дело № 2-646/2014

    Р Е Ш Е Н И Е
 

    Именем Российской Федерации
 

    17 сентября 2014 года с. Тоцкое
 

    Тоцкий районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Образцовой Н.К.,
 

    при секретаре Савиной О.А.,
 

    с участием представителя истца Хлопкова В.А. - адвоката Болкуновой Н.А.,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хлопкова В. А. к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства Обороны Российской Федерации, Департаменту имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения МО РФ» о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
 

УСТАНОВИЛ:
 

    Хлопков В.А. обратился в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства Обороны Российской Федерации, Департаменту имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения МО РФ» о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
 

    В обоснование иска указано, что на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ Хлопкову В.А. на состав семьи была предоставлена квартира, расположенная по адресу: <адрес>. Кроме него в квартире проживает и зарегистрирована супруга Хлопкова Е.Е., которая не желает участвовать в приватизации. Указанная квартира не относится к числу служебных. Он никогда не участвовал в приватизации и желает приватизировать указанную квартиру. Действующим законодательством не урегулирован порядок реализации функций по передаче квартир, расположенных на территории военных городков в собственность граждан в порядке приватизации, в связи, с чем во внесудебном порядке реализовать свое законное право на приватизацию указанной квартиры он не имеет возможности и был вынужден обратиться в суд с данным заявлением.
 

    Просит признать за ним право собственности в порядке приватизации на жилое помещение – квартиру по адресу: <адрес>.
 

    В судебном заседании истец участия не принимал, о времени и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом, в адресованном суду заявлении просит рассмотреть дело в его отсутствие с участием представителя Болкуновой Н.А.
 

    В соответствии с п. 5 ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие истца, согласно поступившему заявлению.
 

    Представитель истца Болкунова Н.А. исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным в иске основаниям.
 

    Представители ответчиков – Министерства Обороны Российской Федерации, Федерального государственного казенного учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения Министерства Обороны Российской Федерации» и Федерального государственного казенного учреждения «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства Обороны Российской Федерации в судебном заседании участия не принимали. Ответчики о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом, заявлений и ходатайств не поступило.
 

    Третье лицо Хлопкова Е.Е., извещенная надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, предоставила суду заявления о рассмотрении дела в её отсутствие, в котором указала, что участвовать в приватизации квартиры не желает.
 

    Согласно п. 4 ст. 167 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие ответчиков и третьего лица.
 

    Отзывов и возражений по иску от ответчиков не поступило.
 

    Исследовав материалы гражданского дела, выслушав представителя истца, суд приходит к следующему выводу.
 

    В соответствии со ст. 35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности. Устанавливая право гражданина на жилище, государство в ст. 40 ч. 3 Конституции РФ предусмотрело предоставление жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов.
 

    В силу ст.11 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в РФ» каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда один раз.
 

    В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 04.07.1991 года № 1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
 

    В пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 года №8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» разъяснено, что, решая вопрос о правомерности отказа в приватизации жилого помещения, находящегося в ведомственном жилищном фонде, необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 18 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (в редакции Закона Российской Федерации от 23.12.1992 года) переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, проживающих в домах таких предприятий и учреждений, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья.
 

    В соответствии со ст.6 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда» от 04.07.1991 года №1541-1 (ред. от 16.10.2012) передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
 

    В судебном заседании бесспорно установлено, что истец зарегистрирован и проживает в квартире <адрес>, на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ, что также подтверждается выпиской из лицевого счета по данной квартире и выпиской из домовой книги.
 

    Таким образом, в соответствии со ст. 47 ЖК РСФСР на основании ордера у истца и членов их семьи возникло право на вселение и пользование жилым помещением, расположенного в государственном жилищном фонде.
 

    В соответствии со ст.50 ЖК РСФСР жилое помещение было предоставлено истцу в постоянное бессрочное пользование.
 

    В соответствии со статьями 50, 51 и 106 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего в период вселения в данную квартиру, составление договора найма жилого помещения в письменной форме в обязательном порядке не требовалось, заключение такого договора осуществлялось путем открытия на имя нанимателя финансового лицевого счета. С изменением гражданского законодательства и в соответствии с федеральным законом от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» с гражданами стали заключать договоры социального найма, сменившие ордера.
 

    Спорное жилое помещение относится к государственному жилищному фонду, является собственностью РФ в лице Министерства обороны РФ и находится в оперативном управлении ФГУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, в реестре муниципального имущества Тоцкого района Оренбургской области данное жилое помещение не значится.
 

    Согласно п.п. 1, 2 п/п «б, к» Постановления Правительства РФ от 29.12.2008г. № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
 

    Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций осуществляет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью находящегося в федеральной собственности имущества Вооруженных Сил Российской Федерации, выступает от имени Российской Федерации при государственной регистрации прав собственности Российской Федерации на имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организации и сделок с ним.
 

    В целях реализации указанных полномочий, создан Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, на который возложены функции по распоряжению федеральным имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций. Департамент имущественных отношений Минобороны России в соответствии с Положением, утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 апреля 2009 г. № 335, осуществляет реализацию указанных полномочий по управлению имуществом Минобороны России. Представитель Департамента жилищного обеспечения МО РФ – на территории Оренбургской области это уполномоченный орган Федеральное государственное казенное учреждение «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ (далее ТУИО). Учредителем ТУИО является Российская Федерация. Функции и полномочия учредителя в отношении всех ТУИО осуществляет Министерство обороны РФ.
 

    ТУИО непосредственно подчиняется Департаменту имущественных отношений Минобороны России.
 

    Таким образом, поскольку ТУИО создано для выполнения работ, оказания услуг, в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере учета, управления и распоряжения, а также контроля над использованием и сохранностью имущества Вооруженных Сил Российской Федерации, то, следовательно ФГКУ «ТУИО» является надлежащим ответчиком по делу.
 

    В соответствии со ст.4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда» от 04.07.1991 года №1541-1 (ред. от 16.10.2012) не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения.
 

    Распоряжением Правительства РФ №1779-р от 11.10.2011 года <адрес> исключено из перечня закрытых военных городков.
 

    Из архивной справки № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной <данные изъяты> следует, что в архивных фондах <данные изъяты> и «<данные изъяты>» в решениях исполнительного комитета и распоряжениях главы администрации за ДД.ММ.ГГГГ сведений по жилому помещению расположенному по адресу: <адрес> о включение его в число служебных помещений не имеется. Распоряжения главы района об изменение статуса жилых помещений <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ не издавались.
 

    В судебном заседании установлено, что истец на территории Российской Федерации имеет объекты недвижимости (квартиру и гараж), но по договору купли-продажи, следовательно, участия в приватизации жилья не принимал, что подтверждается уведомлениями из <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ и справками из <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ.
 

    Из уведомлений <данные изъяты>, справок формы ф-4, представленной <данные изъяты> установлено, что у истца отсутствуют права на объекты недвижимого имущества по праву приватизации на территории Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и домовладения (приватизированные квартиры) в <данные изъяты> за ним не значатся.
 

    Согласно ст. 217 Гражданского кодекса РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
 

    Статья 7 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда» от 04.07.1991 года №1541-1 (ред. от 16.10.2012) прямо устанавливает, что передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается. Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
 

    В соответствии со ст.4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда» от 04.07.1991 года №1541-1 (ред. от 16.10.2012) не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
 

    Квартира, в которой проживает истец, к таковым не относятся. Иных ограничений для проведения приватизации законом не предусмотрено. В связи с этим, никаких ограничений для приватизации квартиры <адрес>, в которой зарегистрирована и проживает истец, не имеется.
 

    Как установлено в судебном заседании истец не может воспользоваться своим правом на приватизацию, предоставленным им Законом РФ «О приватизации жилищного фонда» от 04.07.1991 года №1541-1 (ред. от 16.10.2012), поскольку ответчики уклоняются от оформления передачи квартиры в собственность граждан, так как не существует порядка передачи квартир в собственность граждан.
 

    Исходя из анализа исследованных в судебном заседании документов, и учитывая отсутствие какого-либо правового спора относительно принадлежности спорного жилого помещения, требования истца о признании права собственности на жилую квартиру в порядке приватизации подлежат удовлетворению.
 

    Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
 

РЕШИЛ
 

    исковые требования Хлопкова В. А. – удовлетворить.
 

    Признать на основании Закона РФ от 04.07.1991 года «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» право за Хлопковым В. А. на приватизацию квартиры <адрес>.
 

    Признать за Хлопковым В. А. право собственности в порядке приватизации на жилое помещение – квартиру, расположенную по адресу <адрес>.
 

    Настоящее решение является основанием для регистрации права собственности.
 

    Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда через Тоцкий районный суд Оренбургской области в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
 

    Судья: Н.К. Образцова
 

    Мотивированное решение составлено 22 сентября 2014 года.