
 

    В силу статьи 3 приведенного Закона, а также пункта 4 Постановления Правительства РФ от 17 июля 1995 года N 713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию", регистрационный учет по месту жительства и по месту пребывания вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
 

    Таким образом, по смыслу приведенных норм закона, местом жительства гражданина не может служить место, где гражданин пребывает временно.
 

    В данном разрешаемом споре, обязательным условием для признания лица пострадавшим в связи с чрезвычайной ситуацией для выплаты единовременной материальной помощи и компенсации за утрату имущества первой необходимости, является постоянное проживание и регистрация гражданина в жилом помещении в границах зоны затопления (подтопления), установленных правовыми актами органов местного самоуправления.
 

        Однако из пояснений истца установлено, что он постоянно проживает в <адрес>, сохраняет регистрацию по адресу <адрес>, где у него проживает его семья, он отдельно проживает на съемной квартире по <адрес>, часть личных вещей находятся по месту постоянного проживания, работает начальником службы безопасности Горно-Алтайского регионального филиала ОАО «Российский сельскохозяйственный банк». Приезжает в <адрес> в свободное время от работы или во время отпуска.
 

        Постоянное проживание заявителя в <адрес> подтверждаются и другими доказательствами.
 

    По данным паспорта гражданина Российской Федерации, Бокарев Н.Ф. зарегистрирован по адресу: <адрес>.
 

    Из копии трудовой книжки № Бокарева Н.Ф. от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ДД.ММ.ГГГГ принят в Горно-Алтайский региональный филиал ОАО «Российский сельскохозяйственный банк» на должность ведущего специалиста, ДД.ММ.ГГГГ переведен на должность начальника службы безопасности филиала, где и по настоящее время работает.
 

    Из пояснений заявителя установлено, что у него 40- часовой недельный график работы, с выходными днями суббота и воскресенье.
 

    О постоянном проживании заявителя в <адрес> свидетельствуют и показания свидетелей – соседей заявителя.
 

    Свидетель Бедарев В.Ф. показал, что заявитель постоянно проживает в <адрес>, приезжает в <адрес> на выходные дни, в летний период, зимой ездит редко, за домом присматривает он. Во время чрезвычайной ситуации заявитель находился в <адрес>.
 

    Свидетель Бедарева Л.А. также показала, что Бокарев Н.Ф. постоянно проживает в <адрес>, приезжает в основном на выходные дни и в период отпуска, за домом присматривает ее супруг.
 

    Таким образом, установлено, что заявитель постоянно не проживает на территории Турочакского сельского поселения.
 

    Представленную заявителем справку сельской администрации Турочакского сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ суд не принимает во внимание, поскольку изложенные в нем сведения о проживании заявителя в <адрес> опровергаются пояснениями самого заявителя и свидетелей и в соответствии с требованиями законодательства, предоставление финансовой помощи в связи с утратой имущества осуществляется только в случае установления факта постоянного проживания гражданина в момент чрезвычайной ситуации в границах зоны затопления.
 

    В этой связи, учитывая, что единовременная материальная помощь и компенсация за утрату имущества, выплачиваются гражданам, постоянно проживающим и зарегистрированным в жилых домах в границах зоны затопления, в то время как Бокарев Н.Ф. постоянно не проживает на территории Турочакского сельского поселения, то он не может быть признан постоянно проживающим, либо проживающим на момент наводнения в доме, и быть признанным пострадавшими от наводнения, и соответственно, включен в списки граждан пострадавших в результате чрезвычайной ситуации в виде единовременной материальной помощи и финансовой помощи за полностью утраченное имущество первой необходимости.
 

    В соответствии со ст.ст. 56, 57 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
 

    Доводы истца о том, что он собственник недвижимого имущества в связи с наводнением понес убытки, утратил имущество первой необходимости, поэтому ему полагается единовременная и финансовая помощь за полностью утраченное имущество судом не принимаются, поскольку сам по себе факт утраты в результате наводнения имущества, при не проживании в зоне наводнения основанием для признания пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации и включении в списки граждан, пострадавших в результате наводнения, являться не может.
 

    При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что заявитель Бокарев Н.Ф. постоянно не проживает на территории Турочакского сельского поселения Республики Алтай, суд отказывает ему в удовлетворения заявленных требований.
 

    На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
 

РЕШИЛ:
 

    В удовлетворении требований Бокареву Н.Ф. о признании отказа администрации МО «Турочакское сельское поселение» <адрес> № от 27.06.2014 года незаконным и обязании администрацию МО «Турочакский район» Республики Алтай включить в списки граждан на оказание единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества отказать.
 

    Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение 30 дней со дня его принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Турочакский районный суд.
 

    Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
 

    Судья А.А. Куюкова