Дело № 2-501/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Турочакский районный суд Республики Алтай в составе: председательствующего Куюковой А.А., при секретаре Ефремовой А.П., с участием истца и законного представителя несовершеннолетних Сухочевой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Сухочевой Н. В., Гусевой Т. Ю., Гусева С. Ю., Сухочева Г. Ю. к администрации МО «Турочакское сельское поселение», Администрации МО «Турочакский район» о признании отказа администрации МО «Турочакское сельское поселение» № 675 от 22 августа 2014 года о невключении в списки граждан на получение единовременной материальной помощи и обязании администрации МО «Турочакский район» включить в списки граждан на получение единовременной материальной помощи вследствие чрезвычайной ситуации,
УСТАНОВИЛ:
Сухочева Н.В., действуя в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Гусевой Т.Ю., Гусева С.Ю., Сухочева Г.Ю., обратилась в суд с указанным иском, мотивируя тем, что ей на праве собственности принадлежит земельный участок по адресу: <адрес>. Она со своей семьей проживает по адресу: <адрес>, а на указанном земельном участке ведет хозяйственную деятельность – садит огород. ДД.ММ.ГГГГ в результате чрезвычайной ситуации природного характера – наводнения, вызванного выходом из берегов реки Бия, ее земельный участок был полностью затоплен, пострадал урожай (картофель, свекла, морковь), однако администрацией МО «Турочакское сельское поселение» истцам было отказано во включении в списки граждан на получение единовременной материальной помощи по тому основанию, что их регистрация не совпадает с зоной подтопления.
В судебном заседании истец Сухочева Н.В. поддержала исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, пояснила, что она со своими детьми: Гусевой Т.Ю., Гусевым С.Ю., Сухочевым Г.Ю. в течение двух лет проживает по <адрес> в жилом доме, оставшемся после смерти ее отца, а по <адрес> ей принадлежит только земельный участок, она там садит огород. В результате наводнения в мае 2014 года данный земельный участок был затоплен, пострадал урожай, в связи с чем она считает, что имеет право на получение единовременной материальной помощи.
Ответчики – Администрация МО «Турочакское сельское поседение», Администрация МО «Турочакский район» надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, своих представителей в судебное заседание не направили, сведения об уважительных причинах неявки суду не представили, о рассмотрении дела в их отсутствие не просили.
Суд, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения истца, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчиков.
Участвовавшая в предыдущем судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ представитель ответчика - Администрации МО «Турочакский район» Кащеева О.Н., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала.
Выслушав истца, свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом "з" части 1 статьи 72 Конституции РФ осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 18 ФЗ от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества, а в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Данное право основывается на гарантиях, закрепленных в статье 29 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 года № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении».
Порядок, условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам РФ в соответствии с пунктом 1 статьи 18 названного Федерального закона, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2014 года № 110 «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее по тексту Правила), которые определяют порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее - резервный фонд) на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера (далее чрезвычайные ситуации), а также на осуществление компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями.
Подпункты «г», «д» пункта 2 указанных Правил предусматривают, что бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральными органами исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека, оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество в размере 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество- 100 тыс. рублей на человека).
Согласно пункта 11 указанных Правил для обоснования размеров запрашиваемых бюджетных ассигнований по мероприятиям, предусмотренным подпунктами «г», «д» пункта 2 настоящих Правил подготавливаются Список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи, согласно приложению №10, Список граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости, согласно приложению № 12.
Согласно положений правил и указанным приложениям к этим правилам, в Списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации и граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с утратой ими имущества (имущества первой необходимости) в результате чрезвычайной ситуации, включаются граждане, проживающие (зарегистрированные) по месту чрезвычайной ситуации.
Распоряжением временно исполняющего обязанности Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай от 29 мая 2014 года № 315-р в Республике Алтай с 29 мая 2014 года введен режим чрезвычайной ситуации.
Из постановления Правительства Республики Алтай от 06.06.2014 года №161 «Об утверждении Порядка предоставления гражданам, проживающим в населенных пунктах Республики Алтай, пострадавшим в результате наводнения, в мае- июне 2014 года, единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости» (в ред. от 23.06.2014 года № 177) следует, что пострадавшими в результате наводнения признаются граждане, проживающие в границах зоны чрезвычайной ситуации на территории соответствующего муниципального образования в Республике Алтай, определенной органом местного самоуправления в Республике Алтай в порядке, установленном федеральным законодательством.
Из содержания вышеуказанных правовых положений в их взаимосвязи следует, что для признания за гражданином права на получение финансовой помощи необходима совокупность двух условий: гражданину должен быть причинен ущерб в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в результате крупномасштабного наводнения, а также гражданин должен постоянно проживать в населенном пункте, оказавшемся в зоне чрезвычайной ситуации.Из материалов дела следует, что 30 мая 2014 года на экстренном заседании КЧС Турочакского района было решено ввести на территории МО «Турочакский район» с 09 часов 00 минут 30 мая 2014 года режим «Чрезвычайная ситуация». 04 июня 2014 года на экстренном заседании КЧС Турочакского района решением комиссии на территории района с 04 июня 2014 года снят режим «Чрезвычайная ситуация».
Данные обстоятельства установлены из протокола № 8 экстренного заседания КЧС по сложившейся паводковой обстановке на территории Турочакского района в связи с продолжающимися проливными дождями от 30.05.2014 года, протокола № 17 экстренного заседания КЧС по сложившейся паводковой обстановке на территории Турочакского района в связи с продолжающимися проливными дождями от 04.06.2014 года.
Во исполнении решения комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций МО «Турочакское сельское поселение» № 14/2 от 02.06.2014 года главой Турочакского сельского поселения Турочакского района издано Распоряжение за № 381 от 04.06.2014 года «Об определении зон подтопляемых территории Турочакского сельского поселении в период паводка в мае-июне 2014 года», в соответствии с которым в зону подтопления включены следующие улицы <адрес>, а также все участки, расположенные на четной стороне улицы с <адрес> включительно, <адрес>.
Судом установлено, что истец Сухочева Н.В. является собственником земельного участка площадью 907 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, на основании свидетельства о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно справке администрации МО «Турочакское сельское поселение» № от ДД.ММ.ГГГГ, Сухочева Н. В. зарегистрирована по адресу: <адрес>, и имеет следующий состав семьи: Гусев С. Ю., ДД.ММ.ГГГГ рождения – <данные изъяты>, Гусева Т. Ю., ДД.ММ.ГГГГ рождения – <данные изъяты>, Сухочев Г. Ю., ДД.ММ.ГГГГ рождения – <данные изъяты>. Наличие родственных отношений между указанными лицами подтверждается свидетельствами о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ на имя Сухочева Г.Ю., № от ДД.ММ.ГГГГ на имя Гусева С.Ю., № от ДД.ММ.ГГГГ на имя Гусевой Т.Ю.
Данные обстоятельства установлены в судебном заседании из материалов дела, пояснений истцов, и сторонами не оспариваются.
ДД.ММ.ГГГГ комиссией муниципального образования «Турочакское сельское поселение» произведен осмотр земельного участка по адресу: <адрес>, и составлен акт обследования, из которого следует, что в результате выброса грунтовых вод огород был затоплен, посадки овощей уничтожены. Акт подписан членами комиссии, заверен печатью Турочакской сельской администрации.
Суд принимает Акт установления последствий подтопления в результате выброса грунтовых вод от ДД.ММ.ГГГГ, составленный в отношении принадлежащего истцу земельного участка, поскольку он составлен компетентными лицами и в соответствии с действующим законодательством, оснований подвергать сомнению достоверность сведений, изложенных в нем, у суда отсутствуют. Истец Сухочева Н.В. в судебном заседании подтвердила, что изложенные в нем сведения правдивые, земельный участок был подтоплен, пострадали посадки овощей.
Ответом главы администрации МО «Турочакское сельское поселение» № 675 от 22 августа 2014 года на заявление Сухочевой Н.В. было сообщено, что она и члены ее семьи не включены в списки на оказание единовременной материальной помощи вследствие чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории МО «Турочакское сельское поселение» 29-30 мая 2014 года, в связи с тем, что регистрация истцов не совпадает с зоной подтопления.
В данном разрешаемом споре обязательным условием для признания лиц пострадавшими в связи с чрезвычайной ситуацией для выплаты единовременной материальной помощи является постоянное проживание и регистрация граждан в жилом помещении в границах зоны затопления (подтопления), установленных правовыми актами органов местного самоуправления.
Из искового заявления, пояснений истца и материалов дела установлено, что Сухочева Н.В. и ее несовершеннолетние дети Гусева Т.Ю., Гусев С.Ю., Сухочев Г.Ю. постоянно проживают по адресу: <адрес>.
Данное обстоятельство в судебном заседании подтвердила свидетель Куршева О.В. – сестра Сухочевой Н.В., которая пояснила, что истцы проживают в <адрес>, в доме, который принадлежал отцу Сухочевой Н.В. и достался ей по наследству.
Суд признает показания указанного свидетеля правдивыми, поскольку они согласуются с иными следованными в ходе рассмотрения дела доказательства. Оснований не доверять данным показаниям у суда не имеется.
В соответствии со ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает, местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.
Согласно статье 1 Закона РФ от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" каждый гражданин России имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
В силу статьи 3 приведенного Закона, а также пункта 4 Постановления Правительства РФ от 17 июля 1995 года N 713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию", регистрационный учет по месту жительства и по месту пребывания вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
Таким образом, по смыслу приведенных норм закона, местом жительства гражданина не может служить место, где гражданин пребывает временно.
В этой связи, учитывая, что единовременная материальная помощь выплачивается гражданам, постоянно проживающим и зарегистрированным в жилых домах в границах зоны затопления, в то время как истцы не проживают и не зарегистрированы по адресу <адрес>, то они не могут быть признаны пострадавшими от наводнения и соответственно, включены в списки граждан для получения единовременной материальной помощи вследствие чрезвычайной ситуации.
Объективных и достаточных доказательств утраты личного имущества и предметов первой необходимости в результате наводнения, имевшего место на территории Турочакского сельского поселения, истцами в суд также не представлено. Из пояснений истца установлено, что по адресу: <адрес> у нее имеется лишь земельный участок, все их вещи и иное имущество находятся по <адрес>.
При данных обстоятельствах отсутствуют правовые основания для удовлетворения исковых требований Сухочевой Н.В., Гусевой Т.Ю., Гусева С.Ю., Сухочева Г.Ю.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Сухочевой Н. В., Гусевой Т. Ю., Гусеву С. Ю., Сухочеву Г. Ю. к администрации МО «Турочакское сельское поселение», Администрации МО «Турочакский район» о признании отказа администрации МО «Турочакское сельское поселение» № от ДД.ММ.ГГГГ о невключении в списки граждан на получение единовременной материальной помощи и обязании администрации МО «Турочакский район» включить в списки граждан на получение единовременной материальной помощи вследствие чрезвычайной ситуации отказать.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья А.А. Куюкова