Дело № 2-308/2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р.п. Токаревка 23 октября 2014 г.
Токаревский районный суд тамбовской области в составе:
председательствующего суди Замараева В.А.
при секретаре Авдюховой Т.М.
с участием помощника прокурора Токаревского района Тамбовской области Осокина М.А.
рассмотрев гражданское дело по иску прокурора Токаревского района Тамбовской области в интересах неопределенного круга лиц к МУП «Авангард» Токаревского поселкового округа, администрации Токаревского района о признании незаконной деятельности по эксплуатации муниципальной свалки
установил:
Прокурор Токаревского района Тамбовской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к МУП «Авангард» Токаревского поселкового округа, администрации Токаревского района о признании незаконной деятельности по эксплуатации муниципальной свалки р.п. Токаревка, указывая, что в ходе проведения проверки соблюдения законодательства об обращении с отходами производства и потребления при эксплуатации свалки отходов МУП «Авангард» Токаревского поселкового округа были выявлены нарушения законодательства, регламентирующего порядок обращения с отходами.
Земельный участок, занятый муниципальной свалкой р.п. Токаревка, площадью 35000 кв.м. из земель, находящихся в государственной собственности, расположен за чертой границ населенного пункта р.п. Токаревка.
Согласно договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ указанный земельный участок является землями сельскохозяйственного назначения и переданы в аренду МУП «Авангард» для размещения свалки. Срок окончания аренды ДД.ММ.ГГГГ
Проверкой установлено, что подъездная дорога к свалке захламлена отходами, технология захоронения отходов не соблюдается, складирование отходов проводится бессистемно, не проводится послойное уплотнение отходов, промежуточное и окончательное перестилание инертным материалом. В течение длительного времени на свалке отсутствует техника. В настоящее время имеет место несанкционированное размещение отходов различных классов опасности с нарушением требований санитарных правил «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. СП 2.1.7.1038-01», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 21 мая 2003 г. №16.
МУП «Авангард» эксплуатировал свалку на основании лицензии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ №
В настоящий момент какой-либо организации, которой передано право на деятельность по обращению с отходами на территории Токаревского района не имеется.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ МУП «Авангард» заключил договора № и № с Мордовским поселковым МУП ЖКХ на вывоз твердых бытовых отходов на полигон в р.п. Мордово.
В настоящее время на площадке муниципальной свалки р.п. Токаревка происходит только временное складирование отходов для последующего вывоза в р.п. Мордово.
Лицензия на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса опасности МУП «Авангард» до настоящего времени не получена, законные основания использовать земельный участок для размещения свалки отсутствуют.
Однако, несмотря на то, что размещение отходов на землях сельскохозяйственного назначения запрещено, указанный земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения передан в аренду МУП «Авангард» для размещения свалки.
В целях охраны земель арендаторы обязаны производить рекультивацию нарушенных земель.
Поэтому прокурор просит признать незаконным договор аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения от ДД.ММ.ГГГГ г., заключенного администрацией Токаревского района и МУП «Авангард» Токаревского поселкового округа для размещения свалки, признать незаконным бездействие администрации Токаревского района, выразившееся в отсутствии контроля за размещением мусора на муниципальной свалке р.п. Токаревка, площадью 35000 кв.м., расположенной за чертой населенного пункта р.п. Токаревка, обязать МУП «Авангард» запретить эксплуатацию муниципальной свалки р.п. Токаревка и провести мероприятия по рекультивации указанной свалки.
В судебном заседании прокурор Осокин М.А. свои исковые требования поддержал и уточнил, просил признать незаконным бездействие администрации Токаревского района, выразившееся в отсутствии контроля за размещением мусора на муниципальной свалке р.п. Токаревка, площадью 35000 кв.м., расположенной за чертой населенного пункта р.п. Токаревка, обязать МУП «Авангард» запретить эксплуатацию муниципальной свалки р.п. Токаревка до момента получения лицензии по обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса опасности и провести мероприятия по рекультивации свалки.
Ответчик представитель МУП «Авангард» ФИО1. исковые требования не признал, пояснив, что в настоящее время МУП «Авангард» готовит пакет документов для получения лицензии, территория свалки обвалована, площадь свалки 3500 кв.м., ранее предоставленная в аренду входит в площадь 8500 кв.м., предоставленную им администрацией Токаревского района в аренду под свалку ДД.ММ.ГГГГ г., поэтому рекультивация участка не требуется, в настоящее время на свалке складируются лишь отходы V класса опасности.
Представитель администрации Токаревского района по доверенности ФИО2. исковые требования не признал, пояснив, что он не оспаривает того факта, что под свалку первоначально был выделен земельный участок сельскохозяйственного назначения и на момент предъявления иска у МУП «Авангард» отсутствовала лицензия, но не согласен с тем, что в результате эксплуатации свалки причинен какой-либо вред, поскольку никаких доказательств этому не представлено. Между МУП «Авангард» и администрацией Токаревского района ранее был заключен договор о предоставлении земельного участка, а также заключен новый договор. Поэтому они взаимодействуют с данной организацией в рамках договорных отношений и гражданского кодекса. В договорах аренды не указана обязанность администрации района по контролю за размещением мусора на муниципальной свалке. Нет таких полномочий и в законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Как и ранее предоставленный земельный участок, так и вновь предоставленный участок, хотя они и разные по площади, но совпадают по своему местоположению еще с «советских» времен использовался для размещения отходов. Выдвигая требования о рекультивации земель прокурор не учел схему территориального планирования. По этой схеме утвержденной Безукладовским сельским советом этот участок предназначен для размещения твердых бытовых отходов. Рекультивация нарушенных земель осуществляется для восстановления сельскохозяйственных, хозяйственных, водохозяйственных, строительных, рекреационных и других целей. Ни одна из этих целей со схемой территориального планирования не совпадает.
Представитель администрации Токаревского района по доверенности ФИО3 исковые требования не признал и пояснил, что в 2004 году администрацией района был утвержден проект строительства полигона под свалку на земельном участке, имеющем четыре карты, которые ранее использовались бывшим совхозом «Токаревский» для размещения жидких отходов от свинокомплекса. Все эти четыре карты ограждены земельным валом высотой более 2 м и огорожены дополнительным земельным валом. Таким образом, свалка имеет ограждение. В картах возгорание отходов не происходит. Недостатком является то, что население бесконтрольно вывозит мусор на свалку и сваливает его, где попало, в результате чего МУП «Авангард» вынужден постоянно приводить свалку в порядок.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Тамбовской области ФИО4 требования прокурора поддержал и пояснил, что факты нарушения МУП «Авангард» природоохранного законодательства нашли свое подтверждение. В течение 7 месяцев МУП «Авангард» работает без лицензии, не осуществляет мониторинг окружающей среды, за последние 3 года не представлено ни одного анализа воздуха, воды, почвы, не ведется учет поступающих отходов, полигон эксплуатируется ненадлежащим образом, не проводится послойное перестилание отходов, отработанная карта не законсервирована и она подлежит рекультивации.
Представитель третьего лица Управления по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области ФИО5. требования прокурора также поддержала, пояснив, что МУП «Авангард» может работать с V классом отходов без лицензии, но для этого надо провести лабораторные исследования отходов. Без лицензии МУП «Авангард» не имеет права осуществлять свою деятельность.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тамбовской области ФИО6. требования прокурора поддержал и пояснил, что Роспотребнадзор проводил проверку данного полигона 2 года назад и каково его состояние в настоящее время он не знает. Считает, что требования законодательства должны быть соблюдены и без лицензии МУП «Авангард» не может осуществлять свою деятельность.
Из пояснений свидетеля ФИО7 следует, что МУП «Авангард» обратилось в администрацию Токаревского района с заявлением о предоставлении земельного участка для размещения свалки. В этом году было проведено согласование по его размещению, актом выбора земельного участка был определен земельный участок, где ранее размещалась свалка, были проведены кадастровые работы, осуществлен перевод из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности, заключен договор аренды, который зарегистрирован в регистрационной палате.
Свидетель ФИО8 пояснил, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г. он работал <данные изъяты> в совхозе «Токаревский» на комплексе по откорму свиней. На территории комплекса имелись отстойники для сбора жидких отходов, которые впоследствии вывозились на поля. Отстойники представляют собой емкости из бетона, которые обвалованы землей. В настоящее время на местах расположения отстойников находится свалка.
Выслушав стороны, представителей третьих лиц, свидетелей, изучив материалы дела, суд считает, что иск подлежит удовлетворению частично.
В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с п.30 ст.12 ФЗ от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», лицензированию подлежит деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса опасности.
Как установлено в судебном заседании свалка твердых бытовых отходов (далее ТБО) находится на земельном участке, расположенном за чертой р.п. Токаревка, которая эксплуатируется с 2004 года.
Сбор и вывоз ТБО от населения осуществляет МУП «Авангард» Токаревского поселкового округа. Учредителем данного предприятия является Токаревский поселковый округ.
Свою деятельность МУП «Авангард» осуществлял на основании лицензии № по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов. Настоящая лицензия была предоставлена на срок до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Токаревского района и МУП «Авангард» был заключен договор аренды земельного участка для размещения свалки, по которому последнему был передан в аренду земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения площадью 35000 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>
Срок действия договора с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
По окончании срока действия лицензии ДД.ММ.ГГГГ МУП «Авангард» заключил с Мордовским поселковым МУП ЖКХ договор № на вывоз твердых бытовых отходов на полигон в р.п. Мордово. Срок действия договора с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г.
ДД.ММ.ГГГГ между МУП «Авангард» и Мордовским поселковым МУП ЖКХ был заключен аналогичный договор №. Срок его действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г.
По истечении указанного в договоре срока, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время МУП «Авангард» осуществляет свою деятельность без лицензии и без договорных отношений по обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса опасности.
Фактически ТБО на полигон в р.п. Мордово не вывозились, а происходит их временное складирование на площадке муниципальной свалки р.п. Токаревка.
Постановлением главы администрации Токаревского района от ДД.ММ.ГГГГ № было согласовано место размещения объекта «Площадка для складирования и утилизации твердых бытовых отходов» на земельном участке из земель сельскохозяйственного назначения с последующим его переводом в земли промышленности общей площадью 8,5 га, расположенном по адресу: <адрес> и утвержден акт выбора земельного участка.
ДД.ММ.ГГГГ постановлением главы администрации Тамбовской области № указанный земельный участок был переведен в земли промышленности.
ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Токаревского района и МУП «Авангард» был заключен договор аренды, по которому МУП «Авангард» был передан в аренду земельный участок площадью 85000 кв.м. из земель промышленности для размещения объекта «Площадка для складирования и утилизации твердых бытовых отходов». Срок аренды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г.
При этом судом установлено, что прежний земельный участок площадью 35000 кв.м., выделенный под свалку входит в общую площадь вновь выделенного участка площадью 85000 кв.м. объекта «Площадка для складирования и утилизации твердых бытовых отходов».
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что МУП «Авангард» в нарушение ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» незаконно осуществляет свою деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса опасности без лицензии.
В связи с чем суд считает, необходимым запретить МУП «Авангард» эксплуатацию муниципальной свалки твердых бытовых отходов р.п. Токаревка в части обращения с отходами I-IV класса опасности до получения МУП «Авангард» лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса опасности.
По утверждению ответчика, представителя МУП «Авангард» ФИО1 вывоз отходов в р.п. Мордово пока экономически нецелесообразен ввиду их незначительного объема, а собираемые предприятием в настоящее время отходы относятся к V классу опасности.
Указанные доводы ничем не подтверждаются, и опровергнуты пояснениями представителей (Росприроднадзора) ФИО4 и Управления по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области ФИО5
Прокурор просил признать незаконным бездействие администрации Токаревского района, выразившееся в отсутствии контроля за размещением мусора на муниципальной свалке р.п. Токаревка, площадью 35000 кв.м., расположенной за чертой населенного пункта р.п. Токаревка.
По мнению суда, такие требования являются необоснованными.
Согласно п.п.14 п.1 ст.15 ФЗ от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Аналогичная норма содержится и в п.2 ст.8 ФЗ от 24 июня 1998 г. № 98-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Администрацией Токаревского района в рамках предоставленных ей полномочий был произведен отвод земельного участка под свалку, впоследствии придан ему соответствующий правовой статус, заключен договор аренды земельного участка с МУП «Авангард». Свои отношения с МУП «Авангард» администрация Токаревского района строит в рамках заключенных договорных отношений.
Свои полномочия в части организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов администрация Токаревского района выполнила.
Вместе с тем ни нормы федерального законодательства, ни условия договора аренды земельного участка не предусматривают такой функциональной обязанности администрации муниципального района как контроль за размещением мусора на муниципальной свалке.
По мнению суда, такая обязанность прямо вытекает из деятельности МУП «Авангард» как предприятия эксплуатирующего свалку. Тем более, что в судебном заседании установлено, что за допущенные нарушения природоохранного законодательства при эксплуатации свалки МУП «Авангард» неоднократно подвергалось административным наказаниям.
Не может суд согласиться и с требованием прокурора о возложении на МУП «Авангард» обязанности по проведению рекультивации свалки по следующим основаниям.
В соответствии с п.3 Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы ( утв. Приказом Минприроды России и Роскомзема от 22 декабря 1995 г. №525/67), рекультивация нарушенных земель осуществляется для восстановления их для сельскохозяйственных, лесохозяйственных, водохозяйственных, строительных, рекреационных, природоохранных и санитарно-оздоровительных целей.
Из материалов дела следует, что первоначально в 2004 году администрацией Токаревского района был выделен под свалку земельный участок площадью 35000 кв.м. из земель сельскохозяйственного назначения. Хотя этот земельный участок формально и относился к указанной категории земель, однако фактически на нем были расположены очистные сооружения животноводческого комплекса бывшего совхоза «Токаревский» и для выращивания сельскохозяйственных растений и иных целей он не использовался. В настоящее время площадь земельного участка для размещения свалки увеличена до 85000 кв.м. и переведена в категорию земель промышленности. В данную площадь также входит и земельный участок площадью 35000 кв.м., который ранее был выделен под свалку. Таким образом, целевое назначение этого участка не изменилось.
Каких-либо доказательств того, что на этом земельном участке необходимо провести рекультивацию земли в целях, перечисленных в вышеуказанном приказе, прокурором не представлено.
Помимо того, рекультивация проводится по окончании стабилизации полигона, однако сведений о том, что окончилась стабилизация полигона или он закрыт, не имеется.
Руководствуясь ст.ст.194, 198 ГПК РФ, суд
решил:
Запретить МУП «Авангард» Токаревского поселкового округа эксплуатацию муниципальной свалки твердых бытовых отходов р.п. Токаревка в части обращения с отходами I-IV класса опасности до получения МУП «Авангард» лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса опасности.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья В.А.Замараев
Мотивированное решение составлено
27 октября 2014 г.
Судья В.А.Замараев