Дело № 2-269/2014
 

Р Е Ш Е Н И Е
 

Именем Российской Федерации
 

    р.п. Торбеево 17 октября 2014 г.
 

    Торбеевский районный суд Республики Мордовия в составе председательствующего судьи Байшева А.К.,
 

    с участием представителя заявителя Юнусова С.С. - Виканова А.М.,
 

    инспектора межрайонного отдела Управления Федеральной миграционной службы России по Республике Мордовия /УФМС России по Республике Мордовия/ в Зубово-Полянском районе Шичкиной Т.А.,
 

    представителя Управления Федеральной миграционной службы России по Республике Мордовия Антошкиной Е.В.,
 

    при секретаре Шеркуновой О.Н.,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Юнусова С.С. о признании решения о депортации незаконным,
 

у с т а н о в и л:
 

    Юнусов С.С. обратился в Торбеевский районный суд Республики Мордовия с жалобой о признании решения инспектора межрайонного отдела УФМС России по Республике Мордовия в Зубово-Полянском районе Шичкиной Т.А. от 29 сентября 2014 о его депортации незаконным.
 

    В жалобе указал, что он является лицом без гражданства. 8 февраля 2011 года Министерством юстиции Российской Федерации вынесено распоряжение № 651-рн о нежелательности его пребывания в Российской Федерации сроком до 1 октября 2022 года. 1 октября 2014 года он освободился из мест лишения свободы, его сразу арестовали сотрудники ФМС и поместили в СУВСИГ в г. Рузаевка, где он находится в настоящее время. 29 сентября 2014 года в отношении него указанным должностным лицом принято решение о депортации в Киргизию, с которым он не согласен, так как не является гражданином Киргизии, у него там нет своего жилья, нет родственников, нет места работы, он не знает киргизского языка, у него нет документа, подтверждающего личность на территории Киргизии. Его не пустят через таможню без документов. В посольстве Киргизии в России его адвокату пояснили, что документ, подтверждающий личность, ему выдан не будет, так как он не является гражданином Киргизии. У него есть постоянное место жительства в <адрес> у матери, которая является гражданкой России, <...>, и за ней нужен постоянный уход, что является основанием для прекращения депортации. Более того, решение о депортации вынесено спустя 3 года и 8 месяцев после вынесения распоряжения о нежелательности его пребывания в Российской Федерации, то есть в нарушение сроков. Кроме того, решение о депортации не подписано должностным лицом, вынесшим решение.
 

    Исходя из вышеизложенного, просит суд признать решение о депортации от 29 сентября 2014 года, вынесенное в отношении него инспектором межрайонного отдела УФМС России по Республике Мордовия в Зубово-Полянском районе Шичкиной Т.А., незаконным.
 

    В судебном заседании представитель Юнусова С.С. Виканов А.М. жалобу поддержал по изложенным в ней основаниям. Кроме того пояснил, что решение о депортации должен принимать не специалист, а начальник Управления Федеральной миграционной службы по представлению, которого в данном случае не было. В 2011 году Юнусов С.С. получал решение о нежелательности пребывания в Российской Федерации, подписывал его, но не предал этому значения.
 

    Инспектор межрайонного отдела Управления Федеральной миграционной службы России по Республике Мордовия в Зубово-Полянском районе Шичкина Т.А. и представитель Управления Федеральной миграционной службы России по Республике Мордовия Антошкина Е.В. с жалобой не согласились, считают решение от 29 сентября 2014 года законным. Антошкина Е.В. пояснила, что при вынесении Минюстом решения о нежелательности пребывания на территории Российской Федерации они обязаны вынести решение о депортации. То есть в данном случае может быть обжаловано решение о нежелательности пребывания, а не их решение о депортации, которое вынесено на основании решения Минюста.
 

    Свидетель ФИО1 показала, что с января 1994 года они с сыном Юнусовым С.С. проживали в <адрес>, там работали. В 1999 году сына осудили. Она в 2005 году сделала гражданство, является гражданкой России. В Киргизии у них никого нет, по национальности сын - крымский татарин, киргизский язык не знает.
 

    Заслушав пояснения участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
 

    Согласно статье 398 ГК Российской Федерации иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные организации, международные организации имеют право обращаться в суды в Российской Федерации для защиты своих нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов.
 

    Статья 254 ГПК Российской Федерации предоставляет гражданину, который считает, что его права, свободы и законные интересы нарушены решениями, действиями (бездействием) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, право на обращение с соответствующим заявлением в суд.
 

    В соответствии со статьей 255 ГПК Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых в том числе нарушены права и свободы гражданина либо созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.
 

    Из материалов дела усматривается, что Юнусов С.С. является лицом без гражданства, уроженец Киргизской ССР /л.д. 5-8.
 

    29 сентября 2014 года инспектором межрайонного отдела УФМС России по Республике Мордовия на основании пункта 11 статьи 31 Федерального закона от 25 июля 2002 года №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» вынесено решение о депортации Юнусова С.С. ввиду того, что 8 февраля 2011 в отношении заявителя Министерством юстиции Российской Федерации принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина, подлежащего освобождению из мест лишения свободы.
 

    Не согласившись с решением от 29 сентября 2014 года, Юнусов С.С. обратился в Торбеевский районный суд с настоящей жалобой.
 

    В соответствии с частью 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
 

    Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации).
 

    Конституция Российской Федерации гарантирует иностранным гражданам и лицам без гражданства признание в Российской Федерации их прав в сфере семейной жизни, охраны здоровья и защиты от дискриминации при уважении достоинства личности, права на судебную защиту согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.
 

    В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 2 марта 2006 года №55-О, исходя из общих принципов права, установление ответственности за нарушение порядка пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации и, соответственно, конкретной санкции, ограничивающей конституционные права граждан, должно отвечать требованиям справедливости, соразмерности конституционно закрепленным целям, а также отвечать характеру совершенного деяния.
 

    В силу положений статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.
 

    Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также отношения между иностранными гражданами с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности, урегулированы Федеральным законом от 25 июля 2002 года №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
 

    Нормы этого Закона распространяются и на лиц без гражданства, если иное не вытекает из законодательства Российской Федерации, и включают конституционный, гражданско-правовой, административно-правовой и уголовно-правовой аспекты.
 

    В соответствии с пунктом 11 статьи 31 закона №115-ФЗ в случае, если федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами юстиции, в отношении иностранного гражданина, находящегося в местах лишения свободы, вынесено решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, указанное решение в течение трех дней со дня его вынесения направляется в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции, который принимает решение о депортации данного иностранного гражданина либо в случае наличия международного договора Российской Федерации о реадмиссии, который затрагивает данного иностранного гражданина, решение о его реадмиссии.
 

    Исполнение решения о депортации указанного иностранного гражданина осуществляется после отбытия данным иностранным гражданином наказания, назначенного по приговору суда /пункт 12 статьи 31 Закона.
 

    8 февраля 2011 года Министерство юстиции Российской Федерации, рассмотрев документы о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации Юнусова С.С., осужденного 27 апреля 2000 года Верховным Судом Республики Мордовия по совоукупности преступлений, предусмотренных пунктами «ж, з» части 2 статьи 105, пунктом «в» части 3 статьи 162 и части 1 статьи 226 УК Российской Федерации к 14 годам 10 месяцам лишения свободы, содержащегося в ФКУ ИК №4 УФСИН России по Республики Мордовия, принимая во внимание, что пребывание указанного лица на территории Российской Федерации создает реальную угрозу общественному порядку, правам и законным интересам граждан Российской Федерации на основании части 3 статьи 25.10 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» признало пребывание (проживание) в Российской Федерации Юнусова С.С. нежелательным на срок до 1 октября 2022 года и обязало его покинуть территорию Российской Федерации /л.д. 9.
 

    Данное распоряжение Министерства юстиции Российской Федерации Юнусовым С.С. получено, в установленном порядке им не оспорено, что при рассмотрении дела в суде его представитель не отрицал.
 

    Обеспечение государственной безопасности как комплекс целенаправленной деятельности общественных и государственных институтов и структур по выявлению, предупреждению и противодействию различным угрозам безопасности граждан России, российского общества и государства, являясь одним из основных национальных интересов России, выступает одновременно обязательным и непременным условием эффективной защиты всех ее остальных национальных интересов.
 

    Право государства ограничивать пребывание на его территории иностранных граждан является одним из основных признаков суверенитета Российской Федерации. Данные положения в полной мере соответствуют нормам международного права.
 

    Так, пунктом 3 статьи 12 Международного пакта от 16 декабря 1966 года о гражданских и политических правах и пунктом 3 статьи 2 Протокола №4 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод определено, что право пребывания на территории суверенного государства может быть ограничено последним в случаях, предусмотренных законом, необходимых для охраны государственной (национальной) безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения либо прав и свобод других лиц.
 

    В силу положений статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
 

    Основываясь на вышеприведенных положениях закона № 115-ФЗ, а также принятом Министерством юстиции Российской Федерации решении о нежелательности пребывания (проживания) Юнусова С.С. на территории Российской Федерации, инспектором межрайонного отдела УФМС России по Республике Мордовия 29 сентября 2014 принято решение о депортации по отбытию лицом без гражданства срока наказания.
 

    В соответствии с решением Рузаевского районного суда РМ от 6 октября 2014 года, до исполнения решения УФМС России по Республике Мордовия о депортации Юнусов С.С. помещен в специальное учреждение временного содержания иностранных граждан УФСМ России по Республике Мордовия.
 

    Из вышеизложенного следует, что процедура рассмотрения вопроса о депортации Юнусова С.С. из Российской Федерации соблюдена, решение принято органом, уполномоченным принимать такие решения, для вынесения оспариваемого решения имелись достаточные основания. В судебном заседании представителем УФМС России по Республике Мордовия представлен оригинал оспариваемого решения, в котором имеется подпись лица, его составившего, а также подписи заместителя начальника УФМС России по Республике Мордовия и начальника УФМС России по Республике Мордовия, которыми согласовано и утверждено это решение.
 

    В связи с этим доводы в жалобе и пояснениях представителя заявителя в суде о том, что решение вынесено неправомочным лицом, не по представлению руководителя УФМС, с нарушением сроков, не подписано лицом, вынесшим решение, суд находит несостоятельными.
 

    Изложенные в жалобе доводы о незнании киргизского языка, отсутствии жилья в Киргизии, наличии больной матери, которая является гражданкой России, не являются основанием для отмены оспариваемого решения, так как само по себе наличие указанных обстоятельств не влечет в безусловном порядке признания решения о депортации нарушающим права Юнусова С.С. на семейную жизнь, поскольку оно принято с соблюдением закона.
 

    При таких обстоятельствах суд считает решение о депортации Юнусова С.С. законным, а его жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения.
 

    Руководствуясь статьями 194-199, 258 ГПК Российской Федерации, суд
 

    Р Е Ш И Л:
 

    Жалобу Юнусова С.С., в которой он просит признать незаконным решение о депортации от 29 сентября 2014 года, вынесенное в отношении него инспектором Межрайонного отдела УФМС России по Республике Мордовия Шичкиной Т.А., оставить без удовлетворения.
 

    Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в месяца со дня вынесения решения в окончательной форме через Торбеевский районный суд.
 

    Судья
 

    Мотивированное решение составлено 21 октября 2014 года.
 

    Судья