дело 2- 398/2014 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации

     26 сентября 2014 года                                                         г.Трубчевск
 

    Трубчевский районный суд Брянской области             
 

    в составе:                                                            
 

    председательствующего, судьи Небуко В.А.,
 

    при секретаре Антоновской Н.М.,
 

    с участием:
 

    истца Денисова Г.А.,
 

    представителя ГУ УПФ в Трубчевском районе Милютина А.В.,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Денисова Г.А. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Трубчевском муниципальном районе (далее: УПФ в Трубчевском районе) о признании отказа в назначении пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию незаконным и возложении обязанности по назначению пенсии,
 

УСТАНОВИЛ:
 

    Истец обратился в суд с иском к УПФ в Трубчевском районе о признании отказа в назначении ему пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию незаконным и возложении обязанности по назначению пенсии. При этом истец ссылается на то, что он в период времени со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, в течение которого отбывал исправительные работы, работал в <адрес>, территория которого в указанный период являлась зоной с льготным социально-экономическим статусом. ДД.ММ.ГГГГ истцу исполнилось 57 лет и он ДД.ММ.ГГГГ обратился в УПФ в <адрес> с заявлением о назначении пенсии по возрасту с уменьшением возраста на 3 года на основании ст.34 Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», но получил отказ. Просит суд обязать ответчика назначить ему пенсию по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию на 3 года со дня его обращения за указанной пенсией.
 

            В обоснование своих требований истец в суде пояснил, что в период времени со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он по приговору Трубчевского народного суда отбывал наказание в виде исправительных работ с отчислением в доход государства 20% заработной платы. Отбывал наказание по месту работы в «Сельхозхимии» <адрес>, территория которого в указанный период являлась зоной с льготным социально-экономическим статусом в результате аварии на ЧАЭС. Поскольку территория его места работы в указанный период являлась зоной с льготным социально-экономическим статусом, он считает, что имеет право на уменьшение возраста на три года, так как срок его постоянной работы на указанной территории, с учетом включения в данный срок спорного периода, составляет более 9 лет.
 

    Представитель УПФ РФ в <адрес> Милютин А.В., действующий по доверенности, иск считает необоснованным, мотивируя свое мнение тем, что согласно положению о порядке назначения и выплаты государственных пенсий гл.VIII (Исчисление стажа), п.109 параграфа 37 абз.1 время отбывания исправительных работ не включается в общий трудовой стаж независимо от места их отбывания и, следовательно, истец не имеет права на назначение пенсии с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 3 года. Право истца на уменьшение общеустановленного пенсионного возраста на 2 года на основании ст.34 Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», он признает, так как период работы Денисова Г.А. на территории зоны с льготным социального-экономическим статусом составляет 8 лет 2 месяца 5 дней.
 

    Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к нижеследующему.
 

    Так согласно записи в трудовой книжки истца за №7, последний в период со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отбывал наказание в виде исправительных работ без лишения свободы.
 

    Как следует из содержания приговора <адрес> народного суда от ДД.ММ.ГГГГ, вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ года, Денисову Г.А. назначено 2 года исправительных работ в <адрес>ном объединении «Сельхозхимия» без конфискации имущества с удержанием 20% заработной платы в доход государства.
 

    Справкой администрации <адрес> подтверждается, что сельскохозяйственный кооператив «Трубчевсксельхозхимия» <адрес>, Трубчевское РО «Сельхозхимия», СХПК «Трубчевск сельхозхимия» располагались по адресу: <адрес>.
 

    Заявлением в УПФ в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается факт обращения истца в установленном законом порядке в УПФ в <адрес> с заявлением и необходимыми документами за назначением пенсии.
 

    Согласно протоколу № от ДД.ММ.ГГГГ заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ в <адрес>, в назначении государственной пенсии по старости Денисову Г.А. в соответствии со ст.34 ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации в следствие катастрофы на Чернобыльской АЭС отказано, поскольку согласно положению о порядке назначения и выплаты государственных пенсий гл.VIII (Исчисление стажа), п.109 параграфа 37 абз.1: «время отбывания исправительных работ не включается в общий трудовой стаж независимо от места их отбывания». Таким образом, право на трудовую пенсию по старости со снижением пенсионного возраста на 3 года Денисов Г.А. не имеет. Период работы на территории зоны с льготным социального-экономическим статусом Денисова Г.А. составляет 8 лет 2 месяца 5 дней.
 

    В соответствии со ст.7 Федерального Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 года общеустановленный возраст, определяющий пенсию по возрасту для мужчин, составляет 60 лет.
 

    Согласно п.8 ст.13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 18.06.1992 года с изменениями и дополнениями, внесёнными Федеральным Законом №179 ФЗ от 24.11.1995 года, к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
 

    Пенсионное обеспечение указанных категорий граждан регулируется разделом IV "Пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы" названного Закона, а также Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". Согласно его статье 10, устанавливающей условия назначения пенсий гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей, пенсия по старости гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, назначается при наличии трудового стажа не менее 5 лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
 

    В соответствии со ст.34 вышеуказанного закона, гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, пенсия по возрасту назначается с уменьшением возраста выхода на пенсию на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на три года в общей сложности.
 

    Первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная ст.34 Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по ДД.ММ.ГГГГ независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой зоны (территории) или до принятия решения Правительства РФ об изменении границ зон радиоактивного загрязнения (примечание к ст.35 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»).
 

    Распоряжением Совета министров РФ №557-р от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> был отнесен к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
 

    Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> исключен из перечня населенных пунктов, находящихся в границах проживания с льготным социально-экономическим статусом с ДД.ММ.ГГГГ.
 

    По смыслу п.8 ст.13 Закона необходимым и обязательным условием реализации права на назначение пенсии в соответствии со ст.34 является постоянное проживание или работа в течение 1-го года, 4-х и 9-ти лет на территории зон с льготным статусом. В случае выезда гражданина с загрязненной территории на другое место жительства, территория которого не подверглась радиационному воздействию в результате аварии на ЧАЭС и последующего его возвращения на прежнее постоянное место жительства, гражданин действительно утрачивает право на назначение пенсии в вышеуказанном порядке.
 

    Подобное толкование п.8 ст.13 Закона подтверждается п.4 Разъяснения Министерства труда и социального развития РФ № от ДД.ММ.ГГГГ года, из которого следует, что гражданам, проживающим (проживавшим), работающим (работавшим) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на ЧАЭС, в стаж, дающий право на пенсию по возрасту с уменьшением возраста, в соответствии со ст.31-37 Закона, включается время постоянного проживания или работы граждан населенных пунктов, расположенных в зонах радиоактивного загрязнения в период действия Перечня населенных пунктов, утвержденных соответствующими Постановлениями Правительства РФ. Следовательно, правом на назначение пенсии обладают и граждане, которые постоянно проживали или работали на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению в период времени от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по ДД.ММ.ГГГГ и дополнительно последующие 4 или 8 лет.
 

    Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на пенсионное обеспечение устанавливаются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
 

    Согласно пункту 1 статьи 10 данного Закона в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
 

    По правилам части первой статьи 3 названного Закона право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
 

    Пунктом 1 статьи 13 Закона предусмотрено, что при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
 

    Согласно пункту 4 статьи 13 Закона правила подтверждения страхового стажа устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
 

    В соответствии с Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года N 555, основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (пункт 6).
 

    Согласно правилу, которое устанавливалось статьей 94 Исправительно-трудового кодекса РСФСР, действовавшего в спорный период, время отбывания исправительных работ без лишения свободы в общий трудовой стаж осужденного не засчитывалось.
 

    Однако при условии добросовестной работы и примерного поведения в период отбывания исправительных работ без лишения свободы это время могло быть включено в общий трудовой стаж лица, отбывающего наказание, на основании определения суда в порядке, который устанавливался статьей 368 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР.
 

    Законом Российской Федерации от 12 июня 1992 N 2988-1 "О внесении изменений и дополнений в Исправительно-трудовой кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР" часть 4 статьи 94 Исправительно-трудового кодекса РСФСР изложена в новой редакции, согласно которой время отбывания исправительных работ засчитывается в общий трудовой стаж.
 

    Согласно Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 12 июня 1992 N 2989-1 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации от 12 июня 1992 года N 2988-1" указанный Закона (в частности новая редакция части 4 статьи 94 ИТК РСФСР) вводится в действие с момента его опубликования.
 

    При этом ни сам Закон Российской Федерации от 12 июня 1992 г. N 2988-1, ни Постановление Верховного Совета Российской Федерации о порядке введения в действие указанного Закона Российской Федерации, не содержат указаний о придании Закону обратной силы.
 

    Из чего следует вывод, что время отбывания исправительных работ без лишения свободы подлежит безусловному включению в общий трудовой стаж осужденного в том случае, когда этот период работы имел место после вступления в силу Закона Российской Федерации от 12 июня 1992 г. N 2988-1, а именно, после 21 июля 1992 г. - даты официального опубликования настоящего Закона.
 

    До указанной даты Законом требовалось наличие соответствующего судебного постановления, выносимого в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством.
 

    Проанализировав приведенные нормы права, суд установил, что исправительные работы по приговору суда истец отбывал с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, то есть в период действия прежней редакции части 4 статьи 94 ИТК РСФСР, для решения вопроса о включении времени отбывания исправительных работ в общий трудовой стаж в порядке статьи 368 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР истец в суд не обращался и соответствующее судебное постановление судом не принималось. В связи с чем у истца отсутствует необходимый стаж работы на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом для назначения пенсия по возрасту с уменьшением возраста выхода на пенсию на 3 года в соответствии со ст.34 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
 

    При этом не имеет правового значения неосведомленность истца о возможности обращения в суд для решения указанного вопроса в порядке ранее действовавшей статьи 368 УПК РСФСР.                      
 

            Общий период постоянной работы истца в зоне с льготным социально-экономическим статусом составляет 8 лет 2 месяца 5 дней, в связи с чем истец имеет права на назначение пенсии с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на два года.
 

    Следовательно, истцу пенсия по старости не может быть назначена со снижением пенсионного возраста на 3 года.
 

    На основании изложенного, суд отказывает в удовлетворении требований Денисова Г.А.
 

            Руководствуясь ст.ст.194-197 ГПК РФ, суд
 

РЕШИЛ:
 

    В удовлетворении исковых требований Денисова Г.А. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Трубчевском муниципальном районе о назначении пенсии по старости с уменьшением пенсионного возраста на 3 года в соответствии с Законом РФ от 15.05.1991 N 1244-1 (ред. от 21.12.2013) «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», отказать.
 

            Решение в течение месяца может быть обжаловано в Брянский областной суд с подачей жалобы через Трубчевский районный суд.
 

 

    Председательствующий:                                        Небуко В.А.